УДК 378.147:34 ББК 74.580 Ж 51
О.А. Желнова
Преподаватель правовых дисциплин Негосударственного образовательного учреждения «Балашовский кооперативный техникум»; E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье описаны основные методологические подходы к процессу формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов. Для каждого подхода раскрыты основные цели, содержание, формы, средства и результат.
Ключевые слова: методология, профессиональная подготовка, профессионально-
коммуникационная компетентность.
O.A. Zhelnova
Lecturer of Legal Disciplines, the Nonstate Educational Institution of Balashovsky Cooperative Technical School; E-mail: Zhelnova. oksana@mail. ru
METHODOLOGICAL APPROACHES TO SHAPING PROFESSIONAL-COMMUNICATION COMPETENCE IN THE FUTURE LAWYERS
Abstract. The paper describes the basic methodological approaches to shaping professional-communicative competence in the future lawyers. The main objectives, the content, forms, means and results are given for each approach.
Keywords: methodology, professional training, professional-communication competence.
Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, современная образовательная парадигма требует совершенствования подготовки будущих юристов в условиях среднего профессионального образования: квалификация специалистов должна определяться способностью быстрой адаптации к изменяющимся условиям современного общества, умением ориентироваться в образовательном пространстве. Современное профессиональное образование должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, развития их способностей самостоятельно решать жизненные и личностные проблемы [1]. Такое совершенствование необходимо обеспечить прочной научной основой, подкрепленной соответствующими исследованиями, объективность которых зависит от выбора методологии подготовки специалистов.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения полученных знаний в практику образования.
С нашей точки зрения, важнейшими методологическими подходами к процессу формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов являются гуманистический, культурологический, когнитивный, личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, технологический, системный, моделирующий подходы.
Гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и др.) способствует обеспечению активной образовательной среды при формировании профессионально-
коммуникативной компетентности; предполагает создание условий, направленных на развитие способностей студентов. Гуманистический подход акцентирует свое внимание на целостном развитии личности, её духовных и познавательных способностях, освоении универсальных ценностей культуры.
Культурологический подход (Д.С. Лихачев, В.А. Сластёнин и др.) - это методологический принцип, который предполагает приобщение субъекта образования к общечеловеческой культуре и самореализацию в ней, а также позволяет рассматривать педагогические явления в различных аспектах социокультурной детерминированности.
Отражая сущность культурологического подхода к профессиональнокоммуникативному общению, где основными принципами являются гуманное отношение, уважение к личности студента, наполнение диалога нравственным и этическим содержанием, в рамках этого подхода актуализируется проблема выстраивания межличностных отношений преподаватель-студент, возрастает роль личности педагога, несущего высокий эталон нравственности, способного придать необходимую стилистику общению и способного к саморазвитию в коммуникативной сфере деятельности будущего юриста.
Личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, С.А. Рубинштейн и др.) отражает наиболее существенную системообразующую связь взаимоотношения между студентами и преподавателями в учебном процессе техникума.
Когнитивный подход - это методологический принцип, предполагающий такую организацию образовательного процесса, которая позволяет осуществлять воздействие на сознание учащихся с целью формирования у них устойчивого образа-явления, процесса или отношения для использования в качестве модели действия.
В структуре феномена «профессионально-коммуникативная компетентность» когнитивный подход отражает процессы переработки информации. Это анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов ее использования и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации, а также взаимодействие с уже имеющейся, организация хранения и восстановления ее в долгосрочной памяти.
Деятельностный подход - это методологический принцип, который предполагает необходимость изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: целей, мотивов, действий, операций, способов
регулирования, контроля, анализа результатов (Л.С. Bыготский, П.ЯГальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, П.Г. Щедровицкий и др.).
Данный подход к формированию профессионально-коммуникационной компетентности ориентирует на выделение в образовательных стандартах основных результатов обучения и воспитания и формирование универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания обучения, так как образование не может быть практико-ориентированным без приобретения обучаемым опыта деятельности.
Аксиологический подход - это методологический принцип, ориентированный на исследование тех ценностей, которые составляют фундамент духовной жизни современного общества, изучение целенаправленного использования их формирующих возможностей в образовании (Е.В. Бондаревская, М.В., Богуславский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, Е.Н. Шиянов и др.).
Реализация этого подхода при формировании профессионально-коммуникативной компетентности предполагает поиск оптимального соотношения традиционных гуманистических ценностей с теми ориентирами, которые востребованы в постиндустриальном информационном обществе.
Технологический подход - это методологический принцип, который предполагает обеспечение учебно-педагогического взаимодействия, основанного на овладении юристом в
социальной сфере вариативными технологиями и на их использовании в образовательном процессе с целью достижения высокой результативности в деятельности.
Основным инструментом в технологическом подходе к формированию профессиональнокоммуникативной компетентности будущего юриста выступают новые коммуникационные технологии, благодаря которым студенты активнее проявляют собственную субъектность в образовательном процессе, свободнее чувствуют себя при решении сложных задач, требующих нестандартных решений, тем самым приобретая опыт, необходимый для специалиста.
Системный подход (В.К. Загвязинский, В.В. Краевский и др.) к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом. Это методологический принцип специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент научного знания, как «педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие» [2, с. 9-14].
При системном подходе исследуется возможность воздействия отдельно объекта на всю систему и изменения ее в результате такого воздействия. Объектами системы образования могут быть студент, преподаватель, дидактические средства и т.п., находящиеся во взаимодействии друг с другом.
Моделирующий подход (А.Н. Дахин, С.И. Архангельский, В.Д. Могилевский и др.) основан на включении в учебный процесс среднего профессионального учебного заведения определенного вида поставленных педагогических задач, позволяющих моделировать условия будущей профессиональной деятельности. Предлагаемый вариант методологического подхода подготовки специалистов выбран на основании изучения научной литературы, анализа опыта, отражает реальный образовательный процесс в условиях техникума.
В качестве основных уровней сформированности профессионально-коммуникативной компетентности у будущих юристов мы выделили три уровня профессиональнокоммуникативной компетентности.
Низкий (элементарный) уровень - минимальная степень владения знаниями, умениями и навыками общения, индифферентное отношение к полученной информации, непонимание профессиональной, иногда и личностной значимости профессиональнокоммуникативной компетентности, отсутствие познавательного интереса. Низкий уровень рефлексии, агрессивный (конфликтный) стиль поведения. Отсутствие стремления корректировать свои действия и поведение. Неадекватность в осознании.
Средний (достаточный) уровень - достаточный объем научных знаний, которые системно организованы. Средняя степень адекватности. Небольшой репертуар коммуникативных стратегий. Низкая конфликтность. Достаточная степень владения навыками и умениями профессионально-коммуникативного общения. Устойчивый познавательный интерес. В основном адекватная самооценка собственного уровня профессионально-коммуникативной компетентности.
Высокий (творческий) уровень - значительный объем осознанных, прочных, системных научных знаний. Уверенное владение навыками, средствами и умениями эффективного общения. Развитые учения саморегуляции. Позитивное отношение к другим. Профессиональная направленность личности. Установка на самореализацию. Высокая степень познавательного интереса. Адекватная самооценка собственного уровня профессионально-коммуникативной компетентности.
Вышеперечисленные подходы, критерии, уровни определяют образовательную стратегию и тактику процесса профессиональной подготовки будущего юриста в социальной сфере на базе среднего профессионального учебного заведения.
1. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологичексий подход в профессиональной подготовке будущих специалистов университета // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. № 3.
2. Загвязинский В.К., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. № 2. С. 9-14.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
References:
1. Begidova, S.N., Khazova, S.A. Akmeology approach in vocational training of the future university experts // The Bulletin of the Adyghe State University: the network electronic scientific edition. 2008. №3.
2. Zagvyazinsky, V.K., Zakirova, A.F. The idea, the plan and the hypothesis of pedagogical research // Pedagogics. 1997. № 2. P.9-14
3. Bespalko, V. P. The components of pedagogical technology. М: Pedagogics, 1989. 192 pp.