Научная статья на тему 'Методологические подходы к противодействию теневым процессам в контексте обеспечения экономической безопасности'

Методологические подходы к противодействию теневым процессам в контексте обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕНЕВИЗАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ТЕНЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMY DESHADOWING / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / SHADOW PROCESSES / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Алексей Александрович

Теневая экономика, являясь совокупностью негативных социально-экономических процессов, существует на фоне разрастания коррупции в государственных органах, в системе законодательной и исполнительной власти, и это в свою очередь провоцирует возникновение новых форм и видов теневой экономики. В статье автором раскрыты особенности теневой экономики как угрозы экономической безопасности. Также рассмотрены вопросы повышения эффективности активного противодействия теневым процессам на основе методологических подходов и принципов, выделены ключевые подходы к детеневизации. Показана необходимость определить стратегические направления управления процессами детеневизации экономики, при которых применение методологических подходов будет способствовать созданию действенного механизма, чтобы экономические, правовые, организационные, морально-психологические издержки многократно возрастали бы для тех субъектов, которые предпочли теневые формы экономической деятельности. В статье рассмотрены вопросы теневой экономики как угрозы экономической безопасности, сформулированы принципы противодействия данному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO COUNTERACTION SHADOW PROCESSES IN THE CONTEXT OF SECURITY ECONOMIC SECURITY

The shadow economy, being a combination of negative socio-economic processes, exists amid growing corruption in state bodies, in the system of legislative and executive powers, and this, in turn, provokes the emergence of new forms and types of shadow economy. The author discloses the features of the shadow economy as a threat to economic security. The issues of increasing the effectiveness of active opposition to shadow processes based on methodological approaches and principles are also considered, key approaches to childization are highlighted. The need is shown to determine the strategic directions of managing the processes of economization of children, in which the application of methodological approaches will contribute to the creation of an effective mechanism so that economic, legal, organizational, moral and psychological costs would increase many times for those entities that prefer shadow forms of economic activity. The article considers the issues of the shadow economy as a threat to economic security, formulates the principles of counteraction to this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к противодействию теневым процессам в контексте обеспечения экономической безопасности»

УДК 338.1

Кузнецов Алексей Александрович,

старший инспектор по особым поручениям, Организационно-аналитический департамент МВД России, РФ, г. Москва, e-mail: stalk554@yandex.ru

методологические подходы к противодействию теневым процессам в контексте обеспечения экономической безопасности

Реферат. Теневая экономика, являясь совокупностью негативных социально-экономических процессов, существует на фоне разрастания коррупции в государственных органах, в системе законодательной и исполнительной власти, и это в свою очередь провоцирует возникновение новых форм и видов теневой экономики. В статье автором раскрыты особенности теневой экономики как угрозы экономической безопасности. Также рассмотрены вопросы повышения эффективности активного противодействия теневым процессам на основе методологических подходов и принципов, выделены ключевые подходы к детеневизации. Показана необходимость определить стратегические направления управления процессами детеневизации экономики, при которых применение методологических подходов будет способствовать созданию действенного механизма, чтобы экономические, правовые, организационные, морально-психологические издержки многократно возрастали бы для тех субъектов, которые предпочли теневые формы экономической деятельности. В статье рассмотрены вопросы теневой экономики как угрозы экономической безопасности, сформулированы принципы противодействия данному явлению.

Ключевые слова: детеневизация; методологические принципы; теневые процессы; экономическая безопасность.

UDC 338.1

Kuznetsov Alexey,

senior inspector for special assignments, Organizational and analytical Department of the Ministry of internal Affairs of Russia, Russia, Moscow, e-mail: stalk554@yandex.ru

methodological approaches to counteraction shadow processes in the context of security economic security

Abstract. The shadow economy, being a combination of negative socio-economic processes, exists amid growing corruption in state bodies, in the system of legislative and executive powers, and this, in turn, provokes the emergence of new forms and types of shadow economy. The author discloses the features of the shadow economy as a threat to economic security. The issues of increasing the effectiveness of active opposition to shadow processes based on methodological approaches and principles are also considered, key approaches to childization are highlighted. The need is shown to determine the strategic directions of managing the processes of economization of children, in which the application of methodological approaches will contribute to the creation of an effective mechanism so that economic, legal, organizational, moral and psychological costs would increase many times for those entities that prefer shadow forms of economic activity. The article considers the issues of the shadow economy as a threat to economic security, formulates the principles of counteraction to this phenomenon.

Keywords: economy deshadowing; methodological principles; shadow processes; economic security.

Анализ теоретических подходов к проблеме возникновения теневой и криминальной экономики позволяет констатировать, что «само явление теневой экономики представ-

ляет из себя совокупность негативных социально-экономических процессов, которые протекают и эволюционируют на фоне разрастания коррупции в государственных орга-

нах, в системе законодательной и исполнительной власти, что, как следствие, приводит к возникновению новых форм и видов теневой экономики» [5].

Трудности в выявлении и расследовании преступлений, в соблюдении принципа неотвратимости наказания за участие в теневой деятельности отрицательно сказываются на экономической безопасности государства.

Следует отметить, что основными тенденциями развития преступлений экономической направленности на сегодняшний день являются:

- проникновение в новые сферы экономической деятельности. Этому способствуют переход к цифровизации экономических отношений, в особенности в основных сферах жизнедеятельности (промышленность, транспорт, топливно-энергетический комплекс, государственное управление, документооборот), наращивание соответствующих профессиональных компетенций и замена труда человека электронными системами и комплексами;

- сохранение условий для хищений активов предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе денежных средств, получаемых от потребителей за поставленные энергоресурсы;

- уклонение от уплаты налогов;

- производство и сбыт фальсифицированных и некачественных нефтепродуктов;

- незаконные операции с земельными участками и имуществом, находящимися в федеральной и муниципальной собственности;

- углубление криминализации сфер жилищно-коммунального хозяйства (обращения с отходами, в том числе связанными с необоснованным увеличением тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов), недропользования, энергосбыта, оборота водных биологических и иных природных ресурсов, образования, здравоохранения и строительства;

- развитие деятельности по обмену физических валют на криптовалюты, признаваемые на территории России;

- быстрая адаптация преступников к мерам противодействия [3, с. 23-24].

В таких условиях возрастает вероятность усиления теневой экономики, которая

имеет свои особенности. Данные процессы неразрывно связаны со всеми сферами общественной жизни. Они встраиваются в институциональную экономику, влияют на деятельность государственных институтов.

Теневая экономика представляет угрозу экономической безопасности любого государства. По мере развития теневой экономики необходимо принимать меры по ее нейтрализации.

Существуют два стратегических направления противодействия:

1) наблюдение и невмешательство;

2) противодействие теневой экономике на основе определенных принципов.

Выбор очевиден - только активное противодействие теневым процессам может способствовать социально-экономическому развитию страны и повышению уровня ее экономической безопасности.

В то же время следует отметить некоторые особенности российской экономики, которые заставляют взглянуть на процессы детеневизации несколько иначе. Речь идет о повышении эффективности активного противодействия теневым процессам на основе методологических подходов и принципов. Какие из них являются ключевыми, будет показано ниже.

1. На первое место поставим методологический подход, связанный с созданием и предоставлением общественных благ государством, которое является монополистом в данной сфере. В качестве примера можно привести законодательство, регулирующее экономические отношения. Законодательство должно быть нацелено на стимулирование конкуренции в контексте обеспечения безопасности личности, общества, государства и т.д.

Если этого не происходит, то монополия государства постепенно исчезает. Место государства занимают неформальные организации. Вот здесь и появляются теневые и криминальные отношения. В 90-х годах XX века именно они «обеспечивали контроль за «правильным» исполнением в экономике негласных теневых норм предпринимательского и трудового поведения, «отправляли» юстицию, принимая судебные и полицейские решения «по понятиям», «разводя» спорящие стороны в качестве третейских судей, наказывая нарушителей, и т.п.» [1, с. 120].

44

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2. Вторым методологическим принципом работы механизма по противодействию теневой экономике является учет специфики формирования «цены» в той или иной сфере теневой экономики. Речь идет о такой ключевой характеристике теневой экономики, как издержки, величина и динамика которых находится в прямой зависимости от того, какая модель деятельности избирается субъектом теневой экономики.

Результаты исследований говорят о том, что товары и услуги в процессе теневизации экономики в какой-то степени становятся дешевыми для основного его потребителя или заказчика - населения.

действительно, теневой сектор позволяет выжить населению. Доходы крайне низки. А теневая экономика как раз предлагает дешевые товары и услуги. Кроме того, здесь имеются широкие возможности для заработка. «Убей» этот сектор - и жизнь населения станет невыносимой.

Описанная модель соответствует принципу минимакса, который заключается в максимизировании полезности (выгоды) и минимизировании издержек (затрат). «Если требованиям принципа минимакса наиболее полно удовлетворяют неформальные правила, то с большей вероятностью будет сделан выбор именно этих правил, нежели формальных. В то же время следует отметить, что те, кто придерживаются такого подхода, должны осознавать его иллюзорность.

3. Следующий методологический принцип противодействия теневой экономике заключается в учете существующих корреляционных связей между свойствами целого ряда негативных явлений теневой экономики. Например, учеными уже доказано существование корреляционной связи между коррупцией, жесткостью государственного регулирования, непосильным налоговым бременем и существованием теневой экономики.

Так, в соответствии с проведенными исследованиями картина таких корреляционных зависимостей выглядит следующим образом:

- доказано существование зависимости между размером теневой экономики и жесткостью регулирования (чем жестче регулирование, тем больше величина теневой экономики);

- связь между теневой экономикой и налоговым бременем также носит положительный характер: анализ показал, что коэффициент корреляции для 19 постсоциалистических стран достаточно высок, он равен 0,56;

- между степенью коррупции и величиной теневой экономики также существует положительная зависимость: чем выше уровень коррупции, тем больше величина теневой экономики;

- зависимость между размером теневой экономики и степенью общественной безопасности носит отрицательный характер: чем выше уровень безопасности, тем меньше размер теневой экономики [6].

В то же время отдельные исследователи выделяют корреляционную зависимость между характеристиками переходного периода (1989-1995 гг.) и изменениями в доле частного сектора и размерами теневой экономики [6].

Обусловленность способа решения проблемы в поведении экономических субъектов и наибольшая частота осуществления соответствующего поведения также рассматривается как корреляционная зависимость. «Эффект частоты-зависимости» заключается в том, что индивид в практике хозяйствования с наибольшей вероятностью выбирает такое поведение, которое наблюдает чаще всего. Действие эффекта «частоты-зависимости» проявляется в закреплении (фиксации) определенного типа выбора (способа решения задачи) в поведении экономических единиц по причине того, что именно такой выбор (способ решения) осуществляется в обществе наиболее часто.

Теневой сектор и отраслевая структура экономики зависит от интенсивности структурных сдвигов. Это еще одна корреляционная зависимость.

Кроме того, отдельные исследователи видят в такой связи эффект стабилизации легальной экономики. Например, Е. Г Нагорно-ва пишет: «Неофициальная экономика стала своеобразным стабилизатором экономики западных стран, а именно: чем меньше прирост производства в официальном секторе, тем выше подъем в неофициальном, и наоборот» [5].

4. Следующий принцип основывается на сочетании участия государства в регулировании экономики и соблюдении правовых

норм, регулирующих экономическую деятельность.

Если обратиться к истории, то можно констатировать следующее: уход государства из сферы силового обеспечения легитимно-

системные параметры теневой экономики» [6].

Ниже предлагается четырехфакторная модель определения теневых процессов (рисунок 1).

ддолевве ннршнегэс п&стпятелъств.: финансовое даклсннс (жадность, а-кг'гнь ас ткроппван, ДОЛГИ, фвслансинъи: ПОНгрИ, ос [рал. вннрсСноси и ДОШЛИ); дашмнн нирокив н ми у&нък прнстрастнй; давление. связанное с работой: прочие б1 шы хвате нее я н т.л.

сорность: нссппсоСжогть иш.'ншь иачссто рибоаы: нарушение нрнншЕЕЕи

НСОГЕраТИМОСТН НЙЬ"Н.";ЯН11Я;

яшфы [ ын доступ к ннфирмиин н; ЩКШШКШСси л ^ииик.'^иик1;

отсутствие ¡книгой н е[

т.д.

С.'амйлпранданп«: моя фирма мне

аадмжйда; я кйлып пии.с^у д^ныи НИ ир?НЯ; 41 куй ннноыу Ш

будет; я з&служнняч бплннщ ягл езди род; I? к и ка (динк1 ц-елн: Ш^И

ИШ - №11

[КПуТЯИНСЙ, EI.HI свони

Одяготюлучием

Оспйеннйстн чотинэнеси: склонность с янднтюрктму, нсчсстнсктъ, отсутстннс сфпрмнронялнттсся ыирачьно-нраЕСЕвеннъсх. усЕаншюк. сла&лпь харакидо. жтщниниму влиянию.

антиобщественная направленкоДъ н т.д.

Рисунок 1 - Четырехфакторная модель четырехугольника обстоятельств и мотивов действий

субъекта теневых отношений

го принуждения обусловил то, что функции организованного насилия взяли на себя группы, использующие для согласования усилий входящих в нее членов неформальные правила.

При использовании принципа легитимного принуждения органы власти могут оказывать существенное влияние на материальные интересы людей и стратегию их удовлетворения, между которыми существует корреляционная зависимость.

5. Еще один методологический принцип нейтрализации теневых отношений связан с учетом особой системности теневой экономической деятельности. Социально-экономический механизм теневого сектора экономики - это способ функционирования экономических процессов и управления ими в целях незаконного обогащения, удовлетворения потребностей определенной части общества при незаконном использовании экономических ресурсов.

«Уникальность системности теневой экономики проявляется через такую ключевую характеристику, как субъекты теневой экономической деятельности. Субъектный состав теневой экономики помогает глубже понять

В целях выявления причин теневых процессов определенный интерес представляет анализ механизма извлечения доходов в условиях рыночных отношений субъектами теневой экономики. Рассматриваются мотивы и обстоятельства, совершения теневых экономических явлений конкретным субъектом, известный ранее как «треугольник мошенничества», включающий «давление внешних обстоятельств - возможность - самооправдание».

Между тем анализ представленной модели только наталкивает на понимание сущности происходящих процессов, но не выявляет причины.

Предлагается четырехфакторную модель описать функцией:

ТДС = ф (Кдво, Кв, Клк, Ксо), (1) где: ТДС - теневая деятельность субъекта; Кв - коэффициент возможности; Клк - коэффициент слагаемых мотивации; Ксо - коэффициент самооправдания.

При этом остается нерешенной проблема взаимосвязи параметров субъекта теневой деятельности с издержками, возникающими в теневых экономических отношениях. А здесь можно указать на определенную за-

46

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

кономерность: издержки являются тем фактором, который является преградой на пути выбора субъектом экономических отношений конкретной модели поведения.

Таким образом, сегодня важно определить стратегические направления управления процессами детеневизации экономики на основе описанных выше конкретных методологических принципов. Их применение будет способствовать созданию действенного механизма, при котором экономические, правовые, организационные, морально-психологические издержки многократно возрастали бы для тех субъектов, которые предпочли теневые формы экономической деятельности.

Развитие плюрализма законных мер воздействия на теневую экономику может являться основой шестого методологического подхода к противодействия теневой экономики в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

Список литературы:

1. Быков, В. Н. Организованные формы криминальной экономической деятельности как угроза безопасности России : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Быков Виталий Николаевич ; Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2006. - 223 с.

2. Каменский, А. Ю. Управление обеспечением безопасности в условиях институционализации теневой экономики в России : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2004. - 160 с.

3. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития: аналитический обзор. - Москва : ВНИИ МВД России, 2020. - 86 с.

4. Нагорнова, Е. Г Управленческий механизм вытеснения теневой экономики для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2004. - 157 с.

5. Новиков, В. В. Современные подходы к противодействию органами внутренних дел теневой экономике / В. В. Новиков // Научный альманах; под науч. ред. д-ра хим. наук, проф., акад. РАЕН, РЭА, МААНОИ, ЕАЕН Г К. Лобачевой. - Выпуск 1. - Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2019. - С. 192.

6. Островский, О. Б. Механизм противодействия теневым экономическим явлениям на потребительском рынке в системе обеспечения экономической безопасности государства : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2005. - С. 109-110.

7. Lasko, М. Hidden economy - an unknown quantity? Comparative analysis of hidden economies ш transition ^untoes, 1989-1995 / М. Lasko // Economics of Transition. - 2000. - Vol. 1. - С. 117-145.

References:

1. Bykov V. N. Organizovannye formy kriminal'noi ehkonomicheskoi deyatel'nosti kak ugroza bezopasnosti Rossii, Cand. econ. sci. diss. Saint Petersburg, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, 2006, 223 p.

2. Kamenskii A. Yu. Upravlenie obespecheniem bezopasnosti v usloviyakh institutsionalizatsii tenevoi ehkonomiki v Rossii, Cand. econ. sci. diss. Saint Petersburg, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry,

2004, 160 p.

3. Kompleksnyi analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossiiskoi Federatsii po itogam 2019 goda i tendentsii ee razvitiya: analiticheskii obzor. Moscow, VNII MVD Rossii Publ., 2020, 86 p.

4. Nagornova E. G. Upravlencheskii mekhanizm vytesneniya tenevoi ehkonomiki dlya obespecheniya ehkonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, Cand. econ. sci. diss. Saint Petersburg, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, 2004, 157 p.

5. Novikov V. V. Sovremennye podkhody k protivodeistviyu organami vnutrennikh del tenevoi ehkonomike, Nauchnyi al'manakh, Issue 1, Volgograd, IP Chernyaeva Yu.I. Publ., 2019, p. 192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ostrovskii O. B. Mekhanizm protivodeistviya tenevym ehkonomicheskim yavleniyam na potrebitel'skom rynke v sisteme obespecheniya ehkonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva, Cand. econ. sci. diss. Saint Petersburg, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry,

2005, pp. 109-110.

7. Lasko М. Hidden economy - an unknown quantity? Comparative analysis of hidden economies ш transition соuntries, 1989-1995, Economics of Transition, 2000, Vol. 1, pp. 117-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.