6. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Владос, 2001. - 320 с.
7. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 1997. - 180 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.
Ламаева Баярма Васильевна - старший преподаватель кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Lamaeva Bayarma Vasilievna - senior teacher of methods of teaching humanities department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК 378.1+37.013.42 T.C. Базарова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В статье рассматриваются основные подходы к исследованию содержания и сущности профессионального образования, приводятся их характеристики и особенности реализации в профессиональной подготовке социального работника.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный работник, личностно-ориентированное образование, компетентностный подход.
T.S. Bazarova METHODOLOGICAL APPROACHES TO SOCIAL WORKER PROFESSIONAL TRAINING
The article deals with the main approaches to studying of the content and nature of vocational education, their characteristics and features of implementation in professional training of social workers are given.
Keywords: vocational training, social worker, personal-oriented education, competence approach.
Мировой опыт показывает, что на первое место выходит понимание профессионального образования как социального института, создающего условия и способствующего развитию личности в соответствии с индивидуальными потребностями, склонностями, стремлениями, в том числе в аспекте профессиональной деятельности. Это соответствует и тенденциям развития рынка как социальноориентированного, становящегося инструментом решения задач социального развития.
Развитие рыночных отношений во всех сферах жизни общества предопределяет необходимость нового подхода к пониманию роли, содержанию и организации деятельности образования в целом и одного из важнейших его звеньев - профессионального образования в частности.
При этом возрастает роль человеческого фактора. Роль человека в производстве становится ролью творца и организатора. Недооценка статуса человека в производственной среде ведет не только к спаду и разрушению самого производства, но также и к социально-политическим и экономическим катастрофам. В связи с этим особо важно преодоление технократического взгляда на профессиональное образование как на систему, ориентированную главным образом на развитие у обучаемых способности в какой-либо конкретной области труда.
Решение проблем развития профессионального образования опирается на следующие позитивные тенденции в развитии отечественной системы образования, которые сложились в процессе ее модернизации:
• формирование идеологии развития в единстве общества, образования и личности;
• постепенный переход к личностно-ориентированному образованию;
• переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности;
• повышение автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и обучающихся;
• расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения для развития системы образования;
• переориентация образовательного процесса на овладение обучающимися универсальными способами усвоения знаний (постижение науки учиться);
• переход к освоению информационных технологий;
• использование образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры;
• развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей среды [1, с. 57].
В научной литературе достаточно глубоко разработаны теоретико-методологические вопросы профессионального образования.
Методологической основой исследования выступают общенаучные подходы: системный, деятельностный, культурологический, определяющие роль регионального подхода в проектировании процесса профессиональной подготовки социального работника. В качестве методологических ориентиров также выступают гуманистический, личностно-ориентированный, компетентностный, аксиологический, акмеологический подходы.
Системный подход предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных элементов, а тех системообразующих характеристик, которые определяют его внутреннюю природу и качественное своеобразие, принципы его построения, структурирования.
Для любой системы характерным является определение ее структуры. Структура как бы пронизывает все элементы системы единой нитью, представляя собой ее целостную характеристику. Поэтому выявление структуры связано, с одной стороны, с установлением целостного, с другой - дифференцированного характера объекта. Изучая педагогические системы, В.В. Краевский отмечает, что система обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, она может рассматриваться как элемент высшей, по отношению к ней, более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем. Системность организации науки обусловлена принципиальной и непременной системностью научного знания, для генерирования, хранения и передачи которого она предназначена. Принцип системности - доминирование целостного знания над элементами, его составляющими -предполагает выделение компонентов процесса профессиональной подготовки и рассмотрение их с позиции системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Содержательной стороной принципа системности является субординация целей, связей элементов и отношений. Принцип системности связан с гносеологическими функциями, с общей методологией познания, с ценностными ориентациями в познании, комплексным подходом в исследовании [2, с. 78].
В педагогике существуют различные подходы использования общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет пять структурных составляющих педагогической системы: субъект педагогического воздействия, объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения, средства педагогической коммуникации.
На основании анализа сущности понятия «педагогическая система» выяснено, что она представляет собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека. Педагогическая система предполагает полноту компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.
Система профессиональной подготовки социальных работников является разновидностью педагогической системы, поскольку обладает всеми присущими такой системе признаками: служит основанием теоретического осмысления и построения педагогической деятельности; включает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами; обеспечивает выполнение ценностно-смысловых, нормативных, технологических и процессуально-результативных функций педагогической деятельности; способствует достижению поставленных целей развития человека [2, с. 79].
В процессе проектирования личности будущего специалиста исследователи выделяют принципы целостности и развития.
Принцип целостности в восприятии явлений действительности и, в частности, педагогических явлений проявляется в четком определении соотношения между методами познания (дедукцией и индукцией), в понимании профессиональной деятельности как целостного феномена, существующего в реальном мире в многообразии его проявлений. Данный принцип в процессе становления профессиональной деятельности продуцирует определенную направленность в познании целого, обеспечивает взаимосвязи целого и его частей, психолого-педагогических теорий и практики обучения. Основным средством реализации принципа выступают межпредметные и внутрипредметные связи.
В философском толковании под «целостностью» понимают внутреннее единство объекта, его относительную автономность, независимость от окружающей среды. При этом имеется в виду, что «часть» и «целое» как философские категории выражают отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы - в качестве его частей.
Принцип развития утверждает, что в основании обучения лежит фундаментальный закон развития высших психических функций человека, и в данном комплексе принципов занимает ведущее место. Развитие мы понимаем как универсальное свойство материи и всеобщий принцип бытия. Развитие выступает высшим типом изменения движения, определяющим направленность качественных изменений.
Развитие связывают с понятием сложных, но конечных систем. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность (В.Г. Афанасьев). Первоосновой развития сложной системы выступает процесс дифференциации, который оценивается как средство осуществления направленности развития от общего к частному.
В дидактике принцип развития раскрывается через содержание определенного типа обучения -развивающего обучения. Л.С. Выготский вводит понятие правильно организованного обучения. Таким является обучение, которое «забегает» вперед развития личности. В основании обучения лежит фундаментальный закон развития высших психических функций человека. Таким образом, принципы целостности и развития являются классическими и определяют весь педагогический процесс профессиональной подготовки социального работника.
Система профессионального образования, как показывает анализ научных работ, основана на принципах гуманизма, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.
Принцип гуманизма реализуется через целенаправленную ориентацию образования на личность обучаемого, выявление и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.
Принцип фундаментализма обеспечивает целостность, глубину и взаимопроникновение социально-философских, общепрофессиональных и специальных знаний при подготовке специалиста. Фундаментализм обеспечивает высокий общекультурологический уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность
Принцип универсальности и альтернативности реализуется через удовлетворение запросов общества в определенных специалистах и обеспечивает полный набор специальностей, востребованных на рынке труда. Принцип преемственности реализуется через образовательные программы различных ступеней и видов образования, через различные типы образовательных учреждений.
Прогностический принцип обеспечивает полифункциональную, всестороннюю подготовку специалистов с учетом востребованности специалистов для конкретного региона и для решения конкретных проблем.
Таким образом, данные принципы обусловливают функционирование любой системы, в т.ч. системы образования.
Деятельностный подход позволяет рассматривать его как специфическую форму общественноисторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. А реальная действительность предъявляет серьезные требования к осуществлению профессионального образования как деятельности. Еще в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» указывалось, что предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Социальная работа относится к
сфере услуг и государственной службы. Запросы современной социальной сферы к образованию находятся в динамике и поэтому деятельностный подход всегда актуален.
Особенно важен постулат, что именно в деятельности осуществляется развитие личности. Дидактический принцип развития личности предусматривает единство деятельности и сознания личности, обеспечивающее развитие мышления обучающихся (К.А. Абульханова-Славская).
К основным признакам развития личности могут быть отнесены способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно (М.Н. Скаткин); дисциплинированность мышления (П.П. Блонский); обучаемость (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская); умение применять усвоенные знания (Ю.А. Самарин); перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер); усвоение чувственного опыта (Л.В. Занков); теоретическое мышление (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Следовательно, реализуя деятельностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста, необходимо соотносить его профессионально-личностное развитие с требованиями практической деятельности.
Специалисты в области социального образования (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий и др.) также обосновывают приоритет гуманистической парадигмы в подготовке будущих специалистов по социальной работе.
Ситуация, которую переживает российское общество, - глубокий экономический, социальный, культурный и нравственный кризис, - ставит перед системой профессионального образования задачу подготовки специалиста не только профессионально компетентного и конкурентноспособного, но и гуманистически ориентированного. Эта задача может быть решена только в рамках новой гуманистической парадигмы образования.
Гуманизировать профессиональную деятельность будущего специалиста - это значит, во-первых, поставить в его подготовке акцент, прежде всего, на науках о человеке и обществе, а во-вторых, включить в нее задачу формирования не только профессиональных умений, но и духовного мира будущего профессионала, определенных нравственных качеств.
Гуманизация образования понимается как процесс создания условий для персонифицированного присвоения студентом элементов культуры; это признание ценности конкретного человека, создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей каждого обучаемого, его самореализацию; это реализация в процессе образования нравственных ценностей, уважения личности студента на уровне принятия его личностных целей, интересов, потребностей; это социальный процесс, включающий широкий спектр нравственных проблем, связанных и с личностью преподавателя.
Среди основных направлений реализации этого подхода ученые выделяют:
• повышение у студентов удовлетворения трудом и учебой, основанного на взаимосвязи экономических и педагогических механизмов стимулирования профессионального обучения и деятельности;
• разработка правовых основ социальной защиты прав молодежи;
• формирование гуманных отношений между обучающимися;
• расширение в содержании профессионального образования круга гуманитарных дисциплин, гуманитаризация профессионального образования [2, с. 32].
Идеи гуманизации образования нашли свое полное отражение в личностно-ориентированном подходе, который обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть, гражданином, семьянином, тружеником) и свойств объекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Системообразующим фактором новой парадигмы профессионального образования является личность обучаемого в личностно-ориентированном образовательном процессе. Личностноориентированное образование - это такое образование, которое не только вооружает человека знаниями, умениями, навыками, но и помогает ему в решении его жизненных, личных проблем (Е.В. Бондаревская).
Личностно-ориентированное образование основывается на следующих принципах:
• признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъектного опыта;
• обучаемый не становится, а изначально является субъектом познания;
• при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать субъектный опыт (опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретенный ранее в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения и т.д.) каждого обучающего;
• развитие предполагает внутренние изменения в личности: в ее психике, сознании, ценностях, потребностях и т.д. (Т.Д. Рогачева, Л.М. Потапова).
Интегральный результат развития состоит в возникновении у обучаемого качеств самоорганизующегося субъекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости по отношению к негативным влияниям, профессиональной мобильности.
На основании сущностных характеристик личностно ориентированного профессионального образования Г.В. Мухаметзянова и Ф.Ш. Мухаметзянова выделяют его основные признаки:
• главная цель - развитие личности обучаемого;
• личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
• педагоги и учащиеся выступают полноправными субъектами образования;
• ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
• формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
• полноценная компетентность обучаемого обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта.
Исходя из данных признаков, основные концептуальные положения личностно ориентированной парадигмы профессионального образования выглядят следующим образом:
• личностная и профессиональная подготовка специалиста социальной сферы рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта подготовки на всех этапах образовательного процесса. Этот аспект предполагает субъективную активность личности, которая творит себя и свое учение, при этом грань между процессом обучения и воспитания становится прозрачной;
• критериями эффективной организации профессиональной подготовки выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального развития личности специалиста;
• в качестве дидактической единицы профессиональной подготовки выступает учебнопрофессиональная ситуация, моделирующая все компоненты профессионального образовательного процесса;
• социально-профессиональные качества личности специалиста интегрируются в содержании и технологии подготовки, становятся факторами профессионального развития обучаемых, проектирования авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;
• ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого выражается в изменении соотношения нормативных требований к результатам подготовки, представленных в госстандартах образования, в требованиях к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самореализации в учебно-профессиональных видах социальной деятельности. Стандарт образования рассматривается не в качестве цели, а как средство, определяющее направление и границы использования содержания региональной системы подготовки как основы профессионального развития личности на разных ступенях непрерывного образования;
• фактором гармонизации процесса подготовки становится сотрудничество педагогов и обучаемых [4, с. 95-96].
Личностный подход взаимосвязан с индивидуально-творческим подходом. Данный подход основывается на учете своеобразия и особенностей личности, ее творческого потенциала. А личностный подход строится на помощи студентам в осознании себя личностями, в выявлении, раскрытии их возможностей, в оказании поддержки в самореализации, самоутверждении и самоопределении.
При работе с академической группой, курсом, потоком приоритет отдается личности, и одновременно подопечные студенты осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение рассматривается как инновационная педагогическая деятельность по созданию студентам оптимальных условий для развития их способностей, формирования самостоятельности, стремления к самообразованию, самореализации. Личность обучаемого в такой системе выступает целью образовательной системы.
Методологической основой профессиональной и творческой самореализации будущих специалистов выступает также акмеологический подход.
На разных этапах развития общества всегда остается актуальной проблема достижения вершин профессионального мастерства любым специалистом, т.е. его готовности к самостоятельному, ответственному и творческому решению профессиональных и жизненных задач, его индивидуальная, авторская система самореализации.
Акмеологическая педагогика ставит своей целью раскрытие творческого потенциала студента, обеспечивая ему возможность выполнения индивидуального маршрута в образовательном пространстве университета, в частности по открытым индивидуальным планам обучения.
Осуществление этого подхода позволяет вскрывать и приводить в движение личностные резервы социального работника, обеспечивающие овладение деятельностью и достижение вершин профессионализма.
Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно-профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике «Я-концепции», «Я-образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - «Я-концепция», центральным звеном которой является самоценность. Принятие собственной «самости» - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот, принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самоценности [2, с. 119]. Следовательно, положения и идеи акмеологического подхода, бесспорно, являются основополагающими в профессиональной подготовке социальных работников.
Практические и научные идеи аксиологического подхода также реализуемы при подготовке социальных работников.
Гуманизировать профессиональную деятельность будущего специалиста - это значит, во-первых, поставить в его подготовке акцент, прежде всего, на науках о человеке и обществе, а во-вторых, включить в нее задачу формирования не только профессиональных умений, но и духовного мира будущего профессионала, определенных нравственных качеств.
Любая деятельность, складывающаяся в значительной мере под воздействием конкретноисторических условий жизнедеятельности, направлена на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Позитивные (или осознаваемые как позитивные) ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые в процессе практической деятельности, становятся реальным двигателем развития человека и общества, одним из непременных условий их развития и совершенствования. Поэтому среди многочисленных детерминантов социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы жизни.
Философия ценностей социальной работы связана со спецификой данной профессиональной деятельности. В контексте общественных и личностных конфронтаций, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.
Методологической основой исследования также являются основополагающие идеи социологии, философии, педагогики, антропологии о социальной сущности человека, его целостности и творческой самореализации.
Социальная работа является практико-ориентированной профессией, поэтому для будущих специалистов наиболее актуальным представляется востребованный в последнее время компетентност-ный подход, который предполагает формирование у студентов готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В.В. Краевский компетентность определяет как готовность и способность молодых людей нести ответственность за собственное благополучие и благополучие всего общества. Под это всецело подпадает работа социального работника. Для этого система подготовки должна быть нацелена на развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, умений отстаивать свои права
и т.д. Они должны быть готовы к сотрудничеству, способны к созидательной деятельности, уметь вести диалог, находить содержательные компромиссы.
Таким образом, компетентность - интегральная система профессиональных и личностных качеств личности, реализующаяся и развивающаяся в деятельности и деловом общении, профессиональных взаимодействиях.
Формирование оснований оценки качества образования, его базовых критериев определилось, по мнению С.И. Григорьева, в начале нового столетия как сосуществование трех основных подходов, оказывающих влияние на характер дискуссий о компетенциях, о компетентном подходе как базовом критерии оценки качества образования:
1. Квалификационный подход, ориентирующий образовательный процесс, оценку его качества через определение уровня квалификации специалиста определенного профиля.
2. Компетентностный подход расширяет и углубляет оценку качества образования до формата системы совокупности ряда компетенций специалиста данного профиля, характера профессиональной деятельности.
3. Культуроцентрично-ориентированный подход к оценке качества образования акцентирует внимание на интеграции квалификаций и компетенций в контексте формирования и деятельности специалиста как субъекта всех сфер общественных отношений, национально-государственно и социокультурно-ориентированной личности, обладающей устойчивой системой ценностей, мотивации профессиональной активности, ее согласования с деятельностью во всех других сферах развития общества и человека.
Как известно, коллективом исследователей под руководством И.А. Зимней были выделены и обоснованы в качестве базовых пять основных ключевых социальных компетентностей: здоровьесбе-режения, гражданственности, социального взаимодействия с обществом, общения, информационнотехнологическая. Характеристика компетентностного подхода на примере вышеназванных социальных компетенций задает актуализированные теоретико-методологические и технологические основания анализа и их применения к модернизации современной системы управления качеством образования, совершенствованию образовательных государственных стандартов.
В то же время для современного студента, каждого специалиста независимо от его профиля стало стратегически важным в процессе обучения, во-первых, сформировать культуру образовательной деятельности и желание учиться всю жизнь, сохраняя адекватное отражение быстро изменяющейся социальной реальности, условий деятельности человека во всех сферах общественных отношений; во-вторых, обеспечить формирование и закрепление на рабочих местах специалистов адекватных социальному пространству-времени смысложизненных ориентаций и представлений о справедливости, системы ценностей; в-третьих, сформировать соответствующую культуру жизнеосуществления в каждой из основных сфер общественной жизни - социально-экономическую культуру личности, политическую культуру, культуру духовно-идеологической деятельности человека, его социальнобытовую и социально-экологическую культуру [3, с. 27].
Все это формирует на социоцентричной основе современное содержание и формы образовательной деятельности, задает новые стратегии и технологии оценки качества образования, для которых базовым становится принцип культуроцентричности.
Указанные подходы реализуются в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «социальная работа» с квалификацией (степенью) бакалавр, в котором в качестве требований к результатам освоения основных образовательных программ заложены общекультурные и профессиональные компетенции.
Однако развитие общества актуализирует новые проблемы и вопросы. Это подтверждает опыт других стран, где в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на основе компетенций.
Исходя из этого необходимо решение научной проблемы, суть которой заключается в выявлении особенностей профессиональной подготовки социального работника в системе университетского образования в регионе. Для этого требуется выявить сущностные характеристики личности и деятельности социального работника, обусловленные региональной спецификой их реализации, изучить вопросы формирования субъектной позиции студента как основополагающего компонента в проектировании его профессионально-личностного развития.
Таким образом, рассмотрев основные методологические подходы к исследованию и реализации профессиональной подготовки в системе высшего образования, мы определили:
• профессиональная подготовка, являясь педагогической системой, включает определенную совокупность целей, содержания, форм, методов и средств, обусловленных общественными и личностными потребностями субъектов педагогического взаимодействия;
• система профессиональной подготовки основана на принципах гуманизма, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности;
• реализуя деятельностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста, необходимо соотносить его профессионально-личностное развитие с требованиями практической деятельности;
• основополагающим принципом выступает направленность системы профессиональной подготовки на личность обучающегося, его приоритет в выборе содержания и форм обучения, интеграцию индивидуальных и социальных потребностей в развитии общества;
• формирование прочных знаний, умений и навыков является условием развития компетентности личности, которая обеспечивается путем включения в процесс обучения субъективного опыта студента, что, в свою очередь, обусловливает необходимость актуализации регионального подхода в проектировании профессионально-личностного развития социального работника.
Литература
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. - 208 с.
2. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. - М., 2001. - 365 с.
3. Григорьев С.И. Теоретико-методологические основы качества социального образования и культуры социологического мышления в современной России / Алт. гос. ун-т, Алт. регион. центр СО РАО; Алт. фил. иссл. центра проблем качества подготовки специалистов; Ин-т мониторинга качества регион. образоват. систем. - Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2001. - 55 с.
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы в регионе: теоретико-методологический аспект / Ф.Ш. Мухаметзянова; Казан. соц.- юрид. ин-т. - Казань : ИСПО РАО, 2000. - 171 с.
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, декан социально-психологического факультета Бурятского государственного университета.
Bazarova Tatyana Sodnomovna - doctor of pedagogy, dean of social-psychological department of Buryat State University.
УДК 159-9:378.4 (571.54) Г.И. Рогалева
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов в вузовском образовательном пространстве. Рассматриваются подходы и опыт создания университетской программы адаптации студентов-первокурсников.
Ключевые слова: образовательное пространство, адаптация, социальная адаптация.
G.I. Rogaleva ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS AT UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
The article describes the main problems and features of students’ adaptation in high school educational environment. The approaches and experience of building university program offirst-year student adaptation are concidered.
Keywords: educational environment, adaptation, social adaptation.
Любая деятельность происходит в определенных условиях, в определенное время и в определенном пространстве. Образовательное пространство высшего учебного заведения - важная социокультурная характеристика, так как процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений идет параллельно с развитием находящихся в нем людей (студентов, педагогов.) Одной из существенных составляющих современного образовательного пространства вуза является специфическая среда новых форм обучения и воспитания, т.е. конкретная образовательная среда, которая обеспечивает условия решения конкретных социальных и педагогических задач.
Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует от него систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией.