Научная статья на тему 'Методологические подходы к понятию эффективности управления организацией'

Методологические подходы к понятию эффективности управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность управления организацией / системный подход / цели организации / Organization management efficiency / Systems approach / organization objectives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Л. А.

Рассмотрены различные методологические подходы к определению эффективности управления организацией. Концептуально важным при рассмотрении эффективности управления организацией является системный подход. Эффективность управления это результат функционирования социально-экономической системы в целом. В этой связи рассматривается внутренняя и внешняя эффективность организации. Центральной идеей в определении критериев эффективности управления должна быть способность организации достигать поставленных целей (успеха). Степень достижения целей может выступать в качестве системных критериев эффективности, априори отражающих внутреннее единство системы, так как цели всегда несут в себе интегрирующее начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different methodological approaches have been considered to define organization management efficiency. The most conceptually important method during consideration of organization management efficiency is systems approach. Management efficiency is a result of socio-economic system performance in whole. Thereupon internal and external organization efficiencies are considered. The organization ability to achieve assigned objectives (success) should be the main idea in definition of management efficiency measures. The level of objectives achievement could be the system measure of efficiency that repulses internal system union a priori because objectives always bring integrating rise in themselves.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к понятию эффективности управления организацией»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Л.А. БОРИСОВА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры информационно-консультационных технологий, управления и права, Ярославская ГСХА

Ключевые слова: эффективность управления организацией, системный подход, цели организации.

В теории управления вопросы его эффективности остаются наиболее неоднозначно трактуемыми. Существуют различные концептуальные подходы к проблеме эффективности менеджмента организаций, которые разрабатывались в процессе эволюции теории управления представите-

лями различных школ и учений [1]. Так, учёные и практики школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Форд и др.) занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Важнейшими аксиомами рационального и целесо-

Г

150042, г. Ярославль,

Тутаевское шоссе, 58;

тел. 8 (4852) 55-95-37;

e-mail: [email protected]

образного функционирования объекта управления были специализация, стандартизация, технологичность. При этом научное управление не пре-

Organization management efficiency, systems approach, organization objectives.

14

Аграрный вестник Урала

№ 5 (71), 2010 г.

небрегало человеческим фактором, рассматривая его как составляющую часть механизма производства, а для увеличения производительности труда предполагалось установление норм выработки, стимулирование их перевыполнения, подбор и обучение работников.

Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента применительно к функционированию субъекта управления. Были выделены функции управления, обоснован процессный подход к управлению и определены его универсальные принципы, которые, по мнению авторов, обязательно должны привести организацию к успеху.

Авторы теории (и школы) человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фол-лет, Р. Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные концепции, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми и психологическую деятельность индивидуума выдвигает вопросы оптимального поведения и мотиваций на первый план.

Школа, называемая наукой управления, или количественным подходом, имела меньшее влияние на практику управления и развитие управленческой теории в целом, так как в основе количественного подхода лежит оптимизация управленческих решений с помощью создания моделей, формализации процессов объективной реальности, применения технических средств обработки информации и решения управленческих задач. Проблема эффективности управления находится в данной школе в основном в плоскости эффективности разработки управленческих решений.

Впоследствии с развитием теории управления всё большее распространение получают синтетические учения, которые в отличие от вышеприведённых школ не опираются лишь на одно явление, ресурс или подсистему, а связывают в управлении все явления и процессы внутренней и внешней среды организации в единое многоплановое целое.

Определённая часть существующих в настоящее время в экономической литературе взглядов учёных на содержание категории «эффективность управления» так или иначе относится либо к раскрытию её сути в смысле эффективности управленческого труда, либо к практическому отождествлению с эффективностью производства [2, 3, 4]. В первом методологическом подходе эффектив-

ность управления рассматривается очень узко, в лучшем случае как эффективность субъекта управления, определяемая системой показателей, включающих сопоставление эффекта и затрат на управление. При этом иногда осуществляются попытки выделить эффект от управленческой деятельности из общего эффекта организации, мероприятия и т.д. Понятно, что в этом случае исследователи могут получить абсурдные выводы, когда рассчитанные показатели эффективности управления будут иметь высокий уровень в стагнирующей или разоряющейся организации. Не вызывает сомнений необходимость рассмотрения производительности управленческого труда, эффективности затрат на управление в совершенно определённых практических или исследовательских целях или в системе показателей эффективности управления, но никак не в качестве самостоятельной оценки эффективности управления в целом. Данный подход к эффективности управления представляется упрощённым; имеет место непонимание характера, содержания и роли управленческого труда, так как всё в организации (цели, ресурсы, подразделения, отношения, технологии и др.) есть продукт управленческой деятельности.

Второй методологический подход, уравнивающий понятия «эффективность производства» и «эффективность управления», также является недостаточно полным, так как, во-первых, в этом случае речь идёт лишь об управляемой подсистеме; во-вторых, чаще всего эффективность управления сводится к экономической эффективности функционирования объекта управления. В этой связи появляется понятие «эффективность управления», которое характеризует результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Никто не отрицает значения рационального использования ресурсов в оценке эффективности управления, однако минимизация затрат, или увеличение получаемого эффекта на единицу используемых ресурсов не является гарантией процветания и развития организации.

Эффективность в общем смысле предполагает способность приносить эффект (результат) от использования тех или иных ресурсов (или их совокупности) в той или иной сфере человеческой деятельности. В этой связи следует остановиться на методологически принципиальных публикациях некоторых учёных относительно важности такого понятия, как успех управления. Желание добиться успеха характерно для многих субъектов хозяйственной де-

Экономика

ятельности. Но что такое успех? Можно привести такие характеристики успеха организации, как размер прибыли, доля рынка, размер организации и др., однако каждая из них в отдельности может иметь достаточно высокий уровень при неудовлетворительных прочих характеристиках организации, и профессиональный менеджер затруднится признать такую организацию как добившуюся успеха. По мнению авторов «Основ менеджмента» М.Х. Мес-кона, М. Альберта, Ф. Хедоури [5], организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели, а составляющими успеха организации являются следующие.

■ Выживание - возможность существовать как можно дольше. Условием долголетия организации является способность к изменениям в ответ на изменившиеся параметры и характеристики внешней среды. На наш взгляд, выживание - это, безусловно, характеристика успеха, но является и производной такого свойства систем, как самосохранение.

■ Результативность и эффективность организации. Результативность в смысле соответствия требованиям потребителей, а эффективность, в понимании авторов, - это действительно наилучший результат в использовании ресурсов. Очевидно, что здесь учёными рассматривается эффективность, но только различные её виды, существование которых обусловлено характеристиками и свойствами систем.

■ Производительность как комп-лексая факторная производительность, характеризующаяся количеством единиц на выходе к количеству единиц на входе организации. Производительность является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, естественно, предпочтёт продукцию более производительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность.

■ Уровень реализации управленческих решений, то есть практическое воплощение принятых решений с точки зрения качества, результативности и эффективности.

Таким образом, успех организации, в понимании авторов, есть не что иное, как эффективность управления организацией, проявляющаяся в виде интегрированного результата различных видов эффективности.

Отправной точкой в исследовании эффективности управления должен быть системный подход, так как речь идёт об управлении сложными открытыми социально-экономическими системами, включающими подсистемы разных уровней, функцио-

№ 5 (71), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

15

нальной направленности и структурной сложности. Эффективность управления - это результат функционирования системы в целом. В этой связи рассматривается внутренняя и внешняя эффективность организации. Внутренняя эффективность -эффективность использования внутренних переменных системы, или эффективность управления ресурсами и процессами в организации, или эффективность, определяемая увеличением соотношения результата на выходе системы к ресурсам на входе системы. Внешняя эффективность - эффективность использования внешних возможностей организации, обусловленная открытостью организации как социально-экономической системы. Оба вида эффективности взаимосвязаны: организация с высокой внутренней эффективностью может терять свои позиции на рынке вследствие неправильно выбранной стратегии в конкурентной борьбе или игнорирования угроз со стороны факторов внешней среды, но и правильные внешняя политика и решения организации не позволят ей достичь целей, если не будут подкреплены высокой внутренней рациональностью.

Итак, системный подход заостряет внимание на двух важных моментах:

1) в конечном счёте выживание организации зависит от её способности адаптироваться к требованиям внешней среды;

2) основополагающие элементы организации как системы вводимые ресурсы - процесс - выход продукции должны обеспечивать её внутреннюю эффективность.

Критерий оценки результата функционирования должен отражать эти условия обеспечения эффективности. Внутреннюю эффективность следует определять через оптимальный баланс между различными видами деятельности по приобретению и использованию ресурсов. Деятельность организации включает:

■ приобретение ресурсов;

■ производительное использование вводимых факторов производства по отношению к выходу продукции;

■ производство товаров или услуг;

■ целесообразное выполнение технических и административных задач;

■ инвестирование в организацию;

■ подчинение правилам поведения;

■ удовлетворение разнообразных

интересов отдельных людей и их групп и др.

Каждый из этих видов деятельности направлен на поддержание внутренней эффективности и приспособление к внешней среде [6].

Что же является критерием эффективности управления? В определении критериев эффективности управления существует множество подходов и точек зрения, выявляющих некоторые разногласия между учёными: речь идёт о монокритери-альности и поликритериальности, об иерархии критериев и их комбинации, о предпочтительности экономических критериев и др. На наш взгляд, центральной идеей в определении критериев эффективности управления должна быть способность организации достигать поставленных целей (успеха). Управление всегда целесообразно, начинается с цели и заканчивается её достижением, следовательно, степень достижения целей управления должна быть положена в основу критерия эффективности управления. Данное положение не противоречит, как это пытаются показать некоторые авторы, системным критериям эффективности, но, наоборот, степень достижения целей может выступать в качестве системных критериев эффективности, априори отражающих внутреннее единство системы, так как цели всегда несут в себе интегрирующее начало. В качестве дополнительных, частных критериев, особенно если речь идёт о подсистемах организации, можно использовать такие, как оперативность, оптимальность, достоверность и др.

Таким образом, под эффективностью управления понимается его способность обеспечить достижение целей организации. Любая организация характеризуется наличием системы взаимосвязанных целей, имеющей внутреннюю иерархию, но глобальными целями организации являются: в долгосрочной перспективе - выживание, а в реальном режиме времени -цели, обеспечивающие выживание (адаптация и развитие). Критерий эффективности управления предполагает наличие системы показателей как количественных характеристик степени достижения целей, и чем выше в иерархии находится цель, тем сложнее определить характеризующие её показатели.

Существуют различные классификации локальных видов эффектив-

Экономика

ности управления организацией:

■ по видам функциональных подсистем организации: маркетинговая, производственная, финансовая, технологическая, социальная, организационная, ресурсная;

■ по содержанию эффекта: экономическая, социальная, организационная, экологическая, технологическая;

■ по временным рамкам поставленных целей: прогнозная, стратегическая, тактическая.

При этом эти виды эффективности могут иметь место в границах и внутренней, и внешней эффективности организации.

Оценка эффективности управления организацией осуществляется, как было сказано выше, с помощью системы показателей, значение которой для получения объективной существенной характеристики происходящих процессов и изменений трудно переоценить. Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей для оценки эффективности управления, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей.

При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления, организационной структуры, разработки и реализации управленческих решений допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Так, для оценки внешней эффективности организации применяются показатели темпов роста объёма продаж в натуральном и стоимостном измерении, изменение доли рынка, рентабельность продаж и др.; внутренняя эффективность может характеризоваться показателями прибыльности, рентабельности, окупаемости затрат и т.д. Однако в этом примере перечислены только экономические показатели, тогда как в зависимости от цели и эффекта возможно использование показателей организационной, социальной и других видов эффективности. Основное требование к их выбору - максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

Литература

1. Кравченко А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е. М. : Академический проект ; Трикста, 2005. 560 с.

2. Королев Ю. Б., Коротнев В. Д., Кочетова Г. Н. Менеджмент в АПК : учебник для вузов. М. : КолосС, 2007. 424 с.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 511 с.

4. Бовыкин В. И. Новый менеджмент : учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Экономика, 2004. 362 с.

5. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М. : Дело, 1992. 702 с.

6. Мильнер Б. 3. Теория организации : учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2003. 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.