УДК 378
C.B. Николаева*
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых осуществляется подготовка специалистов ин-тегративного профиля в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: методологический подход, система дополнительного профессионального образования.
Специалисты, владеющие не только своей профессией, но и ориентирующиеся в смежных областях деятельности, будут готовы к постоянному профессиональному росту в условиях смены сфер профессиональной деятельности, что повышает значимость дополнительного профессионального образования. Освоение дополнительных образовательных программ способствует адаптации выпускников вузов к выполнению функциональных обязанностей, позволяя интегрировать разные уровни и формы образования. Возникает необходимость определения методологических подходов к организации дополнительного профессионального образования.
Научный подход как принципиальная методологическая ориентация исследователя определяет стратегию исследования и уровни его методологии. В научной литературе представлены подходы к организации учебного процесса в системе дополнительного образования: проектно-ориентированный (концепция дополнительного экономического образования студентов вуза — Л.Д. Старикова); праксеологический (закономерности построения эффективной инновационной деятельности — Ю.В. Воронина); региональный (региональные, средовые факторы развития системы дополнительного образования — О.М. Чоросова); синергетический (сложная, открытая, саморазвива-юща-яся система — Т.М. Давыденко, В.А. Игнатова, В.Н. Никитенко, С.С. Шевелева); стратегиальный (концепция развития системы — О.М. Чоросова); антропологический (гуманистические основания для рассмотрения конкурентоспособности личности как социально-педагогической категории — В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Н.Д. И.С. Якиманская); коммуникативно-когнитивный (коммуникативные и познавательные задачи, их решение на основе деятельностной, коммуникативной, сознательной, социокультурной направленности — А.В. Щепилова, С.А. Дочкин); культурологический (моделирование процесса формирования конкурентоспособности — В.П. Беспалько, В.М. Розин, В.А. Якунин, В.И. Шаповалов) и другие.
Обращение ученых к системному подходу позволяет рассматривать дополнительное профессиональное образование как компонент социальной и педагогической системы, его взаимосвязи с основным образованием с учетом его специфики, структурировать процесс проектирования и реализации образовательных технологий (Г.П. Буда-ков, И.В. Курамшин, И.А. Ларионова, А.А. Темербекова, О.М. Чоросова, Ф.Т. Шаге-ева и др.).
* © Николаева C.B., 2011
Николаева Светлана Викторовна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Взаимодействие субъектов обучения базируется на деятельностном подходе. Различные аспекты деятельностного и личностно-деятельностного подходов применительно к дополнительному образованию разработаны исследователями с целью полного представления об особенностях профессиональной деятельности, ее функциях и способах решения профессиональных задач с учетом потребностей специалиста, выходящих за рамки основной образовательной программы (Ф.Т. Шагеева, И.В. Ку-рамшин). На основе деятельностного подхода определяется структура профессиональной готовности педагога как интегративной характеристики личности, превращающейся в устойчивое личностное качество в процессе реализации профильного обучения (Ю.В. Воронина); выделяются показатели профессиональной мобильности (Л.А. Ами-рова); информационной компетентности преподавателя как результата эффективной деятельности (А.А. Темербекова). Доказывается (К.С. Махмурян) возможность ускоренной подготовки к профессионально-педагогической деятельности в условиях дополнительного профессионального образования на базе деятельностного подхода.
Организация образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования на основе личностного и деятельностного подходов ориентирована на формирование личности, способной качественно осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, отвечая за результат своих действий.
Социально-экономические реалии вызывают потребность в обновлении профессиональных знаний, чему способствует последипломное обучение средствами образовательных программ, которые реализуются в системе дополнительного профессионального образования, являющейся частью общей системы непрерывного образования взрослых, наиболее подготовленных к осознанию требований, определяемых жизненной перспективой. Учет особенностей взрослых является базовым принципом андрагогического подхода к процессу обучения (Ю.В. Воронина, А.А. Дергач, Ж.Н. Каменская и др.).
Андрагогический подход предполагает совместную работу по планированию, реализации и оценке качества процесса обучения; опору на опыт обучающегося; индивидуализацию процесса обучения; его контекстность и элективность.
Необходимость развития потенциальных возможностей выпускника вуза, создание условий для проявления его способностей повышают значимость дополнительного профессионального образования. Изменившиеся требования к качеству подготовки кадров предполагают изучение механизмов саморазвития и самосовершенствования специалиста на основе аксиологического и акмеологического подходов: самообразование как личностная ценность, раскрывающая стремление субъекта к самоизменению (А.Г. Мысливченко, И.Л. Науменко, Н. Д. Брагина, ТВ. Седых, А.А. Темербекова и др.), характеризуется установкой будущего специалиста на достижение вершин профессионализма — акмеологической направленностью личности.
Анализ научной литературы, посвященной научным подходам к организации учебного процесса в дополнительном образовании, показал, что практически отсутствуют исследования по подготовке специалистов интегративного профиля, содержание и средства которой вызывают необходимость обращения к компетентностному, интегратив-ному, средовому и пространственному подходам.
Высшее профессиональное образование создает базу для формирования профессиональных компетенций специалиста, а дополнительное профессиональное образование является надстройкой, результат которого выражается требованиями, предъявляемыми к личности на рынке труда в ситуации конкуренции. Таким образом, компе-тентностный подход становится основным в подготовке специалистов интегративно-го профиля, результативность деятельности которого определяется совокупностью профессиональных компетенций (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.С. Се-
Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
нашенко, Н.В. Соловова, A.B. Хуторской и др.). Компетентностный подход позволяет учитывать интересы работодателей, формировать базовые (Ф.Т. Шагеева) и прикладные компетенции на основе сформированных в практической деятельности (A.M. Рубанов).
Возможности применения компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании (Н.В. Шестак) позволяют определять профили компетенций — наборы парциальных компетенций для разных направлений деятельности. При составлении профилей каждая парциальная компетенция формулируется конкретно, описывается ее «эталон» и способы диагностики, что позволяет планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, формировать кадровый резерв. Профили компетенций становятся основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования [1], проектирования процесса подготовки специалистов интегративного профиля в системе дополнительного профессионального образования с опорой на принципы: развития креативного начала личности; профессиональной мобильности; модульности профессионального обучения; профессиональной направленности обучения; моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе; адаптированности дополнительного образования к динамично изменяющимся условиям рынка и потребностям общества; ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций.
Осуществлению процесса непрерывного образования способствует мотивация к самообразованию, что предполагает применение идеалоориентированного подхода к образованию, суть которого заключается в формировании личности в соответствии с идеалом и одновременно в формировании у личности идеала в качестве действенного мотива самообразования и развития [2]. Интеграция идеалоориентированного и компетентностного подходов расширяет представление о конечной цели профессионального образования, о носителе идеала, характеризующегося успешной профессиональной карьерой. Профессиональный идеал как образ специалиста интегративного профиля задает перспективу профессионального совершенствования слушателя дополнительного образования, который постоянно ставит новые профессиональные цели, формирует готовность к образованию в течение всей жизни.
Анализ исследований в области дополнительного профессионального образования показывает, что во многих из них в качестве одного из методологических оснований указывается интегрированный или интегративный подход (A.B. Гвоздева, В.В. Левченко, О.А. Осипенко, В.М. Чистикова и др.).
Острая потребность в специалистах нового типа, способных работать в новых социальных условиях, вызывает необходимость в создании авторских технологий обучения, в пересмотре содержания основного профессионального и дополнительного образования.
Интеграция основного и дополнительного образования в высшей школе осуществляется с опорой на принципы интегрированного подхода: преемственность, концентричность, единство информационно-образовательной среды, непрерывность. Преемственность обеспечивается едиными требованиями к содержанию всех ступеней образования; концентричность позволяет осуществлять образовательный процесс на заданном уровне иерархии знаний; единая информационно-образовательная среда создает условия для интеграции всех форм образования; использование средств и технологий обучения, доступных всем участникам образовательного процесса, носит непрерывный характер [3].
Взаимодействие основного и дополнительного образования как равноправных участников, реализуемых параллельно в системе непрерывного образования, осуществляется на основе принципа дополнительности, обеспечивающего полноту и целост-
ность дополнительного образования. Таким образом, теоретическая обусловленность необходимости использования интегрированного подхода при подготовке специалистов интегративного профиля определяется интеграционными процессами в обществе, а практическая обусловленность — необходимостью формирования готовности личности к профессиональной адаптации в ситуациях перемен.
Система дополнительного профессионального образования, реагируя на потребности общества и рынка, начинает функционировать в рамках пространственного подхода. Исследователи обращаются к пространственному подходу при разработке ком-петентностно-ориентированных образовательных программ (И.А. Ларионова, О.Г. Ми-шанова, О.В. Шемет, А.В. Шумакова и др.). Пространственный подход позволяет представить целостный образовательный процесс в вузе в виде интегральных образовательных пространств. Поскольку системный подход к организации образования, обеспечивая отлаженное протекание учебно-воспитательного процесса, не создает достаточных условий для непрерывного развития личности, полностью не удовлетворяет ее потребности в успешном жизненном и профессиональном самоопределении, дополнительно используется пространственный подход [4]. Образовательное пространство вуза как социально-педагогический феномен отражает территориальную специфику различных образовательных систем, в том числе и системы дополнительного образования, обеспечивающей формирование у будущих специалистов полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом, порождающей множество отношений и связей в сфере дополнительной и основной профессиональной деятельности, способствующей осознанию субъектами разнообразных образовательных предложений и профессионально значимого социального опыта, задаваемого организуемой средой. В качестве основного признака образовательного пространства выступают открытость, связь со средой.
В качестве основы опосредованного управления субъектами среды учеными выделяется средовый подход (Т.В. Менг, А.Ш. Мухетдинов и др.), который представлен совокупностью принципов оптимизации, обусловленности, преемственности, инно-вационности, детерминированности, интерактивности [5, с. 72].
Средовый подход предполагает учет контекста социального и психологического климата учебного заведения, его организационной структуры; оптимальное использование имеющихся ресурсов; сохранение позитивных наработок; опосредование и прогнозирование спектра возможностей среды образовательного учреждения; согласование целей деятельности в режиме сотрудничества; учет специфики деятельности конкретного образовательного учреждения.
Итак, поиск объективных условий профессиональной подготовки специалистов интегративного профиля выявил необходимость интеграции нескольких подходов (компетентностного, интегрированного, пространственного, средового), принципы которых выступают в качестве инструмента моделирования системы дополнительного профессионального образования, отражающей специфику формирования специалистов интегративного профиля.
Библиографический список
1. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 20—38.
2. Фролова С.Л. Об интеграции компетентностного и идеалоориентированного подходов к высшему образованию // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 39-41.
Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
3. Осипенко O.A., Пак Н.И. Интегративный подход к построению модели интеграции основного и дополнительного образования в высшей школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 183—192.
4. Шумакова A.B. Сравнительная характеристика пространственного и системного подхода в проектировании современного образовательного процесса // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 56. № 1. С. 40-48.
5. Соловова Н.В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе: монография. Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. 301 с.
S.V. Nikolaeva*
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE COMPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION
In the article the methodological approaches on the basis of which the specialists of the integrative type are trained in the system of complementary professional education are studied.
Key words: methodological approach, system of complementary professional education.
* Nikolaeva Svetlana Viktorovna ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.