УДК 377.4
А.А. Темербекова, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИВФОРМАЦИОВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В работе описываются выявленные автором причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций и принципов современного образования. В едином процессе своей реализации они призваны обеспечить эффективность процесса формирования информационной компетентности учителя.
Ключевые слова: информационная компетентность, тенденции, принципы, педагогические условия.
Учет основных особенностей развивающейся информационно-технологической цивилизации в контексте развития мирового образовательного процесса, анализ процессов модернизации российского образования, образовательной ситуации в Горно-Алтайском государственном университете и Республике Алтай, а также изучение национальных и мировых направлений развития системы подготовки и переподготовки кадров привел нас к необходимости установления причинноследственных связей и зависимостей, проявляющихся в форме ведущих тенденций (сравнительно устойчивых направлений развития) и принципов современного образования, направленных на формирование информационной компетентности личности учителя.
Гуманистическая парадигма актуализировала потребность в системе дополнительного профессионального образования, сущность которого определяется, с одной стороны, гуманистической природой педагогической (в том числе и информационной) деятельности учителя, в центре внимания которого находится формирующаяся личность, а с другой - совокупностью информационных компетенций, обеспечивающих этой деятельности целостность и системность.
Переход к антропологической парадигме обеспечивает формирование информационной компетентности учителя в процессе взаимодействия с учащимися в условиях разных форм обучения, в том числе и во внешкольной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию и саморазвитию личности учителя, готового на практике реализовывать современные информационные и педагогические технологии обучения, осуществлять творческие проекты во всех сферах своей профессиональной деятельности, повышать свою информационную компетентность в рамках профессиональных задач.
Ведущей тенденцией современного образования является его гуманизация - «очеловечивание» образования [1]. С гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности учителя, напрямую связаны тенденции развития современных образовательных технологий. Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, ее пофессио-ального и личностного роста.
Решение поставленных задач на содержательном и процессуальном уровнях достигается путем реализации совокупности принципов процесса формирования информационной компетентности учителя: принцип целеполагания, проявляющийся в целесообразности организации процесса, направленного на формирование информационной компетентности учителя, находящегося в определенной зависимости от соответствующих условий; принцип субъектности, проявляющийся в способности субъекта к активной информационной деятельности.
Учитель осознает себя в некотором информационном поле, в связях с другими людьми, осмысливает свои действия, оценивает свою информационную деятельность; принцип ориентации на ценностное отношение к информации, дает возможность учителю получить представления об информационной компетентности как средстве профессионального роста учителя, что может, на наш взгляд, стать стимулом к активизации информационной деятельности; принцип вариативности требует такой организации информационной деятельности учителя, которая отвечала бы запросам самой личности учителя и общества.
Культурно-образовательное пространство региона в контексте формирования информационной компетентности учителя включает вариативное содержание и формы информационной деятельности, особую информационную образовательную среду, взаимодействие учителя с социумом. Принцип вариативности всех компонентов образования (целей, содержания, форм, методов, средств) образования, его многообразие при общности целей, вариативности образовательных программ, реализуемых образовательных услуг, предлагаемых учителю государственными и негосударственными учреждениями образования. Принцип диалога предполагает полисубъ-ектное взаимодействие всех участников процесса формирования информационной компетентности учителя на каждом уровне. Принцип интерактивного обучения решает задачу обеспечения активного освоения учителем способов и приемов информационной деятельности, совместного общения, поиска и анализа информации. Принцип обратной связи обеспечивает анализ полученного результата, оценку личностного информационного знания. Принцип индивидуализации обеспечивает существующую информационную образовательную среду с конструктивным диалогичным общением и взаимодействием, он способствует развитию навыков критически-рефлексив-ного осмысления ценности информации.
Сформулированные выше принципы формирования информационной компетентности учителя позволяют рассматривать это качество, с одной стороны, как часть традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности учителя в работы с информацией. Реализация данных принципов, обоснование сущности и содержания процесса формирования информационной компетентности учителя, анализ основных противоречий в региональной образовательной среде, разных позиций парадигмы образования общеевропейских интеграционных процессов и современных концепций компетентностного подхода позволили установить зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций.
Тенденция глобализации как общественного явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, актуализирует вопрос о глобальном образовании и информационном образовательном пространстве, ведущим механизмом функционирования которого является информационная компетентность специалиста. Человек становится субъектом собственного развития посредством активной мотивационной, информационной, коммуникативной деятельности. Реализованные совместными усилиями Горно-Алтайского государственного университета и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай в 2002-2005 гг. федеральные и республиканские целевые программы явились первым положительным опытом в области информатизации образования региона, что позволяет ставить новые, более масштабные задачи и успешно решать их.
Становление и развитие информационной цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. В современных условиях «технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования. Он выступает основной и составным элементом профессионального образования» [2]. Тенденция технологизации образования в современном мире приобрела глобальный характер. Она распространяется на любой образовательный процесс или его отдельный участок, являясь тем самым элементом рациональности образовательной траектории развития. Тенденция технологизации процесса формирования информационной компетентности учителя проявляется в возможности технологизировать учебный процесс, ориентированный на формирование этого профессионально значимого, ценностноориентированного качества учителя, формирование которого является потенциалом его развития и прфессионализма.
Тенденция информатизации и компьютеризации образования, задающая общий вектор движения Республики Алтай в области информатизации, в достаточной степени сонаправ-лена с общероссийской. Правительство Республики Алтай придает важное значение применению современных технологий обработки и передачи информации, что имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности, расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики. Достигнутый уровень информатизации Республике Алтай определяет необходимость перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информатизации к формированию общей стратегии вхождения в мировое информационное сообщество.
Организационная структура, регулирующая поведение субъектов информатизации в регионе, должна быть адекватной действующим организационным структурам управления региона, гибкой и способной достаточно быстро реагировать на меняющуюся обстановку, оставаясь гарантом стабильности основных прогрессивных тенденций в информационной политике Администрации региона. Предлагается следующая организационная структура управления, отвечающая данным требованиям:
За последние годы информатизация сферы образования приобрела национальный характер. При этом процесс информатизации прошел несколько этапов: поставка компьютерной техники, подключение образовательных учреждений к сети Интернет, повышение квалификации работников образования и др.
Тенденция интегративности задается интеграционными процессами в образовании. Смена образовательных парадигм, смена акцентов в образовании с информационно-предметных
на личностно-ориентированные изменили сущность системы дополнительного профессионального образования, которая ранее реализовывалась лишь в рамках системы повышения квалификации при специализированных учреждениях Институтах повышениях квалификации работников образования.
Тенденция интегративности позволяет рассматривать информационную компетентность учителя как интеграцию знаний, умений и навыков в процессе информационной деятельности учителя. Она вытекает из необходимости реализации одного из ее основных принципов - принципа полноты и всеобъемлющего характера исследуемого явления, выражающегося в том, что организация всех видов и форм деятельности должна быть подчинена общей цели - достижению высокого уровня информационной компетентности учителя. Благодаря общей методологии, универсальным логическим приемам современного системного мышления интеграция обеспечивает совместимость научных знаний из разных систем. При этом интеграция рассматривается как органическое взаимопроникновение, которое дает качественно новый результат, новое системное и целостное знание об исследуемом качестве учителя.
Интегративность позволяет целостно представить совокупность объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью характеристик, в результате которых создается новое качество. Внешнее по отношению к личности учителя воздействие, с одной стороны, прямым образом влияет на личность педагога, а с другой стороны, - создает некоторую информационную образовательную среду для стимулирования самоорганизации личности в процессе формирования его информационной компетентности [3]. Именно поэтому выявлены взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов информационной компетентности и обоснована их целостность.
Интеграция знаний учителя в аспекте оперирования информацией и применения ее на практике в профессиональной деятельности способствует формированию мотивационно-ценностного отношения и потребности учителя в творческом развитии информационных знаний, умений и способностей, совершенствованию личности учителя в целом. Теоретическая основа функционирования указанной тенденции базируется на реализации принципа интеграции.
Информационную компетентность можно рассматривать как информационную деятельность, проявляющуюся в готовности и способности учителя интегрировать научные (теоретические и практические) знания. Информационная компетентность учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования состоит в осведомленности учителя в области специального, методического, психологического знания.
Таким образом, мы рассмотрели причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций, которые определяют стратегию процесса формирования информационной компетентности учителя и принципы, определяющие тактику формирования этого качества.
Выделенные тенденции и принципы закономерно взаимосвязаны и соподчинены. В едином процессе своей реализации они призваны обеспечить формирование информационной компетентности учителя. Раскрытие их возможностей позволяет определить психолого-педагогические условия эффективного формирования информационной компетентности личности учителя, которые призваны выполнить следующие функции: обеспечение возможности осознанного освоения профессиональных знаний в области работы с информацией любого вида; развитие умений анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблему, осуществлять отбор необходимой информации; проводить наблюдения, фиксировать и ана-
лизировать результаты, обобщать, делать выводы; формирование коммуникативных умений и навыков, то есть умений работать в разнообразных группах; формирование мотивации к саморазвитию в аспекте информационной компетентности. Комплекс педагогических условий формирования информационной компетентности определяется целостностью воздействия на все компоненты информационной компетентности (ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный, коммуникативно-рефлексивный), поэтапностью и вариативностью процесса формирования информационной компетентности:
- научно-обоснованная организация процесса формирования информационной компетентности учителя (на основе системного и компетентностного подходов;
- актуализация субъектной позиции учителя в процессе работы с информацией (на основе личностно-деятельностного подхода);
- специальная организация информационной образовательной профессионально ориентированной среды (на основе средового подхода);
- стимулирование мотивации обучающихся на получение личностно значимого практико-ориентированного образовательного продукта (на основе синергетического подхода);
Библиографический список
- осуществление мониторинга, предметом которого выступает уровень информационной компетентности учителя (на основе системного, личностно-деятельностного и компетен-тентстного подходов).
Итак, информационная компетентность учителя, формируемая при наличии определенных психолого-педагогичес-ких условий, задает региональную образовательную политику в сфере образования. Выделенные и обоснованные психо-лого-педагогические условия обеспечивают реализацию комплексной модели формирования информационной компетентности учителя, их соблюдение способствует эффективному формированию информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования.
Таким образом, выявленные нами в ходе исследования ведущие тенденции, принципы, психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования могут служить основой для комбинирования самых разнообразных форм повышения квалификации педагогов в соответствии с основными идеями ком-петентностного подхода с учетом конкретных условий образовательного социума.
1. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. - 2002. - № 1.
2. Атутов, П.Р Методологические проблемы национально-регионального образования [Текст] / П.Р Атутов, М.М. Будаева // Педагогика. - 2001. - № 2.
3. Темербекова, А.А. Педагогические условия формирования информационной компетентности учителя [Текст] / А.А. Темербекова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.А. Левановой. - Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009 . - Вып. 23.
4. Темербекова, А.А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема : монография [Текст] / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. - М.: МГПУ, 2008.
Статья поступила в редакцию 12.03.09
УДК 78
Е.М. Попова, ст. преподаватель ЧГАКИ, г. Челябинск
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИСПОНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается такое профессиональное качество будущих учителей музыки, как исполнительская активность, которая позволит учителю музыки осуществлять эффективное музыкальное воспитание школьников с применением живого звучания музыки. Предложены следующие методы формирования исполнительской активности в процессе концертмейстерской подготовки студентов: семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.
Ключевые слова: учитель музыки, исполнительская активность, структура исполнительской активности, метод, семантический анализ, мысленная оркестровка, рефлексия, саморегуляция.
Одним из необходимых и профессионально важных качеств будущего учителя музыки является исполнительская активность, так как, по определению Ю.Б. Алиева, «...активное действование в музыке - лучший путь овладения основами музыкального искусства», что «понимание музыки заложено в кончиках пальцев» [1, с. 63]. Поэтому развитие исполнительской активности является важным условием подготовки студента к дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. По нашему мнению, исполнительская активность пред-
ставляет собой психофизиологическое качество личности, интегрирующее в себе эмоционально окрашенные волевые действия, включающее владение определенным видом музыкально-исполнительской деятельности и выражающееся в желании интерпретировать музыку перед аудиторией, в результате чего происходят качественно новые изменения всего личностного комплекса (интеллектуальной сферы, эмоциональной сферы, действенно практической и волевой сфер) учителя музыки, его динамическое развитие.