Научная статья на тему 'Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации'

Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации»

Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации

М.И.Гельвановский

Михаил Иванович Гельвановский - д.э.н., профессор, генеральный директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН. Специализируется на междисциплинарных исследованиях, охватывающих ценообразование в национальной и мировой экономике, международные экономические сопоставления, анализ эффективности национальных экономических систем, проблемы экономики переходного периода, проблемы развития малого предпринимательства и проблемы международной конкурентоспособности и экономической безопасности. Автор более ста опубликованных работ.

Многогранность взаимосвязей и взаимоотношений стран, входящих в международные интеграционные группировки, требует осмысления всей совокупности таких связей и достаточно ясно выстроенной системы, позволяющей определять правильные приоритеты центростремительных стимулов для стран содружества. Это должно способствовать решению как задач развития национальных хозяйств участвующих в интеграционном процессе государств, так и задач, связанных с формированием общего экономического и политического пространства.

При принятии тех или иных решений в процессе интеграции нередко возникают ситуации получения краткосрочной экономической выгоды или, наоборот, такая выгода оказывается упущенной, что создает препятствия для сближения стран.

Преодоление таких различий, формирование активных компромиссных решений оказывается более продуктивным тогда, когда сам процесс интеграции опирается на некие общие системные представления о приоритетах, объединяющих государства, создающие более благоприятные и устойчивые основы для совместного социально-экономического и геополитического развития. Эти приоритеты особенно важны, если учесть, что

интеграция стран и их развитие протекают в условиях острой международной конкуренции. Именно международная конкурентная борьба требует, чтобы данная система приоритетов была ориентирована на повышение национальной конкурентоспособности, которая в условиях интегрированной хозяйственной системы превращается в конкурентоспособность международной интеграционной группировки.

Тема повышения конкурентоспособности международных интеграционных объединений является новой, малоизученной, но крайне актуальной.

Задача данного материала - попытаться пролить некоторый свет на эту проблему, выстроить логическую модель, дающую представления о приоритетах, возникающих в условиях международной интеграции вообще и интеграции стран постсоветского пространства в частности.

Анализируя методологические аспекты данной проблемы, предлагается кратко остановиться на трех предметах исследования:

1) конкурентоспособности как сложной комплексной категории;

2) специфическом характере конкурентоспособности международной интеграционной группировки стран постсоветского пространства;

3) глобализации как специфическом явлении, в значительной мере формирующем конкурентную среду в современной мировой экономике.

Именно взаимоувязанное рассмотрение этих трех объектов исследования дает некое общее представление о тех сложных взаимосвязях, которые возникают сегодня в процессе интеграции стран ЕврАзЭС, о значении различных сторон этого процесса и приоритетах, которые необходимо учитывать в конкретных интеграционных решениях.

1. Конкурентоспособность: вертикальный анализ категории

Довольно распространенное и весьма упрощенное представление о конкурентоспособности обычно опирается на мнение о конкурентоспособности товара, которое переносится на предприятие или фирму, а затем и на страну.

Конкурентоспособность товаров выявляется из сравнения соотношений их цены и качества: чем ниже цена и выше качество, тем выше конкурентоспособность. Соответственно, чем ниже цены у предприятия или чем ниже цены в стране, тем выше конкурентоспособность предприятия или страны. В результате складывается представление, что чем ниже цены страны (причем обычно имеют в виду цены на экспортную продукцию), тем выше ее конкурентоспособность. Следовательно, государство, чтобы повысить конкурентоспособность, должно, прежде всего, повышать эффективность своего экспортного сектора, что является ошибкой. На самом деле все гораздо сложнее. Конкурентоспособность складывается, по крайней мере, на трех уровнях (см. рисунок 1). На каждом уровне формируются свои условия конкурентной борьбы, своя субъектность, свои цели и свои временные горизонты. Трехуровневая схема дает общее представление о конструкции этой сложной категории.

Рисунок 1

Вертикальная структура понятия конкурентоспособности

Оценивая значимость каждого уровня формирования конкурентоспособности, важно отметить, что главным среди них является макроуровень, где складываются условия будущей конкурентоспособности, которые создают предпосылки для конкурентоспособности предприятий, а те реализуют свою конкурентоспособность в товарах. Таким образом, весь процесс формирования конкурентоспособности идет от макро- к микроуровню.

Другой важный момент, который редко учитывается в оценке конкурентоспособности, - фактор безопасности. Конкуренция - один из видов борьбы. Если в ходе этой борьбы не происходят открытые военные действия, это вовсе не означает, что здесь не существует проблемы безопасности. Скорее наоборот: именно безопасность является главным базовым условием конкурентоспособности. Поэтому формула:

является основополагающей как для понимания сути этой категории, так и для ее реальной оценки. Попутно следует отметить, что в рейтингах национальной конкурентоспособности стран, регулярно рассчитываемых и публикуемых такими авторитетными международными организациями, как Всемирный экономический форум (The World Economic Forum, WEF) или Международный институт управленческого развития (International Institute for Management Development, IMD), этот фактор конкурентоспособности вообще никак не учитывается, что серьезно снижает обоснованность указанных рейтинговых оценок1.

Еще один методологический аспект, касающийся конкурентоспособности,

- конкурентные преимущества и их иерархия. Выявление иерархии конкурентных преимуществ дает нам ключ к определению приоритетов при решении задачи повышения конкурентоспособности и, в конечном итоге, к успеху в конкурентной борьбе. Именно сочетание конкурентных преимуществ дает возможность оценить конкурентоспособность интегрально, хотя сделать последнее часто бывает крайне трудно и методологически, и методически, и практически.

1 Более подробно вопросы о рейтингах WEF и IMD рассмотрены в следующей работе: Гельвановский М., Рожков К., Скрябина Н. (2009) Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиски методологической адекватности. Москва: ИИЦ «Статистика России».

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ = ЭФФЕКТИВНОСТЬ + БЕЗОПАСНОСТЬ

Все многообразие конкурентных преимуществ можно условно разделить на три группы2:

• ресурсные преимущества, то есть то, что лежит в основе формирования субъекта конкурентных отношений борьбы и с чего, собственно, начинается его способность к конкурентной борьбе;

• операционные преимущества, которые отражают эффективность использования имеющихся ресурсов, что позволяет добиваться снижения издержек и ведет к снижению ресурсопотребления и удешевлению производства товаров;

• стратегические преимущества, которые определяют позиционирование субъекта конкурентных отношений в конкурентной среде, направление и траекторию его развития.

Выстраивая конкурентные преимущества по уровням субъектов конкурентной борьбы, можно построить их матрицу (см. рисунок 2).

МИКРО

МЕЗО

МАКРО

Предлагаемая группировка конкурентных преимуществ рассматривается как универсальная, поскольку может быть применима ко всем уровням конкурентных сред: микро (товарному), мезо (фирменному) и макро (страновому) и позволяет анализировать их именно по степени возрастания и усложнения субъектов конкурентной борьбы.

На рисунке 3 показано, что даже в упрощенной форме взаимосвязь конкурентных преимуществ представляет собой довольно сложную картину.

Тема конкурентных преимуществ важна для нас тем, что она позволяет выделить самое важное при достижении главной цели - повышении конкурентоспособности на макроуровне.

2 Даже поверхностное рассмотрение этой проблемы позволяет получить представление о том, что на конкурентоспособность субъекта конкурентной борьбы влияет многое. При этом чем сложнее сам субъект, тем сложнее и возможности решения задачи. Выход в таких случаях обычно дает группировка объектов исследования. Исходной посылкой группировки конкурентных преимуществ была последовательность их формирования и усложнение влияния на саму конкурентоспособность.

Ресурсные (качество) Операционные (цена) Стратегические (маркетинг)

Ресурсные (трудовые, сырьевые, капитальные) Операционные (эффективность производства и сбыта) Стратегические (технолого- маркетинговые стратегии)

Ресурсные 1. Земля (территория и природные ресурсы) 2. Население (трудовые ресурсы) 3. Накопленный капитал (включая вещный и невещный компоненты) 4. Социокультурный базис 5. Геополитический потенциал (включая обороноспособность) Операционные 1. Эффективность общественного производства 2. Организационные особенности национальной хозяйственной системы 3. Социокультурные установки, влияющие на эффективность производства Стратегические 1. Миссия страны 2. Безопасность 3. Парадигма развития 4. Долгосрочный стратегический план 5. Комплексные программы

Рисунок 2

Матрица

конкурентных

преимуществ.

Виды конкурентных преимуществ

Рисунок 3

Взаимосвязи и взаимодействие различных типов конкурентных преимуществ, возникающих на разных уровнях формирования конкурентоспособности

Первые два типа конкурентных преимуществ связаны между собой тем, что наличие ресурсов во многом обеспечивает эффективность их использования. Например, основной капитал и квалифицированные кадры позволяют предприятию или стране эффективно использовать имеющиеся природные ресурсы. Однако с ростом динамики современных технологий такие ресурсные характеристики нередко могут оказаться тяжелыми гирями, связывающими применение быстро меняющихся технологий и тем самым препятствующими формированию и укреплению конкурентных преимуществ. Последнее же преимущество, наоборот, становится особенно важным в современный период, поскольку сегодня конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий практически на всех уровнях, а стратегическая компонента, по сути, является ведущей характеристикой конкурентоспособности, хотя практически не поддается количественному определению и сопоставлению (см. рисунок 3).

Основные параметры стратегии

реализации продукции

Ресурсные преимущества товара (качество продукции)

Ресурсные преимущества (сырье, специалисты, оборудование)

Стратегические конкурентные преимущества -

Операционные преимущества (цена)

Реализация

согласованных

отраслевых и общенациональных

стратегических

программ

Операционные

преимущества

(эффективность:

издержки/

качество)

Анализируя категорию конкурентоспособности, мы можем выделить следующие важные методологические особенности, которые необходимо учитывать при решении задач повышения конкурентоспособности экономической группировки ЕврАзЭС:

• специфическую роль макроуровня по сравнению с другими уровнями конкурентной борьбы;

• несводимость категории конкурентоспособности к экономической эффективности и определяющая, базовая, роль безопасности;

• ведущую роль стратегической компоненты во всей совокупности конкурентных преимуществ.

Универсальность предлагаемой группировки конкурентных преимуществ позволяет использовать эти методологические особенности и для решения задач повышения конкурентоспособности рассматриваемой нами международной интеграционной группировки - ЕврАзЭС.

2. Специфика конкурентоспособности на уровне международной интеграционной группировки стран

Опираясь на предшествующие методологические основания, можно сказать, что конкурентоспособность интеграционной группировки представляет собой аналог макроуровня конкурентной борьбы, только в качестве субъекта этой борьбы выступает не отдельное национальное хозяйство, а хозяйства всех участвующих в данной группировке стран.

В результате возникает категория нового уровня - некоего сверхмакроуровня: гипермакроконкурентоспособность, в которой макроуров-невые параметры отдельных стран приобретают некое синтетическое значение, а национальные интересы отдельных стран переплетаются и трансформируются в интересы международной группировки в целом (см. рисунок 4).

Важно подчеркнуть, что синтез макропараметров участвующих стран представляет собой не простую сумму этих параметров, а гораздо большую величину, поскольку при объединении потенциалов резко возрастает возможность комбинирования факторов производства и увеличивается общее экономическое пространство (см. рисунок 5).

Наиболее важная проблема - на основе определения общих целей интеграционной группировки развернуть их в конкурентную стратегию и далее в целевые программы и проекты сотрудничества. Учитывая приоритет стратегической компоненты среди всех видов конкурентных преимуществ, разработка конкурентной стратегии представляет собой самую важную задачу при повышении конкурентоспособности.

Опираясь на методологию формирования конкурентных преимуществ, при которой базовым фактором является обеспечение безопасности, можно выстроить следующий алгоритм развертывания государственной конкурентной стратегии (см. рисунок 6):

1) уточнение определения геополитических интересов для формирования внешнеполитической доктрины интеграционного объединения (содружества);

Товары внутреннего и экспортного назначения

Международная интегрированная система предприятий и фирм

Рисунок 5

Схема взаимодействия различных уровней

формирования Интегрированная

конкурентоспособности группа стран при образовании международных экономических союзов

Общий социокультурный и исторический базис

2) на основании внешнеполитической доктрины формируется оборонная доктрина объединения;

3) на основе оборонной доктрины вносятся коррективы в структурную экономическую политику стран - участниц интеграционного объединения;

4) центральной частью структурной экономической политики является промышленная политика, основные положения которой каждая из стран согласовывает со своими партнерами на межгосударственном уровне;

5) сердцевиной промышленной политики является высокотехнологический комплекс отраслей, который в определяющей мере обеспечивает динамику развития оборонного потенциала стран-участниц и социально-экономического развития в целом.

Подобная логическая конструкция дает общее представление, способствующее принятию стратегических решений по всей гамме отраслей на-

циональной экономики, позволяет распределить силы государственного управления с учетом значимости этих отраслей для решения главной задачи - повышения национальной конкурентоспособности интеграционного объединения (содружества).

Эта логическая последовательность формирования задач и принятия стратегических решений могла бы позволить предприятиям и компаниям стран содружества более четко понимать свои задачи, способствовать активному участию как государственных структур, так и отдельных компаний и предприятий в решении главной задачи - повышении конкурентоспособности интеграционного объединения. С учетом этих приоритетов и последовательности решения задач могли бы формироваться и отдельные проекты сотрудничества стран-участниц.

Таким образом, при формировании методологической базы принятия решений по повышению конкурентоспособности интеграционного объединения (содружества) целесообразно исходить из:

• приоритета гипермакроуровня над всеми остальными уровнями конкурентной борьбы;

• расширенного (по сравнению с чисто экономической эффективностью) представления о факторах конкурентоспособности и включения в качестве базы ее формирования фактора безопасности, который находит свое выражение в виде геополитических императивов конкурентной стратегии;

• приоритета стратегической компоненты среди всех конкурентных преимуществ, выражающегося в необходимости разработки конкурентной стратегии интеграционного объединения в современной мировой экономике и использовании предлагаемой последовательности постановки задач по реализации этой стратегии.

3. Глобализация мировой экономики: возрастание агрессивности конкурентной среды

В современных условиях доминирующее влияние на формирование конкурентной среды оказывает процесс глобализации, который носит крайне противоречивый характер. С одной стороны, это процесс экономической интеграции, основанный на новых возможностях научно-технического прогресса, инициировавших организационную активность кампаний и правительств ведущих стран мира. С другой стороны - это процесс возрастания конкурентной напряженности на мировых рынках и формирования специфических форм конкурентной борьбы, ведущих к усилению концентрации международных капиталов, централизации управления ими со стороны ведущих транснациональных корпораций, дифференциации стран по доходам на душу населения, а также возрастанию имущественной дифференциации населения большинства государств. В результате наблюдается усиление дестабилизации как на уровне отдельных стран, так и в глобальном масштабе.

В процессе экономической глобализации можно выделить три наиболее важных формы:

1) Глобализация как объективная мировая тенденция интернационализации хозяйственной жизни

Эта форма глобализации означает не только интернационализацию связей, но и постепенное формирование глобальной целостности хозяйственной системы мира, в которой каждый ее элемент превращается в часть общемирового организма:

• бурное развитие международной торговли, проникающей во все более отдаленные уголки планеты, охватывающей своей сетью практически весь мир;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возникновение и развитие международно-организованных специализированных производств, требующих адекватной международной кооперации, планирования, согласования во времени и пространстве;

• резкий рост различных транснациональных ресурсных потоков: капиталов, продукции, услуг, человеческих ресурсов;

• создание транснациональной мировой транспортной сети: грузовых и пассажирских перевозок, транспортировки газа, нефти, передачи электроэнергии;

• формирование мировой информационной сети Интернет и ее использование в политических, коммерческих, культурных, информационных целях, мировой доступ к западным телевизионным каналам;

• возникновение и функционирование большого числа транснациональных корпораций (ТНК), обладающих огромными ресурсами, способных реализовывать действительно глобальные по своим масштабам проекты;

• возникновение целого слоя международных неправительственных организаций национального базирования (фондов, фирм, ассоциаций), имеющих и отстаивающих свои собственные экономические интересы.

2) Глобализация как некая концепция развития мировой экономики на согласованной между странами-участницами основе

Как концепция это понятие развивается на основе перечисленных выше тенденций и явлений и предполагает разработку различных концептуальных форм решения глобальных проблем, прежде всего, экологических, ресурсных. Концептуальные решения готовятся с учетом интересов стран

- участниц глобальных проектов.

3) Глобализация как специфический международный проект

В условиях глобализации обострение конкурентной борьбы представляет собой процесс создания фигурантами этих отношений конкурентных преимуществ, которые во многом основаны на новых формах транснационализации экономической деятельности на базе новейших технологий, а также международной производственной, политико-правовой и организа-

ционно-экономической деятельности, направленной на размывание уникальности национальных социокультурных стереотипов хозяйственного поведения населения стран-конкурентов и лишение их собственных материальных и организационных условий воспроизводства и устойчивого развития.

С позиций конкурентоспособности глобализация представляет собой некий проект, формирующий недоступные другим субъектам конкурентные преимущества развитых стран, могущественных корпораций, которые радикально меняют всю структуру отношений между участниками глобальной конкурентной борьбы.

Главным вектором этих изменений является ослабление у конкурентов роли государства, уменьшение или устранение его влияния на повышение конкурентоспособности национальных предприятий и фирм и перемещение центра принятия решений по вопросам экономического развития национальных хозяйств из внутриэкономической сферы во внешнеэкономическую область, имеющую неправительственный характер.

Это достигается путем воздействия на национальные хозяйственные системы отдельных стран по разным направлениям.

Основными направлениями воздействия глобализации на национальные хозяйственные системы отдельных стран являются:

• организационно-экономическое — принудительная (даже там, где для этого нет необходимых условий) либерализация (дерегулирование) рынков товаров и капиталов со стороны правительств национальных государств, либерализация внешнеэкономических связей, ведущая к ослаблению конкурентных позиций еще неокрепших национальных компаний и предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг;

• валютно-финансовое - активное вовлечение их валютно-финансовых систем в систему международных расчетов и их тесная к ней привязка, формирование долгосрочных внешних долговых обязательств и зависимости от международных и иностранных финансовых институтов, крупных транснациональных компаний и финансовых групп, использование иностранной валюты для обслуживания внутреннего хозяйственного оборота, де-факто меняющее экономический суверенитет над имущественными отношениями внутри страны и действующее как фактор принуждения к изменению экономических отношений;

• политико-правовое - фактическое постепенное размывание государственных границ на фоне деклараций об устранении противостояния политических блоков (при одновременном укреплении военной мощи блока НАТО), глобальная либерализация пограничных и таможенных режимов (при одновременном ужесточении норм и правил со стороны ведущих промышленных стран и их группировок), принятие международных правовых актов и соглашений, ослабляющих роль и влияние большинства государств на внутри- и внешнеэкономические процессы (ВТО);

• научно-техническое - выражающееся в феномене техноглобализма, слиянии появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновении «технологических макросистем» в области связи, транспорта, производства как результата революции в сфере телекоммуникаций (при формировании системы глобального контроля над этими процессами со стороны США);

• социокультурное — продвижение либеральной идеологии, направленной на возрастание роли индивидуума и снижение роли социума, смешивание социокультурных стереотипов (духовно-этическая конвергенция), изменение шкалы жизненных ценностей, политических и социальных представлений людей при общем ослаблении роли национальных традиций и обычаев.

Одной из главных черт современной глобальной конкурентной борьбы в условиях развития информационного общества является ее выход за пределы чисто экономических границ. Социокультурный базис экономики - это то, что в определяющей степени формирует весь облик страны, согласованность ее исторического контекста, текущего состояния и перспектив развития. В современных условиях именно информационная сфера превратилась в арену ожесточенной конкурентной борьбы. Именно она в последнее десятилетие ХХ века показала свою крайне высокую эффективность и стала сферой весьма продуктивного вложения финансовых средств. Опыт конца ХХ века показал, что именно победа в информационно-культурном поле может быть успешно конвертирована в осязаемые политические и экономические результаты. Системность и упорядоченность информации о происходящих в мировой экономике явлениях имеет принципиальное значение.

При этих фундаментальных изменениях фактического статуса национальных хозяйств происходят изменения и в самой мировой экономике, приобретающей новые черты все более единого глобального организма.

К явлениям, способствующим развитию в этом направлении, можно отнести такие тенденции:

• финансовая глобализация и становление транснациональных корпораций, усиливающих влияние частных и международных капиталов на производство во всем мире и развертывание масштабных финансовых спекуляций;

• интенсификация международной торговли, сопровождающаяся регионализацией мировой экономики с тенденциями к глобальной конвергенции хозяйственных укладов различных стран;

• многократное увеличение информационных потоков, рост их разнообразия, открытость и доступность информации, появление и развитие на этой основе глобальных сетевых структур, существенно меняющих характер взаимоотношений между экономическими агентами в международной торговле;

• перестройка центров политической, экономической и военной силы, создание транснациональной экономической дипломатии, глобализация наднациональной, надгосударственной власти.

Таким образом, глобализация представляет собой отчасти стихийный и отчасти сознательный («проектный») процесс, что в полной мере необходимо учитывать при решении задачи повышения конкурентоспособности ЕврАзЭС.

4. Глобальный микропроект как форма конкурентной стратегии

Как бы парадоксально это ни звучало, но, по сути, несмотря на проектную составляющую глобализационного процесса, в современной мировой экономике наблюдается нарастание кризисных явлений, которые носят уже не структурный, а системный характер. С одной стороны, возрастает финансово-спекулятивный характер современной экономики, субъекты которой прямо заинтересованы в ее «раскачке», поскольку именно конъюнктурные колебания приносят наибольшие прибыли в финансовой сфере. С другой стороны, происходит ослабление ответственности за положение дел на глобальном уровне. И сегодня неясно, кто и как будет нести ответственность за преодоление все более сложных глобальных вызовов и рисков. Дело в том, что основными субъектами мировой экономики во все большей мере становятся крупные ТНК и ТНБ, субъектность которых весьма специфична.

В условиях биполярной структуры мира каждая система выстраивала внутренние правила игры и формировала более или менее устойчивый баланс в мире в целом (см. рисунок 7).

Рисунок 7

Биполярный мир

В условиях однополярной глобализации роль регулятора международных отношений взяли на себя США (см. рисунок 8).

Сегодня структура мира лишь внешне выглядит как многополярная или полицентричная, а на самом деле в значительной мере дополняется большим количеством субъектов, обладающих огромными финансовыми и организационными ресурсами, но не несущих никакой глобальной или социальной ответственности (см. рисунок 9).

Рисунок 8

Однополярная

глобализация

Рисунок 9

Представление о многополярной глобализации.

В реальности пространство мировой экономики заполняют ТНК и ТНБ

По мере ослабления существующих регуляторов международных отношений и отсутствия новых устойчивых механизмов новой системы возрастают глобальная неопределенность и глобальное недоверие. Фактически сегодня мир переходит к новому неустойчивому балансу сил, к новому порядку, сущность и последствия которого не совсем ясны. Очевидно одно: современный мир характеризуется усилением вражды и нарастанием тотальной конкуренции.

Неопределенность глобальной ситуации связана с тем, что США как глобальный лидер слабеют, и пока нет державы или коалиции держав, которая могла бы предложить свою модель мироустройства и свои правила игры. Европа погружена в финансовые проблемы и, похоже, уже не способна к такому лидерству. Китай еще не готов. Россия пока слишком слаба и не обрела своей стратегической линии. Исламский мир по-прежнему разобщен.

Не готовы к регулятивной функции и международные институты. ООН, МВФ, МБРР были созданы в условиях двухполюсного мира и нуждаются в серьезном реформировании.

На этом фоне особое значение приобретает долгосрочный концептуальный подход, способный трансформироваться в полноценную глобальную стратегию, в которой были бы учтены главные особенности развития мировой экономики.

Важной представляется разработка собственной стратегической инициативы, основанной на учете национальных интересов стран-участниц интеграционного объединения. Именно стратегическая инициатива в этих непростых условиях может оказаться самым важным конкурентным преимуществом в период, когда мир стоит перед лицом глобальной неопределенности.

По сути, речь идет о формировании Евразийского миропроекта. При этом реализация его заведомо исключает саму мысль о какой-либо возможности встраивания в чужой миропроект, поскольку такое встраивание, особенно сегодня, грозит совершенно очевидным ущербом как для отдельных стран, так и для нового интеграционного объединения в целом.

Мировая история есть не что иное, как конкуренция подобных миропро-ектов. Таким миропроектом обладал, например, бывший СССР. Сегодня мы наблюдаем кризис монополярной глобализации с лидерством США. Отдав стратегическую инициативу в руки своих конкурентов, Евразийское содружество может уже никогда не обрести своих прочных конкурентных позиций.

Общие выводы

1. Крайняя важность проблематики повышения конкурентоспособности требует отдельного внимание со стороны руководства стран-участниц ЕврАзЭС, поскольку от успешного решения этой задачи в определяющей мере зависит судьба формирующегося Евразийского содружества.

2. Сложность и комплексность проблемы требует проведения ее совместного серьезного исследования странами-участницами. Исследования проблемы повышения конкурентоспособности целесообразно вести в трех направлениях:

1) разработка методологии макроконкурентоспособности отдельных стран;

2) разработка методологии гипермакроконкурентоспособности с последующей трансляцией результатов исследований странам-участни-цам;

3) изучение конкурентной среды в условиях динамичной глобализации мировой экономики.

Особое внимание следовало бы уделить изучению тех аспектов глобализации, которые относятся к ее специфической форме - международному

конкурентному проекту. Среди основных направлений этих исследований выделяются следующие аспекты проекта: экономико-организационный (управленческий или концептуальный), политико-правовой, научно-технический, социокультурный, этнодемографический, ресурсный и экологический.

3. Наиболее важным результатом проведенных исследований должны стать конкретные предложения по формированию совместной международной программы повышения конкурентоспособности международной интеграционной группировки. Это помогло бы странам-участницам более ясно понять свою роль в решении общей задачи повышения конкурентоспособности Евразийского содружества целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.