Научная статья на тему 'К совершенствованию подготовки в экономике интеграционного процесса'

К совершенствованию подготовки в экономике интеграционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К совершенствованию подготовки в экономике интеграционного процесса»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ В экономики ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

ЧЕРКАСОВ Н. А.

Черкасов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи государств - членов Евразийского экономического сообщества

Особый статус государственных служащих, от которых в значительной мере зависит успешное продвижение к новой экономике - экономике XXI в., - предполагает осуществление во всех странах СНГ подготовки специалистов для органов управления, формирование нового поколения кадров, осознающих все значение проблем и задач международной интеграции, проводимой в том числе в рамках в Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Создание сообщества, объединяющего шесть стран СНГ, имеет своей целью организацию на территории бывшего СССР экономического союза - некоего аналога ЕС, что предполагает разработку и реализацию согласованной стратегии интеграции на основе определенной доктрины и концепции.

В этой связи остановимся на соотношении некоторых понятий, связанных с развитием ЕврАзЭС.

Доктрина - политический документ, устанавливающий цель и главные задачи сотрудничества в сфере политических, экономических и иных межгосударственных отношений. Концепция - научный документ, предусматривающий комплексное научное обоснование таких задач и возможностей их выполнения. Программа сотрудничества - рабочий документ, определяющий этапы решения задач и ресурсное обеспечение соответствующих мероприятий.

Доктрины реального межгосударственного взаимодействия в условиях экономической глобализации пока ни в рамках СНГ, ни в ЕврАзЭС не создано. В существующих в Содружестве и Сообществе договорах и соглашениях проблемам информационной экономики, глобализации, взаимоотношений с другими интеграционными группировками, созданными в Европе, Азии, Америке, должного внимания, по существу, не уделяется. Объясняется это, в конечном счете, тем, что у стран, входящих в СНГ и в ЕврАзЭС, нет научной концепции развития евразийской интеграции.

В данной статье предпринята попытка сформировать основные подходы к разработке доктрины и концепции развития ЕврАзЭС в период до 2030 г.

Кризис индустриального общества, выразившийся в резком обострении экономических и социальных противоречий между развитыми индустриальными и развивающимися странами, в катастрофических изменениях экосистем, предопределил возникновение общемировой тенденции создания информационной экономики. Этому способствовали имеющие стратегическое значение достижения в области научных исследований, разработок и внедрения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим во многих странах появились крупные многоотраслевые информационные производственные комплексы. Интенсивно развивается программная индустрия, создающая возможность подключения к открытым информационным системам в экономике всех стран мира.

Переход к использованию информационных и коммуникационных технологий ускоряет глобализационные процессы. Развивается производство глобальных продуктов (программного обеспечения, ЭВМ, компьютерной, экологической и иной техники), что делает неизбежным принципиальные изменения в системах международного разделения труда, международной производственной и научно-технической кооперации, подготовки специалистов.

В целом, глобализация хозяйственной жизни означает: • поэтапное расширение ареала международного производства с присущими ему международными пропорциями и программами; • создание международных комплексов в сферах энергетики, транспорта и связи; • совместное решение общемировых экологических проблем; дальнейшее развитие и совершенствование международных информационных систем; • расширение масштабов международной миграции специалистов и рабочих, обусловленное увеличением объемов производства глобальных продуктов и услуг, деятельностью транснациональных корпораций; • развитие международной стандартизации и сертификации продукции и услуг.

В первую очередь это относится к использованию стандартов 150, которыми определяется всемирный эталон качества техники, перерабатываемых материалов, программного обеспечения, услуг, устанавливаются международные признанные требования к товарам, безопасности производства, организации и условиям труда, системам управления качеством.

Вместе с тем, в странах, экономика которых основывается, главным образом, на морально устаревших производственных технологиях, в том числе во всех странах - членах ЕврАзЭС, возможности участия в

формировании глобального информационного производства существенно ограничены. Использование устаревших технологий, морально и физически изношенной техники увеличивает опасность возникновения техногенных и экологических катастроф. Технико-экономическое отставание от развитых стран обостряет противоречия между ними и развивающимися государствами, делает последние недостаточно конкурентоспособными, затрудняет развитие информационного производства в мировом хозяйстве, создает новые угрозы для национальной безопасности.

Отставание в области техники и технологии приводит к отставанию в производительности труда, ресурсосбережении, конкурентоспособности бизнес-структур, темпах роста программной индустрии, в конечном счете, - по всем важнейшим качественным параметрам экономики и качеству жизни.

Для преодоления общей экономической отсталости, а также для ускорения технологической модернизации производства странам ЕврАзЭС одних рыночных реформ и разрозненных национальных усилий недостаточно. Для этого им не хватает и собственных финансовых средств. Соответственно, объективно необходимы принципиальные изменения в подходах к развитию их экономических отношений - расширение и совершенствование экономического и научно-технического сотрудничества и отношений цивилизованной конкуренции, интенсивное развитие регионально информационного производства на основе научнотехнической интеграции.

При этом приходится последовательно преодолевать подход к региональной интеграции, при котором основное внимание сосредотачивается на проблемах не технико-технологической модернизации производства, а внешней торговли. Свобода торгового обмена и даже создание общих рынков сами по себе не обеспечивают преодоления отставания в области техники и технологии, повышения конкурентоспособности экономики стран ЕврАзЭС.

Доктрина развития ЕврАзЭС должна фиксировать данный вывод.

Цель формирования концепции - обосновать вывод о том, что международная экономическая интеграция представляет собой проявление процессов глобализации экономики в отдельных регионах миррового хозяйства, одновременно является одним из важнейших средств глобализационного процесса и ускорения формирования информационного производства. Благодаря объединению национальных ресурсов ряда стран и реализации согласованной стратегии их социально-экономического развития, концепция позволяет, во-первых, существенно ускорить технологическую модернизацию национальной экономики, во-вторых, усилить позиции объединяющихся стран в международной конкуренции, в-третьих, создать наиболее благоприятные условия для их участия в деятельности международных экономических организаций, в частности, ВТО, в-четвертых, более успешно противодействовать имперским амбициям, агрессивному национализму и международному терроризму.

В 2000 г. в Заявлении об учреждении Евразийского экономического сообщества главы государств, подписавшие его, подчеркнули, что создание ЕврАзЭС - шаг, предпринятый в целях создания условий, позволяющих более решительно «идти по пути многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию».

Отличие ЕврАзЭС от СНГ состоит в том, что в рамках Сообщества координация экономического развития государств дополняется созданием таких международных органов управления, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения межгосударственных (межправительственных) решений и законодательных актов, направленных, в конечном счете, на объединение производственных и научнотехнических потенциалов государств на основе развития эффективной международной специализации и кооперации, совместной разработки и использования информационных и других новейших технологий. В рамках СНГ в силу того, что оно представляет собой только координирующую организацию, такая из поставленных им целей, как осуществление «межгосударственной кооперации» (ст. 2 Устава СНГ), не была и не могла быть достигнута. Не был создан и общий рынок продукции и услуг.

Концептуальным критерием поэтапного развития Евразийского экономического сообщества являются качественные изменения в отношениях государственной суверенности и в развитии международных кооперационных отношений. Прогресс в области интеграции обусловливают определенные изъятия из государственного суверенитета и создание совместных производств, исследовательских и образовательных центров. Эти факторы обеспечивают максимальное сближение национальных экономических интересов и последовательную реализацию глобализационных тенденций.

В связи с этим в интеграционном процессе (как свидетельствует теоретический анализ и уже имеющийся мировой опыт) неизбежны два этапа: 1) становление «общего экономического пространства»; 2) формирование единых международных хозяйственных комплексов - «единого пространства» в сфере экономики.

На первом этапе центральной проблемой оказывается всесторонний учет суверенных прав государств, вступающих на путь интеграции, обеспечение государственного суверенитета при организации интеграционного сотрудничества. Реальными при этом, соответственно, становятся только решения по организации общего, а не единого, экономического пространства, предполагающие создание, прежде всего, общих рынков. На втором этапе основной проблемой становятся постепенные изъятия из государственного суверенитета, необходимые для формирования межгосударственных и надгосударственных органов управления экономикой и организации международного производства, основанного, в частности, и на

совместной собственности. Организация интеграционного взаимодействия в первом случае может быть представлена только структурой, подобной «сообществу», во втором - экономическим союзом.

Однако для развития интеграции как непрерывного процесса чрезвычайно важно, чтобы мероприятия по осуществлению международной производственной и научно-технической кооперации входили в число стратегических приоритетов и на этапе создания общего экономического пространства.

Принимая во внимание значительный прогресс в создании информационного производства в ряде развитых стран и прогрессирующее отставание стран ЕврАзЭС в этой области, ухудшающее их конкурентные позиции в мировом хозяйстве, правительства и парламенты в Сообществе обязаны постоянно исходить из безальтернативной аксиомы, в соответствии с которой главной задачей интеграции является расширение и совершенствование международной производственной и научно-технической кооперации, особенно актуальной при создании и использовании технологий. Отсюда очевидна необходимость согласования инновационной деятельности участников интеграции и подготовка уже в период до 2010 г. ряда международных программ.

К числу важнейших стратегических мероприятий, прежде всего, следует отнести разработку и реализацию международной программы электронизации хозяйственной, в том числе таможенной, деятельности стран ЕврАзЭС, дополняющей соответствующие национальные программы и учитывающей международный опыт, в частности, опыт ЕС, членами которого принята программа «Электронная Европа». Подготовка и выполнение такой программы, а также международных программ специализации и кооперации в новых и новейших отраслях промышленности и в сфере услуг - центральное направление развития современной региональной международной интеграции. Достижение необходимого прогресса в решении этих задач предусматривает: организацию международных коллективов разработчиков программ; соответствие государственных программ структурной перестройке экономики разных стран с учетом формирующейся новой глобальной системы международного разделения труда; мобильную переориентацию национального производства в государствах Сообщества и в ряде других стран СНГ на международные стандарты качества продукции и услуг, а также правила ВТО.

При согласованном вступлении во Всемирную торговую организацию приходится учитывать и то обстоятельство, что правила данной организации, договоренности ее участников в условиях экономической глобализации (в которых уже в 2002 г. 10% мирровой торговли осуществлялось на электронной основе) изменяются. Поэтому, чтобы не оказаться на обочине переговорного процесса в ВТО и процесса становления информационной электронной экономики, необходимо вступать во Всемирную торговую организацию с согласованными стратегическими решениями в отношении развития информационного производства, позволяющими влиять на переговоры об изменении в ее рамках правил и норм международных торговых и кооперационных отношений.

Второй этап в развитии экономической интеграции в Сообществе - организация «единого экономического пространства», органически включенного в систему глобального информационного производства, - требует разработки программ, которые учитывали бы возможности и перспективы взаимодействия ЕврАзЭС с другими интеграционными группировками в мирровом хозяйстве, в том числе и с созданными в регионах СНГ.

Решающее значение для эффективной интеграции при этом имеет программируемая гармонизация хозяйственного законодательства объединяющихся государств, предусматривающая разработку и использование в национальной законодательной деятельности согласованных «основ законодательства» и типовых проектов законов как актов прямого действия, которые учитывали бы и правовые нормы международных экономических организаций.

В ЕврАзЭС среди мер по гармонизации хозяйственного законодательства, предусматривающую сближение и унификацию правовых подходов к интеграции национальных хозяйств, важнейшим моментом стало принятие Межгосударственным Советом Сообщества в 2005 г. Соглашения об основах гармонизации технических регламентов в ЕврАзЭС. Это соглашение исходит из необходимости сближения и унификации национальных норм технического регулирования экономических отношений с учетом норм ВТО, стандартов 130, общепризнанных в мировой практике процедур соответствия международным нормам и стандартам, перспектив сближения и унификации национальных систем сертификации продукции и услуг. Развитие производственной и научно-технической интеграции стран ЕврАзЭС - основное условие достижения и их социальных целей. Однако социальный прогресс в Сообществе предполагает развитие социальной интеграции наших стран на основе соответствующих программ и концепций.

Стратегические императивы социальной интеграции государств - членов ЕврАзЭС, в основном, уже определяет разрабатываемая ими Концепция согласованной социальной политики. Она исходит, в частности, из признания того факта, что ограниченные возможности использования рабочей силы в отдельных странах и отсутствие согласованных мер в этой области приводят к масштабной неконтролируемой трудовой миграции, ухудшающей условия труда в странах Сообщества. Продвижение по пути борьбы с бедностью и повышения качества жизни также затрудняется из-за несогласованности решений в области социальной политики отдельных стран. Глубокая социальная интеграция, предусматривающая формирование в перспективе единого социального пространства ЕврАзЭС, становится одной из важнейших программных стратегических задач. Для реализации этой задачи необходимым условием должна стать разработка Социальной хартии Сообщества, согласованных социальных

индикаторов и программ адресной социальной помощи; организация межгосударственного мониторинга в социальной сфере; кооперация при использовании национальных ресурсов; гармонизация социального законодательства.

На начальном этапе интеграционного процесса в ЕврАзЭС особое значение для развития социальной интеграции имеют программы мероприятий по практической реализации Заявления глав государств «0 десяти простых шагах навстречу простым людям» и программы Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС по согласованию социальной политики и ее правовых основ.

К таким программным мероприятиям относятся: 1) реализация Социальной хартии, договора о согласовании социальной политики и минимальных социальных стандартов, межгосударственных соглашений о временной трудовой деятельности граждан государств ЕврАзЭС на территории Сообщества, о взаимных безвизовых поездках и упрощенном порядке приобретения гражданства, взаимном предоставлении гражданам государств ЕврАзЭС равных прав в получении образования, скорой и неотложной медицинской помощи, о реабилитации инвалидов; 2) создание условий для распространения национальных программ телевидения и радиовещания; 3) подготовка Основ пенсионного законодательства и типового проекта об обязательном социальном страховании в Сообществе; 4) разработка Основ законодательства ЕврАзЭС о здравоохранении; 5) имплементация норм совместной правовой деятельности в социальной сфере в национальные законодательные акты.

Как свидетельствует опыт интеграции стран Западной Европы, становление единого регионального экономического пространства - длительный и сложный процесс, в ходе которого, в зависимости от степени совпадения и согласования интересов отдельных государств, возможно появление и дезинтеграционных тенденций. Для эффективного разрешения противоречий между интересами объединяющихся государств необходимы поэтому своевременные изменения в системе управления интеграцией, отражающие особенности каждого из ее этапов, исключающие поспешные решения по ограничению суверенитета при переходе от общего к единому экономическому пространству (в том числе от общего к единому рынку), от сообщества государств к их экономическому и политическому союзу.

Необходимо также учитывать, что создание региональных интеграционных формирований в мировой экономике вступает в определенное противоречие с решением общемировых экологических проблем, проблем освоения космического пространства, глобальной борьбы с бедностью, с международным терроризмом, проблем развития здравоохранения, образования, мировой культуры. Требующих объединенных усилий всех государств мира, планетарных акций.

Прогресс процесса интеграции в ЕврАзЭС может быть обеспечен только тогда, когда программы международной кооперации и специализации в Сообществе будут дополняться и корректироваться программами развития многостороннего сотрудничества с другими региональными интеграционными формированиями и двустороннего сотрудничества с отдельными «третьими» странами. Совместные решения должны быть ориентированы на программы ООН, развития деятельности МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО, отраслевых, экологических, образовательных и других международных организаций.

При этом в стратегии развития ЕврАзЭС должен быть существенно усилен азиатский акцент. Необходимо принимать во внимание смещение центра мирового хозяйства в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего, в связи с высокими темпами развития и модернизации экономики Китая и Индии, а также в связи с проблемой подъема экономики Сибири и Дальнего Востока России - самого перспективного для увеличения потенциала и конкурентных преимуществ ЕврАзЭС российского региона.

По существу, уже на первом этапе интеграции в Сообществе - ориентировочно до 2015 г. - процесс формирования общего экономического пространства ЕврАзЭС должен корректироваться решениями, предусматривающими развитие самых широких экономических отношений со странами Азии и Азиатско-тихоокеанского региона, в том числе создание общего рынка ШОС и АТР. На этапе же формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС (ориентировочно в период 2015-2030 гг. и, в целом, в первой половине XXI в.) развитие этих отношений должно стать одной из главных доминант стратегии Евразийского экономического сообщества.

В условиях глобализации экономики стратегические решения по формированию трансевразийских транспортных и энергетических систем, по использованию потенциальных возможностей АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) приобретают особый смысл.

В частности, сотрудничество стран ЕврАзЭС с Китаем в рамках ШОС имеет для них огромное значение при решении как транспортных, энергетических, так и демографических, научно-технологических, экологических проблем, для развития в этом регионе эффективной международной специализации и кооперации производства, в том числе в космической и оборонной промышленности. Но это требует разработки международных программ, предусматривающих активное использование всего потенциала Шанхайской организации сотрудничества, участницей которой в ближайшее время может стать и Индия. После выполнения первоочередных программ, характерных для начального этапа интеграции, основными целями евразийского интеграционного процесса становятся: • разработка и осуществление единой политики в тех областях экономического и социального развития и борьбы с внешними угрозами, в которых интересы участников интеграции полностью совпадают; • соответствующее расширение полномочий Межгосударственного Совета, Интеграционного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи, Суда

Сообщества, Межгосударственного банка и вновь создаваемых международных структур в сфере управления интеграцией; • разработка и реализация Комплексной программы ускорения научнотехнического прогресса в рамках СНГ; • формирование единого информационного пространства и единой информационной инфраструктуры ЕврАзЭС с участием других заинтересованных государств; • организация единого рынка труда Сообщества; развитие широкой международной кооперации в сфере образования и науки, предусматривающей организацию и международных университетов и исследовательских центров; • создание международных хозяйственных комплексов в программной индустрии, энергетике, в том числе атомной, в энергетическом, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, производстве экологической техники, аэрокосмической промышленности и некоторых других отраслях производства продукции и услуг; • освоение, в том числе на основе программируемого взаимодействия с Китаем, международных транспортных коридоров; • программирование и развитие интенсивного взаимодействия в разных областях экономики, исследований и технологических разработок между ЕврАзЭС, ЕС, АТЭС, в том числе путем организации свободных экономических зон и совместных технополисов и технопарков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.