Научная статья на тему 'Формы валютной интеграции стран СНГ'

Формы валютной интеграции стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕОРИЯ / ЕДИНАЯ ВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудова Т. А.

В работе рассмотрены вопросы интеграции валютно-финансовой сферы, зарубежный и российской опыт теорий единой валюты и процедуры формирования валютной зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы валютной интеграции стран СНГ»

42 (132) - 2012

Валютный рынок

УДК 380.03.08

формы валютной интеграции

стран снг

Т. А. МАХМУДОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: taira. mahmudova@yandex. ru Азербайджанская академия труда и социальных отношений

В работе рассмотрены вопросы интеграции валютно-финансовой сферы, зарубежный и российской опыт теорий единой валюты и процедуры формирования валютной зоны.

Ключевые слова: валютная интеграция, теория, единая валюта.

Страны СНГ в настоящее время имеют груз как старых, так и новых проблем, связанных с влиянием глобального финансового кризиса. Вместе с тем именно последний финансовый кризис показал, что для выживания в посткризисной реальности требуется «перезагрузка» партнерских отношений, которая совершенно необходима для выживания в новой посткризисной реальности. В большинстве постсоветских государств растет понимание того, что очень многие проблемы, с которыми они сталкиваются, будет гораздо легче и быстрее преодолевать, объединяя усилия, ресурсы, рынки с помощью интеграционных механизмов СНГ. Страны СНГ проявляют все большую заинтересованность в активизации взаимного сотрудничества, объективной основой которого является высокая взаимодополняемость их экономик.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве невозможны без существенного расширения сотрудничества стран СНГ в валютно-финансовой сфере и построения общего регионального рынка финансово-банковских услуг. Решение

данной стратегической задачи требует реализации целого комплекса мероприятий, направленных на сближение и либерализацию экономического законодательства. К ним, прежде всего, относятся:

- либерализация и гармонизация валютно-фи-нансового законодательства стран-участниц;

- создание действенного механизма защиты прав инвесторов;

- сближение стандартов регулирования банковского сектора;

- интеграция инфраструктуры фондового рынка;

- организация единых рынков важнейших видов ценных бумаг, включая государственные и корпоративные облигации.

Реализация комплекса данных мероприятий, направленных на дальнейшее сближение экономик государств содружества и формирование у них конкурентоспособных сбалансированных национальных финансовых систем, имеет целью создание надежного фундамента для экономического прорыва.

Особенность интеграционных процессов на пространстве СНГ прежде всего состоит в том, что речь идет об объединении стран с разным уровнем экономического развития, с объемом торговли, ориентированным на государства остального мира, с разным сырьевым потенциалом, с долгами (зависимостью от мировых кредиторов), с разными культурными и этнографическими особенностями. Как следствие этого интеграция на пространстве СНГ

идет медленно и мучительно, часто сопровождается политическими и экономическими скандалами.

Специфика интеграционных процессов на постсоветском пространстве состоит в том, что страны на начальном этапе прошли период разрушения единой экономической системы СССР, на протяжении которого происходил распад единого экономического и валютного пространства, и в дальнейшем им пришлось преодолевать дезинтег-рационные тенденции. Затем происходил процесс становления национальных валютных систем и национальных финансовых рынков, создавший институциональную основу для интеграции стран Содружества в мировую валютно-финансовую систему. В настоящее время активизировались интеграционные процессы, характеризующиеся некоторой интенсификацией взаимодействия в валютной сфере.

Тенденция к формированию субрегиональных интеграционных группировок внутри СНГ наметилась с момента его образования и начала набирать силу с середины 1990-х гг. В это время начали появляться интеграционные объединения, куда входят лишь некоторые страны СНГ (табл. 1). Наиболее крупными из них являются:

- Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества;

- Союзное государство России и Белоруссии;

- Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС);

- Евразийское экономическое сообщество (Ев-рАзЭС);

Важнейшие субрегиональные групп

- Организация за демократию и экономическое

развитие (ГУУАМ);

- Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Среди многосторонних субрегиональных объединений на пространстве СНГ наиболее мощным и развитым является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). На страны ЕврАзЭС приходится примерно 64 % населения СНГ, 86 % ВВП, 82 % продукции промышленности, 67 % продукции сельского хозяйства, 85 % розничного товарооборота и более 70 % внешнеторгового оборота.

В истории ЕврАзЭС можно выделить два этапа. Первый (1995-2000 гг.) охватывает период существования предшественника ЕврАзЭС - Таможенного союза, а второй (с 2001г.) - функционирование в формате ЕврАзЭС - официально оформленной международной экономической организации.

Таможенный союз (ТС) был создан в январе 1995 г. первоначально в составе трех стран - России, Белоруссии и Казахстана. В марте 1996 г. к ТС присоединилась Киргизия и в феврале 1999 г. -Таджикистан. В 1995-2000 гг. в рамках ТС были отменены тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле стран-участниц, согласованы импортные таможенные тарифы России, Белоруссии и Казахстана по большинству товарных позиций, сделаны первые шаги по пути координации экономической политики. Активизировалось взаимодействие национальных финансовых систем. В феврале 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ратифицирован Федеральным зако-

Таблица 1

овки на постсоветском пространстве

Субрегиональная группировка Страна Год образования Стратегические цели

Таможенный союз Белоруссия, Россия, Казахстан, Кыргызстан 1995-1999 Отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, упразднение таможенного контроля на границах между странами участницами

Союз России и Белоруссии Российская Федерация, Республика Беларусь 1996-2000 Унификация налогового законодательства и проведение единой налоговой политики, создание единой системы тарифного и нетарифного регулирования, включая унификацию таможенного кодекса стран-участниц, проведение единой торговой и таможенной политики в отношении третьих стран, формирование общего рынка ценных бумаг, использование единой валюты (рубля) на территории союзного государства и др.

ЦАЭС Республика Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан Узбекистан 1998 Создание системы свободной торговли и взаимной защиты инвестиций, единой таможенной службы, совместное использование водных и энергетических ресурсов, а также совместные действия по борьбе с терроризмом и иными угрозами безопасности в регионе

Валютный рынок

Окончание табл. 1

Субрегиональная группировка Страна Год образования Стратегические цели

ЕврАзЭС Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан 2000 Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования. Обеспечение свободы движения капитала; формирование общего финансового рынка; согласование принципов и условий перехода на единую валюту; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация межгосударственных целевых программ; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; создание равных условий для доступа иностранных инвестиций; обеспечение свободного передвижения граждан внутри Сообщества; согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.; сближение и гармонизация национальных законодательств с целью создания общего правового пространства

ГУУАМ Грузия, Украина, Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Узбекистан (до 2005 г.) 1997-1999 Сотрудничество в рамках Евразийского транспортного коридора. Создание благоприятных условий, способствующих ускорению экономического роста и повышению благосостояния народов стран-участниц, развитию взаимовыгодных торговых отношений на основе принципов свободной торговли, глубокой межотраслевой кооперации, выполнению комплексных многосторонних программ и проектов в области производства, торговли, энергетики, транспорта, экономики, международного кредитного и финансового взаимодействия, пограничных, таможенных и налоговых служб, связи, науки, техники, образования и культуры

ЕЭП Россия, Белоруссия, Казахстан 2003 Создание экономического пространства, объединяющего таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится единая внешнеторговая политика, согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности. Единая налоговая, денежно-кредитная и валютно-фи-нансовая политика

ресмотра Россией, Белоруссией и Казахстаном в одностороннем порядке своих импортных тарифов, что привело к значительному снижению уровня их унификации по сравнению с 1996 г. и нарушению единого таможенного пространства. Кроме того, вступление в 1998 г. Киргизии во Всемирную

42 (132) - 2012

ном от 22.05.2001 № 55-ФЗ), предусматривавший поэтапное формирование единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Однако, как отмечают исследователи, в конце 1990-х гг. произошел откат назад в результате пе-

торговую организацию (ВТО) без согласования с другими участниками ТС ярко продемонстрировало отсутствие согласованной единой политики по отношению к мировому сообществу.

Поиск новых подходов к сотрудничеству и созданию эффективного многостороннего организационно-правового механизма реализации интеграционных договоренностей привел к подписанию 10.10.2000 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Таким образом, была создана международная организация региональной интеграции, зарегистрированная в Секретариате ООН, имеющая свои постоянно действующие органы (штаб-квартиру, баланс и др.).

Для развития интеграционных процессов в валютной сфере предполагалось осуществлять сотрудничество по следующим направлениям:

- согласование подходов к проведению денежно-кредитной и валютной политики и принципов функционирования центральных банков;

- единые критерии и перечень подлежащих сближению макроэкономических показателей;

- сближение банковского законодательства и согласование общих принципов проведения политики в области надзора и регулирования деятельности финансовых институтов;

- определение принципов и условий формирования интегрированного валютного рынка, объединение торговых валютных площадок (валютных бирж) в единую электронную валютную торговую систему;

- согласование оптимального режима валютных курсов, включая установление пределов взаимных курсовых колебаний;

- либерализация операций, связанных с движением капитала;

- ведение информационной базы в отношении нормативных актов, регулирующих денежные, валютные и фондовые рынки;

анализ состояния национальных денежных и валютных рынков;

- создание механизма коллективной финансовой поддержки стран, испытывающих острый дефицит платежного баланса;

- формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования подходов к интеграционному сотрудничеству государств - членов ЕврА-зЭС в валютной сфере, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций.

В докризисные годы во всех странах ЕврАзЭС имел место рост основных макроэкономических показателей (табл. 2). Замедлились темпы инфляции, выросла среднемесячная заработная плата. Государства сообщества добились относительной стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США и друг к другу.

До экономического кризиса 2007-2009 гг. наиболее высокими темпами развивались экономики Казахстана, Белоруссии, Узбекистана. Несколько менее быстро рост ВВП отмечался в России и Таджикистане. Экономический кризис 2007-2009 гг. наиболее сильно подорвал экономики России и Кыргызстана (табл. 3).

Как отмечают многие авторы, довольно высокие и относительно стабильные темпы роста экономики, наблюдавшиеся в 2000-2007 гг., во многом объясняются низкой базой сравнения, что в значительной мере было обусловлено финансовым кризисом 1998 г. Самыми высокими темпами ВВП рос именно в тех странах, в которых его падение в предыдущие годы было наибольшим.

Одним из основных факторов поступательного развития экономики стран сообщества является постоянный (кроме Кыргызстана) рост инвестиций (табл. 4).

За десять лет своего существования сообщество заметно продвинулось вперед в решении многих

Таблица 2

Динамика ВВП в странах ЕврАзЭС в 2000-2010 гг., к предыдущему году в постоянных ценах, %

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 106,7 108,5 105,2 92,2 104,0

Белоруссия 105,8 104,7 105,0 107,0 111,4 109,2 109,9 108,6 110,2 100,2 107.6

Казахстан 109,8 113,5 109,8 109,3 109,6 109,4 110,6 108,9 103,3 101,2 107,0

Кыргызстан 105,4 105,3 99,5 107,0 107,0 99,4 102,7 108,5 108,4 102,9 98,6

Таджикистан 108,3 109,6 110,8 111,0 110,6 106,7 107,0 107,8 107,9 103,4 106,5

Узбекистан 103,8 104,2 104,0 104,2 107,7 107,0 107,3 109,5 109,0 108,1 108,5

Источник: Данные Межгосударственного статкомитета СНГ.

Валютный рынок

42 (132) - 2012

Таблица 3

Динамика промышленного производства в странах ЕврАзЭС в 2000-2010 гг.,

к предыдущему году, %

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия - 102,9 103,7 107,0 108,3 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2

Белоруссия 107,8 105,9 104,5 107,1 115,9 110,5 111,4 108,7 111,5 98,0 111,3

Казахстан 115,5 113,8 110,5 109,1 110,4 104,8 107,2 105,0 102,1 102,7 110,0

Кыргызстан 106,0 105,4 89,1 117,0 104,6 87,9 89,8 107,3 114,9 93,6 109,8

Таджикистан 109,9 115,0 108,4 109,9 115,1 109,7 105,5 109,9 96,5 93,5 109,7

Узбекистан 105,9 107,6 108,5 106,2 109,4 107,2 110,8 112,1 112,7 109,0 108,3

Источник: данные Межгосударственного статкомитета СНГ.

Таблица 4

Динамика инвестиций в основной капитал в 2000-2010 гг., к предыдущему году, %

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 117,4 110,0 102,8 112,5 111,7 110,9 116,7 122,7 109,8 83,8 106,0

Белоруссия 102,1 96,5 106,0 120,8 120,9 120,0 132,2 116,2 123,5 104,7 116,6

Казахстан 148,5 144,7 110,6 116,6 123,1 134,1 111,1 113,5 114,8 102,9 99,5

Кыргызстан 137,3 85,5 90,4 93,4 102,1 105,9 154,6 105,0 105,7 130,4 90,2

Таджикистан - - - - - 111,5 169,6 215,2 140,9 82,2 121,8

Узбекистан - - - - - 105,7 109,3 125,8 134,1 111,5 109,2

Источник: данные Межгосударственного статкомитета СНГ.

намеченных задач. Так, в рамках ЕврАзЭС снято большинство ограничений на взаимные поставки товаров, что способствовало быстрому росту товарооборота между странами-участницами: с 29 млрд долл. в 2000 г. он увеличился до 123 млрд долл. в 2008 г., или в 4,1 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение десяти лет существования сообщества были достигнуты и реализованы договоренности в области транспортного сообщения, освоения гидроэнергетических ресурсов.

На пространстве ЕврАзЭС можно выделить два слабо связанных между собой субрегиона:

- экономически более развитый и относительно стабильный северный субрегион, включающий Россию, Белоруссию и Казахстан (индустриальные страны);

- менее развитый аграрный южный субрегион, характеризующийся высокой этнической и политической напряженностью и геополитической нестабильностью, включающий Киргизию и Таджикистан (в 2006-2008 гг. южный субрегион включал также Узбекистан). Таким образом, во-первых, в рамках ЕврАзЭс

объединены страны с разными уровнями экономического развития, объемами торговли, ориентированными на государства остального мира, сырьевыми потенциалами, долгами (зависимостью от мировых кредиторов). Как следствие этого такая интеграция носит разноуровневый и разноскорос-

тной (асимметричный) характер, а лежащий в ее основе договорной процесс является длительным и требующим множества согласований.

Во-вторых, большая географическая протяженность пространства сообщества значительно увеличивает транспортные издержки, что ведет к отсутствию у многих предприятий стран сообщества реальной заинтересованности в товарах партнеров, слабости организационно-маркетингового обеспечения взаимных экономических связей.

В-третьих, значительные геополитические угрозы для южного субрегиона сообщества, связанные с межэтническими конфликтами и угрозой исламского радикализма, обусловливающие высокие риски инвестиционной деятельности.

Несмотря на определенные различия в уровне проработки и степени конкретизации предлагаемых мер и сроков их реализации в СНГ и ЕврАзЭС, можно выделить несколько основных блоков в сфере денежно-кредитной, валютно-финансовой и банковской политики.

Первая группа мероприятий касается поддержки совместными усилиями тех мер, которые уже принимаются на национальном уровне по повышению ликвидности национальных экономик, укреплению устойчивости банковского и финансового секторов, сдерживанию инфляции и поддержанию устойчивости платежных балансов.

Вторая группа совместных мероприятий направлена на поддержку реального сектора национальных экономик, а именно:

- поддержка крупных системообразующих предприятий;

- содействие развитию кооперационных связей между предприятиями, включая совместное кредитование производства товаров с высокой добавленной стоимостью;

- создание условий для развития инновационной активности и модернизации экономики стран региона.

Для этого намечается повысить роль Евразийского банка развития в реализации этих целей, а также создать Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 04.02.2009.

Третья группа предусматривает оказание совместной поддержки странам ЕврАзЭС для преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса национальными экономиками, поддержки товаропроизводителей и кредитных организаций отдельных стран.

Четвертая группа касается мер, которые еще ранее были включены в утвержденные программы реализации концепций валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ и ЕврАзЭС. Вполне возможно, что в экстремальных условиях мирового финансового кризиса их осуществление может быть ускорено. Речь идет о создании возможностей для расширения сферы использования национальных валют в обслуживании внешнеэкономической деятельности, в том числе во взаиморасчетах по экспортно-импортным операциям путем создания полноценного интегрированного валютного рынка, установления прямых котировок для обмена национальных валют, ускорения принятия соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов региональных объединений по регулированию и контролю за операциями, связанными с движением капитала. Реализация этих мероприятий напрямую зависит от успешности мер по упрочению внутренних и внешних позиций национальных валют.

Список литературы 1. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.

2. КейнсДж. M. Избранные произведения: пер. с англ.: А. Г. Худокормов. M.: Экономика, 1993.

3. Коптюбенко Д.^Частные деньги» Хайека: 30 лет спустя// Вопросы экономики. 2006. № 6.

4. Моисеев С. Р. Валютные соглашения в Брет-тон-Вудсе: история, факты, судьбы// Финансы и кредит. 2003. № 17.

5 . Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: пер. с англ./ общ. ред. и предисл. О. В. Ивановой. M.: Прогресс, 1992.

6. Mежгосударственный статистический комитет СНГ - http://www. cisstat. com.

7. Нью-Йоркский меморандум Президентов Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Mолдова, Республики Узбекистан и Украины. URL: http://www. zatulin. ru/institute/sbornik/037/00. shtml.

8. Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Доклад Национального экономического совета на XII Российском экономическом форуме. Екатеринбург, 2007.

9. Смыслов Д. В. Mировые деньги в прошлом, настоящем и будущем// Деньги и Кредит. 2002. № 5.

10. Спартак А. Н. Стратегические интересы России на постсоветском пространстве// Mировая экономика и международные отношения. 2010. № 8.

11. Фрей Л. И. Валютные и финансовые расчеты капиталистических стран. M.: Mеждународные отношения, 1969.

12. Хайек Ф. А. Частные деньги/ Институт национальной модели экономики. Тверь, 1996.

13. Шмелев В. В. Коллективные валюты от счетных единиц к международным деньгам. M.: Финансы и статистика, 1990. С. 7.

14. Buiter W. The EMU аnd the ^MU: Whаt is the Cаse for North-Americаn Monetаry Union?/ CEPR Discussion Pаper № 2181; June 1999.

15. Со1отЬаПо ¿.«The Birth аnd Fаilure of the EMU Project// Jourml des Economistes et des Etudes Humаines, 8, 2/3, Juin-Septembre 1998.

16. Frаnkel, J. No Single Currency Regime is Right For АН Countries or аt АН Times, http://www. nber. org/pаpers/w7338, NBER working pаper series, September 1999

17. GemrdinH. Lа Zone Frаnc. Pаris: Г^таНа^ 1989.

18.McKinnon, Ronaldl. Optimum Currency Areas// The American Economic Review. 1963. Vol. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.