Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия)'

Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATIVE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / GLOBAL TRENDS / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN CAPITAL / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / БЕЗГРАНИЧНАЯ СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / UNLIMITED NETWORK / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова О. М., Герасимова Р. Е., Соломонова Г. С.

Определены методологические основания исследования феномена непрерывного профессионального образования, в качестве которых выступают системно-функциональный, интегративный, социально-педагогический подходы; роль и место ДПО в контексте социально-экономического развития РС (Я); обобщены результаты опроса населения РС (Я) по выявлению его отношения к дополнительному профессиональному образованию, а также опроса среди педагогов РС (Я) по оценке качества современного образования; собраны, изучены и обобщены статистические и документальные материалы, отражающие состояние и динамику развития региональной системы ДПО РС (Я); разработана модель интегративной системы непрерывного профессионального образования с апробацией на базе ИНПО СВФУ; выявлены особенности развития системы ДПО в РС (Я); разработаны теоретические основания развития интегративной системы непрерывного профессионального образования: сущность и содержание, приоритетные функции, базовые характеристики, цель и стратегии, принципы развития; концепция и модель развития интегративной системы непрерывного профессионального образования РС (Я); разработаны методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова О. М., Герасимова Р. Е., Соломонова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

This study implemented the systemic-functional, integrative methodological and socio-pedagogical approaches to the study of the phenomenon of continuing professional education, and its role and place in the context of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). We conducted the survey both of the general population of the republic and their evaluation of the continuing professional education and of teachers in order to assess the quality of modern education. Additionally, we collected, analyzed and summarized the official documents and statistics that reflect the conditions and dynamics of development of regional vocational training in Sakha Republic. These analyses assisted in outlining of the preliminary model and guidelines of an integrative system of continuing professional education at the Institute of Continuing Professional Education NEFU, the specifics of continuing education development in the area, and the theoretical foundation of an integrative system of continuous professional education (its nature and content, prioritized functions, basic characteristics, goals and strategic development principles).

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия)»

Учебно - методические материалы могут включать: рабочий учебный план; программы дисциплин; методические указания по изучению дисциплин и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации; учебные пособия; дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.п.); практикумы. В состав УММ могут также включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы.

Работа по указанному направлению, на наш взгляд, будет эффективно влиять на уровень подготовки будущих учителей к формированию гражданской идентичности младших школьников.

Список литературы / References

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий : учебная книга / В.С. Аванесов. - Изд. 3-е, доп. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с. ISBN 5-94635-071-4

2. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М.Маслова // Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2007. - № 4. - С.11-12 doi:10.12737/issn.1998-0728

З.Чистякова Н.Н., Лашкова Г.Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н.Н. Чистякова, Г.Н. Лашкова // Крымский научный вестник. - 2016. - № 3 (9). - С. 136-147.

4.Социологический словарь. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/ identichnost-grazhdanskaja-11418.html (дата обращения: 10.01.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Avanesov V.S. Kompozicija testovyh zadanij: uchebnaja kniga [Composition of test tasks] / V.S. Avanesov. 3nd edition, dop. - M.: Centr testirovanija, 2002. - 240, p. ISBN 5-94635-071-4. [in Russian]

2. Maslova T.M. Patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov [Patriotic education of younger schoolchildren] / T.M.Maslova // Nacional'no-regional'nyj komponent: ezhemesjachnyj nauchno-metodicheskij zhurnal «Nachal'naja shkola» -M, 2007. - № 4. - P.11-12 10.12737/issn.1998-0728. [in Russian]

3. Chistjakova N.N., Lashkova G.N. Formirovanie u bakalavrov pedagogiki (napravlenie podgotovki - nachal'noe obrazovanie) gotovnosti k vospitaniju patriotizma mladshih shkol'nikov [The formation of bachelors of pedagogy (direction of preparation - elementary education), readiness, and education of patriotism to the younger students] / N.N. Chistjakova, G.N. Lashkova // Krymskij nauchnyj vestnik. - 2016. - № 3 (9). - P. 136-147. [in Russian]

4. Sociologicheskij slovar' [Sociological dictionary]. - URL: http://mirslovarei.com/content_soc/ identichnost-grazhdanskaja-11418.html (accessed: 10.01.2017). [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.051 Чоросова О.М.1, Герасимова Р.Е.2, Соломонова Г.С.3

1 Доктор педагогических наук, 2Кандидат педагогических наук, 3начальник отдела научных исследований и проектов ИНПО СВФУ, Северо-Восточный федеральный университет МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация.

Определены методологические основания исследования феномена непрерывного профессионального образования, в качестве которых выступают системно-функциональный, интегративный, социально-педагогический подходы; роль и место ДПО в контексте социально-экономического развития РС (Я); обобщены результаты опроса населения РС (Я) по выявлению его отношения к дополнительному профессиональному образованию, а также опроса среди педагогов РС (Я) по оценке качества современного образования; собраны, изучены и обобщены статистические и документальные материалы, отражающие состояние и динамику развития региональной системы ДПО РС (Я); разработана модель интегративной системы непрерывного профессионального образования с апробацией на базе ИНПО СВФУ; выявлены особенности развития системы ДПО в РС (Я); разработаны теоретические основания развития интегративной системы непрерывного профессионального образования: сущность и содержание, приоритетные функции, базовые характеристики, цель и стратегии, принципы развития; концепция и модель развития интегративной системы непрерывного профессионального образования РС (Я); разработаны методические рекомендации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, интегративная система непрерывного профессионального образования, трансформация, глобальные тренды, человеческий потенциал, трудовые ресурсы, безграничная сетевая образовательная организация.

Chorosova O.M.1, Gerasimova R.E.2, Solomonova G.S.3 :PhD in Pedagogy, 2PhD in Pedagogy, 3Head of the Department of Scientific Research and INPO NEFU projects, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract

This study implemented the systemic-functional, integrative methodological and socio-pedagogical approaches to the study of the phenomenon of continuing professional education, and its role and place in the context of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). We conducted the survey both of the general population of the republic and

their evaluation of the continuing professional education and of teachers in order to assess the quality of modern education. Additionally, we collected, analyzed and summarized the official documents and statistics that reflect the conditions and dynamics of development of regional vocational training in Sakha Republic. These analyses assisted in outlining of the preliminary model and guidelines of an integrative system of continuing professional education at the Institute of Continuing Professional Education NEFU, the specifics of continuing education development in the area, and the theoretical foundation of an integrative system of continuous professional education (its nature and content, prioritized functions, basic characteristics, goals and strategic development principles).

Keywords: continuing professional education, integrative system of continuing professional education, transformation, global trends, human capital, human resources, unlimited network, educational organization.

В 2016 г. в рамках Второй Комплексной научной экспедиции РАН в Республике Саха (Якутия) отдельное исследование проводилось по оценке региональной системы образования, в том числе проведено изучение современного состояния и особенностей развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в соответствии с социально-экономическим развитием региона. Подробный отчет о результатах научно-исследовательской работе, проведенной сотрудниками Института непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова доступен на сайте университета [1].

Сложности в определении методологических подходов к изучению данной темы объясняются существующими сегодня тенденциями в изучении непрерывного образования, основным компонентом которого является дополнительное профессиональное образование: «Методология исследования непрерывного образования во многом является до конца не познанной, и в педагогике это область знаниевых лакун, заполнить которые можно лишь коллективными усилиями, дискуссионными обсуждениями проблем методологического характера» [2]. Одна из них связана с тем, что в исследованиях непрерывного профессионального образования и сегодня уделяется недостаточное внимание личностному подходу: «Исследованиям непрерывного образования недостает внимания к комплементарности непрерывного образования, к его подчас неожиданным эффектам, к отклонениям от заданного институциями курса на развитие тех или иных свойств личности, на анализе не достигнутых результатов» [ 2].

Исследователи поднимают в работах вопросы, связанные с интегративным и междисциплинарным подходами к исследованию дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования: «Появления неклассической методологии исследования обучения в течение жизни следует ожидать на пересечении различных областей знания, поскольку она должна приобрести междисциплинарный характер» [3].

В работе использован комплекс количественных и качественных методов исследования: изучение научной литературы, нормативных правовых документов; статистических данных в области ДПО, аналитических материалов, анкетирование, опрос, интервью и др.

Рассмотрение непрерывного профессионального образования в качестве социального института обусловливает актуальность интегративного подхода [4], предполагающего использование комплекса методов, интеграцию возможностей различных областей научного знания: «одновременно с системными объектами (наукой, техникой, производством, образованием, человеком, природой, обществом и др.) происходит уплотнение, новообразование, взаимопроникновение в самой методологии, усложнение ее инфраструктуры, междунаучного взаимодействия универсального типа на основе теории и практики интеграции и дифференциации в обосновании системных объектов» [5, с. 8].

В понятие непрерывное профессиональное образование интегрированы и непрерывность образования - Lifelong Learning (LLL), и дополнительное профессиональное образование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: «Непрерывное ДПО - это дополнительное профессиональное образование, в основе которого заложен принцип непрерывности, направленной на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов, возникающего в силу объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики» [6, с. 6].

Основные результаты работы: определены методологические основания исследования феномена непрерывного профессионального образования, в качестве которых выступают системно-функциональный, интегративный, социально-педагогический подходы; роль и место ДПО в контексте социально-экономического развития РС (Я); выявлены особенности развития системы ДПО в РС (Я); собраны, изучены и обобщены статистические и документальные материалы, отражающие состояние и динамику развития региональной системы ДПО РС (Я); проведен опрос населения Якутии для выявления его оценки современного состояния дополнительного профессионального образования в Якутии (более 3000 чел.); социологическое исследование среди педагогов республики с охватом более 1000 чел.; разработана модель интегративной системы непрерывного профессионального образования с апробацией на базе ИНПО СВФУ [7], [8]; определены ее приоритетные функции, базовые характеристики, цель и стратегии, принципы развития.

В ходе исследования выявлены индикаторы и показатели региональной системы дополнительного профессионального образования, в том числе: удельный вес трудоспособного населения, охваченного ДПО, в общей численности населения - 33,9%; количество образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы - 67; число институтов ДПО - 4; число образовательных центров - 20; удельный вес организаций ДПО, имеющих собственные типовые здания - 4,4% и др. Среди получивших дополнительное профессионального обучение в форме повышения квалификации и профессиональной переподготовки лидируют определенные социально-профессиональные группы: госслужащие, врачи, педагоги, юристы, а также инженерные кадры. Значительно меньше охват дополнительным профессиональным образованием рабочих кадров. Достаточно низкий уровень повышения квалификации у предпринимателей.

В регионе выявлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм

дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса на обучение своих кадров на территории РС (Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

На ближайшую перспективу обозначены следующие задачи в сфере непрерывного профессионального образования:

1. Комплексная оценка основных тенденций развития региональной системы дополнительного профессионального образования РС (Я);

2. Создание эффективной системы опережающего дополнительного профессионального образования с широким использованием технологий дистанционного образования, электронного обучения и сетевого образования;

3. Формирование региональной интегративной системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально -экономического развития Республики Саха (Якутия).

Решение этих задач обусловливается необходимостью:

- устранения диспропорций между требованиями Профессиональных стандартов, компетенциями, формируемыми в соответствии с образовательными стандартами (ФГОС), квалификационными запросами компаний и предприятий региона и квалификационными дефицитами работающих специалистов;

- адаптации и развития трудовых ресурсов в соответствии с Национальной рамкой квалификацией РФ в условиях объективных трансформационных процессов; развития человеческого потенциала в интересах устойчивого развития РС (Я), северо-восточного региона РФ.

Социально-экономическая значимость решения поставленных задач заключается в том, что будут создаваться условия для обеспечения доступности и качества дополнительного профессионального образования в РС (Я); разработаны механизмы: синхронизации тенденции развития дополнительного профессионального образования с квалификационными запросами предприятий и организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса, потребностью региональной экономики в трудовых кадрах, ориентированности дополнительных профессиональных программ на требования профессиональных стандартов; опережающее обучение в соответствии с насущными и прогнозируемыми потребностями территорий республики в трудовых кадрах.

Интегративность системы непрерывного профессионального образования СВФУ обусловливается и сетевым характером реализации непрерывного профессионального образования, ее субъектными компонентами, которыми выступают субъекты различных сфер общества, не только образования. Личность также и прежде всего интегрирована в эту систему: сегодня дополнительное профессиональное образование должно гибко и мобильно реагировать на образовательные запросы общества, рынка труда и личности, в конечном счете определяясь необходимостью решения глобальных задач развития человеческого капитала республики для моделирования, проектирования ее будущего.

Основные выводы и рекомендации.

В результате исследования были сделаны выводы о необходимости: 1) формирования устойчивой обратной связи между государством, основными потребителями образовательных услуг и самой системой ДПО посредством мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений и разработки процедур независимой оценки качества образовательных услуг; 2) регулярной экспертизы ДПП, реализуемых образовательными организациями, на основе Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499); 3) изучения представлений работодателей о новых подходах в разработке и реализации ДПП, спроса со стороны реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы на квалификации специалистов, спроса работодателей на программы непрерывного обучения персонала, а также оценки возможных барьеров и ограничений доступности подобных услуг; 4) развития государственно-общественного партнерства в развитии инновационных образовательных кластеров; 5) внедрения в деятельность образовательных организаций в сфере ДПО, независимо от форм собственности, статистического инструментария МОиН РФ, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной статистик (РОССТАТ) №409 от 10 августа 2016 года; 6) разработки единой Концепции развития системы ДПО в регионе.

Список литературы / References

1. Отчет НИР ИНПО за 2016 г. / Составители: Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Соломонова Г.С. Электронный ресурс. URL: https://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/ipkp/folder/ (дата обращения 20.01.2017 г.)

2. Роботова А.С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный ежеквартальный журнал. - 2014. - Вып. 2 (6). - С. 1-15. Электронный ресурс. Режим доступа: http://LLL21.petrsu.ru (дата обращения 20.12.2016 г.)

3. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941 (дата обращения 18.12.2016 г.)

4. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем. Электронный ресурс. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162178/Simonova_2009_N1-5.pdf (дата обращения 18.12.2016 г.)

5. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2002. -240 с.

6. Белова Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. -№4 (26). - С. 64-68. Электронный ресурс. URL: cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-nepreryvnogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya. (дата обращения 18.12.2016 г.)

7. Чоросова О.М. Непрерывное профессиональное образование педагогов в Республике Саха (Якутия) // Педагогика. 2015. №10. С. 65-69.

8. Chorosova Olga M., Gerasimova Rozaliia E., Solomonova Galina S., Zakharova Nadezda I. Northern Teacher in Conditions of the Current Renewal Processes in Education // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences EpSBS eISSN: 2357-1330; Future Academy, 2016; IFTE 2016: 2nd International Forum on Teacher Education. [Electronic resource]. URL: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2016VolumeXII. (accessed: 14.11.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Otchet NIR INPO za 2016 g. [Research Report of the Institute of Continuing Professional Education] / Sostaviteli: Chorosova O.M., Gerasimova R.E., Solomonova G.S. [Electronic resource]. URL: https://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/ipkp/folder/. (accessed: 20.01.2017). [in Russian].

2. Robotova A.S. O nekotoryh voprosah metodologii izuchenija fenomena «nepreryvnoe obrazovanie» [On some Issues of Methodology for Studying the Phenomenon of "Continuing Education"] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek: nauchnyj jelektronnyj ezhekvartal'nyj zhurnal [Continuing Education: XXI century]. - 2014. - V. 2 (6). - S. 1-15. [Electronic resource] URL: http://LLL21.petrsu.ru (accessed: 20.12.2016). [in Russian]

3. Kolesnikova I. A. Nepreryvnoe obrazovanie kak fenomen XXI veka: novye rakursy issledovanija [Continuing Education as a Phenomenon of the XXI century: new perspectives of Research] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. [Continuing Education: XXI century]. 2013. V. 1. [Electronic resource] URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941 (accessed: 18.12.2016). [in Russian]

4. Simonova T.M. Integrativnyj podhod k issledovaniju social'nyh problem. [The integrative approach to the study of social problems]. [Electronic resource]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162178/Simonova_2009_N1-5.pdf (accessed: 18.12.2016). [in Russian]

5. Beljaeva A.P. Integrativnaja teorija i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [Integrative Theory and Practice of Multilevel Continuous Professional Education]. - SPb.: Institut proftehobrazovanija RAO, 2002. -240 s. [in Russian]

6. Belova E.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Theoretical and methodological bases of continuing and further vocational training] // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University]. - 2013. - №4 (26). - S. 64-68. [Electronic resource]. URL: cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-nepreryvnogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya. (accessed: 18.12.2016). [in Russian]

7. Chorosova O.M. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie pedagogov v Respublike Saha (Jakutija) [Continuing Professional Education of Teachers in the Republic of Sakha (Yakutia)] // Pedagogika. [Pedagogy]. 2015. №10. S. 65-69. [in Russian].

8. Chorosova Olga M., Gerasimova Rozaliia E., Solomonova Galina S., Zakharova Nadezda I. Northern Teacher in Conditions of the Current Renewal Processes in Education // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences EpSBS eISSN: 2357-1330; Future Academy, 2016; IFTE 2016: 2nd International Forum on Teacher Education. [Electronic resource]. URL: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2016VolumeXII. (accessed: 14.11.2016).

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.087 Зайцева Л.А.

Аспирант, Красноярского государственного института искусств ОРГАННЫЕ ТАБУЛАТУРЫ П. АТТЕНЬЯНА: К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются ранние органные ноты парижского нотоиздателя Пьера Аттеньяна (1531). В отечественном музыковедении данные нотные образцы изучаются поверхностно и шаблонно, поэтому в статье делается акцент на ранее неизвестные факты, связанные с историей и причиной происхождения органных сборников, дается характеристика нотного текста с указанием фактурных, метроритмических и гармонических особенностей. В качестве нотного примера используются оригинальные фрагменты органных сборников XVI века. Так же, в статье представлен обзор исторического пространства, в котором создавались органные сборники. В результате исследования обнаружено влияние органных композиций из сборников Пьера Аттеньяна на дальнейшее развитие органной музыки западноевропейских стран, в особенности - Франции.

Ключевые слова: органные табулатуры, Пьер Аттеньян, литургия.

Zaitseva L.A.

Postgraduate student, Krasnoyarsk State Institute of Arts ORGAN TABLATURE P. ATTENYANA: THE HISTORY OF ORIGIN

Abstract

This article is devoted to the early organ music books of Parisian music publisher Pierre Attenan (1531). In the domestic musicology these sheet music samples are studied superficially and stereotypedly. Therefore this essay is accentuated on the earlier unknown facts connected with the history and the reasons of origin of organ sheet music books. Also characteristics of the musical text including texture, rhythmical and harmonic features are given in this paper. Besides, the original fragments of organ sheet music collections of the 16th century are shown. The work also provides historical review of the period when the sheet music collections were created. As a result of this research was the discovery of the influence of organ compositions of Pierre Attenan's music books on the further development of organ music in West European countries and especially in France.

Keywords: organ tablature, Pierre Attenan, liturgy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.