нию» по поводу «экспериментов» или «опытов», которые бы устранили эти разногласия.
Иными словами давний (и продолжающийся по сей день) спор между «реалистами» и «релятивистами» в экономической теории отражает происходящие в социально-экономических науках дебаты о том, как мы можем (или не можем?) познавать мир, существует ли реальность, или это продукт нашего воображения? С этой точки зрения, эпистемология и онтология, по-видимому, имеют тенденцию быть объединёнными во всех этих дебатах, а поэтому «существование сводится к знанию, а знание - к существованию» (по аналогии со знаменитым изречением Р. Декарта - cogito ergo sum -«мыслю, следовательно, существую»). Поэтому вопрос о развитии и «доуточнении» экономической теории в этом контексте заключается, на наш взгляд, в том, что мы должны быть в состоянии узнать о реальности больше, чем в том случае, когда мы узнаём о нём на основе чьего-то «простого существования».
Следуя этой логике можно сделать вывод о том, что в современной философии науки нет ничего такого («психологического» или иного барьера), что делало бы объективность и задачу дальнейшего развития экономической теории невозможными или неэффективными. Тем более удивительными в этой связи кажутся заявления многих учёных, специалистов и бизнесменов о недостаточности влияния теории на практику. В этой связи можно отметить, что, безусловно, академическая наука не оказывает немедленного (и - очень часто - непосредственного) воздействия на практику, а сама релевантность является довольно проблематичным аспектом.
Поэтому, как нам кажется, в отношении данного вопроса для экономической теории существует серьёзная проблема понимания самой наукой своей роли. Однако, парадокс состоит в том, что сами критерии релевантности являются теоретическими, и если мы все нуждаемся в теории (или, по крайней мере, если это подразумевается или вообще явно выражено), то, для того, чтобы различать выраженные факты и учиться на собственном опыте, необходимо ответить на вопрос - а каковы же действительные причины долгосрочного существования этого огромного пробела между двумя различными мнениями? Возможно, ответом на этот вопрос может быть тот факт, что он был сформирован и до сих пор поддерживается самим научным сообществом и специалистами по экономической теории. В полной мере это относится и к тем проблемам современного теоретического экономического знания и формирования на этой основе некоторых оснований экономической теории и экономической науки в целом, которые были затронуты нами
выше.
Понимая и принимая во внимание тот факт, что сегодня ни у кого нет серьёзных оснований на «монополию (по)знания», на провозглашение «истины в последней инстанции», мы попытались представить наше понимание генезиса и некоторых современных проблем теории и методологии экономической науки на том научно-методическом и инструментальном уровне, который нам доступен и на котором мы можем его реализовать. При этом подчеркнём, что сегодня, как у нас в стране, так и за рубежом, в экономической теории идёт активный поиск новой, т.н. «лучшей» экономико-теоретической парадигмы, способной дать ответ на современные вопросы и решить непростые проблемы практического применения экономической теории. Это даёт нам основания и надежды говорить о том, что уже сейчас формируется серьёзная база для переосмысления существующих, так сказать, традиционных, «экономико-теоретических феноменов» как первый шаг для перестройки и развития методологии и методического инструментария экономической теории в обозримом будущем.
Литература:
1. Кант И. Критика чистого разума/ Пер с нем. Н. Лосского. -Мн.: Литература, 1998. - 960 с.
2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ./Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 608 с.
3. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции// Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. - С. 203269.
4. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Избранные работы: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983. - 606 с.
5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем./ Общ. ред. и авт. вступ. ст. И.С. Нарский. М.: Прогресс, 1986. - 542 с.
6. Философия и методология науки: Учеб. пособ./ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 551 с.
7. Kuhn T.S. The Function of Dogma in Scientific Research. - In: Crombie A.C. (ed.). Scientific Change. L., 1963. - Р.349-393.
8. Lakatos I. Criticism and the Methodology of Scientific Research Programmes// Proceedings of the Aristotelian Society, 1968. - Р. 149186.
9. Lakatos I. and Musgrave A. (eds.). Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970. - 460 р.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗАХ РОССИИ
Филатов С.В., проректор МГТУ МИРЭА по международным связям
В статье рассматриваются проблемы управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в технических вузах России в контексте интеграции национальных образовательных систем в европейское и мировое образовательное пространство.
Ключевые слова: качество профессиональной подготовки бакалавров; Европейское и мировое образовательное пространство; бакалавриат.
METHODOLOGICAL FRAMEWORK OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS AT TECHNICAL UNIVERSITY IN RUSSIA
Filatov S., vice-chancellor on international relations of MSTU MIREA
This article develops the obtained quality management issues of bachelor training at technical university in Russia in due to the matter of integration of national educational systems into both European and global educational areas.
Keywords: quality management issues of bachelor training; European and global educational area; baccalaureate.
Совершенствование управления образовательными учреждениями в России вызвано необходимостью их устойчивого развития и повышения качества образования. Национальный проект «Образование» акцентирует внимание на качестве подготовки профессиональных кадров. В рамках проекта государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспек-
тиву (2009-2012) определены новые интегрированные концептуальные подходы к построению всей системы образования. В концепции модернизации российского образования на период до 2015 г. отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности, соответствия актуальным и перпективным
потребностям личности, общества и государства, на включении образовательных учреждений в инновационные процессы.
Важную роль в решении этой задачи играют инициативы образовательных учреждений. Эффективное управление качеством образования в высшем образовательном учреждении предполагает целенаправленное воздействие на совокупный результат деятельности вуза, обеспечивающее его улучшение.
Переход на многоуровневую систему подготовки инженерных кадров сегодня характеризуется востребованностью бакалавров первой ступени инженерного образования, которая оценивается на уровне 75 % от возможностей рынка при лидерстве направлений подготовки в области техники и технологии, прикладной информатики и информационных систем. В требованиях к качеству профессиональной подготовки отсутствуют общие критерии к пониманию компетентности инженера: работодатель - узкая специализация, бакалавр - универсальность знаний, общество - обучение в течение всей жизни. Применяемые традиционные методики управления обучением не позволяют разрешить это противоречие, что и сказывается на качественной стороне подготовки выпускников.
В практике вузовского управления качеством подготовки бакалавров в большинстве случаев сохраняется традиционная модель, которая ориентирована на обеспечение функционирования образовательных учреждений и производственной сферы общества, воспроизводство результатов деятельности и сохранение существующего качества образования. В связи с этим изучение вопросов управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете приобретает особую значимость.
Анализ приоритетных направлений, форм и методов международного сотрудничества Российской Федерации и стран Европы в области высшего образования в первое десятилетие XXI века показывает, что практическая реализация встречала два препятствия: недостаток ресурсов и отсутствие адекватных механизмов реализации приоритетных образовательных направлений. При этом в рамках общих тенденций заслуживают внимания следующие приоритеты, имеющие прямое отношение к теме исследования:
ь введение многоуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, докторантура с присвоением степеней бакалавра, магистра и доктора наук;
ь смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-хозяйственных вопросов на проблемы качества обучения и научно-исследовательской работы, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе.
В связи с выделенными приоритетами и в рамках изменения структуры обучения актуальными являются задачи создания образовательных инструментов бакалаврского уровня, обеспечивающие многовариантность продолжения карьеры выпускника, а также диалог высшей школы, работодателей и профессионального сообщества относительно содержания образования и требований к компетенциям выпускников, что также определяет актуальность диссертационного исследования.
В направлении обеспечения качества перед российскими вузами ставится задача переоценки ценностей: главными в оценке эффективности образовательной деятельности вузов становятся не планирование и реализация учебного процесса, а результат образования, т.е. полученные студентом знания, компетенции, в том числе за счет самостоятельного обучения и самообразования (компетентнос-тный подход). В диссертационном исследовании этому направлению образовательной политики уделяется основное внимание.
В направлении разработки гибких образовательных траекторий для поддержания обучения в течение всей жизни перед вузами ставятся, в том числе, и задачи обеспечения всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации в течение всей жизни; изменение принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создание нового преподавательского корпуса; «приближение образования к дому» - широкое использование информационных образовательных технологий.
По результатам проведенного анализа констатировано, что в педагогике профессионального образования сложились существенные предпосылки для построения концепций формирования профессиональной компетентности специалиста, разработки научно-методического обеспечения, моделей, механизмов, алгоритмов, условий ее формирования и развития, что в свою очередь, актуализировало проблему оценки эффективности управления образовательной системой на всех ее уровнях. Мировая практика показала, что масштабные ме-
роприятия, направленные на повышение качества высшего профессионального образования традиционно сопровождаются совершенствованием национальных систем оценки качества образовательного процесса и результатов образовательной деятельности для последующих шагов по управлению инновационным образовательным процессом.
В исследовании доказательно представлена педагогическая концепция профессиональной подготовки бакалавров в технических университете с привлечением совокупности подходов (акмеологическо-го, системного, субъектного, аксиологического, культурологического, компетентностного, эвристического, маркетингового и феноменологического) для обоснования теоретических и практических оснований обеспечения качества профессиональной подготовки бакалавров в техническом вузе средствами педагогических технологий.
Акмеологический аспект профессиональной подготовки бакалавров в исследовании проходит красной нитью, поскольку поведение системы профессиональной подготовки выпускника напрямую формируется на основе профессиональной культуры всех субъектов процесса управления качеством. Профессиональная культура в исследовании выступает как мера и способ творческой самореализации субъекта в освоении, передаче и создании профессиональных ценностей и технологий.
В аксиологическом плане сущностью ценностного отношения к профессионализму является трансформация структурных составляющих профессионализма в профессионально-личностное приращение и реализация его в деятельности - готовности субъекта к управлению качеством этой деятельности.
В этом смысле профессиональная культура выступает как средство, сдерживающее узкий профессионализм. Профессиональная культура выступает в исследовании как интегративное качество личности субъекта, условие и предпосылка эффективного управления качеством профессиональной подготовки, обобщенный показатель компетентности и цель профессионального самосовершенствования в направлении самоменеджмента (реализации субъектности; деятель-ностных проявлений; создания моделей «опережающего отражения»; самоактуализации и самореализация в процессе движения в образовательном пространстве; ответственности за самоосуществление; готовности к развитию).
В рамках философии, психологии, педагогики, культурологии сформулированы основные идеи о способности человека к преодолению себя (С.Л. Франк, М.К. Мамардашвили), о возможности актуализации ценностных ориентаций и активизации резервных возможностей (А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин), об общении как среде деятельности и развития человека (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская), о перемещении проблемы совершенствования отдельной личности в область её изучения в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьньев, Н.И. Рыбников, Ш. Бюлер, А Маслоу и др.). С.Л. Рубинштейн выдвинул проблему субъекта жизни, трактуемого как особого качества личности, связанного со стремлением к совершенству, способностью восходящего развития и ценностным отношением к другой личности.
Акмеологический подход привлекается в исследование для решения проблемы соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека. Акмеология нацеливает на достижение наиболее высокого уровня развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Использование акмеологического подхода в диссертационном исследовании нацеливает на поиск условий и факторов, содействующих прогрессивному развитию выпускника технического университета, а также достижению профессиональной зрелости бакалавров как социальной общности, вовлеченной в профессиональную подготовку в техническом университете. Методологические принципы акмеологии задают операциональные направления интегрирования и использования различных знаний. Так, интегративность обеспечивает целостность картины субъекта жизнедеятельности; гуманистическая направленность задает условия и факторы целостности человека и оптимизацию процессов достижения им высших уровней своего развития; фундаментальность - в разработке собственно методического инструментария, теоретических концепций (лич-ностно-профессионального и гуманитарно-технологического развития, концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.).
Системный подход в исследовании (Л. Берталанфи, Н. Винер, А.И. Берг, В.Н. Садовский, В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонова и др.) выявляет уровневое строение, взаимодействие
уровней, обеспечивающих функционирование целого. В диссертационном исследовании системный подход использован для определения выпускника - бакалавра в развитии в профессиональном социуме для исследования методических аспектов организации образовательного пространства и управления качеством профессиональной подготовки в техническом университете.
С позиции субъектного подхода выпускник-бакалавр рассматривается как субъект совершенствования, обладающий самостоятельностью в выборе целей и эталонов деятельности. В методологическом значении это способ саморганизации путем саморегуляции своих способностей, особенностей и интеграции составляющих и решений различного рода противоречий (человеком, группой) для достижения оптимального результата. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности, отвечающий качествам личности, её целеполаганию, и мотивации, и объективным характеристикам данного вида профессиональной подготовки. С понятием субъектности связывают такие характеристики, как самостоятельное, творческое мышление, активность, чувство социальной и нравственной ответственности, психологическая и профессиональная готовность, профессиональная надежность, духовность, творческий потенциал.
Аксиологический аспект применения акмеологического подхода в диссертационном исследовании определяет ценность, согласно которой одна из целей жизни человека определяется, как направленность на достижение вершин в различных сферах деятельности.
Аксиологический подход в исследовании нацелен на раскрытие личностных ценностей будущего выпускника как основы обеспечения высокого профессионализма, ценностных ориентаций и отношений в процессе саморазвития человека и социума (А.Г. Асмолов, Д.А Леонтьев и др.). Применение аксиологического подхода позволило рассматривать личностные ценности как семантические регуляторы жизнедеятельности человека; активизацию процесса становления и развития личностных ценностей как изменение иерархии социальных ценностей.
Культурологический подход в исследовании рассмотрен в работах М.С Кагана, В.С. Библера, Л.Н. Когана, В.М. Межуева, В.А. Сла-стенина и др. Личностный уровень культуры бакалавра рассматривается в исследовании в контексте профессиональной культуры по направлению подготовки. Использование культурологического подхода обусловлено тем, что конкурентоспособным ресурсом деятельности выпускника являются не только специальные знания, приобретенная профессиональная компетентность, но и общая и акмео-логическая культура, обеспечивающая саморазвитие, выход за пределы нормативности.
Применение компетентностного подхода в исследовании задано в ФГОС ВПО как основополагающий конструкт, обеспечивающий реализацию принципов непрерывности и преемственности, фундаментальности, системности, интегративности, вариативности, кре-дитно-модульного структурирования, лежащих в основе перехода на уровневую подготовку высшего образования.
Эвристический подход в исследовании определяет и создает условия для проектирования личностно-ориентированных учебных процедур на принципах организации группового взаимодействия; ме-тапредметности основ содержания образования; задания проблемной ситуации; образовательной рефлексии.
Маркетинговый подход позволяет привлечь в исследование специфический комплекс подходов и методов, ориентированный на рынок образовательных услуг, служащий формированию и достижению целей образовательного предприятия. Инструментом маркетингового управления является любой фактор образовательной деятельности, приводящий к изменению качества образовательного продукта. Управление качеством профессиональной подготовки бакалавров тем самым строится на формализации процедуры управления образовательным конструктом (как фактором образовательной деятельности), при условии, что этот фактор можно целенаправленно изменять для оказания воздействия на образовательную среду.
На основе феноменологического подхода в исследовании осуществляется переход от теории и практике управления абстрактным продуктом: осуществляется моделирование и управление качеством образовательного продукта как овеществленной деятельностью. В этом ключе для оценки результатов сформированности компетенций у бакалавров в процессе прохождения профессиональной подготовки в техническом вузе выведены критерии результативности и эффективности образовательного процесса. Критерии действительны при условии, что личностно-ориентированные учебные процедуры орга-
низованы в соответствии с принятыми к исследованию принципами, подходами и моделями учебной деятельности. При этом в качестве основных показателей результативности образовательного процесса приняты показатели полноты и степени приближения к государственным образовательным нормам, в качестве которых принимаются в исследовании новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, достигнутый уровень пригодности выпускника. Эффективность обучения соответственно измеряется показателями потенциального качества образовательной услуги -фрагментарной модели образовательного процесса.
Маркетинговый подход в исследовании служит целям выработки комплекса подходов и методов, ориентированных на рынок образовательных услуг, служащих формированию и достижению целей образовательного предприятия. Применение маркетингового подхода ориентирует на такой характер управления, что любой фактор образовательной деятельности, приводящий к изменению качества образовательного продукта, может быть использован для управления результатом при условии, что этот фактор можно целенаправленно изменять для оказания воздействия на образовательную среду.
Таким образом, профессиональная подготовка трактуется в исследовании как система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности. Профессиональная подготовленность выступает как оптимальный результат профессиональной подготовки и развития личности. Образование, которое получают бакалавры в рамках профессиональной подготовки, как «концентрированное выражение социально-экономических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в подготовленных определенным образом людях» (Б.Т. Лихачев).То есть, образование в значение приращения личности затрагивает систему понятий, отношений человека, которая определяет характер и направляет его поведение. Образование подразумевает освоение содержательной части культуры. Образование с точки зрения формирующей профессиональной подготовки ориентирует вектор воздействия образовательной составляющей на формирование профессионализма личности.
В рамках решаемой задачи исследования качество профессиональной подготовки бакалавров определяется как экспертно-вери-фицированные, повторяющиеся на практике, и квалиметрически-диагностируемые характеристики образовательной услуги в рамках профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете. Образовательная услуга как системообразующий фактор профессиональной подготовки выражает взаимоотношения субъектов образовательного процесса в движении к реализации целей образовательной составляющей системы качества технического университета.
Проведенный теоретический анализ позволил трактовать понятие профессиональной подготовки бакалавров как совместной, взаимозависимой деятельности всех субъектов образовательного процесса, взаимодействие которых принимает форму управления качеством этого процесса на основе самоменеджмента, где процессы обучения и воспитания приобретают организационную форму педагогических воздействий так, что они могут быть описаны с позиций теории управления; образовательный процесс как процесс итерационный подразумевает наличие педагогической технологии так, что каждый оказывается в позиции субъекта управления по отношению к другим и самому себе; и критериями эффективности выступают содержание управления и уровень сформированности функций управления как социально и профессионально значимые качества личности.
Литература:
1. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса // Педагогическое образование и наука.-2011.-№8.-С.8-10.
2. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию //Педагогическое образование и наука.-2011.-№8.-С.4-7.
3. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Педагогика. - М., 1997 г. - № 4 - С. 66-72.
4. Чистохвалов В.Н. Россия в европейском пространстве высшего образования: проблемы и перспективы // Педагогическое образование и наука.-2011.-№8.-С.16-17.