УДК 37.034 ББК Ч481.351
М. Г. Синякова
Екатеринбург
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное профессионально-образовательное пространство; детерминизм и индетерминизм; когерентность; диатропиче-ский; синергетический; аксиологический; компетентностный и ресурсный подходы.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается определение профессионально-образовательного пространства, методологические подходы к формированию поликуль-турного профессионально-образовательного пространства, выделены принципы его исследования.
M. G. Sinyakova
Ekaterinburg
METHODOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE PROBLEM OF POLYCULTURAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL SPACE
KEY WORDS: polycultural educational space; determinism and indeterminism; coherence; diatropical; synergetic; axiological; competence and resource approaches.
ABSTRACT. The notion of the term professional educational space is given, methodological approaches to formation of polycultural professional educational space are described, ways of its research are specified.
Особенностью современного общества являются сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, серьезные изменения в ценностных ориентациях, жизненных перспективах, установках, потребностей людей, глобализация мира в целом, что обусловливает изменения в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурной среды, к диалогу и межкультурному взаимодействию. Современное образование должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию общества, удовлетворяю© Синякова М. Г., 2011
щим всесторонние потребности социально-профессиональных групп, индивидуальные духовные запросы. В этих условиях возрастает роль становления и развития поликультурного профессионально-образовательного пространства как особой социальной практики, как всеобщей культурно-исторической формы развития сущностных сил человека и технологий его реформирования.
Поликультурное образование является средством снижения напряженности в обществе, так как одной из важнейших его функций является обучение людей принципиально новому отношению к совместной жизни в одном госу-
дарстве представителей различных этносов.
Профессионально-образовательное пространство — это особым образом упорядоченное взаимодействие субъектов образования, видов профессиональной деятельности и системы непрерывного образования, многоплановость и вариативность которого обеспечивает открытость и безграничность развития всех субъектов этого взаимодействия [5].
Поликультурность профессионально-образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнедеятельности людей не должны оцениваться по шкале одной культуры. Ускоряющиеся процессы коммуникации людей, представляющих различные культуры и субкультуры и разные способы решения одних и тех же проблем, стали повседневной реальностью. И в условиях неотвратимого сближения мировых сообществ с самыми разными культурами, языками, уровнями политического и экономического развития поли-культурное толерантное общество видится как единственно возможное [2].
Исследование поликультурного профессионально-образовательного пространства развития педагога предполагает необходимость определения основных принципов (целостности, детерминизма и индетерминизма, вариативности, активности личности, когерентности, соразвития личности, образования и профессии) и подходов (системный, диатропический, синергетический, аксиологический, компетентно-стный, ресурсный).
Принцип целостности при изучении формирования профессионально-образовательного пространства позволяет рассматривать все компоненты в целостности. Нарушение целостности пространства, а также изменение или деструкция какого-то одного компонента приведет к изменению самого пространства, его свойств и характеристик.
Принцип детерминизма и индетерминизма в развитии профессионально-образовательного пространства следует из фундаментального по-
ложения синергетики о существовании открытых, неравновесных, нелинейных систем. К ним относится и поликуль-турное профессионально-образовательное пространство. В случае поступательного, прогрессивного развития этот процесс детерминирован упорядоченными внешними благоприятными факторами. Возникновение критических моментов развития приводит к образованию неустойчивых, неравновесных процессов, которые порождают флуктуации (колебания) и бифуркации. Критические ситуации изменяют вектор развития, определяя неустойчивость траектории развития. Внутренние, психологические факторы приобретают индетерминистский характер. Таким образом, профессиональное развитие в нормативно заданных ситуациях, стимулирующих его, детерминировано. В отдельные критические моменты развития этот процесс приобретает индетерминированный характер, вероятностный и случайный. Следствием такого профессионального развития могут стать неожиданные поворотные события в профессиональной жизни, открытие новых потенциальных возможностей, а также иррациональный ход развития, например изменение траектории развития, а также нелинейный характер развития самого пространства и др. Так, при формировании в ОУ поликультурного профессионально-образовательного пространства необходим учет внешних и внутренних факторов, детерминирующих динамику, траекторию и содержание профессионального развития.
Принцип вариативности связан с тем, что в поликультурном профессионально-образовательном пространстве возможны различные варианты траекторий профессионального развития, которые связаны с действием внешних и внутренних.
Формирование поликультурного профессионально-образовательного пространства связано с необходимостью сочетания ценностей, традиции и правил, присущих различным культурам. Такое разнообразие создает условия для многообразия траекторий движения в этом пространстве, в том числе в
рамках пространства возможны отклонения от выбранной траектории.
Принцип активности личности
заключается в том, что личность, являясь активным субъектом поликультур-ного профессионально-образовательного пространства, самостоятельно его осваивает, определяет динамику своего развития в нем. Личность не только активно развивается в поликультурном пространстве, но и оказывает существенное влияние на его функционирование.
Принцип соразвития личности, образования и профессии основывается на признании возможного и действительного, потенциального и реального. Из этого принципа следует признание саморазвития профессионально-образовательного пространства и детерминация «созвездий возможностей», а также компенсаторное приспособление личности к изменяющимся системам образования и профессиональной деятельности.
Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи. Исходя из этого, все составляющие поли-культурного профессионально-образовательного пространства взаимосвязаны друг с другом, взаимовлияют и взаимоизменяются. Личность также может оказывать влияние на пространство на всех его уровнях — формирование требований к педагогу, формирование пространства, а также технологий сопровождения педагога.
При исследовании проблем формирования в образовательном учреждении поликультурного профессионально-образовательного пространства нами применялись системный, диатропи-ческий, синергетический, аксиологический, компетентностный и ресурсный подходы. Целостный комплекс подходов позволит осуществить интегративный методологический подход, наиболее полно отражающий всю сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы.
Как сложное явление, в котором выделяются определенные составляющие — компоненты, многообразные разноуровневые связи и взаимодействия между ними, в то же время пред-
ставляющие в совокупности целостное единство, поликультурное профессионально-образовательное пространство должно изучаться, прежде всего, с позиций системного подхода.
Системный подход заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Основной акцент делается на выявлении многообразных связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта (профессионально-образовательного пространства), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.
Диатропический подход определяет исследование в поликультурном профессионально-образовательном пространстве разнообразия общих свойств и различий в больших совокупностях объектов. Диатропика изучает разнообразие, используя в качестве ведущего метода строительство и сравнение гомологических рядов, выделенных по разным основаниям.
Модель поликультурного профессионально-образовательного пространства представляет в свернутой форме большое число разнородных элементов знаний, сгруппированных с помощью координат в смысловые группы. Часть элементов выполняет иллюстративную функцию, однако все вместе они образуют семантически связанную систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы.
В последние годы в исследовании открытых систем, состоящих из большого количества стохастически взаимодействующих элементов, широкое распространение получил синергетический подход.
Синергетический подход используется в психологии при изучении открытых (обменивающихся веществом, энергией и информацией), нелинейных (многовариантных и необратимых в плане развития), саморазвивающихся (изменяющихся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующихся (спонтанно упорядочивающихся, переходящих от хаоса к порядку) систем.
Поликультурное профессиональнообразовательное пространство требует применения в исследовании синергетического подхода, который обеспечит учет объективных и субъективных, закономерных и случайных факторов в его развитии.
Э. Ф. Зеер, описывая данный вид пространства, указывает на то, что объемная модель профессионально-образовательного пространства может быть представлена в виде трех векторов-координат:
- субъекты развития, к которым относятся школьники, учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, студенты высшей школы, специалисты, профессионалы и суперпрофессионалы;
- система непрерывного образования, составляющими которой являются высшее образование, до-профессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;
- многоплановые виды ведущей деятельности, которые выполняют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебнопрофессиональная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная) [3].
Эти структурные составляющие выступают в качестве векторов-координат, образующих прямоугольное (евклидово) пространство, протяженность которого определяется имеющимися в обществе уровнями непрерывного образования. Открытость такого пространства обусловливает избирательность и возможность спонтанного «беспредельного» развития субъектов образования.
Перенос внимания с взаимодействия внешней среды и системы на изучение внутренних возможностей самой системы приводит к возникновению ресурсного подхода, разработанного в трудах зарубежных (Д. Белл, У. Бек, Г. Беккер, М. Кастельс, Т. Шульц и др.) и отечественных (Т. И. Заславская,
В. В. Радаев, В. И. Чупров, О. И. Шкара-тан и др.) социологов.
В мировой теории и практике стратегического управления ресурсный подход доминирует с начала 1990-х годов, когда появилась статья К. К. Пра-халада и Г. Хамела «Ключевая компетенция корпорации», в которой ученые убедительно показали, что действительные источники конкурентного преимущества фирмы заключаются не столько в удачных инвестициях в привлекательные бизнесы, сколько в умениях менеджмента консолидировать рассредоточенные по компании технологии и производственные навыки в компетенции, обеспечивающие бизнесу потенциал быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Иными словами, устойчивый успех фирмы зависит от наличия у нее уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые и определяют конкурентные преимущества данной фирмы.
Таким образом, ресурсный подход подчеркивает, что ключом к устойчиво высоким прибылям является не повторение модели поведения других фирм (которые надо, конечно, изучать), а всемерное развитие уникальности компании как основы предложения ею потребителям неповторимых товаров и услуг. Фактически содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе.
В последние годы в социальноэкономической сфере ресурсный подход получает все более широкое распространение, вследствие чего расширяются и углубляются представления о его возможностях, развивается его методологический инструментарий.
В наиболее общем понимании сущность ресурсного подхода заключается в том, что в управлении социальными процессами акцент переносится на эффективность использования всех имеющихся внутренних ресурсов. При этом характер и содержание ресурсов в трактовке разных авторов различаются.
В целом выделяются экономический, властный, культурный, человеческий и другие виды ресурсов.
Очевидно, что методологические установки ресурсного подхода в полной мере отвечают задачам формирования поликультурного профессиональнообразовательного пространства, а поэтому при исследовании пространства в педагогическом аспекте можно ориентироваться на этот подход.
Ресурсами формирования поли-культурного профессионально-образовательного пространства образовательного учреждения могут выступать личность педагога и обучаемого как носителей определенных культур, их национальная и культурная идентичность; внешние и внутренние факторы, детерминирующие развитие пространства; технологии обучения; технологии интеграции в культуру и т. д.
Новая ситуация, сложившаяся в российском обществе, потребовала глубинного переосмысления и переоценки ценностей и вызвала активное развитие в постсоветской педагогике нового подхода, называемого аксиологическим. Как отмечают Л. А. Беляева и Г. В. Коновалова, болезненный процесс переоценки ценностей касается как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Но особенно остро он ощущается в системе образования, поскольку перед педагогами всех уровней образования стоит непростая задача определить, на каких принципах и ценностях воспитывать современную молодежь, подрастающее поколение, каковы те ориентиры, которые позволят поставить правильные цели и выбрать адекватные средства воспитательно-образовательной деятельности, способной принести достойные и желанные плоды [1].
Особенностью современной ситуации в обществе является усиливающаяся миграция. Для нашей страны свойственна многонациональность и поликультурность. Несмотря на это, необходимо отметить, что советская идеология позволяла привести под общее основание культуры, ценности и традиции разных народов, т. е. признавались национальные особенности, но были
общие идеи и ценности, которые являлись ведущими в системе образования. Сегодня признается, с одной стороны, универсальность, связанная с глобализацией и взаимопроникновением культур, а с другой — подчеркивается своеобразие национальных культур, право на самовыражение в культуре и т. д. И в системе образования появилась необходимость создания уникального многомерного пространства, позволяющего учитывать особенности разных культур.
Таким образом, в современных условиях аксиологический подход содержательно базируется на гуманистической концепции образования и является ее прямым выражением, поскольку ориентирует цели, содержание, технологические средства образования на его личностно значимые результаты.
В исследовании поликультурного профессионально-образовательного пространства применение аксиологического подхода необходимо потому, что очень важно, какими ценностями и жизненными установками руководствуется человек в своих социальных и профессиональных взаимодействиях, как они соотносятся с ценностными ориентациями общества, коллектива, социальной общности, окружающих людей. Ценности определяют характер и направленность взаимодействия в условиях обозначенного пространства, задавая конструктивный или деструктивный характер его освоения.
Ценностно-смысловое наполнение профессионально-образовательного пространства носит всегда социокультурный характер, который выражается именно в выделенных выше координатах (субъекты развития, система непрерывного образования, виды ведущей деятельности). Их же вариативность обусловливает ансамбль возможностей развития всех трех структурных составляющих пространства, делая это развитие безграничным.
Одним из требований современного общества к личности является умение взаимодействовать с носителями различных культур, так называемая поли-культурная компетентность. Советом культурной кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) опреде-
лены ключевые компетентности, которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений, одной из которых является социально-политическая компетентность, позволяющая человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе. Это определило рассмотрение изучаемого феномена с позиций ком-петентностного подхода.
В самом общем понимании компе-тентностный подход, в отличие от традиционного когнитивного подхода, ориентирует подготовку специалиста к профессиональной деятельности не на освоение им определенного объема знаний и познавательных умений и навыков, а на формирование у него в процессе обучения профессиональной компетентности. В качестве основного смыслообразующего конструкта при этом выступают базовые (ключевые, универсальные, переносимые) компетенции, а также универсальные, над-предметные способы практической деятельности, освоение которых и составляет фундамент профессиональной компетентности специалиста.
Кроме того, по мнению Э. Ф. Зеера, не менее важным конструктом данного подхода является также определенный набор метакачеств, под которыми подразумеваются способности, качества, свойства личности, обусловливающие продуктивность широкого круга социально-профессиональной деятельности человека [4]. И одним из таких необходимых и важных качеств профессионально компетентного специалиста некоторые исследователи рассматривают поликультурную компетентность.
Поликультурная компетентность педагога — это способность и готовность педагога (учителя, классного руководителя, школьного администратора) в условиях развития поликультурного общества к решению профессиональных педагогических задач, направленных на осуществление взаимодействия с субъектами образования и представителями этнических обществ, создание ассоциаций на принципах толерантно-
сти, а также педагогической поддержки учащихся разных национальностей.
Потенциальные возможности ком-петентностного подхода для решения проблем формирования поликультур-ного профессионально-образовательного пространства связаны со следующими моментами:
• компетентностный подход, прежде всего, подчеркивает практическую, действенную сторону профессиональной подготовки;
• подход, основанный на понятии «компетентность», включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, личностную и поведенческую. Понятие компетентности является таким же сложным и интегральным качеством (характеристикой) личности, как и профессиональная мобильность;
• с позиций компетентностного подхода поликультурное профессионально-образовательное пространство нельзя формировать и развивать поочередно по ее отдельным составляющим, это возможно только в системе;
• компетентностный подход базируется на гуманистических ценностях образования.
В целом профессионально-образовательное пространство, имея неограниченные возможности для своего развития, одновременно создает неограниченные условия для развития личности педагога, как субъекта профессиональной деятельности, так и самой педагогической деятельности.
Рассмотренные методологические основания стали основой исследований закономерностей и механизмов развития поликультурного профессиональнообразовательного пространства, проектирования его модели, выделения детерминант развития и определения технологий взаимодейтсвия субъектов поликультурного профессионально-образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛЯЕВА Л. А., КОНОВАЛОВА Г. В. Аксиология и образование // Философия и наука : материалы 1-й науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002.
2. БОНДЫРЕВА С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства : избр. тр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
3. ЗЕЕР Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «РГППУ», 2006.
4. ЗЕЕР Э. Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. ; отв. ред.: Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М. : ВЛАДОС, 2007. Вып. 5. с. 345—356.
5. СИНЯКОВА М. Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход : моногр. / Моск. гос. обл. ун-т. М. : Изд-во МГОУ, 2011.
Статью рекомендует д-р. псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк