Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу сохранение того, что еще есть в культуре народов. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков и стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру, пониманию которой должна способствовать глубокая интерпретация смыслов, связанных с понятием «этноэстетика».
Анализ литературы убедил нас не только в актуальности, но и в необходимости разработки этноэстетической проблематики как составной части этнокультуры, познание которой сопровождается формированием особых качеств личности. К ним относятся художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, а также способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Основной тенденцией развития этноэстетики является объединение современных образовательно-педагогических технологий, соответствующих мировым стандартам, с исторически-ценностным содержанием этнической культуры.
Н. И. Учайкина,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории финно-угорской культуры, Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАСЛЕДИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ*
Исследования современного состояния этносферы финно-угорского мира приобретают особую актуальность. Это вызвано процессами глобализации, сглаживающими своеобразие национальных культур путем нивелировки содер-
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
170
Круглый стол
жательного и структурного их компонента. В результате появляются новые формы и тенденции развития духовной и материальной культуры финно-угорских народов России, требующие осмысления. Для этого необходима разработка инновационной методики компаративного исследования поликультурного финно-угорского пространства. Это позволит, во-первых, способствовать трансляции культурных ценностей финно-угорских народов России, во-вторых, приумножать фундаментальные научные знания в области финно-угроведения. В образовательной сфере приобщение к ценностям национальных культур может быть осуществлено через подготовку и внедрение междисциплинарных программ в области финно-угроведения. К их разработке должны быть привлечены специалисты из различных вузов России и зарубежных стран, занимающиеся проблемами этнокультуры, этноэтики, этноэстетики, этноправоведе-ния, этномифологии, этномедицины финно-угорского мира. Практическая значимость этих образовательных программ заключается в том, что в процессе их реализации будет установлено сотрудничество с зарубежными коллегами, создано целостное этническое культурное пространство, в рамках которого наследие финно-угорских народов России и зарубежья будет не только изучаться, но и получит дополнительное развитие.
Знание в любой его форме есть изменяющаяся и развивающаяся система. При изучении пространства финно-угорской культуры можно использовать ряд методологических подходов (антропологический, герменевтический, исторический, коммуникативный, контекстуальный, семиотический, ценностный), которые позволят выстроить единую концептуально-теоретическую схему познания.
При антропологическом подходе культурная сфера финно-угорского мира рассматривается через человека, его деятельность, интересы, намерения, цели. При таком рассмотрении возможно выявление специфики мировоззренческих парадигм того или иного народа финно-угорского мира.
Герменевтический подход позволяет исследователю через толкование письменных текстов и текстов культуры (памятники архитектуры и др.) выявлять знаково-языковое выражение исторической и современной эпохи финно-угорских
народов мира. Таким образом, создается особое смысловое пространство культурных миров (в данном случае — финно-угорского), где процедура понимания выступает и как метод, и как одна из важнейших характеристик познания.
Исторический подход направлен на исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России и зарубежья, что позволит определить направленность ее развития, выявить движущие силы и источник.
Коммуникативный подход позволяет через взаимоотношения «человек — человек» обнаружить бесконечность проявлений и истолкований личности в культуре и социуме. Значимость этого подхода предопределена возможностью через взаимодействие противоположностей (материальное и идеальное, рациональное и иррациональное и пр.) выявить процесс понимания «другого» и, как следствие, возможность построения конструктивного диалога.
Контекстуальный подход позволит осуществить познание культуры финно-угорских народов как специфического явления, вписанного в контекст мировой культуры, т. е. выявить единичное на фоне общего и уникального.
Семиотический подход акцентирует внимание на изучении знаковой системы мира культуры как мира символических форм (языка, мифа, религии, науки, нравственности). Примерами знаковых систем выступают поэзия, театр, музыка. Знаки отражаются в сознании человека в виде символов. Сущность символа проявляется в его многозначности, которая, преломляясь через активное восприятие, упорядочивает и наполняет культурным содержанием окружающий мир человека.
Ценностный подход через категории «ценность» и «смысл» представляет духовную направленность существования человека и культуры. Это является достаточным основанием для реализации высших целей культурно-исторического бытия человека. Осмысление ценностей культуры финно-угорских народов позволяет выявить их значимость для мировой культуры.