Научная статья на тему 'Этноэстетика в современном гуманитарном знании'

Этноэстетика в современном гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭСТЕТИКА / КУЛЬТУРА ЭТНОСА / ЦЕННОСТИ / ИСКУССТВО / ANAESTHETIC / CULTURE / ETHNICITY / VALUES / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логинова Марина Васильевна

В статье содержится анализ теоретических проблем этноэстетики как науки, которая активно развивается в последнее время и связана с изучением эстетических ценностей этносов. Определяется значение этноэстетики для современной культуры и перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANAESTHETIC IN MODERN HUMANITIES

The article contains analysis of theoretical problems anaesthetic as science, which is actively developed in recent years and involves the study of aesthetic values of ethnic groups. Is determined by the value anaesthetic for contemporary culture and the prospects for its development.

Текст научной работы на тему «Этноэстетика в современном гуманитарном знании»

этнокультуры в прошлом и настоящем

RAR УДК 7.01 ВВК 63.52

этноэстетика в современном гуманитарном знании

Марина Васильевна Логинова,

доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и этнокультуры,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, 430003, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68,

[email protected]

Аннотация:

в статье содержится анализ теоретических проблем этноэстетики как науки, которая активно развивается в последнее время и связана с изучением эстетических ценностей этносов. Определяется значение этноэстетики для современной культуры и перспективы ее развития.

Ключевые слова:

этноэстетика, культура этноса, ценности, искусство.

Современное гуманитарное знание характеризуется процессами интеграции и появлением новых исследовательских областей. В этой связи актуальным является определение предметного поля этноэстетики, являющейся составной частью этнокультуры наряду с этноэтикой и спец-60 ифической для каждого народа мифологической картиной мира. В широком смысле основаниями этнической культуры являются онтологические, гносеологические и аксиологические ценности, находящиеся во взаимосвязи, нарушение которых приведет к описательному и поверхностному изучению этнокультурных явлений.

В последнее время в научном аппарате существует целый ряд терминов с приставкой «этно». Отметим, что одним из первых на проблему этнического (в том числе в искусстве) указал Л.Н. Гумилев1. В отечественной науке пристальный интерес к этническому проявился в послевоенные годы и был связан с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.И. Руденко, Н.Н. Че-боксарова и др.

В 70-е гг. ХХ в. появляются исследования Ю. Б. Бромлея (теория этноса), С. И. Королева (эт-

1 Гумилев Л.Г. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий / Геогр. об-во СССР. - Л., 1967. Вып. 3: Этнография. - С. 3 - 17.

нопсихология), Э. С. Маркаряна (этнокультурная традиция) и др., в которых национальное рассматривается лишь как частный случай этнического, одна из фаз его существования. Королев, например, отмечает, что национальное своеобразие для историка искусства или эстетика становится понятием узким: «оно не представляется удачным из-за его ограниченности: сфера исследования в таком случае исторически и географически сужена рамками крупнейших и позднейших этнических образований (наций), в то время как более мелкие и возникшие на более ранних этапах общности (племя, народности), остаются за рамками исследования2».

Проблема этноэстетики подсказана не азартом «терминотворчества», но имеет теоретические основания. В контексте данного исследования отметим плодотворность идеи этноэсте-тики, предложенной в работе киевских ученых «Творческая личность в системе традиционного народного искусства3». Авторы определяют предмет этноэстетики, с одной стороны, как совокупность глубинных «архетипов» художественного мировосприятия, особо явно выраженных в формах народного искусства, а с другой - как поиск особой «этнической» художественной символики. При этом они практически не касаются специфики этноэстетики как самостоятельной науки в контексте гуманитаристики.

Между тем специфика эстетического отношения к миру заключается в диалектической связи всеобщего, особенного и единичного как общемирового, этнического и личностного. Синтезируя все виды человеческой деятельности, направленной на гармонизацию и совершенствование взаимодействия этноса и мира, этноэстети-ка является философским знанием в комплексе наук, изучающих становление и развитие эстетических ценностей определенной группы людей и их творческий потенциал в освоении мира.

Мы понимаем этноэстетику как составную часть этнокультуры как системы, в которой сложились эстетические отношения и соответствующие им ценности определенного этноса. Этноэ-стетические ценности в ментальных формах выражают культурные традиции народа и маркиру-

2 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука, 1970. -179 с

3 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах

зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука,

1970. -179 с

ют его культурное и историческое своеобразие. В этой связи актуальным является выявление активного характера этноэстетического отношения к природе и трудовой деятельности, а также взаимосвязи традиции и инновации.

Следует выделить еще одну причину исследовательского интереса к этноэстетике. Речь идет о влиянии постмодернистской традиции. Отметим, что в современной научной парадигме происходит предельное обобщение эстетических, искусствоведческих и эстетических проблем, приобретающих теоретико-методологический и мировоззренческий смысл. В такой ситуации эстетика как наука определяется через игровые характеристики искусства, а вопросы художественного творчества предельно теоретизиру-ются. Сторонники классической эстетики отрицают значение ценностей традиционной культуры в искусстве постмодернизма. Наша точка зрения заключается не в отрицании, а в признании инновационной практики постмодернизма, в которой происходит углубление и расширение смыслового пространства современного эт-ноэстетического сознания, рассматривающего систему ценностей этнокультуры не в качестве музейных экспонатов, а развивающихся форм современной художественной практики. Таким образом, исследование этноэстетики направлено на интерпретацию системы образов, артикулированных в этнической идентификации. На этом пути возникает уникальная возможность передачи бытия определенной группы людей в образах, художественно адаптированных для современного восприятия.

Наиболее плодотворный и актуальный для современного искусства путь освоения ценностей состоит в синтезе профессионального искусства с формами, созданными народным художественным творчеством. Изучение культурных событий в живом, реальном пространственно-временном континууме истории позволяет увидеть сближение традиции и инноваций.

Применение системного подхода определяет взаимосвязь между этническими и социально-историческими аспектами художественных явлений и процессов4. В период расцвета отечественной эстетики в 70-е гг. ХХ в. справедливо отмечалось, что законы этнического искусства нельзя понять вне истории. Они могут быть рас-

4 Логинова М.В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. 2014 № 4 (21). С. 17

крыты лишь в процессе художественного творчества, поняты и истолкованы как итог и вывод истории общества, где искусство - составная часть культуры5. Таким образом, системный подход способствует изучению этноэстетики в единстве аспектов синхронии и диахронии.

Особо подчеркнем значение этноэстетики для анализа явлений культурной жизни в Республике Мордовия. Художественная культура финно-угорского мира имеет свои неповторимые черты и находит выражение в таких феноменах, как этнофутуризм и этносимволизм изобразительного искусства, мордовская многоголосная пентатоника, обрядовые танцы мордвы-эрзи и мордвы-мокши и др. Исследователи в области традиционной мордовской культуры разработали оригинальные концепции этнохореграфии (А.Г. Бурнаев), этномузыковедения (Н.П. Бояр-кин) и этноэтики (Е.Н. Ломшина), представляющие собой междисциплинарный уровень знания. В этих концепциях речь идет не только о сохранении, но и трансформации этноэстетических ценностей мордвы.

5 Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. - 461 с.

Этноэстетический подход заключается, прежде всего, в выработке методологического аппарата, необходимого для научной интерпретации феноменов культуры и искусства. Синтез традиционных ценностей культур финно-угорских народов и инноваций может противостоять негативным трансформационным процессам и выступить средством единения финно-угорского мира. Отметим, что тенденция на стилизацию и модернизацию предметов этнокультуры ставит под угрозу сохранение того наследия, что есть в культуре народов.

Мы уже отмечали образовательный потенциал этноэстетики для формирования эстетической культуры6, в том числе студентов вузов Бурятии, Мари Эл, Республики Татарстан. Перспективы развития этноэстетики в системе гуманитарных наук заключается, на наш взгляд, в формировании «глобального видения» культуры, которое возможно через сохранение ценностей этнической культуры.

6 Логинова М.В. Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно-угорского мира // Регионология. 2012. № 2 (79). С. 168-169.

Список литературы:

1. Гумилев Л.Г. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий / Геогр. об-во СССР. - Л., 1967. Вып. 3: Этнография. - С. 3 - 17.

2. Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. - 461 с.

3. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука, 1970. -179 с.

4. Логинова М.В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. 2014 № 4 (21). С. 17

5. Логинова М.В. Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно-угорского мира // Регионология. 2012. № 2 (79). С. 168-169.

6. Михайлюк М. Творча особислсть у системi традицшного народного мистецтва / М. Михай-люк, Т. Орлова // Традицшне й особиспсне у мистецтвк колективне дослвдження за матерiалами Чет-вертих Гончарiвських Читань. - К.: «Музей 1вана Гончара», 2002. С. 19-34.

tobolsk отделение the imperial russian musical

society: pages истории

ValitovAlexander Alexandrovich,

leading researcher,

Ph. D., Tobolsk complex scientific station, Ural branch, Russian Academy of Sciences, Tobol'sk, Russia, 626150 street of Academician Yuri Osipov, 15

[email protected]

Abstract:

The second half of the XIX century is characterized as a time of awakening public activity, one focus of the implementation of the social forces became the cultural and educational activities. Imperial Russian musical society acquired in the study period, the popularity. The article analyzes historical experience of the organization and activities of the Tobolsk branch of the Imperial Russian musical society. In the origin and work of the regional office in Tobolsk due to the strong position of the local intelligentsia. In the surviving records of the Department can be traced to the main areas of work.

Keywords:

Tobolsk branch of the Imperial Russian musical society, Tobolsk, history, city, musical culture, musical culture, music class, community initiative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.