168
Круглый стол
добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, характерные для окружающих его людей. Усвоение этих проявлений социальной жизни этнической группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к конкретной этнической культуре.
М. В. Логинова, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭТНОЭСТЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА*
Исходным методологическим императивом для нас послужили синергетические принципы понятия «пространство финно-угорского мира», которое осознается не только как сугубо материальное пространство, но и как духовное, включающее коммуникационное, информационное, религиозное, научное, художественное содержание.
Система образования является одним из главных оснований и влиятельной силой, формирующей и развивающей сознание человека. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели — гуманизации общества, что в условиях современной «мозаичной культуры» возможно только через возрождение этнокультуры. Образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры. Л. Н. Гумилев и Д. С. Лихачев с особой тревогой говорили о грозящей утере «культурного лица мира», национальной
самобытности, уникальности и многообразия культур.
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
Межкультурное и межэтническое взаимодействие
169
Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу сохранение того, что еще есть в культуре народов. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков и стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру, пониманию которой должна способствовать глубокая интерпретация смыслов, связанных с понятием «этноэстетика».
Анализ литературы убедил нас не только в актуальности, но и в необходимости разработки этноэстетической проблематики как составной части этнокультуры, познание которой сопровождается формированием особых качеств личности. К ним относятся художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, а также способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Основной тенденцией развития этноэстетики является объединение современных образовательно-педагогических технологий, соответствующих мировым стандартам, с исторически-ценностным содержанием этнической культуры.
Н. И. Учайкина,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории финно-угорской культуры, Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАСЛЕДИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ*
Исследования современного состояния этносферы финно-угорского мира приобретают особую актуальность. Это вызвано процессами глобализации, сглаживающими своеобразие национальных культур путем нивелировки содер-
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».