УДК 338.517
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
С.Б. Тюрин, А.Д. Бурыкин
Аннотация. В настоящей статье авторами рассматривается процесс формирования, обоснования, прогнозирования и определения цены. Большое внимание авторами уделено анализу отечественного опыта формирования отраслевой системы ценообразования, ее современного состояния, на основании чего сделан вывод о том, что в настоящее время созрели предпосылки и сложились условия для начала воссоздания отраслевой системы ценообразования. В связи с эти авторами предложены первоочередные направления развития системы ценообразования в отношении продукции, подпадающей под государственное регулирование цен по государственному оборонному заказу.
Ключевые слова: цена, государственный оборонный заказ, система ценообразования, отраслевые нормативно-методические документы.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF AN INDUSTRY PRICING SYSTEM
S.B. Tyurin, A.D. Burykin
Abstract. In this article the authors examine the process of formation, grounding, forecasting, and price determination. Much attention is paid to the analysis of domestic experience in the formation of the industry pricing system, and its current state, on the basis of which the authors conclude that at present, the prerequisites have matured and conditions have been created for the beginning of the recreation of the industry pricing system. In connection with this, the authors offer primary directions for the development of the pricing system in relation to products subject to state regulation of prices under the state defense order.
Keywords: price, state defense order, pricing system, branch normative and methodical documents.
Ценообразование обычно определяется как процесс установления (формирования, обоснования, прогнозирования, определения) цены [1, с. 108-117]. При этом принято различать две системы ценообразования: рыночная и для цен, подверженных государственному регулированию [3, с. 108-110]. В настоящей статье рассматривается процесс ценообразования на продукцию, подпадающую под государственное регулирование цен по государственному оборонному
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
заказу (ГОЗ), в том числе в отношении продукции, представленной на конкурентном рынке.
В современных условиях понятие «ценообразование» целесообразно трактовать шире - не только как процесс установления цен, но и как механизм управления затратами и повышения эффективности производства [4, с. 36-43]. Необходимо наряду с отдельными ценами рассматривать «цепочки цен» или «потоки стоимости» с оптимизацией затрат в масштабе всего жизненного цикла продукции.
В советский период в машиностроении была создана отраслевая система ценообразования. Начало было положено в 1960-х гг. В 1965 г. руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и возвращении к отраслевой системе. В те годы общее руководство ценообразованием осуществлял Государственный комитет цен (с 1965 г. - при Госплане СССР, а с 1969 г. - при Совете Министров СССР). При этом министерства и ведомства - изготовители продукции: несли ответственность за правильность установления и применения цен; организовывали и вели постоянный внутриведомственный контроль за соблюдением государственной дисциплины цен на предприятиях и в организациях отрасли; разрабатывали и утверждали (в том числе по согласованию с Госкомцен СССР) приказы, директивные указания и отраслевые инструкции по вопросам цен [7, с. 24-35].
В целях реализации указанной деятельности в 1965 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований (ЦНИИТЭИС - впоследствии получивший наименование ЦНИИ «Румб»). ЦНИИ «Румб» и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, совместно с предприятиями и организациями отрасли, активно приступили к созданию отраслевой системы ценообразования. По видам продукции в отрасли было назначено более 20 базовых организаций по ценообразованию. Это работа велась по следующим основным направлениям: развитие методологии прогнозирования и определения затрат на создание вооружения и военной техники (ВВТ) на различных стадиях их жизненного цикла; разработка системы межведомственных методик прогнозирования затрат (ММП) на создание ВВТ. К 1991 г. под руководством ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова было разработано 174 ММП, что обеспечило в среднем 80 %-й охват номенклатуры
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВВТ [4]; обоснование (расчет) проектной стоимости, лимитных цен, ориентировочной стоимости, предварительных (ориентировочных) оптовых цен, постоянных и твердых оптовых цен; проведение экспертиз трудоемкости (ЦНИИТС) и технико-экономических экспертиз цен (ЦНИИ «Румб»); формирование прейскурантов цен; разработка отраслевых нормативно-методических документов по ценообразованию; анализ динамики удорожания продукции, индексации цен и расчет дефляторов; сопоставление трудоемкости и стоимости отечественных и зарубежных образцов ВВТ; информационно-методическое обеспечение ценообразования в отрасли; формирование баз данных технико-экономической информации и автоматизация процессов ценообразования.
Для решения вопросов автоматизации в 1966 г. был создан Главный вычислительный центр, который в 1982 г. преобразовали в ЦНИИ «Центр». Даже сегодня, в период активного развития информационных технологий, поражают масштабы автоматизации в промышленности, достигнутые в советский период. Например, структура системы планово-учетных единиц выпуска ВВТ включала шесть иерархических уровней, а документы технологического графика выпуска ВВТ, предназначенные для автоматизированного учета на предприятии и в вычислительном центре ЦНИИ «Центр», включали 21 многостраничную форму, в том числе данные о трудоемкости по цехам и технологическим комплектам, о поставках и поставщиках, о материалах, сроках и платежах.
Система ценообразования в те годы была тесно взаимосвязана с системой производственного планирования, что обеспечивало адекватный учет отраслевой специфики производства.
Отдельно необходимо остановиться на нормативно-методической базе, лежащей в основе системы ценообразования. Основные документы, действовавшие в 1970-1980 гг., представлены на рисунке 1.
Некоторые из них и сегодня, через много лет, являются настольным справочно-методическим пособием отраслевых специалистов в области ценообразования.
Система была построена таким образом, что практически под каждый общесоюзный (общепромышленный) нормативный документ по ценообразованию разрабатывался один или несколько отраслевых документов общего назначения (положение, порядок, ин-
Обоснование плановых цен
Положение о порядке разработки и утверждения плановых условных цен на новые образцы военной техники, утвержденные
Госкомцен СССР от 29 июля 1968 г. № 10-15/1591
Расчет оптовых цен
Общесоюзные (общепромышленные) документы
Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1972 г.
Инструкция о порядке разработки, рассмотрении и утверждении
оптовых цен на оборонную продукцию, утвержденная постановлением Госкомцен СССР от 15 февраля 1973 г. № 185
Отраслевые документы
Методическое положение по установлению плановых условных цен на корабли и суда, утвержденное Минсудпромом СССР 6 марта 1969 г.
Методическое положение по установлению плановых условных цен на новые изделия военной техники, поставляемые предприятиями Министерства судостроительной промышленности, утвержденное Минсудпромом СССР 6 марта 1969 г.
Минсудпрома СССР
Порядок подготовки цен на продукцию промышленных предприятий Министерства судостроительной промышленности СССР
Разработка, представление, рассмотрение и утверждение проектов цен на суда и плавсредства производственно-технического назначения, корабли и вспомогательные суда специального назначения. Положение 299011-52-1-П-79
Разработка, представление, рассмотрение и утверждение проектов цен на продукцию машино- и приборостроения производственно-технического
назначения. Положение 299011-52-2-П-80
Разработка, представление, рассмотрение и утверждение проектов цен на продукцию машино-и приборостроения специального назначения. Положение 299011-52-3-П-80
Калькулирование затрат
Основные положения по планированию, учету и кулькуляции себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденные Госпланом ССССР, Министерством финансов СССР, Госкомитетом цен СМ СССР и ЦСУ СССР 20 июля 1970 г.
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости
продукции Министерства судостроительной промышленности,
утвержденная приказом министра судостроительной промышленности СССР 21 сентября 1973 г. № 267
X
Определение цен и нормативов чистой продукции на суда и корабли на всех стадиях их создания. Методика 299011-87-М-82, утвержденная членом коллегии, начальником Главного Планово-производственного управления 19 августа 1982 г.
Положение о порядке проведения экспертизы цен на продукцию судостроительной промышленности СССР № 299011-52-3-П-80
Частные методики и нормативы Минсудпрома СССР по типам ВВТ и видам затрат
Межведомственные методики прогнозирования стоимости создания ВВТ
Типовые укрупненные номенклатуры
Укрупненные
нормативы трудоемкости
Типовой состав расходов
Нормативы по видам затрат
Тарифы, ценники, справочные таблицы
Рисунок 1. Структура основных документов по ценообразованию, использовавшихся
в 1970-1980 гг.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
струкция, методика), детализирующих или уточняющих требования вышестоящего документа с учетом отраслевой специфики. На рисунке 1 представлен далеко не полный перечень таких документов, а лишь те, которые сегодня целесообразно использовать в качестве прототипов при разработке новых нормативно-методических документов. В развитие руководящих документов общего назначения в отрасли разрабатывались частные нормативно-методические документы по типам ВВТ и видам затрат (методика, нормативы, нормы, тарифы, номенклатура, состав, ценник, справочные таблицы и др.).
Все документы были взаимосвязаны. Например, в методике 299011-87-М-82 имеются ссылки на 44 отраслевых документа. Причем эта система документов регулярно обновлялась (большинство - раз в 5 лет), совершенствуясь и развиваясь. Основные подходы и большинство нормативно-методических документов были общими, но ряд документов или их отдельных положений распространялся только на продукцию машино- и приборостроения. Таким образом, отраслевая система ценообразования была неразрывной составной частью общей системы ценообразования и, несмотря на имеющееся недостатки, характерные для плановой экономики (отсутствие конкуренции, недостаточная заинтересованность предприятий в повышении качества продукции и снижении издержек производства), позволяла устанавливать цены по всей номенклатуре ВВТ, обеспечивала необходимое качество цен и удовлетворяла поставщиков и заказчиков. С переходом к рыночной системе хозяйствования практически весь накопленный опыт в области ценообразования был оставлен без внимания.
С 1992 г. начался переход к формированию единых по промышленности федеральных нормативно-методических документов в области ценообразования. Отраслевые документы практически перестали разрабатываться и не корректировались. Одним из последних отраслевых документов была «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях оборонной отрасли Российской Федерации», разработанная ЦНИИ «Румб» в развитие «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибы-
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
ли», утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Однако в связи с расформированием ЦНИИ «Румб» и по ряду других причин данная «Инструкция...» не нашла широкого применения в отрасли, а в начале 2000-х гг. утратила силу одновременно с указанным постановлением Правительства РФ. В 1990-е гг. ряд разработанных в советский период отраслевых документов или отдельные их положения, не противоречащие действующему законодательству, принимались во внимание.
Специалисты и должностные лица были знакомы с ранее действовавшей системой ценообразования. В результате решения и директивные указания принимались с учетом отраслевой специфики. Однако в начале 2000-х гг. подобная практика была прекращена.
В результате того что многие вопросы отнесения затрат не урегулированы в действующих нормативно-методических документах, часть расходов, при согласовании цены исключаются из себестоимости. Это снижает рентабельность производства и наносит экономический ущерб исполнителям ГОЗ. Снижение рентабельности, в свою очередь, сокращает возможности предприятий по инвестициям, направляемым на развитие производства и внедрение современных технологий [6, с. 175-177].
Точность расчета цен в последние годы оставляет желать лучшего. Начальные (максимальные) и контрактные цены часто далеки от реальной ситуации. Известны случаи, когда при пересмотре цен они увеличивались в 2 и более раз. Проблемы в ценообразовании и связанный с этим рост цен регулярно приводят к срыву выполнения государственных программ вооружения. Реализация Программы военного кораблестроения до 2050 г., утвержденной Президентом РФ в мае 2014 г., уже поставлена под сомнение в связи с пересмотром цен основной номенклатуры кораблей.
Практика рассмотрения в 2014 г. предложений о прогнозных ценах предприятий отрасли показала, что стоимость равных объемов аналогичных работ на разных предприятиях может существенно отличаться как в части трудоемкости, так и по стоимости и объему использованных материалов, уровню оплаты труда и накладным расходам, что демонстрирует отсутствие порядка в ценообразовании.
В последние годы обстановка стала изменяться в лучшую сторону. Наступило понимание необходимости учета отраслевой
специфики. Так, например, приказом ФСТ России от 9 февраля 2010 г. № 44-а восстановлены статьи «Контрагентские работы» и «Контрагентские поставки», а приказом от 24 марта 2014 г № 469-а при формировании предложений о прогнозной цене, предусмотрена ссылка на формы документов, принятые для серийных поставок.
Принципиальные изменения внес новый ФЗ »О государственном оборонном заказе» [7, с. 24-35], который декларировал соблюдение баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя. Например, если унификация подходов к ценообразованию для разных видов ВВТ проводилась в интересах заказчика, то предлагаемый нами учет отраслевой специфики производства соответствует интересам исполнителей.
Указанным законом больше полномочий в области ценообразования предоставлено отраслевым министерствам и ведомствам. Так, в нормативных правовых актах Правительства РФ теперь часто приводится требование о разработке соответствующих отраслевых нормативно-методических документов, в том числе:
- в соответствии с п. 17 «Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2013 г. № 1119, отраслевые органы разрабатывают методические рекомендации по формированию организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях промышленности, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, позволяющие учитывать особенности ее производства;
- в соответствии с п. 7 «Положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2013 г. № 1155, отраслевые органы совместно с государственными заказчиками разрабатывают и утверждают в установленном порядке методические рекомендации по выбору видов цен на продукцию и их применению, позволяющие учитывать особенности производства отдельных видов продукции по государственному оборонному заказу (ГОЗ).
Таким образом, в настоящее время созрели предпосылки и сложились условия для начала воссоздания отраслевой системы
ценообразования. Безусловно, отраслевые документы по ценообразованию необходимо разрабатывать на основе системного подхода, развивая и дополняя положения документов, принятых на федеральном уровне.
В настоящее время, как и ранее, система ценообразования, в целом, должна строиться на нескольких уровнях (рисунок 2).
На верхнем уровне формируются нормативные правовые акты и нормативно-методические документы федеральных органов исполнительной власти, ответственных за отдельные аспекты реализации государственной политики в области ценообразования. Нормативно-методические документы второго уровня реализуют требования документов вышестоящего уровня с учетом отраслевой
Рисунок 2. Уровни формирования нормативно-правовой базы
специфики. Локальные нормативные акты нижнего уровня призваны в условиях конкретного предприятия обеспечить выполнение установленных требований.
В советское время, как отмечено выше, основная нагрузка в общей системе ценообразования приходилась на отраслевой уровень. При этом для предприятий был расписан практически каждый шаг В связи с этим локальные акты предприятий можно было отнести к системе ценообразования лишь условно.
В настоящее время произошло «вымывание» отраслевого уровня. Одновременно больше полномочий предоставлено предприятиям. В рамках установленных требований они сами формируют порядок учета затрат, оплаты труда, отнесения на себестоимость косвенных затрат и многое другое. Однако не все локальные акты предприятий признаются заказчиком.
Необходимо воссоздать отраслевой уровень нормативно-правовой базы ценообразования. При этом, с учетом системного подхода, отраслевая система ценообразования должна органично взаимодействовать с рядом внешних для нее систем, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3. Взаимосвязь отраслевой системы ценообразования с внешними системами
Очевидно, что построение отраслевой системы ценообразования - это сложный процесс, требующий проведения исследований и нуждающийся в поэтапной реализации. К первоочередным направлениям развития системы ценообразования в части нормативно-методической базы следует отнести: разработку отраслевого положения по составу затрат; разработку нормативно-методических документов по формированию прогнозных цен, в том числе при проектировании, постройке, ремонте, сервисном обслуживании и утилизации ВВТ; организацию проведения отраслевой экспертизы цен, в том числе на этапах проектирования, при формировании прогнозных, начальных (максимальных) и контрактных цен, при пересмотре цен и при изменении вида цены, при разрешении разногласий между заказчиком и исполнителем по величине фактических и предстоящих затрат, а также порядок проведения экспертизы цен основных комплектующих; разработку методических рекомендаций по применению различных видов цен; пересмотр укрупненных нормативов трудоемкости; разработку укрупненных нормативов трудоемкости проектирования, ремонта и утилизации ВВТ; формирование отраслевых баз данных цен материалов и комплектующих, а также по собственным затратам предприятий; формирование методологии учета прямых затрат; разработку (корректировку) норм расхода материалов и энергии, а также нормативов, регламентирующих затраты, включаемые в сметы накладных расходов; обоснование предложений по порядку расчета уровня рентабельности организаций, обеспечивающего их эффективное функционирование, с учетом отраслевых особенностей производства отдельных видов продукции.
В отношении реализации представленных выше направлений начало уже положено. В 2011 г в целях повышения обоснованности и «прозрачности» расчетов цен предприятиями предложено разработать ряд отраслевых нормативно-методических документов по ценообразованию. Впоследствии эти предложения неоднократно дополнялись и развивались. В настоящий момент ведется разработка одного из новых отраслевых документов ценообразования, в котором будут отражены отраслевые особенности определения состава затрат на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В ходе разработки указанного документа необходимо учитывать существующую специфику при учете и калькулировании затрат. При этом, по нашему мнению, к основным особенностям, влияющим на состав затрат, следует отнести: количество и доля стоимости комплектующих, поставляемых сторонними предприятиями; отличия порядка организации создания головной образца от порядка, принятого по созданию серийных видов ВВТ; большой объем работ и широкую номенклатуру специальной технологической оснастки, изготавливаемой при создании головного образца и ремонтируемой (восстанавливаемой, и поддерживаемой в рабочем состоянии) в ходе серийного строительства; использование стапелей, слипов, док-камер и других сооружений, не относящихся к какому-либо цеху; наличие сдаточных баз и спецслужб, обслуживающих постройку и сдачу ВВТ; проведение длительных испытаний образцов вне территории завода.
Таким образом, к настоящему времени осознана необходимость и положено начало созданию отраслевой системы ценообразования как элемента государственной системы регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
Библиографический список
1. БурыкинА.Д. Интеллектуальная собственность как фактор повышения финансовой устойчивости предприятий // Труд и социальные отношения. 2014. № 2.
2. Колесов Р.В., Бурыкин А.Д. Разработка методики планирования и привлечения финансовых ресурсов промышленными предприятиями // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1 (30).
3. Мельниченко Н.Ф., Бурыкин А.Д. Алгоритм комплексного обоснования норм затрат труда // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14).
4. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Методика построения системы показателей для управления формированием источников финансирования деятельности промышленных предприятий // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1 (30).
5. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 4 (33).
6. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Методологические подходы к оценке трудоемкости продукции // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
7. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Оптимизация механизма финансирования деятельности предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. № 3.
С.Б. Тюрин
Доктор экономических наук, профессор Директор Ярославского филиала Академии труда и социальных отношений Е-mail: [email protected];
А.Д. Бурыкин
Доктор экономических наук, профессор, Заместитель директора Ярославского филиала Академии труда и социальных отношений Е-mail: [email protected]