УДК 338.517
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ ТОВАРА А.Д. Бурыкин
Аннотация. В настоящей статье рассматривается процесс формирования, обоснования, прогнозирования и определения цены. В связи с эти автором предложена классификация основных факторов ценообразования судостроительного рынка.
Ключевые слова: рыночная цена, товар, факторы ценообразования, факторы спроса, факторы предложения.
FACTORS FORMING THE MARKET PRICE OF A COMMODITY A.D. Burykin
Abstract. In this article examine the process of formation, grounding, forecasting, and pricing. In this connection offer a classification of the main factors of the pricing of the shipbuilding market.
Keywords: Market price, commodity, pricing factors, demand factors, supply factors.
Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка [1, с. 19]. Ценообразующие факторы оказывают непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену, поскольку прямо или косвенно воздействуют на спрос или предложение товара [5, с. 46]. Анализ совокупности ценообразующих факторов позволяет выделить из них те, влияние которых на рыночную цену сказывается непосредственно и имеет в силу этого определяющий характер. К группе факторов, прямо влияющих на уровень цен, относятся цена производства, соотношение спроса и предложения, состояние денежной сферы, административное (прямое) регулирование цен [9, с. 39-40].
Перечисленные факторы формирования рыночной цены завершают многоярусную «ценовую пирамиду», аккумулируя в себе влияние всех более многочисленных и разнообразных факторов косвенного (непрямого) воздействия на цену - факторов второго порядка (рисунок 1).
Влияние на рыночную цену реальных обстоятельств и фактических условий производства и реализации конкретно взятого товара проявляется через специфические факторы непосредственного воздействия на цену конкретного товара [2, с. 65].
Рассмотрим особенности ценообразующих факторов на судостроительном рынке. Мировой рынок судостроения можно пред-
ОЦП
Цена
ОЦП
ОЦП
ОИП
СП
» » \
ОИП СП С П Ц Н
* 1 . ■ 1
КТ ОП ВПП УП
К
ГРЦ
к
МРЦ
КР
1.Л
П
КР
ФЦ
ОЦП - общественная цена производства
ОИП - общественные издержки производства
СП - средняя прибыль
СДС - состояние денежной сферы
ПСД - покупательная способность денег
ВК - движение валютных курсов
ССП - соотношение спроса и предложения
С - спрос
П - предложение
К - конкуренция
Ц - ценовая конкуренция
Н - неценовая конкуренция
ГРЦ - государственное регулирование цен
П - прямое (административное) регулирование
КР - косвенное (экономическое) регулирование
МРЦ - монопольное регулирование цен
КТ - качество товара; ОП - объем поставок
ВПП - взаимоотношение между продавцом и покупателем
УП - условия поставок
ФЦ - франкирование цены
Рисунок 1. Факторы ценообразования
ставить в виде трехъярусной системы [4, с. 27], каждый из ярусов которой характеризуется определенным уровнем развития технологии и соответствующей этой технологии квалификацией рабочей силы и типов выпускаемой судов, а также представляет собой отдельный рынок, который хотя и не полностью, но как бы условно изолирован от других ярусов степенью экономической выгодности.
Самым первым и нижним ярусом мирового рынка судостроения является рынок так называемых низкотехнологичных судов с низкой долей добавленной стоимости, таких как танкеры для перевозки сырой нефти, балкеры, комбинированные суда и т.д. Как показывает международная практика, рынок стандартных судов высококонкурентен - преобладающей формой соперничества здесь является ценовая конкуренция, поскольку характеристики поставляемых различными верфями указанных типов судов достаточно близки.
К среднему ярусу относится рынок трудоемких среднетехноло-гичных судов, таких как танкера-продуктовозы и танкера -химовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы и т.д.
Верхний ярус занимает рынок высокотехнологичных судов с высокой долей добавленной стоимости, таких как пассажирские паромы, пассажирские лайнеры и технологически сложные суда для освоения шельфа. Соответственно, различаются и цены на каждом из таких рынков.
Принадлежность верфи к определенному ярусу мирового рынка судов определяется уровнем развития ее технологии, характеризующей способность верфи к постройке судов определенной сложности. При этом конкурентоспособность верфи на данном ярусе мирового рынка судов определяется (при прочих равных условиях), помимо ее уровня технологии, существующей производительностью труда в сочетании со стоимостью рабочей силы. Под прочими равными условиями понимается валютный курс, процентные ставки за кредит, наличие государственной поддержки и т.д.
Более высокий уровень технологии на каждом последующем ярусе мирового рынка судостроения означает также более высокую квалификацию (и соответственно, стоимость) рабочей силы. Несмотря на то, что технология более высокого уровня позволяет выпускать и низкотехнологичные суда, это не всегда экономически выгодно. Поэтому, при переходе на более высокий уровень техноло-
гии для сохранения конкурентоспособности (если это необходимо) в области постройки более низкотехнологичных судов стоимость рабочей силы желательно увеличивать, сообразуясь с производительностью [7, с. 287].
Состояние и развитие рынка судостроения не может оцениваться отдельно от международного рынка судоходства, состояние которого, теоретически, определяет состояние рынка судостроения. Однако на практике существуют различные искажения, которые воздействуют на эту связь. Например, практика спекулятивного заказа судовладельцами судов сверх необходимости означает, что равновесие рынка часто искажается [3, с. 151].
Указанные факторы приводят к неравномерному поступлению заказов на верфи и неравномерной загрузке производства, которую верфи должны спланировать и обеспечить материально-техническим снабжением. Так же, как и загрузка производства, цены на новые суда меняются в соответствии с циклом судоходного рынка.
Поэтому, чтобы иметь ясное представление о развитии и состоянии рынка судостроения и факторах, влияющих на этот рынок, должна быть сделана точная оценка положения на судоходном рынке и, кроме того, состояние обоих рынков должно быть проанализировано на протяжении достаточного периода времени - не менее трех лет.
Спрос на новые суда вызывается следующими основными факторами [6, с. 52]:
1. Замена старых судов. Срок службы судна относится к переменным факторам. Судостроители могут спроектировать судно с конкретным сроком службы (скажем, 25 лет), но фактический срок службы судна зависит от качества его эксплуатации и технического обслуживания, эксплуатационных расходов и способностью судна приносить доход. Однако объем вывода старых судов из эксплуатации неодинаков по годам, и этот фактор является решающим для судостроителей. В условиях слабого фрахтового рынка судовладельцы могут оттягивать вывод старых судов из эксплуатации, в то время как в условиях сильного фрахтового рынка они могут перенести такую замену старых судов на более ранний срок.
2. Дополнительный спрос, возникающий из-за роста морской торговли. В течение десятилетий темпы роста судового тоннажа
для перевозки сухих и жидких грузов были устойчивыми, но незначительными (в среднем 1-3 % в год), наводя на мысль, что проблемы этих секторов рынка твердо связаны с избыточным тоннажем. В отличие от этого, объемы контейнерных перевозок росли быстрыми темпами.
3. Структурные изменения на рынке, которые привели к изменению предпочтений на типы и размеры судов. В свое время из-за закрытия Суэцкого канала судоходный рынок претерпел радикальные изменения. Эти изменения привели к созданию гигантских сталепрокатных заводов, необходимых для обеспечения постройки танкеров сталью. В наше время рост контейнерных перевозок вызвал к жизни гигантские контейнеровозы.
4. Спекулятивные настроения, вызванные грядущим подъемом на судоходном рынке.
5. Политические факторы.
Не весь спрос на судостроительном рынке удовлетворяется только коммерческими заказами. Спрос может возникнуть от военных заказчиков или от других государственных, органов [8, с. 293].
По своей природе цены в любой рассматриваемый момент отражают всеобщее соотношение между спросом и предложением на судостроительных верфях во всем мире. По существу, ни одна страна в мире не в состоянии диктовать или устанавливать цены. Однако существуют и другие более тонкие факторы, влияющие на уровень судостроительных цен:
1. Валютные курсы. Хотя коммерческие предложения или контракты могут предлагаться в национальной валюте, их сравнение между собой все равно происходит в долларовом эквиваленте. Валютные курсы формируются под влиянием экономических прогнозов - и на них могут часто влиять настроения на рынке, а также суровая действительность. В результате, обменные курсы являются жизненно важной составляющей успехов или неудач судостроителей - однако же, это область, которую они не в состоянии контролировать.
2. Условия платежа. Условия платежа могут быть самыми различными - согласие заказчика судна на сдвиг платежей к начальной стадии реализации контракта является прекрасным для него поводом потребовать снижения заявляемого верфью уровня цены.
Под стандартными условиями платежа подразумевается перечень одинаковых платежей, каждый из которых соответствует конкретному этапу постройки судна - например, подписание контракта, закладка киля и т.д.
3. Объем заказа (размер серии). Заказ серии судов предполагает получение скидки с цены. Заказчик предполагает, что верфь получит экономию от роста объема производства (вследствие закладки сразу нескольких судов), а также снизит уровень затрат на проектирование в расчете на одно судно. Дополнительный опцион на суда также важен, хотя многое будет зависеть от вероятности того, что он состоится.
4. Связи с заказчиками. Хорошо знакомый, давнишний заказчик может вполне обоснованно ожидать от верфи некоторых привилегий. Также верфи могут более благосклонно относиться к национальным заказчикам. Характер взаимоотношений верфи с заказчиком также может влиять на необходимость предоставления верфью банковских гарантий на возврат платежей.
5. Специализация верфи. Всегда будут отличия в уровне цен на суда, изготовляемые по стандартному проекту, и суда аналогичного типа и размеров, изготовляемые под индивидуальный заказ, а также суда стандартного проекта с внесенными некоторыми дополнительными требованиями судовладельца.
6. Политические обстоятельства - например, связь между китайскими судовладельцами и китайскими верфями: и те, и другие должны соблюдать государственные указания и определенные коммерческие нормы.
Абсолютные уровни цен на суда зависят от перечисленных выше факторов в сочетании с такими глобальными факторами, как спрос на новые суда, судостроительные мощности, цены на материалы, валютный курс и производительность труда на верфях. Спрос на новые суда, в свою очередь, является функцией состояние соответствующих секторов судоходного рынка, поскольку при подавленном состоянии судоходного рынка судовладельцы будут воздерживаться от заказа нового тоннажа.
Различающиеся условия для каждого сектора судоходного рынка, а в некоторых случаях и для конкретных типоразмеров судов, будут диктовать различные тенденции изменения цен.
Дополнительным важным фактором ценообразования является обеспечение судовладельцев информацией, а также «качество» этой информации. Этот фактор является решающим для понимания цен на новые суда. Имеющаяся информация, по многим причинам, может быть предвзятой и тенденциозной. Тем не менее, основываясь на такой информации, судовладельцы принимают решения. Важное влияние на поставляемую для судовладельцев ценовую информацию оказывают судовые брокеры и консультанты - конечно в случаях, когда судовладельцы пользуются их услугами [10, с. 89].
Основной недостаток открытой ценовой информации состоит в том, что она основывается на публикуемых в различных источниках ценах. Публикуемые цены могут содержать определенную долю погрешности, зависящую, в частности, от источника информации. Однако публикуемые цены редко содержат другую важную составляющую - условия платежа. Эти условия важны, поскольку подавляющее большинство судовладельцев строят суда на заемные деньги. Эти деньги могут быть из ряда источников, но банки или иные кредиторы могут выдвигать свои условия или ограничения.
Обычно оплата постройки судна производится отдельными платежами, которые привязаны к завершению определенных этапов постройки судна (подписание контракта, закладка киля, спуск судна на воду, сдача судна - или могут быть другие вариации). В некоторых контрактах платежи сдвинуты к моменту поставки судна, и в этом случае представляется обоснованным более высокий уровень цены. Условия платежа могут включать представление верфью банковских гарантий и другие дополнительные требования. Даже на суда с одинаковыми спецификациями существуют обоснованные причины согласования разных уровней цен с различными верфями. Следовательно, схема финансирования постройки судна является одним из факторов в уравнение спроса и поэтому косвенно воздействует на цену судна [11, с. 127].
Не только конкурентное ценообразование помогает верфи получить контракт. Привлекательной стороной для многих судовладельцев при первом выборе верфи являются неценовые факторы, которые впоследствии могут помочь верфям к установлению тесных связей с заказчиками.
К основным неценовым факторам относятся:
Факторы спроса
Рыночные факторы
Замена старых судов
Рост морской торговли
Предпочтения на типы и размеры судов
Спекулятивные настроения
Фрахтовые ставки
Рыночные ожидания
Доступность кредитов
Факторы предложения
Избыток/недостаток производственных мощностей
Конкурентоспособность
Стоимость рабочей силы
Глобализация
Производительность
Наличие субсидий
ЦЕНА СУДНА
Соотношение спроса и предложения
т
Ценовые факторы
Цены на материалы
Валютный курс
Технологические новшества
Требуемые капиталовложения
Факторы варьируемости цены
Государство
Регулирование цен
Политические факторы
Неценовые факторы
Проектные особенности
Серийность выпуска
Комплектация оборудованием
Связи с заказчиком (скидки)
Условия платежа
Специализация верфи
Репутация верфи
Качество работ верфи
Наличие долговременных связей с верфью
Наличие свободных производственных мощностей
Надежность в сроках поставки судов
Гибкость верфи в удовлетворении требований судовладельцев
Степень сотрудничества с группой наблюдения
I Влияют на получение контракта I
Рисунок 2. Классификация основных факторов ценообразования судостроительного рынка
1. Наличие тесных связей с заказчиками. Необходимо учитывать при этом другой важный аспект - местный менталитет и верность судовладельцев отечественным верфям. Вероятно, существуют географические или культурные регионы, которые имеют более сильные национальные пристрастия, когда дело касается размещения заказов.
2. Более сжатые сроки строительства судов.
3. Надежность в сроках поставки. Обеспечение своевременности поставки судов имеет особое значение для судовладельцев в период роста фрахтовых ставок на рынке, поскольку они сильно заинтересованы в быстрейшем использовании нового тоннажа в период оживленного фрахтового рынка.
4. Качество.
5. Перепродажная стоимость судна. Этот элемент большей уверенности имеет очень важное значение, учитывая высокую стоимость постройки новых судов.
6. Послепродажное гарантийное обслуживание.
7. Гибкость верфи в удовлетворении тактико-технических требований судовладельца. Это происходит вследствие наличия у них сильных инженерных служб и приверженности удовлетворять требования клиентов, особенно если это касается поправок к типовому проекту судна.
8. Организация работы с клиентами.
Обобщенная авторская классификация основных факторов ценообразования судостроительного рынка представлены на рисунке 2.
Таким образом, уровень цен на судостроительную продукцию определяется под влиянием множества различных факторов. Основная часть из данных факторов относится к факторам спроса или предложение, соотношение которых формирует рыночную цену продукции. Однако, не стоит забывать, что на процесс ценообразования судостроительной продукции оказывает влияние также и государство.
Библиографический список
1. Бурыкин А.Д. Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность судостроительных предприятий // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-5.
2. Бурыкин А.Д. Моделирование процессов управления предприятием // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 9.
3. Бурыкин А.Д. Реструктуризация предприятия как этап реализации стратегии фирмы // Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции: в 2 т. Архангельск, 2015.
4. Бурыкина Н.М., Бурыкин А.Д. Методика оценки эффективности работы организации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-13 (24).
5. Вишневская М.Д., Бурыкин А.Д. Влияние стабилизационных финансов на экономику России // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2015. № 1 (26).
6. Колесов Р.В., Бурыкин А.Д. Разработка методики планирования и привлечения финансовых ресурсов промышленными предприятиями // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2016. № 1 (30).
7. Коречков Ю.В., Мудревский А.Ю., Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д., Бурыкина Н.М. Проблемы управления инновационной деятельностью предприятия и пути их решения. Ярославль, 2017.
8. Курдюков Д.И., Бурыкин А.Д. Роль финансовой устойчивости в процессе обеспечения экономической безопасности предприятия // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Международной академии бизнеса и новых технологий. М., 2015.
9. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Методика построения системы показателей для управления формированием источников финансирования деятельности промышленных предприятий // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2016. № 1 (30).
10. Юрченко А.В., Бурыкин А.Д. Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. № 1.
11. Юрченко А.В., Бурыкин А.Д. Роль инновационного проекта в развитии экономики предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. № 4.
А.Д. Бурыкин
доктор экономических наук, профессор заместитель директора Ярославского филиала
Академии труда и социальных отношений Е-mail: [email protected]