Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности'

Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / COMPETENCES OF ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL AND ETHICAL ECONOMY / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Е.А.

Подготовка специалиста технического профиля с дополнительными интегративными профессиональными компетенциями, направленными на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового технического образования, требует изменения подходов к процессу обучения. В статье рассматриваются методологические подходы, взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга и обеспечивающие эффективность процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебренникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF BUSINESS COMPETENCE

Training of technical specialists with additional integrative professional competencies, aimed to business organizing and managing, requires changies in approachies to the learning process. The methodological approaches, that are interconnected, complement each other and ensure the effectiveness of the process to form business competences are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности»

2. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1989. — 554 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2001. — 360 с.

4. Зенина, С. Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С. Р. Зенина. — СПб., 2009. — 203 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»)» : утв. 22 декабря 2009 г. № 781 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449.

УДК 334 377

Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР Уральского государственного колледжа, г. Челябинск, e-mail: lena-77@74.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовка специалиста технического профиля с дополнительными интегративными профессиональными компетенциями, направленными на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового технического образования, требует изменения подходов к процессу обучения. В статье рассматриваются методологические подходы, взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга и обеспечивающие эффективность процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, социально-этическая экономика, системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, интегративный подход, аксиологический подход.

К началу XX в. большинство крупных мировых организаций сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности, определяемую как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах уважения к людям, сообществам, окружающей среде» [1, с. 40]. Ставя перед собой цель подготовки специалиста для современной рыночной экономики России, образовательное учреждение должно ориентироваться на эталон специалиста с заложенными нормами этической экономики.

Для построения модели формирования компетенций предпринимательской деятельности необходимо выдвинуть и проанализировать методологические подходы, которые лягут в основу процесса формирования данных компетенций у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля, обученных основам социально-этической экономики.

Формирование компетенций предпринимательской деятельности направлено на разреше-

ние выявленного в ходе исследования противоречия между объективной потребностью общества в молодых специалистах, способных инициативно, квалифицированно, творчески, ответственно заниматься предпринимательской деятельностью по направлению базовой специальности, и отсутствием достаточного количества выпускников средних специальных учебных заведений, обладающих необходимыми компетенциями. Подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином образовательном процессе путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки по направлению или специальности и дополнительной подготовки в области предпринимательства. Для обеспечения данного образовательного процесса применяются следующие методологические подходы: системно-деятель-ностный, личностно-деятельностный, компетен-тностный, интегративный, аксиологический.

Исследование деятельностного подхода позволяет выделить ключевое понятие «деятельность». В общефилософском плане деятельность представляет собой специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек творчески преобразовывает природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемое им явление природы — объектом своей деятельности. Деятельност-ный подход в педагогике характеризуется следующим положением: личность формируется и проявляется в деятельности, что, в свою очередь, требует специальной работы по отбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Для того чтобы подготовить обучающегося к активной самостоятельной деятельности, необходимо вовлечь его в эту деятельность еще на этапе процесса обучения. Деятельностный подход в нашей модели лежит в основе двух подходов: системно-деятель-ностного и личностно-деятельностного.

В педагогической науке системный подход предполагает выделение связей и отношений между рассматриваемыми объектами, установление влияния связей на развитие системы в целом, а также каждого компонента системы на развитие личности. Процесс развития личности и его результат рассматриваются нами как критерии эффективности педагогического процесса. В этом отношении данный подход тесно связан с деятельностным и рассматривается нами как системно-деятельностный подход. По своей сути системно-деятельностный подход является междисциплинарным, общенаучным подходом, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, изучение внешних и внутренних системных свойств и связей. Рассматривая данный подход, можно выделить отдельные его компоненты и установить связи между ними.

В педагогике личностно-ориентированный подход рассматривается как направленность педагогического процесса на формирование личности обучаемого, реализацию его внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса. В рамках данного подхода личность рассматривается как субъект, обладающий устойчивой системой индивидуальных черт, а индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.

Личностно-деятельностный подход рассматривается нами как интеграция личност-но-ориентированного (отнесенного к подходам конкретно-научного уровня) и деятельностного (отнесенного к подходам общенаучного уровня) подходов. В его рамках личность рассматривается как субъект деятельности, при этом, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, она сама определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход предполагает, что в процессе формирования компетенций предпринимательской деятельности применяются принципы индивидуализации и природосообразного образования, а также формы и методы работы с обучающимися, которые стимулируют личную, интеллектуальную активность, готовность творчески мыслить, генерировать идеи, превращая их в новые технологии, самостоятельно достигать цели, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть готовым принять на себя ответственность, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Изучение основных этапов становления компетентностного подхода в образовании показало, что понятие «компетентность» и «компетенция» введены в отечественный педагогический лексикон в 1990-е гг. и до настоящего времени трактуются неоднозначно. Тем не менее все исследователи едины в том, что компетенция — это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретического знания и практической деятельности; универсальное понятие, описывающее результаты образования в мировом масштабе. Следовательно, под компетентностным подходом мы понимаем акцентирование внимания на результате образования, причем в качестве результата рассматриваются не знания, умения и полученный практический опыт, а способность человека, имея высокую мотивацию к деятельности, действовать в различных нестандартных ситуациях, мобилизуя все внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Поэтому реализация компетентностного подхода неизбежно влечет за собой изменение содержания, форм и методов обучения, что и представлено в содержательном, организационно-технологическом и результативно-оценочном блоках нашей модели [2].

Анализ работ различных авторов по проблеме интеграции в содержании образования позволяет сделать следующие выводы. Интеграция —

это понятие, отражающее условия существования любой системы, в том числе системы образования. Степень интеграции определяется наличием таких основных свойств, как согласованность, упорядоченность, стабильность, взаимосвязь, — их отсутствие приводит к распаду системы. Это сущностная характеристика образовательной системы, отражающая суть взаимовлияния, взаимодополнения традиционных и инновационных подходов в ходе ее эволюционного развития [3].

Интегративный подход рассматривает образование как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внут-рипредметной, межличностной, внутрилич-ностной). Система образования в настоящее время находится на таком этапе своего развития, когда четко выражены фундаментальные направления интеграции в образовании: экологическое и техническое, техническое и валеоло-гическое, техническое и экономическое — но еще не сложилась целостность образования и преемственность образовательных систем. Так, например, экономико-правовая база, составляющая основу подготовки предпринимателя, должна стать неотъемлемой составляющей подготовки специалиста технического профиля. Интегративный подход обеспечивает усиление связей между отраслевой базовой подготовкой и дополнительной подготовкой в области предпринимательства.

Роль аксиологического подхода заключается в том, чтобы выявить и обосновать систему необходимых для жизни в современном обществе ценностей и пути их целенаправленного формирования у отдельной личности.

Аксиологический подход при выработке компетенций предпринимательской деятельности означает формирование полного осознания обучающимся ценности образования с позиции воспитания и развития личности. В педагогике понятие «ценность» имеет чрезвычайно важное значение, так как оно определяет содержание

Библиографический список

процесса и характеристику результата педагогической деятельности. Сложившаяся сегодня система образования на различных ее ступенях лишена нравственно-этической стороны. Становится очевидным, что от уровня заложенных нравственно-этических характеристик личности зависит решение социальных, экономических и даже технических проблем настоящего и будущего.

Ценности личности проявляются в идеалах, убеждениях, установках, действиях, отношении и т. д., которые связаны с духовными, нравственными и социальными ценностями. Поэтому чтобы обеспечить процессу формирования ценностей личностный характер, педагогу необходима адекватная система диагностики их наличия и степени сформированности, а также действенный аппарат для присвоения субъектом социально значимых ценностей. Эта проблема остается открытой до сих пор, обеспечивая широкое исследовательское поле в области применения аксиологического подхода в образовании. Рассматривая процесс получения образования как единый процесс интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования с точки зрения ценности, педагогам предстоит изменить саму идеологию образовательного процесса. Прежде всего, необходимо все его наполнение проанализировать с точки зрения приращения ценности для обучающегося, привести в соответствие с общей образовательной целью, понять и обосновать личную значимость каждого компонента содержания образования для дальнейшего становления члена общества и найти способы увеличения этой значимости [4].

Выдвинутые нами подходы взаимосвязаны, дополняют друг друга и служат для обеспечения эффективности процесса формирования компетенций, а также стабильности полученных результатов.

1. Егоршин, А. П. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Егор-шин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова. — Н. Новгород : НИМБ, 2005. — 408 с.

2. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. — Екатеринбург : Изд-во ИРРО, 2009. — 78 с.

3. Максимов, В. Н. Интеграция в системе образования [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Максимов. — СПб., 1999. — 83 с.

4. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование [Текст] : Содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.