2. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1989. — 554 с.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2001. — 360 с.
4. Зенина, С. Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С. Р. Зенина. — СПб., 2009. — 203 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»)» : утв. 22 декабря 2009 г. № 781 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449.
УДК 334 377
Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР Уральского государственного колледжа, г. Челябинск, e-mail: lena-77@74.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка специалиста технического профиля с дополнительными интегративными профессиональными компетенциями, направленными на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового технического образования, требует изменения подходов к процессу обучения. В статье рассматриваются методологические подходы, взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга и обеспечивающие эффективность процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, социально-этическая экономика, системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, интегративный подход, аксиологический подход.
К началу XX в. большинство крупных мировых организаций сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности, определяемую как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах уважения к людям, сообществам, окружающей среде» [1, с. 40]. Ставя перед собой цель подготовки специалиста для современной рыночной экономики России, образовательное учреждение должно ориентироваться на эталон специалиста с заложенными нормами этической экономики.
Для построения модели формирования компетенций предпринимательской деятельности необходимо выдвинуть и проанализировать методологические подходы, которые лягут в основу процесса формирования данных компетенций у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля, обученных основам социально-этической экономики.
Формирование компетенций предпринимательской деятельности направлено на разреше-
ние выявленного в ходе исследования противоречия между объективной потребностью общества в молодых специалистах, способных инициативно, квалифицированно, творчески, ответственно заниматься предпринимательской деятельностью по направлению базовой специальности, и отсутствием достаточного количества выпускников средних специальных учебных заведений, обладающих необходимыми компетенциями. Подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином образовательном процессе путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки по направлению или специальности и дополнительной подготовки в области предпринимательства. Для обеспечения данного образовательного процесса применяются следующие методологические подходы: системно-деятель-ностный, личностно-деятельностный, компетен-тностный, интегративный, аксиологический.
Исследование деятельностного подхода позволяет выделить ключевое понятие «деятельность». В общефилософском плане деятельность представляет собой специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек творчески преобразовывает природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемое им явление природы — объектом своей деятельности. Деятельност-ный подход в педагогике характеризуется следующим положением: личность формируется и проявляется в деятельности, что, в свою очередь, требует специальной работы по отбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Для того чтобы подготовить обучающегося к активной самостоятельной деятельности, необходимо вовлечь его в эту деятельность еще на этапе процесса обучения. Деятельностный подход в нашей модели лежит в основе двух подходов: системно-деятель-ностного и личностно-деятельностного.
В педагогической науке системный подход предполагает выделение связей и отношений между рассматриваемыми объектами, установление влияния связей на развитие системы в целом, а также каждого компонента системы на развитие личности. Процесс развития личности и его результат рассматриваются нами как критерии эффективности педагогического процесса. В этом отношении данный подход тесно связан с деятельностным и рассматривается нами как системно-деятельностный подход. По своей сути системно-деятельностный подход является междисциплинарным, общенаучным подходом, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, изучение внешних и внутренних системных свойств и связей. Рассматривая данный подход, можно выделить отдельные его компоненты и установить связи между ними.
В педагогике личностно-ориентированный подход рассматривается как направленность педагогического процесса на формирование личности обучаемого, реализацию его внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса. В рамках данного подхода личность рассматривается как субъект, обладающий устойчивой системой индивидуальных черт, а индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.
Личностно-деятельностный подход рассматривается нами как интеграция личност-но-ориентированного (отнесенного к подходам конкретно-научного уровня) и деятельностного (отнесенного к подходам общенаучного уровня) подходов. В его рамках личность рассматривается как субъект деятельности, при этом, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, она сама определяет характер этой деятельности и общения.
Личностно-деятельностный подход предполагает, что в процессе формирования компетенций предпринимательской деятельности применяются принципы индивидуализации и природосообразного образования, а также формы и методы работы с обучающимися, которые стимулируют личную, интеллектуальную активность, готовность творчески мыслить, генерировать идеи, превращая их в новые технологии, самостоятельно достигать цели, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть готовым принять на себя ответственность, умело реагировать на различные жизненные ситуации.
Изучение основных этапов становления компетентностного подхода в образовании показало, что понятие «компетентность» и «компетенция» введены в отечественный педагогический лексикон в 1990-е гг. и до настоящего времени трактуются неоднозначно. Тем не менее все исследователи едины в том, что компетенция — это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретического знания и практической деятельности; универсальное понятие, описывающее результаты образования в мировом масштабе. Следовательно, под компетентностным подходом мы понимаем акцентирование внимания на результате образования, причем в качестве результата рассматриваются не знания, умения и полученный практический опыт, а способность человека, имея высокую мотивацию к деятельности, действовать в различных нестандартных ситуациях, мобилизуя все внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Поэтому реализация компетентностного подхода неизбежно влечет за собой изменение содержания, форм и методов обучения, что и представлено в содержательном, организационно-технологическом и результативно-оценочном блоках нашей модели [2].
Анализ работ различных авторов по проблеме интеграции в содержании образования позволяет сделать следующие выводы. Интеграция —
это понятие, отражающее условия существования любой системы, в том числе системы образования. Степень интеграции определяется наличием таких основных свойств, как согласованность, упорядоченность, стабильность, взаимосвязь, — их отсутствие приводит к распаду системы. Это сущностная характеристика образовательной системы, отражающая суть взаимовлияния, взаимодополнения традиционных и инновационных подходов в ходе ее эволюционного развития [3].
Интегративный подход рассматривает образование как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внут-рипредметной, межличностной, внутрилич-ностной). Система образования в настоящее время находится на таком этапе своего развития, когда четко выражены фундаментальные направления интеграции в образовании: экологическое и техническое, техническое и валеоло-гическое, техническое и экономическое — но еще не сложилась целостность образования и преемственность образовательных систем. Так, например, экономико-правовая база, составляющая основу подготовки предпринимателя, должна стать неотъемлемой составляющей подготовки специалиста технического профиля. Интегративный подход обеспечивает усиление связей между отраслевой базовой подготовкой и дополнительной подготовкой в области предпринимательства.
Роль аксиологического подхода заключается в том, чтобы выявить и обосновать систему необходимых для жизни в современном обществе ценностей и пути их целенаправленного формирования у отдельной личности.
Аксиологический подход при выработке компетенций предпринимательской деятельности означает формирование полного осознания обучающимся ценности образования с позиции воспитания и развития личности. В педагогике понятие «ценность» имеет чрезвычайно важное значение, так как оно определяет содержание
Библиографический список
процесса и характеристику результата педагогической деятельности. Сложившаяся сегодня система образования на различных ее ступенях лишена нравственно-этической стороны. Становится очевидным, что от уровня заложенных нравственно-этических характеристик личности зависит решение социальных, экономических и даже технических проблем настоящего и будущего.
Ценности личности проявляются в идеалах, убеждениях, установках, действиях, отношении и т. д., которые связаны с духовными, нравственными и социальными ценностями. Поэтому чтобы обеспечить процессу формирования ценностей личностный характер, педагогу необходима адекватная система диагностики их наличия и степени сформированности, а также действенный аппарат для присвоения субъектом социально значимых ценностей. Эта проблема остается открытой до сих пор, обеспечивая широкое исследовательское поле в области применения аксиологического подхода в образовании. Рассматривая процесс получения образования как единый процесс интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования с точки зрения ценности, педагогам предстоит изменить саму идеологию образовательного процесса. Прежде всего, необходимо все его наполнение проанализировать с точки зрения приращения ценности для обучающегося, привести в соответствие с общей образовательной целью, понять и обосновать личную значимость каждого компонента содержания образования для дальнейшего становления члена общества и найти способы увеличения этой значимости [4].
Выдвинутые нами подходы взаимосвязаны, дополняют друг друга и служат для обеспечения эффективности процесса формирования компетенций, а также стабильности полученных результатов.
1. Егоршин, А. П. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Егор-шин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова. — Н. Новгород : НИМБ, 2005. — 408 с.
2. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. — Екатеринбург : Изд-во ИРРО, 2009. — 78 с.
3. Максимов, В. Н. Интеграция в системе образования [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Максимов. — СПб., 1999. — 83 с.
4. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование [Текст] : Содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.