Научная статья на тему 'Методологические основы построения системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов'

Методологические основы построения системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСКУРСИВНО-ЦЕННОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / БУДУЩИЕ ЛИНГВИСТЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE / FORMATION / FUTURE LINGUISTS / SYSTEM APPROACH / INTEGRATIVE ACTIVE APPROACH / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Надежда Викторовна

Данная статья посвящена методологическим подходам построения системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов: системному, интегративно-деятельностному и компетентностному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of the system-building of discourse -valuable competence formation of future linguists

The article is devoted to the methodological basis of system of discourse-valuable competence formation of future linguists. These are the system, the integrative active and competence approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов»

УДК 378:4 (07) ББК 74.480:81.2 - 9

Алехина Надежда Викторовна

преподаватель кафедры иностранных языков Челябинский филиал Университета Российской академии образования

г. Челябинск Alekhina Nadezhda Viktorovna

Senior lecturer of the foreign languages department University of the Russian Academy of Education Chelyabinsk branch

Chelyabinsk 2105nadia@mail.ru

Методологические основы построения системы формирования дискурсив-

но-ценностной компетенции будущих лингвистов Methodological basis of the system-building of discourse -valuable competence

formation of future linguists

Данная статья посвящена методологическим подходам построения системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов: системному, интегративно-деятельностному и компетентностному.

The article is devoted to the methodological basis of system of discourse-valuable competence formation of future linguists. These are the system, the integra-tive - active and competence approaches.

Ключевые слова: компетенция, дискурсивно-ценностная компетенция, формирование, будущие лингвисты, системный подход, интегративно-деятельностный подход, компетентностный подход.

Key words: competence, discourse-valuable competence, formation, future linguists, system approach, integrative - active approach, competence approach.

Профессиональная деятельность лингвиста, связанная с повышенной

коммуникативной активностью, требует сформированности дискурсивно-ценностной компетенции, которая позволяет корректно выстраивать собственное коммуникативное поведение в прагматическом контексте социальной ситуации, осознанной и интерпретированной через призму социокультурных ценностей и собственных ценностных ориентаций. Дискурсивно-ценностная компетенция представляет собой вид профессиональной компетенции лингвиста, обеспечивающей восприятие, интерпретацию и продуцирование дискурсов с учетом профессиональных и общественных ценностей в контексте межкуль-

турного профессионально-коммуникативного взаимодействия и требует целенаправленных действий по формированию. Для его осуществления, прежде всего, необходимо определиться с методологическими основами: выбрать и реализовать методологические подходы.

При анализе состояния проблемы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов в части разработки ее методологических оснований наиболее продуктивной представляется идея привлечения комплекса подходов, взаимодополнение которых обеспечивает разностороннее рассмотрение изучаемого педагогического феномена. Решая данную задачу, будем принимать во внимание три основных параметра, позволяющих описать педагогическую систему с достаточной степенью полноты: структура системы, ее наполнение и возникающее эмерджентное свойство (т.е. результат функционирования).

Для исследования столь сложного и многоаспектного явления, как формирование дискурсивно-ценностной компетенции, мы выбрали три методологических подхода (системный, интегративно-деятельностный и компетентностный) исходя из следующего: системный подход обеспечит выявление конструктивных особенностей системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов, интегративно-деятельностный ее содержательное наполнение, а компетентностный - ключевых характеристик результата всего процесса.

Системный подход, относящийся к группе подходов общенаучного уровня методологии, в литературе трактуется как ориентация исследования на изучение объекта как педагогической системы (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, Дж. Ванн Гиг, В.М. Панченко, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.).

Формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов имеет целенаправленный характер, согласуется с закономерностями развертывания педагогического процесса, имеющего специфическую структуру и компонентный состав (диагностика, мотивация, трансляция и восприятие учебной информации, повторение, проверка и оценивание и др.), а его целостность обес-

печивается наличием разнообразных связей. Следовательно, исследуемый нами феномен может быть идентифицирован как система.

К системным свойствам исследуемого феномена относятся: элемент, компонент, связи и системообразующие факторы [1].

Формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов является компонентом системы их профессиональной подготовки в вузе; обладает системным характером и как педагогическая система является открытой, отграниченной от среды профессиональной подготовки, целостностной, гибкой, управляемой, вариативной, потенциально развивающейся; обладает следующими системными свойствами: ее внутреннее содержание определяют норма-тивно-регламентационный, мотивационно-ориентационный, методико-технологический, контрольно-корректирующий компоненты; элементом является педагогическая задача, которая решается в процессе достижения запланированного результата; системообразующими факторами - цель (внешний фактор) и самоуправление процессом формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов (внутренний фактор); совокупность связей представлена прямыми и обратными связями, связями преобразования и управления, переноса информации.

Позиционируя процесс формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов как сложную систему, целостность которой достигается на основе интеграции составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии, а эмерджентное свойство носит комплексный характер, возникающий в ходе интеграции обучающих (дискурсивная составляющая) и воспитательных (ценностная составляющая) воздействий, мы приходим к необходимости дополнения системного подхода интегративно-деятельностным.

Интегративно-деятельностный подход мы трактуем как комплексную методологическую ориентацию исследования на изучение объекта как явления, в рамках которого реализуется интегративная деятельность субъектов для достижения общей цели.

Основы интегративно-деятельностного подхода в отечественной педагогике заложены в работах К.А. Абульханова-Славская, В.С. Безрукова, Е.О. Га-лицких, С.И. Глухих, Н.В. Ипполитова, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Н.М. Халимова, Н.К. Чапаев, В.Д. Шадриков, А.Н. Ярыгин и др.

В ходе изучения научной литературы [3] было установлено, что явление, которое изучается с использованием данного подхода, должно иметь деятельно-стную природу и являться педагогическим процессом.

Теоретический анализ атрибутивных свойств формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов показал, что к данному феномену применим интегративно-деятельностный подход, поскольку он, во-первых, позволит дать общую интегративную характеристику деятельности субъектов (преподавателя и студентов-лингвистов): методы, формы, средства их взаимодействия и, во-вторых, даст возможность выявить пути и средства интегрированного формирования и дикурсивной, и ценностной составляющих.

Итак, реализация данного подхода осуществлялась с учетом следующих положений: интегративно-деятельностный подход, обладая исследовательским потенциалом, обеспечивает выбор средств педагогической деятельности, выявление возможностей для совершенствования процесса профессиональной подготовки через интеграцию деятельности субъектов образовательного процесса, согласование его организации, содержания, результатов с потребностями социума, будущей профессиональной деятельности, определение и обоснование соответствующего аппарата измерения, форм и методов коррекции. Дискурсив-но-ценностная компетенция есть интегративный результат профессиональной подготовки будущих лингвистов, в котором диалектическое единство дискурсивной и ценностной составляющих обеспечивается интериоризацией и эксте-риоризацией творческого опыта коммуникативного взаимодействия; субъектами деятельности выступают преподаватель и студент, объектом - совершенствующаяся личность будущего лингвиста, средствами - воспитательные и дидактические средства, методами - интерактивные методы обучения, а результатом - ин-

тегративно-ценностная компетенция будущего лингвиста. Формирование дискур-сивно-ценностной компетенции будущих лингвистов требует обеспечения интеграции на всех уровнях (межпредметном, внутрипредметном, межличностном и внутриличностном) и предполагает комплексное использование методов, способов и средств, обеспечивающих личностное развитие студента.

Таким образом, задавая общие конструктивные особенности авторской системы, системный и интегративно-деятельностный подходы, тем не менее, не позволяют определить ее адекватное внутреннее наполнение, которое задается содержанием формируемого вида компетенции, поэтому указанные подходы целесообразно дополнить компетентностным, который, раскрывая строение дискурсивно-ценностной компетенции, одной из стратегических целевых ори-ентаций процесса профессиональной подготовки лингвистов, позволит выявить дидактическое наполнение разрабатываемой системы.

Компетентно стный подход мы трактуем как принципиальную ориентацию исследования на изучение содержания объекта, как явление компетентностной природы, т.е. представляющего собой комплексный результат образовательного процесса, которое является личностным новообразованием и обладает потенциалом для формирования. Его основы заложены в работах В.А. Адольфа, В.И. Байденко, А.С. Белкина, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Г. Клемпа, Д. Мак-Клеланда, А.К.Марковой, Д. Равена, А.В. Хуторского, К Шнайдера и др.

Как показал проведенный анализ, дискурсивно-ценностная компетенция в иерархии «ключевые ^ базовые ^ специальные» компетенции относится к уровню базовых, которые обеспечивают реализацию профессиональной деятельности лингвистов в целом.

Формируемая дискурсивно-ценностная компетенциявключает знания, умения, профессионально значимые личностные качества и ценностные ориентации, обеспечивающие эффективное осуществление коммуникативного межличностного взаимодействия. Проведенный анализ исследований в области

компетентно стного подхода [1; 2] показал, что результатом его реализации должна стать содержательная характеристика состава дискурсивно-ценностной компетенции будущего лингвиста, в соответствии с которым будет осуществляться программно-содержательное наполнение авторской системы.

Сформулируем ключевые положения реализации компетентностного подхода, отражающие специфику формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущего лингвиста: компетентностный подход, обладая исследовательским потенциалом, обеспечивает выявление возможностей для совершенствования образовательного процесса через согласование его организации, содержания, результатов с потребностями социума, определение и обоснование соответствующего этому состава компетенций, позволяющих личности профессионально выстраивать коммуникативное взаимодействие с представителями своей и иноязычной культуры; формируемая компетенция представляет собой открытую, динамичную систему, отражающую способность и готовность лингвиста выполнять профессиональную коммуникативную деятельность в определенных обстоятельствах и условиях, адекватно реагируя на их изменения; компетенция как важнейший фактор идентификации личности в профессиональной среде имеет социально-деятельно стный характер и предполагает при формировании изменения в когнитивной, операционально-технической и поведенческой личностных сферах; содержание дискурсивно-ценностной компетенции детерминируется спецификой профессионально-лингвистического дискурса, культурно-ценностными нормами, особенностями профессии и функционалом лингвиста, а также требованиями к подготовке такого специалиста в вузе.

В табл. 1 представлено выявленное нами наполнение дискурсивно-ценностной компетенции, которое должно быть сформировано у будущих лингвистов в процессе функционирования авторской системы.

Таблица 1

Наполнение дискурсивно-ценностной компетенции лингвиста

Наименование компонентов Содержание

Дискурсивный аспект Ценностный аспект

Знания • Основные понятия речи (стили, типы, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.); • способы вербализации предмета общения в дискурсе; • типы взаимодействия и др. • Правила профессиональной этики; • нормы коммуникативного поведения; • культурные традиции и др.

Умения Планово-прогностические умения: • планировать речевое поведение; • прогнозировать ход развития дискурса; • прогнозировать информационное содержание дискурса; • мотивировать на коммуникативное взаимодействие и др. функционально-практические умения: • воспроизводить известные способы коммуникации; • выбирать адекватный ситуации тип дискурса; • использовать лексические, стилистические, жанровые ресурсы для продуцирования дискурса; • логически выстраивать высказывания; • интерпретировать текущую ситуацию дискурса с учетом всех факторов и др. контрольно-аналитические умения: • анализировать коммуникативную ситуацию; • анализировать дискурс с точки зрения циркулирующей информации; • контролировать собственное речевое поведение; • контролировать и оперативно корректировать ход развития дискурсивной ситуации и др. • Учет социокультурных норм страны изучаемого языка в коммуникативном поведении; • учет в общении исторического и культурного контекстов; • распространение ценностей культуры своей страны и страны изучаемого языка; • определение обоснованной оценки ситуации с учетом ценностных ориентаций; • соблюдение ценностно-этических норм; • интерпретация контекста взаимодействия с точки зрения реализуемых коммуникантами ценностных ориентаций и др.

Профессионально-значимые личностные качества • коммуникабельность; • креативность; • наблюдательность; • эмпатия; • уверенность в себе и др. • тактичность; • толерантность; • объективность; • демократичность и др.

Ценностные ориентации • общение; • личность собеседника; • коммуникативная комфортность и др. • культура; • морально-нравственные нормы страны; • профессиональная этика и др.

Таким образом, привлечение компетентностного подхода позволит нам создать общую содержательную основу, в соответствии с которой будут разработаны учебная программа формирования у будущих лингвистов дискурсивно-ценностной компетенции, методико-дидактическое сопровождение и критери-ально-уровневые шкалы для оценивания его эффективности.

Приведенные выше свойства формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов, полученные в результате реализации системного, интегративно-деятельностного и компетентностного подходов, положены в

основу разработки авторской системы. Так, реализация системного подхода обеспечила определение ее компонентов: нормативно-регламентационного, мо-тивационно-ориентационного, организационно-технологического, процессно-моделирующего, контрольно-корректирующего; использование интегративно-деятельностного подхода позволило выявить наполнение каждого компонента: формы, средства и методы взаимодействия преподавателя и студентов, а также этапы формирования дискурсивно-ценностной компетенции (первичного ознакомления, информационного насыщения, неустойчивого и устойчивого проявления компетенции); применение компетентностного подхода определило содержание компетенции, которое должно быть усвоено и присвоено будущими лингвистами, и на основании этого наполнение соответствующей программы, включающей ознакомительный, содержательно-систематизирующий, имитационно-рефлексивный, апробационно-операционный, комплексно-деятельностный, интегративно-творческий блоки.

Апробация разработанной системы обеспечила эффективное формирование у будущих лингвистов дискурсивно-ценностной компетенции: по сравнению с началом эксперимента количество студентов с критическим уровнем ее сфор-мированности сократилось на 24%, а с высоким - увеличилось на 16% по всей выборке.

Таким образом, выбранные методологические подходы (системный, инте-гративно-деятельностный и компетентностный) являются необходимыми и достаточными для решения проблемы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов через построение авторской системы.

Библиографический список

1. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К.В. Шапошников. - М., 2006. - 216 с.

2. Цеунов, К.С. Технология формирования межкультурной компетенции: практические аспекты [Текст] / К.С. Цеунов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. - С. 88-96.

3. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: Монография [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

Bibliography

1. Shaposhnikov, K.V. Contextual approach in the process of formation of the professional competence of future linguists and interpreters: dissertation of the candidate of pedagogical sciences [Text] / K.V. Shaposhnikov. - M., 2006. - 216 p.

2. Tzeunov, K.S. The technique of formation of intercultural competence: practical aspects [Text] / K.S. Tzeunov // Modern High School: Innovative Aspects.2011. № 4. - P. 88-96.

3. Yakovlev, E.V. Pedagogical research: the context and results representation: Study [Text] / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk: RBIM Publishing House, 2010. - 316 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.