УДК 378: 63.007.2 (73)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ
Мышак Елена Алексеевна, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются методологические подходы к учебно-воспитательному процессу в высших учебных заведениях и аргументируется необходимость их применения в формировании гуманистических ценностей у будущих специалистов аграрной отрасли во время профессиональной подготовки. Указанные подходы (системный, аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, контекстный, культурологический) создают единый методологический комплекс, использование которого будет способствовать мотивации студентов к сформированности гуманистических ценностей.
Abstract. The article deals with the methodological approaches to the educational process аt higher educational institutions. It is argued the necessity of their application to the formation of humanistic values in future specialists of the agrarian sector during vocational training. The indicated approaches (systematic, axiological, personally oriented, activity, contextual, cultural) create a unified methodological complex, the use of which will facilitate the motivation of students to the formation of humanistic values.
Ключевые слова: ценности, гуманистические ценности, будущие специалисты, аграрная отрасль, системной подход, аксиологический подход, личностно ориентированный подход, деятельностный подход, контекстный подход, культурологический подход.
Key words: values, humanistic values, future specialists, agrarian branch, systematic approach, axiological approach, personality oriented approach, activity approach, context approach, cultural approach.
Постановка проблемы. Проблема формирования гуманистических ценностей личности сегодня приобретает особую значимость и актуальность в условиях реформирования новой образовательной парадигмы, приоритетами которой являются интересы личности.
Реализуемые преобразования определяют сущностные изменения в целях, задачах, структуре и содержании подготовки будущих специалистов аграрной отрасли.
Растет потребность в эрудированных аграриях, способных эффективно решать весь комплекс задач, стоящих перед ними, имеющих развитое творческое мышление и чувство профессиональной и моральной ответственности, которые
легко ориентируются в новейших достижениях отрасли, а в своей деятельности руководствуются гуманистическими приоритетами и человеческими ценностями.
Все это предполагает перспективу эффективного профессионального развития личности, ставит задачу духовно-нравственного воспитания современного специалиста с высоким уровнем сформированности у него гуманистических ценностей.
Именно поэтому подготовка квалифицированных специалистов аграрной отрасли, способных не только эффективно осуществлять процесс агропромышленного производства, но и быть готовыми учитывать связи аграрной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, - это сложная, многогранная проблема, решение которой зависит от усилий скоординированной профессиональной подготовки.
В этом контексте возникает необходимость поиска путей формирования гуманистических ценностей будущих специалистов аграрной отрасли в профессиональной подготовке. Процесс формирования гуманистических ценностей личности студента требует творческого подхода от педагогов, наставников академических групп, знания и учета возрастных особенностей и психологии юношеского возраста, владение эффективными технологиями, формами и методами гуманистического воспитания.
Анализ последних исследований и публикаций. Проведенный анализ научных работ показывает, что учеными исследованы различные аспекты проблемы ценностей, в частности в образовании. Так, значительный вклад в развитие ценностной проблематики сделали С. Анисимов, Г. Апресян, А.
Арнольдов, А. Здравомыслов, М. Каган, В. Сержантов, В. Тугаринов и
другие. Теоретико-методологические основы ценностной проблематики в области образования определены в трудах И. Беха, Т. Бутковский, А. Вишневского, И. Зязюна, В. Кременя, М. Никандрова, В. Огневьюка, А. Савченко, А. Сухомлинского и др. На необходимость ценностного наполнения содержания педагогического процесса в современных учебных заведениях обращают внимание С. Гончаренко, Ю. Малёванный, В. Зинченко, Е. Ямбург и другие.
Несмотря на весомый вклад ученых (Т. Васильева, А. Власенко, С. Королева, О. Тепла, А. Сиротин) в исследование проблемы формирования гуманистических ценностей в профессиональной подготовке будущих специалистов аграрной отрасли, результаты изучения состояния ее теоретической и практической разработанности свидетельствуют о необходимости продолжения научного поиска в определенном направлении. В контексте нашего исследования нам необходимо выделить методологические подходы к учебно-воспитательному процессу, которые будут необходимы при формировании гуманистических ценностей в профессиональной подготовке будущих специалистов аграрной отрасли.
Изложение основного материала исследования. Процесс формирования гуманистических ценностей в профессиональной подготовке будущих специалистов аграрной отрасли требует применения определенных методологических подходов, которые будут наиболее продуктивными для
создания гуманистической образовательной среды в учебном заведении.
В словарях понятие «подход» трактуется как «совокупность способов, приемов рассмотрения, влияния, отношение к кому-, чему-нибудь» [11, с. 158], а понятие «методология» толкуется как «совокупность приемов исследования, применяемых в любой науке в соответствии со спецификой объекта ее познания» [10, с. 178]. Среди ученых существуют различные точки зрения относительно сущности методологии. Так, методологию понимают как «совокупность тех общих правил, принципов и методов, используемых в научном исследовании в той или иной области науки независимо от того, с какой степенью точности они сформулированы и вообще сформулированы ... » (Б. Долинский) [7, с. 116]; «систему знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также систему деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценку качества исследовательской работы» (В. Краевский) [8, с. 3]; «концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, обеспечивающих получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях» (В. Россоха) [12, с. 52]. Однако в основном все исследователи едины во мнении, что методология - это базовая основа познания и преобразования реальной действительности.
В нашем исследовании методологические подходы понимаются как взаимосвязанная совокупность идей, принципов, основных положений и методов осуществления педагогической деятельности.
Анализ научных исследований наиболее распространенных общенаучных подходов в системе высшего образования позволил определить методологические подходы к учебно-воспитательному процессу в высших учебных заведениях. Единство методологических подходов (системного, аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного, контекстного) определяет методологию нашего исследования «... как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, ... формы и способы научно-исследовательской деятельности» [1, с. 58].
С учетом цели нашей работы особое значение, на наш взгляд, приобретает анализ процесса формирования гуманистических ценностей будущих специалистов аграрной отрасли с позиций системного подхода. Системный подход как один из фундаментальных направлений научного исследования рассматривается в трудах П. Анохина, В. Афанасьева, И. Блауберга, В. Садовского, П. Щедровицкого, Е. Юдина и др. Как отмечает С. Гончаренко, «системный подход - это последовательность процедур для создания сложноорганизованного объекта как системы, а также способ описания, объяснения, прогнозирования поведения таких объектов; исследования сложноорганизованных объектов как комплекса взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрывающих интегративные свойства объекта как системы, а также внешние и внутренние связи; целостное видение сложноорганизованных объектов исследования » [6, с. 3]. С. Гончаренко утверждает, что именно системный подход применяют для разработки сложных комплексных долгосрочных программ по решению важнейших образовательно-
воспитательных проблем. Именно к таким, безусловно, относится и проблема создания системы формирования гуманистических ценностей будущих специалистов аграрной отрасли в процессе профессиональной подготовки.
С позиций философии образования системный подход позволяет трактовать любое педагогическое явление как единое целое, состоящее из системы взаимосвязанных частей (элементов), объяснять смысл и ценность каждого элемента системы как самостоятельного объекта в его диалектическом единстве с целостностью образовательного процесса.
Профессиональная подготовка будущих специалистов аграрной отрасли состоит из совокупности элементов, тесная взаимосвязь между которыми и взаимообусловленность обеспечивают ее эффективное функционирование. Системный подход позволяет выявить и исследовать эти элементы, изучить внутреннюю организацию, определить цели и задачи, проанализировать необходимые для функционирования системы ресурсы.
Организация формирования гуманистических ценностей будущих специалистов аграрной отрасли с позиций системности предполагает объединение всех системных компонентов учебно-воспитательного процесса во взаимосвязанную систему, направленных на достижение результата - динамики сформированности гуманистических ценностей у будущих специалистов.
Аксиологический подход предполагает построение модели формирования гуманистических ценностей будущих специалистов аграрной отрасли, содержание которой можно рассматривать как диалектическое интегрированное единство гуманистических общечеловеческих и научных ценностей к содержанию образовательного процесса. Аксиологический подход не только провозглашает человека высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития, но и позволяет изучать явления (в том числе педагогические) сквозь призму заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей человека [3]. Это обусловило его выбор в качестве методологической основы процесса формирования гуманистических ценностей у будущих специалистов аграрной отрасли.
Раскрывает сущность аксиологического подхода диалектико-материалистическая аксиология. Ее концептуальный аппарат включает в себя понятие «ценность», аксиологическую характеристику индивида (субъекта ценностных отношений), общие аксиологические категории (значение, смысл, оценка, потребность, мотивация, цель, ценностные ориентации).
Проблема ценностей как философская проблема рассматривалась в работах В. Абрамова, С. Анисимова, В. Блюмкина, В. Демина, С. Дробницького, А. Здравомыслова, А. Ивина, А. Кавалерова, М. Каган, Т. Проховской, С. Пьянзина, М. Розова, В. Тугаринова, К. Хруцкого, Н. Чавчавадзе. Несмотря на несущественные различия в позициях авторов, можно сделать общий вывод, что ценности - это совокупность реальных предметов и абстрактных идей, которые имеют высокую значимость для общества или отдельной личности. Суть этого феномена можно объяснить только через раскрытие его связи с социальной жизнью людей, ибо вне общества ценностей не существует. Познание сущности ценностей как системообразующего компонента культуры помогает раскрыть смысл этой категории для анализа педагогической реальности, задач
образования. Образование в значительной мере обусловливает аксиологическую детерминированность молодежи. В этом контексте проблема аксиологического подхода в педагогике стала актуальным предметом исследования целого ряда ученых, в частности, Н. Асташова, И. Беха, А. Вишневского, И. Зязюна, П. Игнатенко, В. Кузнецовой, В. Лутая, В. Сластьонина, В. Струманского, О. Сухомлинской.
С позиции аксиологического подхода формирования гуманистических ценностей у будущих специалистов аграрной отрасли во время профессиональной подготовки актуализируется через учение о ценности познания и преобразования социально педагогической действительности через знания, которые отражают приоритеты, идеалы, ценности, цели, принципы, нормы и правила и основные знания в социально педагогической деятельности; направленность человека, как носителя социально-педагогического знания, на выбор положительной стратегии взаимодействия с окружающим миром.
Как известно, каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, специфических для каждого вида деятельности.
В этом контексте профессиональная деятельность аграриев и результаты труда специалистов, занятых в аграрной отрасли, чрезвычайно значимы и ценны для нашего государства. Аграрная отрасль играет важную роль в развитии экономики Украины, повышении качества жизни населения страны, в обеспечении качественной экологически чистой продукцией, в сохранении окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Рассмотрим более подробно ценности будущих специалистов аграрной отрасли:
- профессиональные ценности: ценность общественной значимости труда агрария; ценность собственной ответственности за будущее и сохранение существования человечества; ценность сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Украины; ценность профессионального роста и достижения успеха в профессиональной деятельности; ценности профессиональной самореализации; ценность профессионализма; ценность преданности профессии; ценность позитивного отношения к окружающему; ценности, отражающие альтруистический характер профессиональной деятельности (помощь другим, забота о них);
- личностные ценности: ценность выбора смысла жизни и деятельности, ценность раскрытия и реализации собственного потенциала, ценность самоутверждения; ценность самопознания, самоактуализации и самосовершенствования; ценность собственной индивидуальности; ценность образованности и самообразования в течение жизни; ценность морально-этических принципов.
Итак, аксиологический подход предполагает сформированность гуманистических ценностей у будущих специалистов аграрной отрасли через систему социально-направленного ценностного отношения к профессиональной деятельности агрария, к людям и природе и способность к объективной оценке своих возможностей; что позволит наиболее эффективно решать задачи профессиональной деятельности.
Личностно ориентированный подход направлен на развитие и саморазвитие будущего специалиста, его становление с учетом индивидуальных особенностей, дает возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на свои интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Главная задача этого подхода -создание будущего специалиста как личности.
Ученые рассматривают личностно ориентированный подход как средство формирования профессиональной компетентности личности, а результат -реализация сущностной стороны профессиональной подготовки, создание условий для нахождения специалистом понимания смысла своей профессиональной деятельности (В. Артемов) [1, с. 18-19]; методологический инструментарий, своеобразную совокупность концептуальных представлений, психологических и педагогических технологий, целью которых является обеспечение более глубокого, целостного понимания личности и закономерностей личностного развития (Р. Вайнола) [4, с. 65]; как определенную совокупность концептуальных подходов и систему методических средств (В. Рыбак) [11, с. 82]; определяющую научную основу организации профессионального образования в университете (А. Шмырко) [14, с. 64].
Принятие личностью определенных ценностей общества осуществляется, по мнению А. Леонтьева, через привлечение ее к деятельности. Положение о том, что деятельность является главным путем развития человека, формирования у него основных качеств, по исследованиям Л. Выготского, М. Кагана, И. Кона, А. Леонтьева, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Становление личности заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии системообразующих мотивов в процессе общения и деятельности. Такой для студента является учебная деятельность, в ходе которой он овладевает знаниями, умениями, навыками и в процессе которой происходит формирование его ценностей. Влияние учебного заведения на формирование гуманистических ценностей определяется как особенностями организации педагогического процесса, так и взаимоотношениями его участников. Следует отметить, что нередко процесс формирования гуманистических ценностей студентов протекает хаотично и нецеленаправленно, важность этого аспекта недооценивается организаторами учебного процесса. Поэтому молодым людям чаще приходится делать эмпирические умозаключения по использованию полученных знаний на практике.
Реализация деятельностного подхода предполагает:
- постановку студентов в образовательном процессе учебного заведения в субъектную позицию;
- учет ведущих видов деятельности, определяющих общее и профессиональное развитие студентов;
- создание условий для самореализации возможностей и способностей студентов, для их профессионального самоопределения;
- использование возможностей и соответствующую реализацию потенциала студентов на разных стадиях развития их личности [13, с. 64].
Методологическая основа формирования гуманистических ценностей будущих специалистов, основанная на личностном и профессиональном
развитии студентов, отражена в контекстном подходе, разработанном А. Вербицким.
Основной функцией контекстного подхода к обучению, по мнению автора, является создание условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную, моделируя образовательную среду, чтобы максимально приблизить его по форме и содержанию к профессиональному. В контекстном обучении последовательно моделируются предметный и социальный смысл будущей профессиональной деятельности студентов [5].
Отметим принципы контекстного обучения, к которым относятся:
1) принцип психолого-педагогического обеспечения личностно-смыслового включения студента в учебную деятельность;
2) принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
3) принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
4) принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
5) принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
6) принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
7) принцип открытости, то есть использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов;
8) принцип единства обучения и воспитания личности профессионала [5].
Культурологический подход как методологическая основа проектирования
развития личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу общечеловеческой культуры. От успешного решения этого вопроса зависят перспективы гуманизации и личности, и общества. Гуманизация предусматривает создание в личности такого культурного потенциала, который сможет обеспечить научное мировоззрение, правильную социальную ориентацию, стремление к нравственному самосовершенствованию, творческий подход к решению производственных, социальных, воспитательных и других задач.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Она не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей является, во-первых, развитием самого человека и, во-вторых, становление ее как личности.
Выводы. Таким образом, сочетание представленных методологических подходов (системного, аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного, контекстного, культурологического) в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений позволят сформировать гуманистические ценности у будущих специалистов аграрной отрасли. Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке программы по формированию гуманистических ценностей будущих аграриев в профессиональной подготовке высших учебных заведений.
Список использованных источников:
1. Антипова В.М., Колесина, К.Ю., Пахомова, Г.Р. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 57-62.
2. Артемов В.Ю. Особистiсно-орieнтований шдхщ та модель свггу шформацшного аналггика // Педагопчний процес: теорiя i практика. Зб. наук. праць. К.: Видавництво П/П «ЕКМО». - 2005. - № 2. - 215 с.
3. Бойчук Ю.Д. Культуролопчний i аксюлопчний шдходи до формування еколого-валеолопчно! культури студенпв вищих педагогiчних навчальних закладiв // Вюник Нацiонального технiчного унiверситету «Кшвський полiтехнiчний iнститут». Серiя: Фiлософiя. Психолопя. Педагогiка.
- 2009. - № 3 (27). - Вып. 1. - С. 123-126.
4. Вайнола Р.Х. Особливост професшно! шдготовки майбутнього педагога в контекст особистiсного шдходу // Науковий часопис НПУ iменi М.П. Драгоманова: сер. 11. Соцюлопя. Соцiальна робота. Соцiальна педагогiка. Управлшня: зб. наук. пр. К.: НПУ iменi М. П. Драгоманова. - 2006. - № 4. - С. 61-71.
5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: ИЦ проблем качества подготовки специалистов. Монография.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1999. - 75 с.
6. Гончаренко С., Кушшр В, Кушшр Г. Методолопчш особливост наукових поглядiв на педагопчний процес // Шлях освгги. - 2008. - № 4. - С. 210.
7. Долинський Б.Т. Теоретико-методичш засади тдготовки майбутшх учителiв до здоров'язбережувально! дiяльностi з учнями молодших класiв // Педагопка: теорiя i методика фiзичного виховання. «Наука i освiта». - 2013. - № 4. - С. 115-117.
8. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 3-10.
9. Новий тлумачний словник украшсько! мови: у 3-х т. / [уклад. В.В. Яременко, О.М. Слшушко]; наук. ред. Л.1. Андрieвський. - К.: Акошт, 2000. - Т. 2. - 926 с.
10. Педагопчний словник / [гол. ред. М.Д. Ярмаченко]. - К.: Педагопчна думка, 2001. - 516 с.
11. Рибалка В.В. Особистюний шдхщ як психолого-педагопчний принцип оргашзаци профшьно! та професшно! пiдготовки учшвсько! молодi // Психологiя особистiсно-орieнтованоl професшно! шдготовки учшвсько! молодi: Науково-методичний поЫбник. - Кшв, Тернопiль: Пiдручники i посiбники. - 2002. - С. 80-90.
12. Россоха В.В. Методолопя та ii роль в сучасних eKOHOMi4Hrn дослiдженнях // Агроiнком. - 2009. - № 1-4. - С. 50-55.
13. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Изд. центр Академия, 1999. - 288 с.
14. Шмирко О.С. Педагопчш умови професшного розвитку майбутшх вчителiв шоземно! мови у системi ушверситетсько! педагопчно! освiти: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. - Хмельницький, 2016. - 285 с.