Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ВОСПИТАНИЕ / УРОК / ЭКСКУРСИЯ / ИГРА / СПЕЦКУРС / ФАКУЛЬТАТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туча Т.Б., Полищук В.Н., Симоненко С.М., Ключников Д.А.

В статье рассматриваются основные особенности методики преподавания экологии в средней школе. Освещаются принципы, задачи, формы и методы, которые необходимо учитывать при разработке и усовершенствовании методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туча Т.Б., Полищук В.Н., Симоненко С.М., Ключников Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING ENVIRONMENT AT THE SCHOOL

The article discusses the main features of a technique of teaching of ecology in high school. Covers the principles, tasks, forms and methods that need to be considered in the development and improvement of methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

УДК 37

Туча Т.Б. студент, магистратура 1 курс, направление «Педагогическое образование»

(«Экологическое образование») Научный руководитель: Симоненко С.М., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей

Полищук В.Н. студент, магистратура 1 курс, направление «Педагогическое образование»

(«Экологическое образование») ведущий специалист отдела научных проектов и подготовки научно-

педагогических кадров научно-организационного управления Школы педагогики ДВФУ Научный руководитель: Ключников Д.А., кандидат биологических наук заведующий кафедрой географии, экологии и охраны здоровья детей

Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности методики преподавания экологии в средней школе. Освещаются принципы, задачи, формы и методы, которые необходимо учитывать при разработке и усовершенствовании методики.

Ключевые слова: методика, воспитание, урок, экскурсия, игра, спецкурс, факультатив.

Tucha T. B.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education"

("Environmental education") Supervisor: Symonenko S. M. the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of

geography, environment and children's health

Polishchuk V. N.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education" (Environmental education), leading specialist Department of scientific projects and training of scientific-pedagogical personnel of scientific-organizational management of the School ofpedagogics, Far

Eastern Federal University Supervisor: Klyuchnikov D. A. candidate of biological Sciences, head of the Department of geography

environment and children's health School of pedagogics, Far Eastern Federal University

Russia, Ussuriysk

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING ENVIRONMENT AT

THE SCHOOL

Annotation: the article discusses the main features of a technique of teaching of ecology in high school. Covers the principles, tasks, forms and methods that need to be considered in the development and improvement of methods. Key words: technique, education, lesson, tour, play, course, elective. Экологическое образование в настоящее время официально признается одним из важных направлений в работе образовательных учреждений. Экология, являясь самостоятельной наукой, одновременно чутко реагирует на изменения в экономической, социальной, политической жизни общества, а также имеет прямой выход на практику. Разнообразные экологические дисциплины повсеместно введены в учебные планы не только высшей школы, но и учебных заведений среднего звена. В связи с этим, актуальным остается вопрос по разработке и улучшению методологической основы преподавания данного предмета.

Экологическое образование строится на основных принципах: структурно-функциональном, экосистемном, эволюционном и природоохранном. Помимо этого, обязательно учитывается краеведческий и прикладной принцип. Структуру методики составляют различные формы и методы, содержательная часть предмета и экологическое воспитание. Целью последнего является формирование целостного мировоззрения у детей, а также формирование основных жизненных приоритетов, необходимых для ответственного поведения в окружающем пространстве [1]. При преподавании школьных дисциплин основной формой обучения считается урок. В этом плане экология не исключение. Однако не стоит забывать, что немаловажную долю в структуре методов занимает внеурочная форма обучения - экскурсия. Тематика таких занятий зависит от конкретной учебной программы и возраста учащихся. Темы экскурсий могут быть связаны с изучением адаптивных особенностей живых организмов, изучением разных типов сообществ (их видовой, пространственной и экологической структуры), знакомством с очистными сооружениями и их работой и т.д. В качестве дополнительных форм обучения могут использоваться экологические тропы и летние лагеря. Результаты работы в летних эколагерях оформляются в виде научных проектов, которые впоследствии могут использоваться учениками в городских, республиканских, областных и российских экологических конференциях. Опыт проведения летних лагерей уже имеется во многих регионах России.

В структуре школьного образования есть место и для спецкурсов. В качестве дополнительного экологического образования в школе используются факультативы и экологические кружки. Такие занятия являются важным звеном в учебном и воспитательном процессе.

Применение конкретных методов обучения зависит от многих причин: материально-технического обеспечения школы, подхода учителя к обучению, а также способа реализации программы по экологии. При введении дисциплины «Экология» все возможные методы могут комбинироваться в разном соотношении [2]. Например, при «модульном принципе» используются блоки, включающие лекцию, семинар, практикум, конкурс или игру. Использование разных типов игр является особенно необходимым в обучении экологии. Поскольку игра, будь она настольная, компьютерная или ролевая, имитирует реальную ситуацию в природе и обществе, а также учит детей принимать продуманное решение.

Таким образом, преподавание экологии имеет свои специфические подходы и методы, указывающие на важность формирования и использования научно-обоснованной методики.

Использованные источники:

1.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В., Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

2.Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н .Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.

УДК 378.1

Фёдорова Л. Н., д-р экон. наук, доцент профессор кафедры экономической теории Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Россия, г. Новосибирск СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ Аннотация: В статье анализируется опыт применения интерактивных форм обучения в экономическом вузе. Среди наиболее востребованных рассматриваются такие формы занятий как «кейс-метод», научная конференция и дискуссия, проводимые в режиме «круглого стола». Делается вывод о необходимости акцента на приобретение знания в системе «знать, уметь, владеть».

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, «кейс-метод», дискуссия, «круглый стол», видеоматериалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.