Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗООПАРК / ЖИВОТНЫЕ / ОБЩЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушко Т.В., Полищук В.Н.

В данной статье упоминается об отсутствии связи человека с животным миром, рассматривается необходимость экологического воспитания с участием животных, указывается особенность экологического воспитания именно в младшем школьном возрасте, приводятся примеры работы педагога с детьми в зоопарке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF JUNIOR PUPILS THROUGH COMMUNICATION WITH ANIMALS

This article mentions about the lack of communication of man with the animal world, discusses the need for environmental education with the participation of animals, specifies the feature of environmental education in primary school age, are examples of the work of educators with children at the zoo.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ»

УДК 37

Бушко Т.В. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») Полищук В.Н. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») ведущий специалист отдел научных проектов и подготовки научно-педагогических

кадров научно-организационного управления

Школа педагогики ДВФУ КлючниковД.А., к.биол.н. научный руководитель Туча Т.Б.

студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») Симоненко С.М., к.пед.н. научный руководитель, доцент Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ Аннотация: в данной статье упоминается об отсутствии связи человека с животным миром, рассматривается необходимость экологического воспитания с участием животных, указывается особенность экологического воспитания именно в младшем школьном возрасте, приводятся примеры работы педагога с детьми в зоопарке.

Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, зоопарк, животные, общение, ответственность.

Bushko T. V.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical

education" (Environmental education)

Polishchuk V. N.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education" (Environmental education), leading specialist Department of scientific projects and training of scientific-pedagogical personnel of scientific-organizational management of the School ofpedagogics

Far Eastern Federal University Supervisor: Klyuchnikov D. A. candidate of biological Sciences

Tucha T. B.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical

education" ("Environmentaleducation") Supervisor: Symonenko S. M. the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor School of pedagogics, Far Eastern Federal University

Russia, Ussuriysk ECOLOGICAL EDUCATION OF JUNIOR PUPILS THROUGH COMMUNICATION WITH ANIMALS

Annotation: this article mentions about the lack of communication of man with the animal world, discusses the need for environmental education with the participation of animals, specifies the feature of environmental education in primary school age, are examples of the work of educators with children at the zoo.

Key words: environmental education, Junior schoolchildren, zoo, animals, communication, responsibility.

Еще несколько десятилетий назад все люди жили в частных домах. Их дети с малолетства знали, как доить корову, как появляются на свет цыплята и пр. В настоящее время наблюдается совсем иная ситуация: большая часть населения нашей страны живет в городах, соответственно дети частично или полностью оторваны от животного мира. Примером может послужить то, что дети зачастую путают коз и овечек, цыплят и утят, а потрогать живую рыбу в воде - это вообще восторг неописуемый! А ведь общение с животными является немаловажным, даже значительным аспектом экологического воспитания, тема которого очень актуальна в последние годы.

Как утверждают психологи, в обществе животных ребенок учится быть организованным и считаться с другими. Учеными доказано, что животные помогают детям быстрее развиваться, легче адаптироваться в новом коллективе и находить друзей. Кошки и собаки стимулируют ребенка к подвижным играм, развивают координацию движений. Продолжительность жизни растет до 15 лет. Исследования доказывают

терапевтическое значение домашних животных и рекомендуют их как лекарство. Успокаивающий эффект от общения с домашними животными давно известен. Учителя говорят, что дети при виде дружелюбного четвероногого слушателя меняются прямо на глазах: исчезают страх, беспокойство и неуверенность [2].

Общение с животными как сторона экологического воспитания особо важна в младшем школьном возрасте, поскольку в школе происходит стандартизация условий жизни ребенка в связи с поступлением в первый класс, в результате выявляется множество отклонений: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния, депрессии и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания [1, с. 250].

Поэтому детям на помощь приходят зоопарки, эко-фермы, базы отдыха с мини-зоопарками на территории, террариумы, особые природоохранные зоны с возможностью посещения детьми, сафари-парки, выставки собак и многое другое, что только могут выдумать люди. Здесь хочется сделать акцент именно на живых животных, а не просто чучелах в музее. К тому же необходимо отметить, что младшие школьники - это уже вполне послушные дети, которые не будут совать руки в клетки к диким животным, убегать за пределы территории, так что вполне можно организовывать поездки в данные учреждения. Однако есть одна проблема, характерная для всех регионов страны - цена входного билета. Но, думаем, если объяснить родителям, что организованным группам предоставляются значительные скидки, то родители смогут выделить необходимые средства на такое необходимое для их детей занятие, как экологическое воспитание и просвещение. С учителями же никаких проблем не должно возникнуть, поскольку с введением «Профессионального стандарта педагога» в 2018 году воспитательная функция, в том числе и экологическое воспитание, становится одной из обязательных трудовых функций современного педагога. [3]

На уроках и занятиях можно давать теоретические знания, а закреплять их на практике необходимо в зоопарках, причем в самом зоопарке не читать детям лекцию, а дать им свободу - смотреть, самим читать таблички интересующих животных. Тогда обучающий и воспитательный момент будет наиболее действенным. В зоопарках стало все больше популярным разрешать кормить, а иногда и гладить животных, что вызывает огромный интерес и удовольствие у детей. Такая форма общения получила название «контактный зоопарк». Ранее контактное общение предусматривалось лишь с дельфинами и только для детей с различными серьезными отклонениями здоровья. Сейчас же контактный зоопарк доступен всем, даже самым маленьким детям. Помимо того, что детям просто нравится общаться с различными представителями животного мира, в результате подобного регулярного общения дети научаются ухаживать за ними, узнают много

полезной информации об интересующем их животном, становятся организованными и дисциплинированными, что в будущем благоприятно скажется на отношении к окружающему миру в целом.

Родителям же советуем организовать для своих детей даже просто общение с животными в деревне у бабушек. Если есть возможность, завести домашнее животное, будь то улитка, рыбки или собака. У ребенка уже будет воспитываться бережное отношение к животным, ответственность за них, доброта, отзывчивость и забота - качества, забытые многими людьми на сегодняшний день.

А если нет никакой возможности из всех перечисленных, то необходимо позволять своему ребенку, хотя бы погладить соседского кота. Сколько эмоций и переживаний будет в одном бережном прикосновении!

В итоге, если данный элемент экологического воспитания будет правильно преподнесен подрастающему поколению, то вполне возможно в наших городах не станет бродячих и выброшенных кошек и собак, а чувства, приобретенные в процессе общения с братьями нашими меньшими, будут спроецированы на общение между людьми и на окружающий нас мир, которому так необходимо наше внимание и бережное отношение.

Использованные источники:

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.

2. Дети и животные: ТОП-5 «ЗА!» о пользе питомца за ребенка [электронный ресурс] // Pets.academ.org - Электорн. данные. URL: http://pets.academ.info/soderjanie/uhod-i-soderzhanie/2125 (дата обращения 07.02.2017 г.). - Заглавие с экрана.

3. Профессиональный стандарт педагога (проект) [электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Электрон. данные. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/3071 (дата обращения 08.02.2017 г.). - Заглавие с экрана.

УДК 929

Валиахметова И.Д. магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ РУССКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ

ПЕТРОВНЫ

Аннотация: В статье описывается жизнь русской императрицы Елизаветы Петровны до ее восхождения на престол. Рассматриваются различные периоды жизни молодой императрицы от рождения до переворота.

Ключевые слова: Российская империя, Елизавета Петровна, дочь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.