УДК: 796.92 ББК: 75.719.5
Каминский Юрий Михайлович
соискатель кафедра физического воспитания Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
г. Москва Kaminsky Yury Mikhailovich Applicant for a Degree Chair of Physical Education Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov
Moscow
Методологические особенности повышения работоспособности лыжников-
спринтеров в соревновательный период Methodological Features of Increasing the Efficiency of Sprint Skier in the
Competitive Period
В статье представлены теоретические аспекты исследования структурнофункциональной модели индивидуальных особенностей спортсменов в повышении работоспособности в соревновательный период.
The article introduces theoretical aspects of structural-and-functional model analysis of the individual characteristics of the athletes to improve performance in the competitive period.
Ключевые слова: индивидуальные особенности лыжников-спринтеров, повышение работоспособности в соревновательный период.
Key words: individual characteristics of ski cross-country sprint, increase efficiency in the competitive period.
Проблема учёта индивидуальных особенностей в лыжных гонках на сегодняшний день приобретает особое значение, предусматривающая создания в тренировочном процессе новых технологий и условий для повышения результативности в соревновательный период [2; 3; 4].
Несмотря на то, что существует большое количество методик, направленных на повышение результативности в соревновательной деятельности, анализ их использования в спортивной практике показал, что решение задач в сторону позитивности происходит, как правило, только в одном направлении - разрозненном включении средств тренировочных воздействий в «поверхностном» отношении по отношению к индивидуальным особенностям спортсменов.
На наш взгляд, повышение эффективности решения тренировочных задач в процессе соревновательной деятельности, в частности лыжников-спринтеров, возможно в том случае, если в его основу будет положен принцип индивидуализации.
Индивидуальные особенности характеризуют общий целостный индивидуальный стиль произвольной активности со стороны типичных для спортсмена особенностей самоорганизации произвольной активности, в которых интегрировано влияние личностных переменных и внешних условий на особенности достижения поставленных и принятых субъектом целей [1; 2]
Исследования соревновательной деятельности лыжников-спринтеров высшей квалификации дают уникальные возможности для выявления феномена индивидуального стиля самореализации в его наиболее развитых формах, так как особую значимость в успешной подготовке спортсменов приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства специальной и общей подготовки, сознательно подчиняться принятым планам и корректировать их в зависимости от результатов различных этапов подготовки. Успешность выступления лыж-ников-гонщиков, как и представителей других видов спорта, в ответственных соревнованиях зависит от умения программировать цели и средства специальной подготовки, сознательно подчинять поведение и образ жизни принятым планам. Высокая значимость индивидуальной развитости этих процессов и в общем процессе подготовки, и в соревновательной деятельности, постоянная направленность лыжников на их совершенствование создают предпосылки более полного и точного осознания и самооценки индивидуальных особенностей в повышении работоспособности спортсменов.
Феномен индивидуальных особенностей в повышении работоспособности лыжников-спринтеров проявляется в том, каким образом спортсмен планирует и программирует свои действия, в какой мере он способен при этом учитывать значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действи-
тельности, какова индивидуальная развитость процессов контроля, оценки и коррекции своих действий, а также насколько он при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств и т.д.
До настоящего времени вопросам индивидуальной подготовки, изучению взаимосвязи объема и структуры тренировочных и соревновательных нагрузок различной интенсивности при подготовке лыжников-спринтеров, с учетом индивидуальных особенностей их психического и физического состояния, уделяется недостаточное внимание (Родионов А.В., 1983; Смоленцева В.И., 2004; Малкин В.Р., 2004; Лысов М.А., 2005 и др.).
В этой связи исследование, направленное на обоснование рациональной структуры тренировочных нагрузок лыжников-спринтеров в соревновательном периоде подготовки с учетом их личностного состояния является актуальным.
Анализ теории и практики спортивной подготовки по данной проблеме, изучение педагогического опыта позволили выявить основные противоречия между:
- социальной потребностью в индивидуализации соревновательной деятельности как одного из факторов повышения работоспособности спортсменов и недостаточным использованием ценностей спорта высших достижений в реализации технологий в системе индивидуальной спортивной подготовки;
- объективной потребностью индивидуализации соревновательной деятельности спортсменов в системе спортивной подготовки и недостаточной разработанностью технологий и методик использования соревновательного периода подготовки в формировании индивидуальных особенностей спортсмена;
- ценностно-функциональным потенциалом соревновательной деятельности в формировании сущностных характеристик индивидуальности спортсмена и отсутствием программно-содержательного и методического обеспечения соревновательного периода подготовки в реализации психолого-педагогических воздействий в практике соревновательной деятельности.
Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать структурно-функциональную модель соревновательной деятельности,
обеспечивающую формирование индивидуальных особенностей повышающих работоспособность спортсмена.
Процесс повышения работоспособности лыжников-спринтеров в условиях соревновательной деятельности окажется эффективным в формировании индивидуальных особенностей спортсмена при условии разработанности структурно-функциональной модели соревновательной деятельности, предусматривающей:
- выявление структуры индивидуальных особенностей спортсмена, отражающей сущностные характеристики этого личностного состояния и определяющей значимые и системные направления психолого-педагогических воздействий в процессе повышения работоспособности на этапах соревновательного периода подготовки;
- выявление программно-содержательного и дидактического обеспечения содержания соревновательного периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена, определяющих целенаправленное повышение работоспособности лыжников-спринтеров;
- определение педагогических требований в использовании индивидуальных особенностей спортсмена для повышения работоспособности в процессе соревновательной деятельности;
- разработанность системы комплексного контроля, предусматривающего диагностику и мониторинг системы мер педагогических воздействий соревновательного периода подготовки на состояние индивидуальных особенностей в отношении повышения работоспособности и результативности спортсмена.
В педагогическом эксперименте, который проходил в соревновательных условиях со спортсменами высокой квалификации, мы исходили из апробированного опыта работы на олимпийских играх, чемпионатах мира и т.д., из разработанной нами методики и программы по повышению работоспособности лыжников-спринтеров в соревновательный период. Кроме этого, оптимальное соотношение средств и методов спорта высших достижений для повышения ре-
зультативности нами определялось в процессе предварительного изучения спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и в соревновательной деятельности с сопоставлением результатов динамических исследований последовательно на четырех годах соревновательного периода подготовки.
Соревновательную деятельность мы понимали как систематизацию программного материала, средств, методов и задач спортивной подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов. Согласно данному подходу систематизация программного материала имела ряд особенностей:
- цикличность в планировании тренировочного процесса, учитывающего объем и последовательность прохождения разделов программы в соревновательный период;
- замкнутость циклов с решением конкретных задач по преимущественному развитию определенных физических качеств и с контролем, посредством сдачи контрольных упражнений (учитывая особенности лыжного спринта);
- логическая взаимосвязь отдельных циклов учебно-тренировочного процесса, которая исходит из дидактических принципов спортивной подготовки и задач повышения уровня работоспособности спортсмена.
Индивидуальные особенности спортсмена мы рассматриваем как результат учебно-тренировочного процесса, которая является личностной характеристикой, интегрирующей ряд компонентов: интеллектуальный, отражающий развитие познавательных процессов, способность использования знаний в соревновательной деятельности, развитие рефлексивных процессов, совокупность знаний в сфере спортивной подготовки; аксиологический, включающий соревновательную направленность на устойчивую мотивацию и соревновательную деятельность, уровень притязаний, потребность в познании и поведении; эмоционально-волевой, обусловливающий сформированность эмоционально-волевых качеств, сформированность к стрессовым ситуациям, самооценку личности, особенности темперамента; двигательный, отражающий уровень физической и функциональной подготовленности, уровень физической адаптации и техникотактической подготовленности.
В результате исследования теории и практики спортивной подготовки лыжников-спринтеров мы представляем индивидуальность спортсмена как процесс установления результативности в соревновательной деятельности на основе реализации индивидуальной стратегии спортивной подготовки, самосовершенствования и самореализации личности, обеспечивающей успешность соревновательной деятельности, соревновательный опыт и социализацию спортсмена.
Данные формирующего педагогического эксперимента, их значимость и достоверность, дали примерную характеристику спортсменов в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной модели и уровней повышения работоспособности спортсменов.
При обсуждении прикладного и теоретического значений наших исследований мы предполагали:
- рассмотреть возможность применения на практике условий повышения работоспособности спортсменов с учётом индивидуальных особенностей в соревновательный период, полученными нами на основе экспериментальных исследований;
- рассмотреть теоретические аспекты результатов наших исследований, выявить их значимость для дальнейшего развития теоретических основ спортивной подготовки лыжников-спринтеров в соревновательный период.
Из анализа данных педагогического эксперимента следует, что у спортсменов, занимающихся по разработанной нами программе, произошли статически достоверные изменения результатов, отражающих уровень развития работоспособности и результативности спортсменов (рис.1), которые позволяют сделать следующие выводы:
80
60
40
20
0
1 кв
2 кв
3 кв
4 кв
Опытная группа Контрольная группа
1 кв; 3 кв - начало эксперимента; 2 кв; 4 кв. - конец эксперимента.
Рис. 1. Динамика повышения работоспособности спортсменов в соревновательный период (левый график - работоспособность, правый - результативность)
1. Одним из направлений решения проблемы индивидуальных особенностей спортсменов в повышении работоспособности является использование специально разработанной структурно-функциональной модели направленного использования ценностей спорта высших достижений, предусматривающей моделирование процесса соревновательной деятельности на основе разработанности адекватного дидактического и программно-содержательного обеспечения соревновательного периода, а также внедрение специфического содержания индивидуальности спортсмена.
2. Итоги формирующего педагогического эксперимента показали, что у спортсменов опытной группы произошли позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе в следующих показателях становления компонентов индивидуальности (ниже даются разности соответствующих показателей опытной и контрольной групп) (Р < 0,05):
- интеллектуальный компонент: отражающий развитие познавательных процессов (память — 1,4 балла; внимание — 2,7 балла; мышление — 1,2 балла); (3,6 балла); способность использования знаний в соревновательной дея-
тельности (11,1%); развитие рефлексивных процессов (6,8 %); совокупность знаний в сфере спортивной подготовки (3,6 балла);
- аксиологический компонент: соревновательную направленность на устойчивую мотивацию и соревновательную деятельность (3 балла); уровень притязаний (15,5 балла); потребность в познании и поведении (6 баллов);
- эмоционально-волевой компонент: сформированность эмоционально-
волевых качеств (4,8 балла); сформированность к стрессовым ситуациям (6,4 балла); самооценку личности (7,5 балла); особенности темперамента (2,7 балла);
- двигательный компонент: уровень физической и функциональной подготовленности (общая выносливость — на 255 м; силовая выносливость рук — 2 единицы; силовая выносливость мышц живота — 1,2 единицы; скоростносиловые качества — 10,7 см); двигательной подготовленности (2,7 балла); функциональное состояние (физическая работоспособность РWCl7o относит. — на 1,7 единицы, РWC170 абсолют. — на 54,1 кгм/мин); состояние сердечно-сосудистой системы — на 6,7 уд./мин.);, уровень физической адаптации (5,3 балла) и технико-тактической подготовленности (7,2 балла).
3. Ведущими факторами становления индивидуальности спортсменов являются: обеспечение личностно ориентированного, системного и комплексного подходов к реализации основных форм соревновательной деятельности в системе спортивной подготовки; широкое использование ценностей спорта высших достижений в повышении работоспособности лыжников-спринтеров в соревновательный период; интеграция и оптимальное соотношение содержания соревновательной деятельности с содержанием индивидуальных особенностей спортсмена; оптимальное дозирование психолого-педагогических воздействий повышающих работоспособность спортсмена в соответствии с направленностью на становление сущностных характеристик индивидуальности спортсмена.
4. Ценность апробации структурно-функциональной модели становления индивидуальных особенностей в повышении работоспособности лыжников-спринтеров в соревновательный период заключается в реализации формирующего
педагогического эксперимента со спортсменами, соревнующихся в условиях среднегорья. Экспериментально подтвержден потенциал разработанной модели, который может быть реализован применительно ко всей системе спортивной тренировки в циклических видах спорта.
Библиографический список
1. Моросанова В.И. О методах прогноза надежности психологической регуляции соревновательной деятельности стрелка-пулевика: Метод. реком. М., 1984.- 24 с.
2. Сорокин Г. Физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом индивидуальных особенностей: Автореф. дис.канд. пед. наук. - Омск: ОГИФК, 1989.-18 с.
3. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. - М.: МГУ, 1990. - 135 с.
4. Чеглоков А.В. Построение микроциклов подготовки лыжников-гонщиков студентов в соревновательном периоде: Автореф. дис.канд. пед. наук.
- М: ГЦОЛИФК, 1990. - 23 с.
Bibliography
1. Cheglokov, A.V. Micro-Cycles Building for Ski-Racing Students in the Competitive Period: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - M: SCDLIPT, 1990. - 23 p.
2. Khrisanfova, E.N. The Constitution and Biochemical Individuality of a Person. - Moscow: Moscow State University, 1990. - 135 p.
3. Morosanova, V.I. On the Methods of Forecasting the Reliability of Psychological Regulation of Bullet Schooters’ Competitive Activity: Method. Rec. - Moscow, 1984. - 24 p.
4. Sorokin, G. Skilled Ski-Racers’ Physical Training Taking Into Account the Individual Characteristics: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - Omsk OSIPT, 1989. -18 p.