Научная статья на тему 'Методологические основы управления развитием малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Методологические основы управления развитием малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / SMALL BUSINESSES / HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT MANAGEMENT / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодова Елена Петровна

в статье актуализируется необходимость четкого разграничения дефиниций «рост» и «развитие» применительно к процессу управления развитием малых предпринимательских структур. Дано авторское толкование понятия «малая предпринимательская структура в ЖКХ». Разработана модель управления развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article analyzes the mainstreaming of necessary distinction between «growth» and «development» definitions, applied to the process of development management of small enterprises. There is the author's interpretation of the concept of «small businesses in housing and utilities infrastructure». The management model was designed for the development management of small businesses in housing and utilities infrastructure.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления развитием малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Экономика

УДК 33

РС! 10.21661/Г-117054 Е.П.Солодова

Методологические основы управления развитием малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве

Аннотация

В статье актуализируется необходимость четкого разграничения дефиниций «рост» и «развитие» применительно к процессу управления развитием малых предпринимательских структур. Дано авторское толкование понятия «малая предпринимательская структура в ЖКХ». Разработана модель управления развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ.

I Ключевые слова: малые предпринимательские структуры, жилищно-коммунальное хозяйство, управление развитием, малые предприятия.

E.P. Solodova

Methodological basis of the development management of small businesses in housing and utilities infrastructure

Abstract

The article analyzes the mainstreaming of necessary distinction between «growth» and «development» definitions, applied to the process of development management of small enterprises. There is the author's interpretation of the concept of «small businesses in housing and utilities infrastructure». The management model was designed for the development management of small businesses in housing and utilities infrastructure.

I Keywords: small businesses, housing and utilities infrastructure, development management, small enterprises.

В условиях современной экономики развитие малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее ЖКХ) не может быть результативным, если не будет сформирован эффективный механизм управления и не будет решен ряд проблем методологического характера.

Так исследователи очень часто отождествляют понятия «малое предпринимательство» и «малая предпринимательская структура», что ведет к искажению экономической сущности данных понятий.

К предпринимательству в сфере ЖКХ следует относить деятельность, направленную на производство, оказание жилищно-коммунальных услуг с последующей их реализацией потребителям, и, следовательно, под предпринимательской структурой в ЖКХ подразумеваются определенные предприятия, участвующие в данном процессе.

Под малой предпринимательской структурой (далее - МПС) в жилищно-коммунальном хозяйстве нами понимается субъект экономических отношений, основной целью которого является получение прибыли за счет оказания жилищно-коммунальных услуг, масштаб и организационно-правовая форма которого ограничены действующим законодательством (численность сотрудников, объем выручки, доля государственного участия), а именно 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее 209-ФЗ).

Анализ практики функционирования субъектов малого предпринимательства, позволяет говорить о неоднозначности трактовки дефиниций «рост» и «развитие», поэтому теоретическое обоснование категории «управление развитием малых предпринимательских структур» в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществим через призму связанных с ними понятий

Econimics

«управление» и «развитие». Кроме того, дифференциация регионов РФ по уровню социально-экономического развития, ресурсному обеспечению роста, также требует уточнения существующих подходов к развитию малого предпринимательства, в том числе в ЖКХ.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В паспорте подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» обозначена цель подпрограммы как «увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике РФ к 2020 году до 44,5 единиц на 1 тыс. человек РФ» [3].

Таким образом, исходя из вышесказанного, в данной государственной программе, под развитием малого предпринимательства подразумевается соответствие планового показателя фактическому, при этом в качестве целевого индикатора также определён критерий количества созданных рабочих мест. Фактически под «развитием малого предпринимательства» в этом случае понимается «рост» количественных показателей, который следует расценивать как один из параметров развития малого предпринимательства как системы. С одной стороны, рост количественных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства может привести к скачку в развитии предпринимательских структур, а с другой стороны, такой рост не может обеспечить решения множества проблем в предпринимательских структурах и его не стоит считать устойчивым. А само по себе развитие предпринимательских структур предполагает качественное изменение системы малого предпринимательства.

Такое искажений дефиниций «рост» и «развитие» в программах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства встречается довольно часто, к сожалению, «ответственные исполнители государственных программ часто не воспринимают их как инструмент управления отраслью, а только как средство дополнительного финансирования [5].

В качестве инструмента поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства также разработаны и реализуются региональные государственные программы, например, государственная программа Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 20142019 годы. В качестве ожидаемых результатов реализации программы установлено «увеличение розничного товарооборота и повышение качества реализуемой продукции и предоставляемых услуг населению, увеличению внутреннего и въездного туристического потока». К положительным моментам вышеприведенной государственной программы относится появление качественных показателей достижения целей реализации

программы, к которым следует отнести уровень налоговых поступлений в бюджетную систему. С нашей точки зрения, такие индикаторы как «количество проведенных выставок, мероприятий, направленных на создание положительного имиджа малого предпринимательства и пр.», «оправдывают» объемы бюджетного финансирования, но на процесс развития малого предпринимательства оказывают косвенное воздействие.

Считаем также обоснованным замечание А.А. Ананьева, который отмечает необходимость включения показателей производительности труда и рентабельности при оценке уровня развития малых и средних предпринимательских структур [1].

В настоящее время основная доля субъектов малого предпринимательства как в России, так и в Самарской области (38,5% в 2015 году от общего количества зарегистрированных предприятий) осуществляют свою деятельность в торговле, на втором месте сфера услуг - 22,9% [4]. Представляется необходимым разработка программ поддержки малых предпринимательских структур, занятых в производстве и оказывающих социально-значимые услуги, в том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Отдельной программы, направленной на развитие малых предпринимательских структур в ЖКХ в Самарской области, в настоящее время не разработано.

Естественно, что процесс управления развитием предпринимательских структур в ЖКХ, требует координирующего и целенаправленного воздействия. Под управлением развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ нами понимается целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект с целью изменения качественных и количественных показателей в системе малого предпринимательства в данной сфере.

В условиях нестабильной экономики все большие требования предъявляются к управлению развитием малого предпринимательства как к системе, включающей в себя цели, функции и процесс управления (рисунок 1).

Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народно-хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики. Т.е. для оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части [2].

Система управления развитием малого предпринимательства должна отражать своевременность, эффективность и организованность, протекающих в ней процессов.

ь

Interactive science | 11 • 2017 213

Экономика

Внешняя среда

Рис. 1. Модель управления развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ

1. Ананьев А.А. Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях // Управление развитием малых и средних предпринимательских структур. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. - С. 64-65.

2. Смирнов В.В. Аспекты эффективного управления социально-экономическим развитием // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №3. - С. 3-14.

Внешняя среда деятельности организаций задает предпринимательским структурам направление развития. Вследствие этого представляется важным отслеживание изменений во внешней среде и своевременное реагирование.

В качестве субъектов управления малыми предпринимательскими структурами в ЖКХ могут выступать органы государственной власти, структуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Целью управления развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ является создание условий

Литература

для наиболее эффективного функционирования предприятий в данной сфере.

В теоретическом и практическом плане важны точность терминологии в управлении развитием предпринимательских структур и определении логической последовательности данного процесса. В связи с чем, разработана модель управления развитием предпринимательских структур в ЖКХ, в которой представлены элементы, виды, методы, субъекты и объекты управления развитием малых предпринимательских структур в ЖКХ.

Есошткз

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

4. Развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.samregion.ru/activity/predprinim/itogi/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-samarskoy-oЫasti-v-2015-godu/ (дата обраще-ния: 25.12.2016).

5. Ковалева Т.М. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2014. - 11 (121).

1п1егасйуе Баепсе | 11 • 2017

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.