«коммунальный» бизнес
анализ проблем и направлений
взаимодействия частного бизнеса
и жилищно-коммунального хозяйства (на примере Ульяновской области)
Сегодня частный бизнес проявляет большой интерес к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этому способствуют такие факторы, как практически гарантированный рынок сбыта услуг и значительный объем средств, который обращается в отрасли.
Реформирование отношений собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) привело к развитию частного бизнеса в двух направлениях:
- в сфере управления недвижимостью (управление многоквартирным домом с согласия собственников);
- в сфере подрядных организаций (получение права на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании) [1, с.5]. Это определяет необходимость формирования государством благоприятной среды для развития системы поддержки и защиты интересов социально ответственных предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг, организацию эффективного управления жилищным фондом.
Но одними из главных сдерживающих факторов являются сохранившееся административное управление муниципальными предприятиями ЖКХ, не подкрепленное должным финансированием (особенно в сельской местности) и по-прежнему низкая инвестиционная привлекательность этой сферы (нормативная база все еще формируется, тарифная политика остается несовершенной).
СонинА.А.
аспирант,
Поволжская
академия
государственной
службы
им. ПАСтолыпина
развитие конкурентной
_среды в ЖКХ осуществляется
действующих предприятий
По состоянию на 01.06.2007 г. в Ульяновской области предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению 258 предприятий, из них 144 муниципальных (56%) и 114 - частных (44%).
Увеличение доли частных организаций в жилищной сфере связано с реализацией Жилищного кодекса, инициативой как частных предприятий, так и собственников помещений по выбору ими способов управления многоквартирными домами. Доля предприятий в ЖКХ, работающих с прибылью, равна 58% [2, с.1].
Для выявления факторов, препятствующих деятельности малых предприятий, и определения направлений и средств их преодоления втором в процессе деятельности Рабочей группы по эксплуатации жилищного фонда при Главном федеральном инспекторе по Ульяновской области в марте 2007 г. проведен анкетный опрос руководителей частных предприятий, работающих в сфере ЖКХ. Опрошены руководители всех 39 частных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Ульяновска [2,с.2]. Вопрос анкеты: «С какими проблемами в своей деятельности Вы сталкиваетесь?» был нацелен на выявление и классификацию причин, затрудняющих деятельность организации, и предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа. Около 70% респондентов считают, что основной проблемой, сдерживающей деятельность малых предприятий в сфере ЖКХ, является «высокий уровень налогов». Среди ответов также выделяется «несовершенство правового регулирования».
А что думают руководители о перспективах собственного бизнеса? Для получения этих сведений в анкету был включен вопрос «Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем (2-4 года) расширять свой бизнес?» Выяснилось, что 55% респондентов «вероятнее
в основном путем
разгосударствления
всего» собираются расширять повышение рентабельности
бизнес. Не планируют этого _
делать 12%. Чуть более 33% жилищно-коммунальной затруднились высказать опре-
деленное мнение. отрасли невозможно без
Поскольку в Ульяновской
области наметилась реализа- привлечения значительного ция комплекса мероприятий,
направленных на поддержку объёма инвестиций малого бизнеса, целью вопроса «Какие, на Ваш взгляд, виды государственной поддержки являются приоритетными для развития малого бизнеса в сфере ЖКХ?» была расстановка рейтинга реализуемых мер.
55% опрошенных считают одним из приори- _
тетных видов господдержки участие в выполнении государственного и муниципального
заказа. Безвозмездное бюджетное финансиро- _
вание важно для 11% респондентов. Не опре- _
делились с ответом 34%. _
Структура ответов свидетельствует о наличии у предприятий потребности обеспечении равного доступа субъектов предпринимательской _
деятельности к выполнению государственного и муниципального заказов на конкурсной основе.
На вопрос «Планируете ли вы совместно с другими предприятиями ЖКХ объединяться в союзы, ассоциации и т.д.» утвердительно
ответили чуть менее 67% респондентов, отри- _
цательно - чуть более 17%, а 16% не определи- _
лись с ответом.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать ряд заключений:
- в отрасли остается немало проблем, связан- _
ных с высоким уровнем налогообложения и
недостаточным правовым обеспечением процессов реформирования отрасли; _
- несмотря на небольшое количество частных _
предприятий в сфере ЖКХ, их существование
позволяет говорить о наличии определенных сдвигов в процессе формирования конкурентной среды в ЖКХ;
- развитие конкурентной среды в ЖКХ осу- _
ществляется в основном путем разгосударствления действующих предприятий и создания
среди предприятий на их базе частных организаций, как крупных и
субъекта РФ, оказывающих средних, так и малых.
Кроме минимизации
жилищно-коммунальные бюджетных расходов,
использование эффек-
услуги населению, не менее 25% тивных схем взаимодействия частного бизнеса и должно быть частных жилищно-коммунального
хозяйства позволяет оптимизировать системы инфраструктуры и снизить общие затраты на их развитие. _ Итоги анкетного опроса руководителей подтверждают существование всех вышеперечисленных проблем в функционировании предприятия на рынке жилищно-коммуналь-ых услуг и необходимость государственной поддержки для их решения. И в то же время - свидетельствуют о стремлении к развитию бизнеса и расширению сферы деятельности предприятия.
Повышение рентабельности жилищно-коммунальной отрасли невозможно без привлечения значительного объёма инвестиций. Важно, что руководством страны принимаются меры по активизации реформы ЖКХ. В 2007 году создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [3]. Данная структура будет предоставлять субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовую поддержку на проведение капитального ремонта жилого фонда. Но финансовые средства получат регионы, которые проявили себя активными участниками процесса реформирования ЖКХ. Законом о Фонде реформирования ЖКХ предусмотрен ряд критериев, по которым можно судить об эффективности реформ ЖКХ на соответствующей территории. Например, среди предприятий субъекта РФ, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, не менее 25% должно быть частных.
Для развития государственно-частного партнёрства и стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов в коммунальный комплекс необходимо заключение долгосроч-
ных инвестиционных соглашений и наличие долгосрочной тарифной политики в области ЖКХ на всех уровнях.
В то же время, формирование долгосрочной тарифной политики в Ульяновской области невозможно в связи с тем, что согласно Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ тарифы на коммунальные услуги индексируются Федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Очевидно, что один из основных ресурсов изменения ситуации в сфере ЖКХ - определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса. Развитие предпринимательства в ЖКХ является основным условием генезиса реальных и эффективных конкурентных отношений в данном секторе и невозможно без активной поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. По мнению автора, для поддержки частного бизнеса в системе ЖКХ необходимо:
- разработать и внедрить методологию формирования среднесрочной тарифной политики на 5-7 лет с учетом задач развития жилищного фонда и инфраструктуры, энерго- и ресурсосбережения, сбалансированной единой тарифной и инвестиционной политики на энергоресурсы;
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты по ликвидации (преобразования, в том числе путем акционирования) убыточных муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий в коммунальной и жилищной сферах.
- внедрить систему подготовки менеджеров в системе ЖКХ, с учетом специфики функционирования данной отрасли;
- совершенствовать структуру управления муниципаль-
один из основных ресурсов
изменения ситуации в сфере ЖКХ - определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом
ным образованием с учетом формирования системы поддержки частного бизнеса в сфере ЖКХ.
- создание системы стимулирования естественных монополий ЖКХ - получателей госзаказа к взаимодействию с частным бизнесом.
Литература
1. Основы управления взаимоотношениями с потребителями: практическое пособие для управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса. - Саратов: СРОО «Центр Международного Взаимопонимания», 2006.
- 22 с.
2. Материалы заседания Рабочей группы по эксплуатации жилого фонда при Главном федеральном инспекторе по Ульяновской области 9 марта 2007 г. - Ульяновск, 2007. - 5 с.
3. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ.
A.A. Sonin,
postgraduate student, Volga-Region Civil Service Academy, Federal state educational institution of higher professional education named after PA. Stolypin
Review of problems and dimensions of interaction between private enterprise and housing and utilities sector (using Ulyanovsk Region as a case study)
The reform of housing and public utilities means demonopolization of the sector, promotion of competition in the housing stoc support services market, improvement in the reliability of public utility system performance and in the quality of services. A way to accomplish the task is to attract small business into the sector of housing and public utilities. The author of the paper undertook a study of the problems of, and prospects for, involvement of private enterprise into the housing and utilities sector of Ulyanovsk Region.