Научная статья на тему 'Информационная и финансовая модели взаимодействия участников рынка ЖКХ'

Информационная и финансовая модели взаимодействия участников рынка ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / АВТОМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаадаева Виктория Витальевна

В современных условиях всё большую актуальность приобретают ключевые вопросы качества управления коммунальным сектором экономики, формирующие принципы поддержания баланса экономических интересов всех участников рынка при наличии конфликта интересов государства и организаций жилищно-коммунального комплекса. Разработка модели управления устойчивым развитием предприятий коммунального сектора в условиях государственного регулирования, соблюдение принципов эффективности её реализации будут способствовать бесконфликтному достижению баланса интересов между производителями и регулятором, что существенно снизит риски инвестиций в отрасль. Информационная и финансовая модели устойчивого развития коммунального сектора экономики разработаны с учетом необходимости обеспечения процедур автоматического распределения платежей, полученных от потребителей в оплату коммунальных услуг, по исполнителям и поставщикам энергоресурсов. Целью применения в модели указанных процедур является исключение «нецелевого» расходования средств, полученных в оплату коммунальных услуг, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в части, предназначенной организациям, поставляющим энергетические ресурсы. Предполагается, что практическая реализация моделей позволит ускорить движение денежных средств, тем самым улучшить платежный баланс участников рынка энергоресурсов и коммунальных услуг, устранить возможные злоупотребления и дать возможность организациям коммунального комплекса работать в стандартизированной базе данных потребителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern conditions the increasing relevance is acquired by the key questions of quality of management of public utilities sector of economy. They form the principles of maintenance of balance of economic interests of all participants of the market with the conflict of interests of the state and the enterprises of a public utilities complex. Development of model of a sustainable development management of enterprises public utilities complex in the conditions of state regulation, observance of the principles of efficiency of its realization, will promote ‘conflict free’ achievement of balance of interests between producers and the state regulator that will significantly reduce risks of attraction of investments into branch. Communication and financial models of a sustainable development of public utilities sector of economy are developed taking into account a need of automatic distribution of payments received from consumers in payment in a benefit forsuppliers of energy resources.The application purpose of model is the exception of a ‘inappropriate’ expenditure of theearnings received from consumers of public utilities, particularly concerning to the organizationsdelivering energy resources.It is supposed that practical realization of models will allow accelerating cash flow, therebyimproving the balance of payments of participants of the market of energy resources and utilities,eliminating possible abuses and giving the opportunity to the organizations of a public utilitiescomplex to work with the standardized database of consumers

Текст научной работы на тему «Информационная и финансовая модели взаимодействия участников рынка ЖКХ»

Economy and management in branches and fields of activity

Чаадаева В. В. Chaadaeva V. V.

главный специалист,

Управление регулирования коммунальной инфраструктуры и газоснабжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, Российская Федерация

УДК 332.146.2

ИНФОРМАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЖКХ

В современных условиях всё большую актуальность приобретают ключевые вопросы качества управления коммунальным сектором экономики, формирующие принципы поддержания баланса экономических интересов всех участников рынка при наличии конфликта интересов государства и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Разработка модели управления устойчивым развитием предприятий коммунального сектора в условиях государственного регулирования, соблюдение принципов эффективности её реализации будут способствовать бесконфликтному достижению баланса интересов между производителями и регулятором, что существенно снизит риски инвестиций в отрасль.

Информационная и финансовая модели устойчивого развития коммунального сектора экономики разработаны с учетом необходимости обеспечения процедур автоматического распределения платежей, полученных от потребителей в оплату коммунальных услуг, по исполнителям и поставщикам энергоресурсов. Целью применения в модели указанных процедур является исключение «нецелевого» расходования средств, полученных в оплату коммунальных услуг, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в части, предназначенной организациям, поставляющим энергетические ресурсы.

Предполагается, что практическая реализация моделей позволит ускорить движение денежных средств, тем самым улучшить платежный баланс участников рынка энергоресурсов и коммунальных услуг, устранить возможные злоупотребления и дать возможность организациям коммунального комплекса работать в стандартизированной базе данных потребителей.

Ключевые слова: модель, управление, коммунальные услуги, бизнес-процессы, информационный обмен, автоматическое распределение платежей.

COMMUNICATION AND FINANCIAL MODELS OF INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE MARKET OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

In modern conditions the increasing relevance is acquired by the key questions of quality of management of public utilities sector of economy. They form the principles of maintenance of balance of economic interests of all participants of the market with the conflict of interests of the state and the enterprises of a public utilities complex.

Development of model of a sustainable development management of enterprises public utilities complex in the conditions of state regulation, observance of the principles of efficiency of its realization, will promote 'conflict free' achievement of balance of interests between producers and the state regulator that will significantly reduce risks of attraction of investments into branch.

Communication and financial models of a sustainable development of public utilities sector of economy are developed taking into account a need of automatic distribution of payments received

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

from consumers in payment in a benefit forsuppliers of energy resources.

The application purpose of model is the exception of a 'inappropriate' expenditure of the earnings received from consumers of public utilities, particularly concerning to the organizations delivering energy resources.

It is supposed that practical realization of models will allow accelerating cash flow, thereby improving the balance of payments of participants of the market of energy resources and utilities, eliminating possible abuses and giving the opportunity to the organizations of a public utilities complex to work with the standardized database of consumers.

Key words: model, management, public utilities, business processes, communication, data exchange, automatic distribution of payments.

Среднегодовой объем рынка жилищно-коммунальных услуг составляет более 4 трлн руб., при этом из-за кризиса неплатежей по цепочке «потребитель — исполнитель услуг — поставщик энергоресурсов — производитель энергоресурсов» сумма задолженности по оплате услуг составляет около 1 трлн руб., темпы роста ее ежегодно составляют 15-20 % [1, 2].

Ситуация усугубляется тем, что практически отсутствуют единые правила формирования сведений, влияющих на расчеты за жилищные и коммунальные услуги, что непосредственно сказывается на корректности расчетов и эффективности управления взаимоотношениями с потребителями [3-7].

В этих условиях всё большую актуальность приобретают ключевые вопросы качества управления, которые формируют принципы поддержания баланса экономических интересов всех участников рынка при наличии конфликта интересов государства и предприятий [8, 9].

Разработка модели управления устойчивым развитием предприятий коммунального сектора и соблюдение принципов ее реализации будут способствовать бесконфликтному достижению баланса интересов между организациями коммунального комплекса

[5, 10, 11].

На рисунке 1 представлена предлагаемая информационная модель, сформированная с учетом необходимости обеспечения процедур автоматического распределения («расщепления») платежей, полученных от потребителей за оплату коммунальных услуг, по исполнителям и поставщикам энергоресурсов.

Основное отличие предлагаемой модели функционирования рынка ЖКХ от существующих состоит в наличии новых участников, таких как оператор коммерческого учета и оператор информационных ресурсов (ИР) ЖКХ.

Оператор информационных ресурсов ЖКХ — специализированная организация, уполномоченная органами исполнительной власти или органами местного самоуправления на формирование и поддержку информационных ресурсов ЖКХ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Основные функции оператора информационных ресурсов ЖКХ:

• ведение реестра организаций, предоставляющих на обслуживаемой территории жилищные и коммунальные услуги;

• сбор, консолидация, обработка, хранение информации и контроль ее предоставления в соответствии с установленными регламентами;

• поддержка единой системы нормативно-справочной информации и централизованных картотек;

• организация доступа к оперативной и отчетной сводной информации всех заинтересованных участников рынка ЖКХ;

• предоставление информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги и автоматического распределения («расщепления») поступивших платежей от потребителей коммунальных услуг по их поставщикам.

Для реализации процедур автоматического распределения платежей представляется целесообразным объединение функций оператора информационных ресурсов ЖКХ и расчетного центра.

Economy and management in branches and fields of activity

Рисунок 1. Информационная модель взаимодействия участников рынка ЖКХ

Рисунок 2. Механизм автоматического распределения платежей

Оператор коммерческого учета — специализированная организация, выполняющая функции учета потребления коммунальных услуг и ресурсов [4, 1-15].

Основные функции оператора коммерческого учета:

• обеспечение единства измерений между производителями и потребителями коммунальных ресурсов, упорядочивание взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов и конечными потребителями — гражданами;

• сбор, хранение и обработка показаний приборов учета, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств субъектов рынка коммунальных услуг;

• формирование энергетических балансов;

• информирование об объемах и качественных параметрах поставленных и потребленных услуг;

• установка и техническое обслуживание средств измерений.

Информационную основу модели составляют централизованные базы данных ЖКХ [16, 17], формирование и поддержка которых должны быть вменены в обязанность оператору информационных ресурсов соответствующим нормативно-правовым актом.

Состав и условия обмена информацией закрепляются регламентом, нормативно-правовыми актами, а также условиями договоров, заключенных между участниками модели.

Финансовая модель, основанная на изложенных выше принципах информационного обмена, представлена на рисунке 2. Предлагаемая финансовая модель предусматривает механизм автоматического распределения («расщепления») платежей, собранных за коммунальные услуги на составляющие:

• оплата энергоресурсов (газ, электроэнергия), используемых для производства коммунальных услуг, непосредственно в их адрес;

• оплата коммунальных услуг непосредственно в адрес их исполнителей.

Основными целями применения в финансовой модели указанного механизма являются:

• исключение «нецелевого» расходования средств, полученных в оплату коммунальных услуг, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в части, предназначенной организациям, поставляющим энергетические ресурсы;

• повышение прозрачности финансовых отношений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения и усиление надзорных возможностей со стороны государства;

Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• обеспечение своевременной и пропорциональной оплаты организациям, поставляющим энергетические ресурсы.

Однако при этом необходимо понимать, что практическая реализация предложенной модели сама по себе не ликвидирует образованную задолженность за энергоресурсы, а только позволит начать работу «с чистого листа» и установит единые понятные и прозрачные правила и форматы работы.

Реализация предлагаемой модели ускорит движение денег, тем самым улучшив платежный баланс всех участников рынка, устранит возможные злоупотребления и даст возможность всем работать в стандартизированной базе данных потребителей [12].

Таким образом, разработанная модель предусматривает:

• формирование договорного окружения, исключающего посредников при предоставлении коммунальных ресурсов и услуг для непосредственного получения денежных средств, минуя третьих лиц;

• создание и использование всеми участниками рынка единых информационных ресурсов ЖКХ;

• создание инфраструктуры для измерения и учета объемов потребления коммунальных услуг;

• создание механизма автоматического перечисления денежных средств, собранных за коммунальные услуги, одновременно в адрес исполнителей коммунальных услуг и в адрес поставщиков энергоресурсов в том случае, когда они используются для производства коммунальных услуг.

Выводы

В совокупности предлагаемые дополнения и изменения должны обеспечить прозрачность денежных потоков, повысить платежную дисциплину, улучшить платежный баланс всех участников рынка, устранить возможные злоупотребления, дать возможность всем работать в единой стандартизированной базе данных, что в целом сформирует необходимые предпосылки для устойчивого развития предприятий коммунального сектора экономики.

Economy and management in branches and fields of actmty

Список литературы

1. Чаадаева В.В. Принципы функционирования коммунального сектора экономики как сложного системного объекта // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3). С. 190-193.

2. Чаадаева В.В. Информационные технологии как базовый инструмент устойчивого развития коммунального сектора экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 79-81.

3. Булатова А.И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. № 1 (7). С. 89-93.

4. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами — региональный аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 63-71.

5. Гавриленко И.Г., Хисаева А.И. О проблемах, препятствующих эффективному управлению многоквартирными домами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 176-181.

6. http://government.ru/news/20834 (дата обращения: 25.02.2016).

7. http://kremlin.ru/events/president/ news/18232 (дата обращения: 29.02.2016).

8. Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.

9. Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.

10. Чаадаев В.К. Коммерческий учет — гарантия защиты от недостоверных результатов измерений // Электронный научный журнал «Социальные науки». 2016. № 1 (11). URL: http:// www.academymanag.ru/journal/ chaadaev.pdf.

11. Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 3 (7). С. 99-103.

12. Гавриленко И.Г. Формирование региональной инфраструктуры поддержки объединений собственников жилья (ТСЖ) — ключевой фактор развития жилищного самоуправления // Казанская наука. 2013. № 6. С. 31-35.

13. Прокофьев К.Ю. Обзор состояния рынка жилищно-коммунальных услуг Российской Федерации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономические и технические науки. 2013. № 3. С. 38-43.

14. Хайруллина В.Г. Системный подход к решению проблем в сфере ЖКХ // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. № 1 (7). С. 42-45.

15. Чаадаев В.К. Оператор коммерческого учета — организация процессов управления потреблением энергоресурсов // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Междунар. науч. периодич. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 Ч. (24 января 2016 г., г. Омск). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. Ч. 1. С. 192-194.

16. Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С.149-156.

17. Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.

References

1. Chaadaeva V. V. Principles of Functioning of Municipal Sector of Economy as Difficult System Object // Economy and Business. 2015. No. 6-3 (59-3). P. 190-193.

2. Chaadaeva V.V. Information Technologies as Basic Tool of a Sustainable Development of Municipal Sector of Economy // Modern Science: Actual Problems of the Theory and Practice. Series: Economy and Dextrorsal. 2015. No. 11-12. P. 79-81.

3. Bulatova A.I. Actual Problems and Analysis of the Relation of the Population to the

Sphere of Housing and Communal Services of Russian Federation// Bulletin of USUES. Science, Education, Economy. Ser. Economy. 2014. No. 1 (7). P. 89-93.

4. Valiev S.Z., Gavrilenko I.G. Monitoring of the Market of Services on Managing Apartment Buildings - Regional Aspect // Bulletin of Volga Region State University of Service. Series: Economics. 2011. No. 17. P. 63-71.

5. Gavrilenko I.G., Hisaeva A.I. On the Problems Impeding the Effective Management of Apartment Buildings // Bulletin of Irkutsk State Technical University. 2015. No. 6 (101). P. 176-181.

6. http://government.ru/news/20834, accessed 25.02.2016.

7. http://kremlin.ru/events/president/ news/18232, accessed 29.02.2016.

8. Chaadaev V.K. Organizational and Economic Conditions and Possibilities of Reengineering of Business Processes // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2007. No. 19. P. 139-146.

9. Chaadayev V.K. Problem Zones of Interaction between Participants of the Market of Utilities in the Absence of the Operator of the Commercial Account // Modern Scientific Researches and Innovations. 2015. No. 7. P. 92-96.

10. Chaadaev V.K. Kommerchesky the Account — a Guarantee of Protection against Doubtful Results of Measurements // Electronic Scientific Magazine «Social Sciences». 2016. No. 1 (11). (In Russ.). URL: http://www. academymanag.ru/journal/chaadaev.pdf.

11. Chaadaev V.K. Methodological Approaches to Creation of the Operator of the

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Commercial Accounting of Energy Resources // Topical Issues of Modern Science. 2015. No. 3 (7). P. 99-103.

12. Gavrilenko I.G. Formation of the Regional Infrastructure of Support of Associations of Homeowners (HOA) is a Key Factor for the Development of Housing Self-Government // Kazan Science. 2013. No. 6. P. 31-35.

13. Prokofiev K.Y. Review of a Condition of the Market of Housing-and-Municipal Services of the Russian Federation// Bulletin of the Pskov State University. Series: Economic and Technical Science. 2013. No. 3. P. 38-43.

14. Khayrullina V.G. System Approach to the Solution of Problems in Housing Sector // Bulletin of USUES. Science, Education, Economy. Ser. Economy. 2014. No. 1 (7). P. 42-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chaadaev V.K. Operator of the Commercial Account — the Organization of Processes of Management of Consumption of Energy Resources // New Science: Experience, Traditions, Innovations: The International Scientific Periodical Following the Results of the International Scientific and Practical Conference (on January 24, 2016, Omsk). / in 2 u. Unit 1. Sterlitamak: RITs AMI, 2016, P. 192-194.

16. Chaadaev V.K. Features of Reengineering of Business Processes as Method of Carrying Out Changes // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2007. No. 10. P. 149-156.

17. Chaadaeva V.V. Municipal Sector of Economy as Type of Economic Activity // Economy and Business. 2015. No. 7 (60). P. 831-835.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.