И. Э. Рахимбаева. Методологические основы управления качеством художественного образования., УДК 378.637.036
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рахимбаева Инга Эрленовна -
доктор педагогических наук, профессор, директор Института искусств, заведующий кафедрой теории, истории и педагогики искусства, Саратовский государственный университет E-mail [email protected]
Статья посвящена методологическим основам управления качеством художественного образования, которые являются важным компонентом системы управления, направленной на подготовку компетентного специалиста художественно-творческого профиля. Автор рассматривает стратегические цели управления качеством образования в вузе художественно-творческого профиля, выделяя подготовку конкурентноспособной творческой личности, деятельность которой направлена на служение себе и обществу. Важным компонентом системы управления качеством художественного образования являются методологические основы, включающие закономерности, стратегию, методы, принципы и формы управления.
Ключевые слова: управление качеством художественного образования, методологические основы, закономерности, стратегия, методы, принципы, формы управления.
Проблема управления качеством образования является актуальной и вызывает интерес исследователей, который направлен на активный поиск научных основ управления и реализации их в в практической деятельности. В процессе исследования проблем управления качеством художественного образования нами была разработана система, которая представлена как подсистема открытого типа, направленная на подготовку компетентного специалиста в образовательном пространстве художественно-творческого высшего учебного заведения.
Анализ исследований последних лет (А. Г. Бер-мус, О. А. Сафронова, Р. Х. Шакуров и др.) позволил выделить стратегические цели управления качеством образования, которые в вузе художественно-творческого профиля могут быть представлены как развитие: готовой к конкуренции творческой личности, деятельность которой направлена на служение себе и обществу; профессиональных компетенций, лежащих в основе художественно-творческой компетентности.
Цель управления качеством художественного образования была сформулирована как подготовка компетентного специалиста, готового к творческому саморазвитию. Важным компонентом этой системы управления являются методологические основы, включающие закономерности, стратегию, методы, принципы и формы управления. Остановимся на них подробнее.
Большую роль в управлении качеством образования в вузе играют закономерности, так как их осмысление позволяет ранжировать и упорядочивать все проблемы образования. Известно, что закономерности устанавливает необходимые, существенные, объективные и устойчивые связи между явлениями, отражающими действительность, для них характерны объективность и субъективность, повторяемость, вариантность при наличии общего.
Анализ проблемы исследования и разработанная нами система позволили выделить характеристики качества и составляющие управленческого цикла, лежащие в основе определенных закономерностей:
совершенствования содержания образования: чем полнее реализуются требования к ключевому содержанию образования, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория и увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу в процессе подготовки бакалавра, тем качественнее будет проходить контроль и планирование в управлении;
общности эмоционального и логического в образовательном процессе художественно-творческого вуза: чем продуктивнее осуществляется взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных моментов в образовательном процессе, тем качественнее будет проходить процесс профессиональной подготовки;
динамического равновесия в образовательной системе: обеспечение связи всех составляющих художественно-творческого вуза способствует функциональным и качественным изменениям в каждой из них;
взаимодействия всех субъектов образования: их конструктивное влияние и взаимодействие в условиях управления образовательным процессом усиливает эффективность воздействия на них и происходящие взаимоизменения;
оптимального соединения централизации и децентрализации управления в образовательном пространстве вуза: широкое внедрение в практику функционирования художественно-творческого вуза соуправления и самоуправления позволяет
© Рахомбаева И. Э, 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2
оптимально реализоваться особенностям действия каждого звена системы вуза.
Процесс управления качеством художественного образования станет эффективным, если он будет основан на совершенствовании содержания образования через его индивидуализацию. Данная закономерность особенно ярко проявляет себя в вузе художественно-творческого профиля, когда занятия по специальным дисциплинам проходят в индивидуальной форме. Правильная организация индивидуальных занятий позволяет формировать личную траекторию специальной подготовки студентов, основанной на знании и учете их общего и музыкального уровней развития. Материал учебной программы направлен на развитие музыкально-творческой индивидуальности, при этом индивидуальность понимается как «система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным» [1, с. 213]. Индивидуализация образования не должна нарушать общее образовательное пространство и требования к основному содержанию образования. Разработка индивидуальной программы подготовки студента в классе спецдисциплин должна дополняться соответствующей организацией самостоятельной работы.
Процесс управления качеством художественного образования будет тем эффективнее, чем лучше будет осуществляться практическая взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных факторов в процессе профессиональной подготовки. Работа исполнителя над музыкальным произведением представляет собой углубление в его сущность и полное ее раскрытие, для чего необходимо активное участие и чувства, и мысли.
Работая над художественным произведением, студент может бесконечно углублять свое понимание его содержания за счет жизненного и профессионально-художественного опыта. Раскрывая таким образом все новые его черты, новые краски и оттенки, исполнитель делает свое творчество более совершенным и убедительным. Познанное исполнителем произведение становится предметом познания для слушателей, которые тем более способны будут воспринять эту музыку, чем глубже она познана, т.е. прочувствована и осмыслена исполнителем.
Исследователи (Л. Гинзбург, З. С. Паперный, Р. А. Тельчарова и др.) считают, что на уровне чувственно-образного, эмоционального мышления происходит зарождение образа как факта сознания, как идеальной модели, изоморфной идеальной действительности. На интеллектуально-рациональном, логическом уровне деятельности сознания обеспечивается проникновение в сущность музыкального произведения, идет
переработка музыкального материала, образуется новое знание, намечаются пути и варианты музыкальной деятельности.
Процесс управления качеством художественного образования эффективен, если в его основе лежит закон динамического равновесия образовательной системы, когда подсистемы вуза художественно-творческой направленности связаны настолько между собой, что любое изменение одной из них сопровождается функциональными и качественными изменениями в других. Тогда любое внешнее изменение системы управления неизбежно приводит в действие «внутрисистемные» взаимосвязи, которые выполняют роль механизмов нейтрализации внешних воздействий, стремящихся изменить существующую систему либо сформировать на этой основе обновленный или её новый вариант. Взаимодействие между элементами, подсистемами вуза художественно-творческой направленности имеет природу «некорректного», количественно нелинейного, некоррелированного явления; в этом случае слабое изменение одного или нескольких параметров такого взаимодействия может вызвать сильные изменения во взаимоотношениях других подсистем [2, с. 165].
Процесс управления качеством художественного образования будет эффективным, если он строится на взаимодействии всех субъектов образования. При этом субъект образования и образовательный процесс развиваются согласованно, т.е. в режиме адаптации друг к другу [2, с. 168-169].
Рассматривая управление качеством художественного образования, важно выделить такую закономерность, как оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления в образовательном пространстве вуза, необходимых для учета специфики функционирования каждого звена данной системы. Данная закономерность предполагает широкое внедрение в практику деятельности вуза художественно-творческого профиля таких форм управления как со- и самоуправление. Соуправление предполагает включение в этот процесс большого количества участников, что значительно расширяет горизонтальные и сокращает вертикальные связи, а самоуправление рассматривается как ключевой элемент демократизации пространства, субъект-субъектных отношений в образовательном учреждении, при этом управление качеством художественного образования становится эффективным и результативным.
Процесс управления качеством художественного образования в вузе художественно-творческого профиля будет эффективнее при соблюдении единства принципов управления на всех его ступенях в вузе. Под принципами управ-
ления понимают основные руководящие начала, правила, положения, вытекающие из отношений управления и их закономерностей, которыми руководствуются все участники функционирования управляемой системы. Принципами управления являются: повышение степени управления процессами формирования качества; увеличение состава управляемых характеристик качества; расширение мониторинга качества; образовательная комплементарность (дополнительность); стабильность развития системы управления качеством художественного образования; профессионально направленное реформирование деятельности субъектов управления качеством; демократизация. В нашей работе они взяты за основу, но пересмотрены в соответствии с характеристиками качества художественного образования, раскроем их эвристические возможности.
Принцип повышения степени управления процессами формирования качества предполагает учет его характеристик и использование разных возможностей их взаимодействия.
Принцип увеличения состава управляемых характеристик качества показывает, что не все они могут быть учтены в процессе управления, потому что многие - неизвестны управляющим. Определить набор этих характеристик - проблема управления, хотя дело не только в этом, но и в их включении в механизм управления.
Принцип расширения мониторинга качества предполагает непрерывный контроль за становлением качества и планирование дальнейшей работы по его улучшению.
Принцип образовательной комплементар-ности (дополнительности) подразумевает, что никакая функционально значимая подсистема базовой системы управления качеством не может выполнять самостоятельно, вне связи с другими, комплексные образовательные функции; все подсистемы взаимосвязаны в структурно-функциональном единстве демократического образовательного пространства вуза художественно-творческой направленности.
Принцип стабильности развития системы управления качеством художественного образования предполагает, что эффективность образовательной среды пространства вуза как комплексного образовательного средства, способного в определенных пределах к саморегуляции, самоорганизации и саморазвитию, зависит от положения этой среды в иерархии, степени взаимодействия ее элементов и подсистем, а также от частных образовательных адаптаций ее элементов и субъектов образования, находящихся в режиме коадаптации [2, с. 167].
Принцип профессионально направленного реформирования деятельности субъектов
управления качеством требует разработки и реализации учебных программ и образовательных технологий, цель которых - развитие личности и её деятельности для овладения совокупным образовательными компетенциями и получения результата - готовности к педагогической деятельности.
Принцип демократизации означает: предоставление участникам процесса управления качеством художественного образования некоторых свобод в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками; поиск форм и видов деятельности в процессе обучения; координацию действий субъектов в организации их деятельности, самообразования и пр., согласования всех вопросов и проблем между субъектами, признания их права на автономию. Раскрытие эвристических возможностей принципов и их реализация в практике профессиональной подготовки позволяет обеспечить ее позитивный характер.
Перейдем к рассмотрению стратегии, методов и форм, представленных в системе управления качеством художественного образования в вузе художественно-творческой направленности. Выбор стратегии управления является одной из первоочередных задач руководителя вуза, которая дает возможность последовательно двигаться к намеченной цели. Исследователи выделяют три основные стратегии развития образовательного учреждения: стратегия локальных, модульных и системных изменений [3, с. 222]. Опираясь на теоретические основы выбора стратегии, необходимо подчеркнуть, что он в реальной практике управления зависит от сути, от характера, сложности, объема и других характеристик того новшества, которое направлено на повышение качества образования.
Стратегия управления строится на цели и миссии, которые отражают назначение и роль вуза в повышении качества образования. Миссия является основой движения к цели и определяется как направление этого движения, миссия вуза художественно-творческой направленности представлена как создание максимально плодотворных условий для саморазвития личности компетентного специалиста художественно-творческого профиля.
Методы управления качеством художественного образования - необходимая составляющая этой системы. Изучив существующие группы методов управления, мы останавились на организационно-административных и социально-психологических, которые в аспекте темы нашего исследования являются наиболее результативными. Введение управляющего сопровождения как одного из видов управления является необходимым в вузах художественно-
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2
творческого профиля. В связи с этим считаем целесообразным дополнить методы управления качеством методами управляющего сопровождения.
Одна из целей реализации организационно-административных методов управления качеством состоит в том, чтобы способствовать такой организации управляемой системы, которая позволит обеспечивать требуемое качество. При организации деятельности, направленной на управление качеством художественного образования, необходимо сочетание организационных форм методов управления прямого и косвенного воздействия; прямые реализуются посредством издания актов, которые предписывают исполнителю, что нужно сделать, как и когда, это - приказы, распоряжения, указания, руководство.
При применении косвенных форм определяющими являются нормы, которые дают установку на то, как нужно действовать в тех или иных условиях, это - правила поведения без обязательного запрета. При косвенном воздействии предполагаются постановка задачи, создание стимулирующей ситуации и подробная детализация всех аспектов выдаваемого распоряжения, пути и технологии решения поставленных задач выбираются самими исполнителями. Таким образом, нормы, по сравнению с актами, создают возможности для творческой инициативы субъектов управления, при их использовании создаются условия самовыражения исполнителя.
Технологический компонент системы представлен социально-психологическими методами управления качеством художественного образования, которые характеризуются совокупностью способов воздействия на духовные интересы субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей), формирование их мотиваций, направленных на обеспечение соответствующего качества подготовки. Среди способов формирования мотивации выделяют внушение, убеждение, вовлечение, подражание, принуждение, побуждение и др. Целью применения данных методов является всестороннее развитие и на этой основе возникновение высоких показателей личностного и профессионального роста субъекта управления. Среди методов этой группы наиболее эффективными, с нашей точки зрения, предстают методы ответственности, состязательности, компетенции.
Методы ответственности - важные составляющие механизма управления качеством художественного образования, которые предусматривают меру и способ порицания за невыполнение или плохое выполнение работы: это - административное наказание или коллективное осуждение.
Методы состязательности представляют собой естественный необходимый элемент совместной деятельности - образовательного процесса. Состязательность должна быть организована, сбалансирована и регулируема, только в этом случае она может рассматриваться как один из методов управления качеством образования. В вузе художественно-творческой направленности этот метод реализуется в конкурсах по специальным предметам, которые часто используются как форма проведения экзамена. Для подготовки педагогов творческих специальностей это эффективно, так как способствует формированию исполнительской культуры, являющейся обязательной составляющей компетентного специалиста.
Метод компетенции заключается в определении её вариантов, так как единого и одинакового для всех уровня и характера компетенции не может быть в силу различия способностей, интересов и ценностей. Методы компетенции как методы управления качеством художественного образования выражаются в формировании компетенции в соответствии с конкретными условиями процесса образования: это - индивидуальная траектория развития студента при помощи строго продуманной репертуарной политики в классе специальных дисциплин, варьирование форм и тематики самостоятельной работы, обеспечение выбора методики освоения знаний.
Остановимся подробнее на методах управляющего сопровождения как наиболее демократичных, обеспечивающих большую независимость субъектов управления качеством образования в вузе художественно-творческого профиля. Они предполагают опору на само- и со-управление, самоорганизацию, активность субъектов, взаимодействие на основе паритетности и открытости. Мы считаем, наиболее восстре-бованными являются методы предоставления выбора, совместного принятия решений, творческих совещаний, «коллективного блокнота».
Метод предоставления выбора предполагает выбор субъектами индивидуального маршрута, вариативность форм обучения (сокращенные, пятилетние), разноуровневость программ довузовской подготовки студентов, сложность осваиваемого учебного материала, представленных в рамках деятельности вуза.
Метод совместного принятия решений заключается в вовлечении всех субъектов управления в процесс разрешения возникающих в вузе проблем, т.е. в их осмысление, выбор вариантов выхода из сложившихся ситуаций, оценку эффективности разработанных планов и алгоритмов решения затруднений.
Метод творческих совещаний предполагает корпоративное обсуждение направлений развития системы управления качеством художественного образования преподавателями и руководителями вуза. Эффективность метода заключается в том, что идея, высказанная одним из присутствующих, вызывает у других участников совещания иные, а те, в свою очередь, порождают следующие и т.д. Цель творческого совещания состоит в том, чтобы найти как можно больше вариантов путей развития системы управления качеством.
Метод коллективного блокнота («банк» идей) помогает соединять независимое выражение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей развития и улучшения системы управления качеством.
Представленные методы управления качеством художественного образования реализуются в определенных формах, ученые выделяют главные из них: это соуправление и самоуправление [4-6]. Соуправление представлено нами как обязательный компонент системы управления качеством, именно оно позволяет соблюдать такой обязательный принцип TQM (всеобщего управления качеством на базе стандартов ИСО 9000), как заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в результате.
Таким образом, взятые во взаимосвязи методологические основы управления качеством художественного образования в вузе художественно-творческого профиля направлены на формирование сплоченного, стабильного и активно работающего коллектива. Только тогда, когда все субъекты образовательного процесса будут участвовать в процессе управления качеством художественного образования, возможно достижение ожидаемого результата - подготовки компетентного специалиста в рассматриваемой области.
Список литературы
1. КлимовЕ. А. Общая психология. М., 1999. 295 с.
2. Богданов Е. Н. Образовательные системы и системное образование. Калуга, 2002. 316 с.
3. Поташник М. М. Качество образования : проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М., 2002. 352 с.
4. Третьяков П. И. Профессиональное образовательное учреждение : управление образованием по результа-
там : практика педагогического менеджмента / под ред. П. И. Третьякова. М., 2001. 368 с.
5. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы управления : руководитель и педагогический коллектив. М., 1990. 208 с.
6. Шиян Л. К. Акмеологические основы управления педагогическими системами. М., 2003. 228 с.
Methodological Bases of Management of Quality of Art Education
I. E. Rachimbaeva
Institute of Arts Saratov State University,
2-a, Bakhmetevsky, 5 sq., Saratov, 410028, Russia
E-mail [email protected]
The article is devoted to methodological basics of control of the quality of art education, which are an important component of the quality management system of artistic education, aimed at training of a specialist artistic profile. The author considers the strategic goals of quality management of education at the University of artistic and creative profile, highlighting the preparation of competitive creative personality, the activities of which are directed towards service to self and society. An important component of the quality management system of art education are methodological framework, including laws, strategies, methods, principles and forms of management. Key words: quality management artistic education, methodological fundamentals, principles, strategy, methods, principles, forms of management.
References
1. Klimov E. A. Obshchayapsikhologiya (General psychology). Moscow, 1999. 295 p.
2. Bogdanov E. N. Оbrazovatelnye sistemy i sistemnoe obrazovanie (The educational system and system of education). Kaluga, 2002. 316 p.
3. Potashnik M. M. Kachestvo obrazovaniya: problemy i perspektivy v voprosakh i otvetakh (Quality of education: problems and management technology in questions and answers). Moscow, 2002. 352 p.
4. Tretyakov P. I. Professionalnoe obrazovatelnoe uchrezh-denie: upravlenie obrazovaniem po rezultatam: praktika pedagogicheskogo menedzhmenta (Professional educational institution: educational management for results: the practice of pedagogical management). Moscow, 2001. 368 p.
5. Shakurov R. Kh. Sotsialno-psikhologicheskie problemy upravleniya: rukovoditel i pedagogicheskiy kollektiv (Socio-psychological problems of management: Director and teaching staf). Moscow, 1990. 208 p.
6. Shiyan L. K. Akmeologicheskie osnovy upravleniya pedagogicheskimi sistemami (Acmeological basics of management teaching systems). Moscow, 2003. 228 p.