обобщающего. Каждый этап представлен целью, конкретными задачами, условиями реализации, результатом. Эффективность разработанной модели подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы.
Примечания
1 См.: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки» // Рос. газ. 2012. № 5775, май. С. 1.
См.: Кочегарова О. С., Кондаурова И. К., Терновая Н. А. История школьного математического образования в России и за рубежом. Саратов, 2012. 160 с. ; Кочегарова О. С., Кондаурова И. К., Терновая Н. А. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы. Саратов, 2012. 160 с.
2
УДК 378.637.036
МНОГОУРОВНЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И. Э. Рахимбаева
Институт искусств Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам многоуровневого художественного образования и управления его качеством в условиях национального исследовательского университета, позволяющего одинаково эффективно осуществлять деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Управление качеством - основа профессиональной подготовки выпускников и модернизации всей системы образования.
Ключевые слова: управление качеством, художественное образование, многоуровневое образование, профессиональная подготовка.
Multilevel Art Education and Management of its Quality in the Conditions of National Research University
I. E. Rachimbaeva
Article is devoted to problems of multilevel art education and management of its quality in the conditions of the national research university allowing equally effectively to carry out activity on the basis of principles of integration of science and education. Quality management is a basis of vocational training of graduates which is an indispensable condition of modernization of all education system.
Key words: quality management, artistic education, multilevel formation, vocational training.
Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности современного общества обусловили смену приоритетов и ориентиров образования. Развитие высшего образования в России происходит в новых, достаточно сложных условиях, когда встает вопрос о сохранении функции формирования кадровой интеллектуальной элиты при сохранении на основе отечественной традиции и одновременно включении страны
в процессы интеграции и глобализации в мировом образовательном пространстве. В последние годы утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основе которых находится компетентно стный подход; принципиально обновлены требования к результатам, содержанию, кадровому обеспечению образовательного процесса; создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. Несмотря на особые условия переходного периода требования к качеству подготовки выпускников вузов не снижаются, что отражено в правительственных документах (проект «Образование 2020», Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг. и др.). В этих условиях современные вузы заинтересованы в создании эффективных систем управления качеством образования, являющихся основой инновационной подготовки, осуществляемой на основе Федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов компетентностной модели выпускников.
Анализ работ (Ю. К. Бабанского, В. И. Байден-ко, А. Г. Бермуса, В. И. Загвязинского, В. В. Кра-евского, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткина и др.) по исследуемому вопросу показал, что высшее образование сегодня решает взаимосвязанные задачи: сохранения и приумножения культурного наследия общества, развития ценностных ориентаций личности, её социализации на одном из этапов формирования, достижения готовности к профессиональной деятельности.
© Рахимбаева И. Э., 2012
Повышение качества образования становится возможным при стратегически верном управлении, что отражено в трудах Н. И. Булынского, В. А. Кальней, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, Н. А. Селезневой, С. Е. Шишова и др., оно является непременным условием модернизации всей системы образования. В рамках нашей работы речь идет о локальном уровне управления качеством высшего профессионального образования, т.е. уровне института. Этот уровень, на наш взгляд, - ключевое звено в управлении качеством образования, так как институт:
- несет ответственность за подготовку своих выпускников;
- может корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования;
- обладает достаточной самостоятельностью для решения этих проблем: определяет основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового состава, контингент студентов и т.д.
На основе анализа работ Н. И. Булынского, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, А.И. Субетто, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой можно прийти к выводу, что управлению качеством образования присущи как общее, характеризующее его принадлежность к педагогическому управлению качество, так и специфические, свойственные только ему:
- активное влияние на образовательный процесс с целью получения запланированного результата, ориентированного, прежде всего, на развитие сущностных сил человека, его личности и деятельности, сохранение здоровья;
- сочетание качества и количества, обусловливающее значение мониторинга качества в общем управленческом процессе;
- регулярное воздействие на факторы и условия повышения качества образования, обеспечение их взаимосвязи с целями и запланированными результатами;
- рациональное сочетание линейно-функциональных и программно-целевых структурных единиц, централизация и децентрализация в структуре субъекта управления.
Все это становится возможным в условиях национальных исследовательских университетов (НИУ), которые являются аккумуляторами передового опыта инновационной деятельности и нового научного знания. Отличительными признаками НИУ являются: способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективное внедрение новых технологий в экономику, производство, общественные институты; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей
квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации1.
В исследовательском университете возрастает и роль художественного образования, представляющего собой сложный социокультурный феномен. Одним из условий успешной деятельности традиционно считается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой
- на раскрытие его творческих задатков. Таким образом, художественное образование направлено на формирование культуры восприятия, развитие способности личности к преобразованию себя и окружающего мира, а художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок.
Искусство обладает мощным потенциалом, его языки и методы увеличивают возможность освоения большого количества информации в сжатой форме, усиливая эмоциональную насыщенность содержания (А. А. Криулина, Ю. М. Лотман). Сходство задач и функций образования и искусства (Л. Н. Столович) указывает на то, что интеграция этих сфер культурной деятельности человека позволит обогатить и образование, и искусство.
Ряд ученых (Б. Т. Лихачев, А. Г. Недосекина, Л. А. Рапацкая и др.) считает, что художественное образование состоит из двух взаимосвязанных областей: изучение истории искусства, которое позволяет погрузиться в сферу общечеловеческого духовного опыта, и обучение азам художественного мастерства, что дает возможность приобщиться к творческому акту и приобрести личный эмоциональный опыт2.
Для обеспечения успешности процесса художественного образования, как показывает анализ теории и практики (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. Ю. Гончарук, Т. С. Комарова, Т. А. Копцева, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, Б. П. Юсов и др.), необходимо шире использовать все разнообразие форм, методов и средств, которые позволяют пробудить у субъектов образовательного процесса интерес к искусству и потребность постоянного контакта с произведениями искусства, помочь накопить за годы обучения разнообразный художественный опыт, сформировать устойчивую систему ценностных отношений к искусству и личностных качеств, максимально реализовать имеющиеся творческие способности.
Известно, что существует два пути познания мира: научный и художественный, они отличаются, прежде всего, предметом познания: в научном
- это реальность, в художественном - отношение к реальности. Инструментом научного познания является понятие (объективная форма), искусства
- художественный образ (субъективная форма). Научное познание осуществляется на основе из-
учения содержания, в искусстве содержание проживается (переживается). В результате: итоги познания в науке - полученные знания, связанные с миропониманием (явлений, закономерностей развития природы, человека, общества), в искусстве
- мироотношение, эмоционально-ценностные критерии человека. В связи с этим художественное образование благодаря специфике искусства и особенностям его восприятия наиболее естественно и органично влияет на развитие внутренней свободы субъекта, которая рассматривается «как положительный идеал целостной личности»3.
На наш взгляд, произвести всесторонний анализ предмета, явления исключительно средствами науки невозможно, поскольку наука не в состоянии исследовать этот предмет или явление в целостном движении жизни, учитывая его скрытые или непричинные связи, в процессе непрерывной творческой эволюции. Постановка и решение любых творческих задач, которые нельзя решить, пользуясь уже известными представлениями и средствами, осуществимы лишь в условиях, когда действие предшествует организации, а понимание и симпатия - восприятию и познанию. Этими условиями являются развитая интуиция и навыки образного мышления. И то, и другое достигается благодаря искусству: оно возникло и развивается потому, что его средствами воспитываются воображение и интуитивные (вненаучные) способы проникновения в суть вещей.
Рассматривая образовательные процессы в вузах художественно-творческой направленности, можно отметить, что целью процесса преподавания искусства является возрождение духовного потенциала, его ценностной составляющей как обучающихся, так и обучаемых, основанное на открытых эмоциях, непосредственных впечатлениях, разнообразной творческой деятельности. В центре внимания оказываются ценности художественной культуры и их влияние на содержание образования, его формы и методы.
Анализ современных исследований позволил выделить приоритетные стратегические цели управления качеством образования в Институте искусств НИУ СГУ имени Н. Г. Чернышевского:
развитие конкурентоспособной, творческой личности, способной к самосовершенствованию и служению обществу;
развитие художественно-творческих профессиональных компетенций, доведение их до уровня художественно-творческой компетентности.
В связи с этим в Институте искусств СГУ была сформулирована цель управления качеством образования - подготовка компетентного специалиста, способного к творческому саморазвитию. Эта цель базируется на приоритетных направлениях Саратовского государственного университета как национального исследовательского: упрочения национальной безопасности, развития
человеческого потенциала страны, сохранения духовных ценностей и культурных традиций российского народа путем формирования социокультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных обеспечивать интеллектуальные и инновационные потребности России.
Основой функционирования системы управления качеством образования являются требования к содержанию художественного образования, устанавливаемые государством, в частности, ФГОС, которые устанавливают комплекс требований, отражающих потребность и условия современного этапа развития, а также закрепляют тот позитивный опыт, который накоплен в нашей стране и за рубежом в области подготовки специалистов. Вузы и факультеты искусства и культуры должны учитывать творческую составляющую всех специальностей, которые необходимо стандартизировать: важно выделить наиболее значимые базовые дисциплины, без освоения которых немыслим специалист данного профиля; их совокупность, обеспечивающая фундаментальную подготовку выпускника в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, составляет ядро образовательной программы.
Модернизация содержания художественного образования должна проходить на основе соединения теоретических и практических компонентов, усиления профессиональной направленности, формирования у студентов потребности в самосовершенствовании. Педагогически целесообразно, как предлагают Н. К. Бакланова, А. Г. Бермус, Г. В. Гутник, Ю. К. Итин, Л. В. Островская и др., использовать развивающие, деятельностные, организационные, продуктивные и информационные технологии в процессе профессиональной подготовки, являющиеся основой образовательных услуг высокого качества. В основе этого процесса, как считают Е. В. Бондаревская,
A. В. Брушлинский, С. М. Годник, В. В. Сериков и др., развитие субъект-субъектных отношений, а не субъект-объектных, как это было при традиционной парадигме образования. Такой подход подразумевает возрастание роли организации профессиональной подготовки, самостоятельной работы студентов в овладении профессией. Некоторые ученые (А. С. Афанасьев, В. И. Безруков,
B. А. Качалов, Э. М. Коротков и др.) связывают решение данной проблемы с совершенствованием системы управления вузом, институтами и факультетами4.
В настоящее время искусство сталкивается с конкуренцией со стороны более доступных форм развлечения, в то же время уровень художественного образования в школах заметно снижается, так как все меньше времени отводится на уроки искусства (музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), конкурс на направления подготовки данного профиля («Му-
Педагогика
113
зыка», «Народная художественная культура» и др.) падает. В связи с этим вопрос качества образования и его управления стоит достаточно остро.
В. И. Загвязинский выделяет такие критерии качества, как знания, умения и навыки; показатели личностного развития; побочные эффекты образовательного процесса (они могут быть как положительными, так и отрицательными); компетентность педагогов, руководителей учреждений; престиж образовательного заведения в социуме 5.
С точки зрения управления качеством образования в условиях НИУ интерес представляет такой критерий, как оперативность, быстрое реагирование на изменяющиеся потребности общества. Оценить это качество можно по наличию гибкости и вариативности учебных планов, об-новляемости спектра специальностей, современности и универсальности используемого учебного оборудования, степени свободы и оперативности принятия решений на разных уровнях управления, эффективности научных исследований.
Организация научно-исследовательской работы Института искусств опирается на концепцию университета - инновационного исследовательского центра, - когда научные исследования, в первую очередь, направлены как на совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки выпускников, так и на внедрение новых технологий в практику. Результаты фундаментальных исследований широко используются при разработке новых учебных курсов и программ, подготовке учебных пособий.
Многоуровневая система высшего образования лучше всего отвечает потребностям рыночной экономики, так как предполагает мобильность, гибкие подходы к продолжительности и длительности учебного времени, формам обучения и занятости. Такая система позволяет выпустить специалиста, готового после завершения образования не только работать в избранной сфере деятельности, но и продолжать процесс самосовершенствования, саморазвития. Только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными. В многоуровневой системе образовательный компонент остается подчиненным профессиональному, а профессиональная подготовка пронизывает весь образовательный процесс.
Многоуровневая система с ее возможностью дифференцированного обучения, усилением индивидуального подхода к обучающимся, четко обозначенным этапом специальной подготовки обеспечивает развитие самостоятельной работы студентов и выработку у них необходимых исследовательских навыков, воспитание личности, самостоятельно контролирующей и прогнозирующей свою деятельность. При этом необходимым условием нормального развития общества при-
знается максимальное использование всех индивидуальных особенностей личности, становление и развитие субъектности.
В настоящее время учеными (А. В. Брушлин-ским, Л. С. Выготским, В. А. Петровским, С. Л. Рубинштейном и др.) выделяются условия, стимулирующие проявление субъектности студентов в образовательной деятельности, которые должны быть созданы в процессе управления качеством многоуровневого художественного образования: личная свобода выбора в образовательной деятельности и педагогическом художественном творчестве;
необходимое позитивное пространство для совершенствования в педагогической деятельности;
соизмеримость внешних требований к студенту и его внутренних возможностей, способствующих эффективному овладению профессией;
психологический комфорт и микроклимат образовательной деятельности;
интерес к личности в сочетании с адекватной оценкой его достижений в профессиональном становлении;
выраженный внешний запрос на востребованность личности студента, в особенности тех ее качеств и смыслов, которые индивидуально значимы для нее и непосредственно связаны с будущей профессией6.
Анализ этих условий позволяет утверждать, что именно студент выступает как заинтересованное лицо: он сам участвует в постановке и корректировке образовательных задач, ищет наиболее эффективные пути их реализации, что необходимо учитывать при организации процесса управления качеством.
Таким образом, анализ основ управления качеством художественного образования в условиях НИУ свидетельствует, что в Институте искусств есть творческий научный потенциал, который обеспечивает взаимодействие субъектов в художественно-творческой деятельности, что позволяет достичь высокого уровня профессиональной компетентности будущего педагога на основе эффективного управления качеством. Процесс формирования и функционирования НИУ является многосторонним, связанным с целым комплексом интеграционных процессов по определению направлений деятельности, формирования систем стратегического планирования, качества, оценками конкурентоспособности и устойчивости, развития инновационной деятельности, взаимосвязанной с научной и образовательной.
Примечания
1 См.: Бонюшко Н. А. Повышение качества образовательных услуг на основе создания научно-исследовательских университетов // Экономические науки. 2009. № 3(52). С. 388-392.
Г. Д. Турчин. Основные направления совершенствования системы образования России
2 См.: Недосекина А. Г. Художественно-эстетическое образование в вузах России : проблемы и противоречия // Искусство и образование. 2002. № 3. С. 26-36.
3 Петровский В. А. Субъектность : новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 88.
4 См.: Коротков Э. М. Управление качеством образования. М., 2006. 320 с.
5 См.: Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образованиия // Педагогика. 2005. № 6. С.10-14.
6 См.: Брушлинский А. В. Субъект : мышление, учение, воображение. М. ; Воронеж, 1996. 392 с. ; Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 28-132 ; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 178 с.
УДК 15:378.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Г. Д. Турчин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются тенденции модернизации и развития системы образования России с учетом мирового опыта. Ключевые слова: образование, содержание образования, принципы образования, непрерывное образование.
The Basic Directions of Perfecting the System of Education in Russia
G. D. Turchin
The article analyses the tendencies of modernization and development of the system of education in Russia in connection to the world experience.
Key words: education, content of education, principles of education, continuous education.
В нашей стране действует единая система непрерывного образования, которая должна обеспечивать общеобразовательную, профессиональную и научную подготовку граждан, повышение квалификации и переподготовку кадров, всемерно содействовать воспитанию, духовному, физическому и общекультурному развитию личности. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающихся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом1. Система непрерывного образования - совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими. Она строится на основе принципов, которые разрабатываются в соответствии с целью образования и воспитания подрастающего поколения, политическим и экономическим строем государства.
Система непрерывного образования складывается в нашей стране с учётом следующих принципов:
равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;
обязательность образования для всех детей и подростков;
государственный и негосударственный характер всех учебно-воспитательных учреждений;
свобода выбора языка обучения, обучение на родном языке или на языке другого народа;
общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
единство системы образования и преемственность всех типов школ;
единство обучения и воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи;
связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью;
научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры;
© Турчпн Г. Д., 2012