Научная статья на тему 'Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования'

Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Г. Ю., Моркин С. А.

Раскрывается содержание понятия «сетевого сообщества работников образования», процесса его моделирования и форм взаимодействия. Приводятся основные виды сетевых информационных ресурсов. Предлагается вариант модели повышения квалификации специалистов в области сетевого взаимодействия. Приведена концептуальная модель сетевого сообщества специалистов системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования»

УДК 37.013

Г.Ю.Соколова, С.А.Моркин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Galina.Sokolova@novsu.ru

The concept of ‘educators' network regional community' is explained, as well as its modeling process and modes of interaction. Basic types of network information resources are shown. A model of professional development in the sphere of network connectivity is presented. A concept model of educators' network regional community is considered.

Ключевые слова: сетевое сообщество, электронные образовательные ресурсы

Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его профессиональные связи, организационные формы осуществления профессиональных взаимодействий и профессиональные отношения. Возникают новые формы коммуникации между людьми в виде сетевых сообществ (community).

Обобщающее определение понятия «сообщество», предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш [1]: сообщество — это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально или реально взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт.

При этом существование сообщества невозможно без конкретных действий, которые осуществляют члены сообщества. Каждое из таких действий воплощает задачи и ожидания сообщества, тем самым двигая его к поставленным целям. Действия требуют коммуникаций, без которых сообщество не сможет функционировать.

Особо надо отметить неформальный характер коммуникации в сообществе, так как именно это отличает его от организации. В отличие от официальных структур в сообществах важна деятельность, а не формальные механизмы. Люди остаются в сообществах не потому, что должны, а потому что хотят получать знания и обмениваться знаниями.

Коммуникации внутри сообщества могут осуществляться как реально, посредством общения лицом к лицу, так и виртуально, с помощью средств массовой коммуникации. Все более популярным средством коммуникации среди членов сообщества является Интернет.

Существуют различные виды сообществ: любительские, научные, учебные и т. д. Самостоятельную категорию составляют профессиональные сообщества или сообщества специалистов. Профессиональное сообщество — это объединение специалистов в определенной сфере, обладающих определенной общностью взглядов на развитие области своей профессиональной деятельности, руководствующих-

ся общими целями, которые виртуально или реально взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт. Специфика состоит в том, что специалисты обмениваются именно теми знаниями, которые смогут быть использованы в профессиональной деятельности. Целями такого объединения являются: профессиональные коммуникации, обмен методиками, повышение квалификации. Чтобы профессиональное объединение появилось, необходимы:

— идея необходимости создать такое сообщество;

— инициативная группа с готовностью вкладывать свои ресурсы в это создание;

— потенциальные члены сообщества с потребностью принадлежать к профессиональному объединению;

— особая атмосфера для сплочения членов объединения и выработки мотивации [2].

Ключевым моментом в становлении и успешном функционировании профессионального сообщества является появление лидеров, которые объединяют вокруг себя единомышленников, инициируют событие, активно вовлекают в его участие или обсуждение других специалистов.

Рассмотрим далее сообщество учителей-предметников и специалистов методических служб как сообщество медиаспециалистов.

Успешность любого образовательного процесса тесно связана с наличием развитой информационнообразовательной среды. С развитием компьютерных технологий и средств коммуникаций одной из составляющих такой среды становится «виртуальная библиотека» — аналог традиционной библиотеки, в которой в электронном формате содержатся тексты различных первоисточников. Однако в быстро меняющейся глобальной информационно-образовательной среде все большую роль начинают играть совсем другие виды информационных ресурсов.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения. Это электронные мультимедийные учебные пособия, обеспечивающие реализацию образовательных программ и ориентированные на работу через Интернет. ЭОР дают возможность обучающимся получать новую информацию по разным каналам восприятия — с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Отдельным направлением в информационном обеспечении образовательного процесса является создание единой библиотеки образовательных ресурсов (ЕБОР). Доступ к ЕБОР целесообразно использовать через концепцию «единого окна». Такая концепция реализована, например, Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Портал ФЦИОР является окном доступа к центральному хранилищу 6 типов ЭОР:

— электронных учебных модулей открытых мультимедиа систем;

— электронных учебных модулей виртуальных коллективных сред;

— ЭОР на локальных носителях;

— текстографических сетевых ЭОР;

— ЭОР на базе !^^технологий;

— ЭОР на базе java-технологий.

Обращение работников системы общего и

высшего образования к ЕБОР значительно расширяет их представления о существующих коллекциях, библиотеках, их содержательном наполнении.

В настоящее время образовательными учреждениями прилагаются определенные усилия по формированию знаний и умений в работе с информацией, которые все чаще стали именовать информационной культурой личности. В этом смысле особая роль специалистов системы образования (методистов и учителей) в деле формирования информационной культуры и обучаемых, и педагогов определяется, как минимум, двумя факторами: наличием соответствующих информационных ресурсов, включая ресурсы на разных носителях, и профессиональной готовностью специалиста к формированию информационной культуры личности.

Таким образом, современные возможности получения нужной учебной информации по различным каналам и из различных источников накладывают на специалистов методических служб и учителей-предметников новые функции медиаспециалиста. Как преподаватель медиаспециалист сотрудничает с учащимися и педагогами, чтобы на основе анализа учебных и информационных потребностей определять и использовать адекватные ресурсы. Как партнер по обучению медиаспециалист сотрудничает с преподавателями, чтобы определить связи между информационными потребностями обучаемых, содержанием учебных планов, критериями оценки обучения. Как информационный специалист он обеспечивает лидерство и экспертизу в приобретении и оценке информационных ресурсов, в моделировании стратегий для нахождения, доступа и оценки информации [3]. Медиаспециалист должен владеть профессиональными навыками и уметь работать в поисковых системах, работать с коллекциями и библиотеками образовательных ресурсов, вести электронный архив, работать с экспертной анкетой, выполнять целевой заказ по поиску и отбору образовательных ресурсов, анализировать и эксплуатировать электронные образовательные ресурсы и издания.

Для осуществления функций медиаспециалиста от учителей-предметников и методистов учреждений среднего и высшего образования требуются не только новые знания, но и осмысление и переоценка имеющегося опыта, переход к новым формам информационного обеспечения образовательного процесса, поиск новых идей, распространение нового опыта использования библиотек и коллекций ЭОР. Это требует организации эффективного взаимодействия медиаспециалистов, но не в административном режиме, а в рамках сетевого профессионального сообщества.

Базовым принципом и одновременно фактором успешности сетевого сообщества медиаспециалистов является сетевое взаимодействие, которое характеризуется: 1) независимостью и равноправием

взаимодействующих субъектов; 2) объединяющей целью; 3) инициативой и творческой позицией каждого из них; 4) добровольностью сетевого общения; 5) множественностью уровней взаимодействия; 6) возможностью предоставления и получения информации о деятельности участников сетевого пространства.

Движущей силой процесса становления сетевого сообщества учителей и специалистов методических служб являются базовые противоречия между востребованностью со стороны обучаемых и преподавателей ЭОР — и недостаточностью эффективного комплексного информационного сопровождения образовательного процесса; наличием сферы профессиональной деятельности учителей и специалистов методических служб — и отсутствием среды их профессионального общения, поддержки, роста профессионального мастерства; потребностью системы в качественном образовании — и наличием проблем функционирования системы, вызывающих у участников образовательного процесса затруднения в использовании ЭОР.

Основным ресурсом, вокруг которого формируется сетевое сообщество медиаспециалистов, должна стать Единая библиотека образовательных ресурсов, как «единое окно доступа» к ЭОР. Организация целесообразной продуктивной совместной деятельности по использованию ЕБОР требует создания системы повышения профессионального мастерства специалистов, среды их профессионального общения, успешного функционирования системы методического, информационного и консультационного сопровождения их сетевого взаимодействия.

Выделим основные этапы становления сетевого сообщества учителей и специалистов методических служб (рис.1):

1. Организация разрозненных специалистов в объединения на муниципальном, региональном уровне. В качестве организаторов выступают федеральные, региональные и муниципальные органы управления системы образования, центры дополнительного и Интернет-образования, высшие и средние учебные заведения и т.д.

2. Организация сетевого пространства для общения в виде коммуникационной среды на базе портала сетевого сообщества специалистов системы образования (ССССО).

3. Реализация программы повышения квалификации специалистов в области сетевого взаимодействия как системы роста их профессионального мастерства.

4. Выявление в регионах и муниципалитетах лидеров сетевого взаимодействия и становление ядра сетевого сообщества.

5. Инициирование лидерами сетевых событий, ориентированных на решение задач по использованию или развитию ЕБОР, в которые вовлекаются учителя-предметники и методисты муниципалитетов и регионов.

6. Развитие сетевого сообщества, формирование правовых и финансово-экономических механизмов функционирования сообщества.

Рис.1

В сообществе учителей-предметников (как и в любом другом сообществе), можно выделить основные группы пользователей:

— участники — наиболее многочисленная группа. Они получают информацию от других пользователей и их присутствие непостоянно;

— лидеры — это ядро сообщества, хранилище и источник знаний, те, кто формирует информационное поле и поддерживает его, при этом каждый лидер является ярко выраженным, обособленным индивидом;

— эксперты, консультанты — привлеченные специалисты или высоко зарекомендовавшие себя лидеры, оказывающие консультационную и экспертную помощь участникам сообщества;

— модераторы/администраторы — их функции трудно переоценить, так как именно они следят за соблюдением тематики и правил ресурса в целом и в отдельных его элементах. Задачей этого узкого круга людей является сохранение информационного поля, формируемого сообществом, в чистом, незасоренном виде.

Сообщество специалистов характеризует не общение ради самого общения, а общение ради саморазвития. Общение в сети происходит совсем по другим законам и правилам, чем в реальной жизни. Основное его отличие от реального общения — физическая отстраненность от своих собеседников. В сетевом общении можно хорошо обдумать прочитанное/услышанное и каждое слово своего высказывания/ответа.

Интернет предоставляет много сервисов общения: это чаты, интернет-пейджеры, гостевые книги, форумы, блоги и собственно электронная почта.

ССССО может включать в себя учителей; специалистов муниципальных и районных методических служб; экспертов, привлеченных для оценки достигнутых результатов; руководителей проектов, объединяющих вокруг себя группу из нескольких человек, которые решают общую проблему и пользуются общими ресурсами и общим сетевым пространством; представителей науки, которые формируют команды под определенные задачи.

Для целей индивидуального сетевого взаимодействия в ССССО лучше всего подходят сервисы электронной почты. Для группового взаимодействия на уровнях «один со многими» и «многие со многими» целесообразно использовать списки рассылки, форумы и блоги.

ЦЕЛИ

МЕТОДИСТЫ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СУБЪЕКТЫ

ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

/СХемы сетевого взаимодействия

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

СПЕЦИАЛИСТ СПЕЦИАЛИСТ СПЕЦИАЛИСТ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ СПЕЦИАЛИСТ КОНСУЛЬТАНТ КОНСУЛЬТАНТ КОНСУЛЬТАНТ

ГРУППОВОЕ

«ОДИН СО МНОГИМИ» «МНОГИЕ СО МНОГИМИ»

/формы сетевого взаимодействия^

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕБОР,

ОБМЕН НОВОСТЯМИ,

ОБЩАЯ РАССЫЛКА ИНФОРМАЦИИ, ОБМЕН ПИСЬМАМИ,

ИНТЕРНЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕБОР, ВИРТУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПУБЛИКАЦИЯ АВТОРСКИХ РЕСУРСОВ В ЕБОР,

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Рис. 2

Преимуществами форума являются доступность, идентификация личности, объединенность общей тематикой, древовидная структура, прямые и перекрестные ссылки, возможность модерирова-ния.

Преимущества блогов: возможность править и редактирование личные записи; используемый материал блогов уже не становится второстепенными ссылками, а работает наравне с основным текстом и его оформлением, с использованием кино и звука; хранение файлов в сжатом виде; связь между публикациями; возможность скачивания любой части блога в персональный компьютер или распечатки.

Таким образом, можно выделить основные формы сетевого взаимодействия участников ССССО:

— поиск информационных ресурсов в ЕБОР и их использование в организации учебного процесса;

— публикация новостей, анонсов предстоящих сетевых событий;

— общая рассылка информации;

— обмен письмами;

— Интернет-конференции;

— групповые дискуссии;

— виртуальные мастерские по обмену опытом использования ЕБОР;

— виртуальное консультирование;

— публикация авторских материалов в ЕБОР;

— виртуальная экспертиза представляемых материалов.

Общая структура сетевого сообщества учите-лей-предметников и специалистов методических служб представлена на рис.2.

Приведенные схемы сетевого взаимодействия и структура ССССО позволяют построить его концептуальную модель (рис.3).

Рис.3

В данной модели устойчивое сообщество состоит из небольшого ядра лидеров, активистов сетевого сообщества и постоянно растущего числа помогающих им специалистов — учителей и методистов, а также из различных заинтересованных пользователей Интернета. Тьюторы занимают свое поле в концентрической модели, являясь основными консультантами, организаторами сетевого взаимодействия.

Концентрические «слои» соответствуют различным категориям участников сообщества. Каждая категория участников имеет определенные обязанности в эволюции системы, которые связаны с ее общим качеством. Переход участника из категории в катего-

рию — это награда и признание его способностей и достижений.

Привлеченные эксперты могут взаимодействовать со всеми участниками сообщества, являясь его неотъемлемой частью.

Среда функционирования ССССО должна создаваться как распределенная система, интегрировать в себя различные источники информации, быть доступной для всех участников сообщества. Выполнение этих требований целесообразно реализовать на базе портала сетевого сообщества.

Результативность любого проекта в большой степени зависит от компетенции его участников. Это утверждение справедливо и для проекта ССССО. Для успешного становления и эффективного развития сетевого сообщества учителей-предметников и специалистов методических служб необходимо, чтобы все его потенциальные участники обладали рядом компетенций. Они должны

знать:

— цели и содержание проекта «Формирование и поддержание сетевого сообщества специалистов системы образования»,

— структуру ЕБОР,

— направления и содержание деятельности всех субъектов сетевого взаимодействия,

— нормативно-правовые основы использования авторских образовательных ресурсов,

— технологии и механизмы сетевого взаимодействия на базе портала ССССО;

уметь:

— использовать ресурсы ЕБОР в профессиональной деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— каталогизировать отобранные ресурсы ЕБОР,

— использовать средства портала ССССО для сетевого общения,

— разрабатывать и размещать методические и информационные материалы на портале;

владеть технологиями:

— систематизации электронных изданий,

— интерактивного взаимодействия — такими, как электронная почта, списки рассылки, форум,

— разработки мультимедийных образовательных ресурсов,

— размещения авторских ресурсов в ЕБОР,

— получения консультативной помощи на портале ССССО.

Формирование перечисленных компетенций может осуществляться через систему повышения квалификации, которая включает в себя два этапа: обучение тьюторов и массовое обучение тьюторами специалистов системы образования по специализированным программам.

Существует ряд организаций и структур, занимающихся повышением квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. Давно и успешно функционирует на региональном и федеральном уровнях система ИПК ПРО. В рамках реализации федеральных целевых программ на уровне субъектов РФ был создан ряд новых структур: сеть

региональных координационных и межшкольных методических центров, сеть региональных центров дистанционного обучения, сеть центров Интернет-образования. Из их числа могут быть выбраны базовые организации для обучения.

Таким образом, система повышения квалификации строится на основе зонтичной модели, приведенной на рис.4.

СПЕЦИАЛИСТЫ

Рис.4

В заключение отметим, что базовые организации могут использовать различные модели проведения занятий.

Модель погружения с отрывом от работы. Такая форма целесообразна, когда большую часть слушателей составляют специалисты из удаленных территорий.

Распределенная модель. Занятия проводятся регулярно по расписанию — 1-2 раза в неделю. Эта форма обучения может подойти слушателям, которые могут обучаться без проживания.

Накопительная модель. Занятия проводятся без отрыва от работы в сессии выходного дня.

Дистанционная модель обучения с очной сдачей зачетных и итоговых работ.

Формирование учебных групп производится в соответствии с их категорией: учителя, специалисты методических служб общего образования, специалисты методических служб высшего образования.

1. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. 2002. Vol.15. №2. Р.260.

2. Печуричко Е. История сообщества тренеров и консультантов // Горизонтали третьего сектора / Сост. Е.В.Ковалевская, Г.С.Шведов. М, 2002. С.67-68.

3. Власть информации // Учительская газета. 16 сент. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.