УДК 37.013
Г.Ю.Соколова, С.А.Моркин
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
The concept of ‘educators' network regional community' is explained, as well as its modeling process and modes of interaction. Basic types of network information resources are shown. A model of professional development in the sphere of network connectivity is presented. A concept model of educators' network regional community is considered.
Ключевые слова: сетевое сообщество, электронные образовательные ресурсы
Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его профессиональные связи, организационные формы осуществления профессиональных взаимодействий и профессиональные отношения. Возникают новые формы коммуникации между людьми в виде сетевых сообществ (community).
Обобщающее определение понятия «сообщество», предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш [1]: сообщество — это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально или реально взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт.
При этом существование сообщества невозможно без конкретных действий, которые осуществляют члены сообщества. Каждое из таких действий воплощает задачи и ожидания сообщества, тем самым двигая его к поставленным целям. Действия требуют коммуникаций, без которых сообщество не сможет функционировать.
Особо надо отметить неформальный характер коммуникации в сообществе, так как именно это отличает его от организации. В отличие от официальных структур в сообществах важна деятельность, а не формальные механизмы. Люди остаются в сообществах не потому, что должны, а потому что хотят получать знания и обмениваться знаниями.
Коммуникации внутри сообщества могут осуществляться как реально, посредством общения лицом к лицу, так и виртуально, с помощью средств массовой коммуникации. Все более популярным средством коммуникации среди членов сообщества является Интернет.
Существуют различные виды сообществ: любительские, научные, учебные и т. д. Самостоятельную категорию составляют профессиональные сообщества или сообщества специалистов. Профессиональное сообщество — это объединение специалистов в определенной сфере, обладающих определенной общностью взглядов на развитие области своей профессиональной деятельности, руководствующих-
ся общими целями, которые виртуально или реально взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт. Специфика состоит в том, что специалисты обмениваются именно теми знаниями, которые смогут быть использованы в профессиональной деятельности. Целями такого объединения являются: профессиональные коммуникации, обмен методиками, повышение квалификации. Чтобы профессиональное объединение появилось, необходимы:
— идея необходимости создать такое сообщество;
— инициативная группа с готовностью вкладывать свои ресурсы в это создание;
— потенциальные члены сообщества с потребностью принадлежать к профессиональному объединению;
— особая атмосфера для сплочения членов объединения и выработки мотивации [2].
Ключевым моментом в становлении и успешном функционировании профессионального сообщества является появление лидеров, которые объединяют вокруг себя единомышленников, инициируют событие, активно вовлекают в его участие или обсуждение других специалистов.
Рассмотрим далее сообщество учителей-предметников и специалистов методических служб как сообщество медиаспециалистов.
Успешность любого образовательного процесса тесно связана с наличием развитой информационнообразовательной среды. С развитием компьютерных технологий и средств коммуникаций одной из составляющих такой среды становится «виртуальная библиотека» — аналог традиционной библиотеки, в которой в электронном формате содержатся тексты различных первоисточников. Однако в быстро меняющейся глобальной информационно-образовательной среде все большую роль начинают играть совсем другие виды информационных ресурсов.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения. Это электронные мультимедийные учебные пособия, обеспечивающие реализацию образовательных программ и ориентированные на работу через Интернет. ЭОР дают возможность обучающимся получать новую информацию по разным каналам восприятия — с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
Отдельным направлением в информационном обеспечении образовательного процесса является создание единой библиотеки образовательных ресурсов (ЕБОР). Доступ к ЕБОР целесообразно использовать через концепцию «единого окна». Такая концепция реализована, например, Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Портал ФЦИОР является окном доступа к центральному хранилищу 6 типов ЭОР:
— электронных учебных модулей открытых мультимедиа систем;
— электронных учебных модулей виртуальных коллективных сред;
— ЭОР на локальных носителях;
— текстографических сетевых ЭОР;
— ЭОР на базе !^^технологий;
— ЭОР на базе java-технологий.
Обращение работников системы общего и
высшего образования к ЕБОР значительно расширяет их представления о существующих коллекциях, библиотеках, их содержательном наполнении.
В настоящее время образовательными учреждениями прилагаются определенные усилия по формированию знаний и умений в работе с информацией, которые все чаще стали именовать информационной культурой личности. В этом смысле особая роль специалистов системы образования (методистов и учителей) в деле формирования информационной культуры и обучаемых, и педагогов определяется, как минимум, двумя факторами: наличием соответствующих информационных ресурсов, включая ресурсы на разных носителях, и профессиональной готовностью специалиста к формированию информационной культуры личности.
Таким образом, современные возможности получения нужной учебной информации по различным каналам и из различных источников накладывают на специалистов методических служб и учителей-предметников новые функции медиаспециалиста. Как преподаватель медиаспециалист сотрудничает с учащимися и педагогами, чтобы на основе анализа учебных и информационных потребностей определять и использовать адекватные ресурсы. Как партнер по обучению медиаспециалист сотрудничает с преподавателями, чтобы определить связи между информационными потребностями обучаемых, содержанием учебных планов, критериями оценки обучения. Как информационный специалист он обеспечивает лидерство и экспертизу в приобретении и оценке информационных ресурсов, в моделировании стратегий для нахождения, доступа и оценки информации [3]. Медиаспециалист должен владеть профессиональными навыками и уметь работать в поисковых системах, работать с коллекциями и библиотеками образовательных ресурсов, вести электронный архив, работать с экспертной анкетой, выполнять целевой заказ по поиску и отбору образовательных ресурсов, анализировать и эксплуатировать электронные образовательные ресурсы и издания.
Для осуществления функций медиаспециалиста от учителей-предметников и методистов учреждений среднего и высшего образования требуются не только новые знания, но и осмысление и переоценка имеющегося опыта, переход к новым формам информационного обеспечения образовательного процесса, поиск новых идей, распространение нового опыта использования библиотек и коллекций ЭОР. Это требует организации эффективного взаимодействия медиаспециалистов, но не в административном режиме, а в рамках сетевого профессионального сообщества.
Базовым принципом и одновременно фактором успешности сетевого сообщества медиаспециалистов является сетевое взаимодействие, которое характеризуется: 1) независимостью и равноправием
взаимодействующих субъектов; 2) объединяющей целью; 3) инициативой и творческой позицией каждого из них; 4) добровольностью сетевого общения; 5) множественностью уровней взаимодействия; 6) возможностью предоставления и получения информации о деятельности участников сетевого пространства.
Движущей силой процесса становления сетевого сообщества учителей и специалистов методических служб являются базовые противоречия между востребованностью со стороны обучаемых и преподавателей ЭОР — и недостаточностью эффективного комплексного информационного сопровождения образовательного процесса; наличием сферы профессиональной деятельности учителей и специалистов методических служб — и отсутствием среды их профессионального общения, поддержки, роста профессионального мастерства; потребностью системы в качественном образовании — и наличием проблем функционирования системы, вызывающих у участников образовательного процесса затруднения в использовании ЭОР.
Основным ресурсом, вокруг которого формируется сетевое сообщество медиаспециалистов, должна стать Единая библиотека образовательных ресурсов, как «единое окно доступа» к ЭОР. Организация целесообразной продуктивной совместной деятельности по использованию ЕБОР требует создания системы повышения профессионального мастерства специалистов, среды их профессионального общения, успешного функционирования системы методического, информационного и консультационного сопровождения их сетевого взаимодействия.
Выделим основные этапы становления сетевого сообщества учителей и специалистов методических служб (рис.1):
1. Организация разрозненных специалистов в объединения на муниципальном, региональном уровне. В качестве организаторов выступают федеральные, региональные и муниципальные органы управления системы образования, центры дополнительного и Интернет-образования, высшие и средние учебные заведения и т.д.
2. Организация сетевого пространства для общения в виде коммуникационной среды на базе портала сетевого сообщества специалистов системы образования (ССССО).
3. Реализация программы повышения квалификации специалистов в области сетевого взаимодействия как системы роста их профессионального мастерства.
4. Выявление в регионах и муниципалитетах лидеров сетевого взаимодействия и становление ядра сетевого сообщества.
5. Инициирование лидерами сетевых событий, ориентированных на решение задач по использованию или развитию ЕБОР, в которые вовлекаются учителя-предметники и методисты муниципалитетов и регионов.
6. Развитие сетевого сообщества, формирование правовых и финансово-экономических механизмов функционирования сообщества.
Рис.1
В сообществе учителей-предметников (как и в любом другом сообществе), можно выделить основные группы пользователей:
— участники — наиболее многочисленная группа. Они получают информацию от других пользователей и их присутствие непостоянно;
— лидеры — это ядро сообщества, хранилище и источник знаний, те, кто формирует информационное поле и поддерживает его, при этом каждый лидер является ярко выраженным, обособленным индивидом;
— эксперты, консультанты — привлеченные специалисты или высоко зарекомендовавшие себя лидеры, оказывающие консультационную и экспертную помощь участникам сообщества;
— модераторы/администраторы — их функции трудно переоценить, так как именно они следят за соблюдением тематики и правил ресурса в целом и в отдельных его элементах. Задачей этого узкого круга людей является сохранение информационного поля, формируемого сообществом, в чистом, незасоренном виде.
Сообщество специалистов характеризует не общение ради самого общения, а общение ради саморазвития. Общение в сети происходит совсем по другим законам и правилам, чем в реальной жизни. Основное его отличие от реального общения — физическая отстраненность от своих собеседников. В сетевом общении можно хорошо обдумать прочитанное/услышанное и каждое слово своего высказывания/ответа.
Интернет предоставляет много сервисов общения: это чаты, интернет-пейджеры, гостевые книги, форумы, блоги и собственно электронная почта.
ССССО может включать в себя учителей; специалистов муниципальных и районных методических служб; экспертов, привлеченных для оценки достигнутых результатов; руководителей проектов, объединяющих вокруг себя группу из нескольких человек, которые решают общую проблему и пользуются общими ресурсами и общим сетевым пространством; представителей науки, которые формируют команды под определенные задачи.
Для целей индивидуального сетевого взаимодействия в ССССО лучше всего подходят сервисы электронной почты. Для группового взаимодействия на уровнях «один со многими» и «многие со многими» целесообразно использовать списки рассылки, форумы и блоги.
ЦЕЛИ
МЕТОДИСТЫ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СУБЪЕКТЫ
ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ
/СХемы сетевого взаимодействия
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
СПЕЦИАЛИСТ СПЕЦИАЛИСТ СПЕЦИАЛИСТ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ СПЕЦИАЛИСТ КОНСУЛЬТАНТ КОНСУЛЬТАНТ КОНСУЛЬТАНТ
ГРУППОВОЕ
«ОДИН СО МНОГИМИ» «МНОГИЕ СО МНОГИМИ»
/формы сетевого взаимодействия^
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕБОР,
ОБМЕН НОВОСТЯМИ,
ОБЩАЯ РАССЫЛКА ИНФОРМАЦИИ, ОБМЕН ПИСЬМАМИ,
ИНТЕРНЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕБОР, ВИРТУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПУБЛИКАЦИЯ АВТОРСКИХ РЕСУРСОВ В ЕБОР,
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Рис. 2
Преимуществами форума являются доступность, идентификация личности, объединенность общей тематикой, древовидная структура, прямые и перекрестные ссылки, возможность модерирова-ния.
Преимущества блогов: возможность править и редактирование личные записи; используемый материал блогов уже не становится второстепенными ссылками, а работает наравне с основным текстом и его оформлением, с использованием кино и звука; хранение файлов в сжатом виде; связь между публикациями; возможность скачивания любой части блога в персональный компьютер или распечатки.
Таким образом, можно выделить основные формы сетевого взаимодействия участников ССССО:
— поиск информационных ресурсов в ЕБОР и их использование в организации учебного процесса;
— публикация новостей, анонсов предстоящих сетевых событий;
— общая рассылка информации;
— обмен письмами;
— Интернет-конференции;
— групповые дискуссии;
— виртуальные мастерские по обмену опытом использования ЕБОР;
— виртуальное консультирование;
— публикация авторских материалов в ЕБОР;
— виртуальная экспертиза представляемых материалов.
Общая структура сетевого сообщества учите-лей-предметников и специалистов методических служб представлена на рис.2.
Приведенные схемы сетевого взаимодействия и структура ССССО позволяют построить его концептуальную модель (рис.3).
Рис.3
В данной модели устойчивое сообщество состоит из небольшого ядра лидеров, активистов сетевого сообщества и постоянно растущего числа помогающих им специалистов — учителей и методистов, а также из различных заинтересованных пользователей Интернета. Тьюторы занимают свое поле в концентрической модели, являясь основными консультантами, организаторами сетевого взаимодействия.
Концентрические «слои» соответствуют различным категориям участников сообщества. Каждая категория участников имеет определенные обязанности в эволюции системы, которые связаны с ее общим качеством. Переход участника из категории в катего-
рию — это награда и признание его способностей и достижений.
Привлеченные эксперты могут взаимодействовать со всеми участниками сообщества, являясь его неотъемлемой частью.
Среда функционирования ССССО должна создаваться как распределенная система, интегрировать в себя различные источники информации, быть доступной для всех участников сообщества. Выполнение этих требований целесообразно реализовать на базе портала сетевого сообщества.
Результативность любого проекта в большой степени зависит от компетенции его участников. Это утверждение справедливо и для проекта ССССО. Для успешного становления и эффективного развития сетевого сообщества учителей-предметников и специалистов методических служб необходимо, чтобы все его потенциальные участники обладали рядом компетенций. Они должны
знать:
— цели и содержание проекта «Формирование и поддержание сетевого сообщества специалистов системы образования»,
— структуру ЕБОР,
— направления и содержание деятельности всех субъектов сетевого взаимодействия,
— нормативно-правовые основы использования авторских образовательных ресурсов,
— технологии и механизмы сетевого взаимодействия на базе портала ССССО;
уметь:
— использовать ресурсы ЕБОР в профессиональной деятельности,
— каталогизировать отобранные ресурсы ЕБОР,
— использовать средства портала ССССО для сетевого общения,
— разрабатывать и размещать методические и информационные материалы на портале;
владеть технологиями:
— систематизации электронных изданий,
— интерактивного взаимодействия — такими, как электронная почта, списки рассылки, форум,
— разработки мультимедийных образовательных ресурсов,
— размещения авторских ресурсов в ЕБОР,
— получения консультативной помощи на портале ССССО.
Формирование перечисленных компетенций может осуществляться через систему повышения квалификации, которая включает в себя два этапа: обучение тьюторов и массовое обучение тьюторами специалистов системы образования по специализированным программам.
Существует ряд организаций и структур, занимающихся повышением квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. Давно и успешно функционирует на региональном и федеральном уровнях система ИПК ПРО. В рамках реализации федеральных целевых программ на уровне субъектов РФ был создан ряд новых структур: сеть
региональных координационных и межшкольных методических центров, сеть региональных центров дистанционного обучения, сеть центров Интернет-образования. Из их числа могут быть выбраны базовые организации для обучения.
Таким образом, система повышения квалификации строится на основе зонтичной модели, приведенной на рис.4.
СПЕЦИАЛИСТЫ
Рис.4
В заключение отметим, что базовые организации могут использовать различные модели проведения занятий.
Модель погружения с отрывом от работы. Такая форма целесообразна, когда большую часть слушателей составляют специалисты из удаленных территорий.
Распределенная модель. Занятия проводятся регулярно по расписанию — 1-2 раза в неделю. Эта форма обучения может подойти слушателям, которые могут обучаться без проживания.
Накопительная модель. Занятия проводятся без отрыва от работы в сессии выходного дня.
Дистанционная модель обучения с очной сдачей зачетных и итоговых работ.
Формирование учебных групп производится в соответствии с их категорией: учителя, специалисты методических служб общего образования, специалисты методических служб высшего образования.
1. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. 2002. Vol.15. №2. Р.260.
2. Печуричко Е. История сообщества тренеров и консультантов // Горизонтали третьего сектора / Сост. Е.В.Ковалевская, Г.С.Шведов. М, 2002. С.67-68.
3. Власть информации // Учительская газета. 16 сент. 2003.