Научная статья на тему 'Методологические основы создания моделей обучения в вузах'

Методологические основы создания моделей обучения в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнцов Д.Н., Майборода Р.С.

В статье рассмотрены вопросы связанные с созданием моделей обучения в высших учебных заведениях и перспективные направления их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы создания моделей обучения в вузах»

противоположных — отталкиваются), теорему (об эквивалентности магнитного поля тока и магнитного листка), правило (если левую руку расположить так, чтобы перпендикулярная составляющая вектора магнитной индукции входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были ориентированы по направлению тока, то отогнутый на 90 градусов большой палец покажет направление силы Ампера) и силу (действующую на проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле, пропорциональную длине проводника, вектору магнитной индукции, силе тока и синусу угла между вектором магнитной индукции и проводником), включенные в содержание среднего и высшего образования учащейся молодежи.

В качестве основания для классификации известных в первом десятилетии девятнадцатого века химических элементов А.М.Ампер выделил не отдельное свойство или признак, а совокупность физических и химических свойств, по отношению к которой простое тело, согласно терминологии французского ученого, можно отнести к отдельному роду. Классификация простых тел, предложенная А.М.Ампером, содержала два класса, пятнадцать родов и сорок восемь видов для соответствующего распределения известных газообразных, жидких и твердых веществ.

Российский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) установил, что свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов.

На основе открытого им периодического закона химических элементов профессор Д.И.Менделеев разрешил и соответствующую дидактическую проблему, написав и опубликовав классический труд «Основы химии» в 1869-1871 годах [4].

Принципиально новым в изложении научной информации по химии, предложенным и реализованным профессором Д.И.Менделеевым, было представление множества сведений о химических объектах, процессах и явлениях в форме единой, логически непротиворечивой, целостной системы.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что историческая составляющая естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ есть необходимый для повышения интеллектуального и творческого потенциалов учащихся дидактический элемент.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значение для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.

3. Каримов М.Ф. Труды по химии, математике и физике А.М.Ампера и их научное и дидактическое значение // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 2. - С. 82 - 85

4. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.

© Каримов М.Ф., Сайпанов А.В., 2017

УДК 377.111.3

Д.Н. Кузнцов

к.т.н., ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) Р.С. Майборода ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы связанные с созданием моделей обучения в высших учебных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

заведениях и перспективные направления их развития.

Ключевые слова

Обучение, моделирование, автоматизированные обучающие системы, математические модели.

Методические основы моделей обучения для автоматизированных обучающих систем включает общие правила их разработки, создания и реализации. Они предполагают с одной стороны комплексное рассмотрение процесса обучения во всех его проявлениях и взаимосвязях, а с другой - создание логической и математической моделей формирующих и имитирующих процесс обучения [1].

Такой подход состоит в том, чтобы каждый компонент обучения был составной частью общего процесса. Для создания процесса обучения прежде всего необходимо выбрать параметры, позволяющие описывать подготовку: во-первых, как целостное явление, во-вторых, как элемент более широкой системы, а в-третьих, как некоторую сложную структуру, внутреннее состояние которой необходимо представить с достаточной для заданного уровня подробностью. Вследствие этого целостность, иерархичность логических описаний учебного процесса должна составлять основу анализа и формализации квалификационных требований и образовательных стандартов в виде требований к уровням знаний по циклам дисциплин на всех стадиях построения вначале формального аналога логической, а затем и математической модели.

При выборе в моделях обучения параметров описаний необходимо четко представлять рассматриваемый физический процесс. Сама формализация связанная с глубоким и строгим анализом содержания, структуры, синтезом формального аппарата и ее содержательной интерпретацией ставит теорию на новую ступень ее развития, где модели становятся одним из основных инструментов познания сущности изучаемых процессов. Модель является наглядным образом подготовки, замещающим при обучении и исследовании оригинал. Ее информационная и логическая структура должны быть четко разграничены. В логической модели должны концентрироваться сведения о физической природе и качественных характеристик изучаемых дисциплин, степени и характеристики взаимодействий между ними, о месте и значении каждой дисциплины в общем образовательном процессе. Помимо этого в логической модели должна быть ярко выражена цель моделирования, приведен перечень искомых величин с указанием их практического предназначения и требуемой точности. Отсутствие научно обоснованных принципов построения логической модели нередко приводит к крайностям. В одном случае делается слишком узкий подход с примитивной схематизацией учебного процесса, который дает упрощенные и незначительные подчас, тривиальные результаты. В другом делается чрезмерно широкая постановка вопроса и в этом случае масса получаемых данных приводит к потере главного направления исследования.

Работа с логической моделью весьма трудоемка и содержит не только представление и описание учебного процесса, но и включает сбор большого количества исходных данных, известных с различной достоверностью.

Разработка логической модели завершается созданием блок-схемы модели повседневной деятельности вуза и описанием его функционирования. Логическая система составляет основу, на базе которой разрабатывается математическая модель. Непосредственно к этому вопросу примыкает и вопрос о необходимой степени детализации самого процесса обучения.

Большая степень детализации рассматриваемых действий приводит к значительному усложнению модели обучения. Дальнейшим этапом работы является выбор критериев обучения и описания части или всей логической модели аналитическими выражениями, т.е. создание математической модели, которая может реализоваться с использованием комбинации различных средств или только ЭВМ.

Построение математической модели включает:

- выбор параметров количественно характеризующих основные этапы подготовки в логической модели;

- определение перечня исходных данных, их размерности и форм представления;

- составление системы взаимосвязанных логических и математических алгоритмов для расчета численных значений выбранных параметров;

- построение полной математической модели, обеспечивающих вычисление заданных критериев

эффективности;

- программирование и отладку программ для воспроизведения модели на ЭВМ;

- составление методики моделирования обучения.

Для удовлетворения вышеперечисленных требований количественные соотношения в моделях должны воспроизводиться с помощью различных логических и математических зависимостей (формул, таблиц, графиков, систем уравнений).

Исходя из общих требований к моделям используемые в них методы моделирования также должны удовлетворять требованиям, наибольшего охвата учебного процесса, универсальности, инвариантности, точности и простоты вычислений.

Опыт моделирования показывает, что при создании моделей может использоваться самый различный математический аппарат.

Задачей этапа программирования является выбор языка, составление и отладка управляющей программы. Этап этот является обязательным при реализации математической модели на ЭВМ. При отладке устраняются ошибки алгоритмов и программ.

Таким образом моделирование позволяет учитывать множество событий в каждой реализации исследуемого процесса.

В заключении следует сказать, что наиболее точно и полно учебный процесс может описываться комбинацией аналитических и статистических методов с привлечением экспертных оценок. В связи с этим особую роль приобретают человеко-машинные обучающие модели и создаваемые на основе их модели учебного процесса.

Список использованной литературы: 1. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.

© Кузнецов Д.Н., Майборода Р.С. 2017

УДК. 372.854

О.Ю.Марчукова

преподаватель химии ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» г. Энгельс, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЪЯСНЯЮЩЕЙ АНАЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

В статье рассматривается методика применения метода разъясняющей аналогии на занятиях химии. Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей химии среднего профессионального образования.

Ключевые слова

Методика преподавания, химия, познавательная активность, метод обучения.

Процесс обучения проходит эффективнее, если студент проявляет познавательную активность. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная роль студента не могут решить такие задачи. Для их решения требуется новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.