Научная статья на тему 'Историческая составляющая естественно-математического образования учащихся средних школ'

Историческая составляющая естественно-математического образования учащихся средних школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА / ХИМИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Сайпанов А.В.

Оценено дидактическое значение исторической составляющей естественно математических дисциплин средних общеобразовательных школ, необходимой для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая составляющая естественно-математического образования учащихся средних школ»

химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

© Каримов М.Ф., Валиахметова Г.Г., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.В.Сайпанов учитель истории лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ

Аннотация

Оценено дидактическое значение исторической составляющей естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ, необходимой для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.

Ключевые слова История, математика, физика, химия, междисциплинарная связь.

Знание каждым школьником о том, что любая учебная или научная дисциплина создана благодаря творческой деятельности ученых, является источником его познавательного интереса к истории естественно - математической, общетехнической или социально - гуманитарной науки и междисциплинарной связи.

На основе данного эпистемологического и дидактического факта рассмотрим ряд основных элементов исторической составляющей естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ [1].

После первого древнегреческого ученого Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.), доказавшего ряд теорем геометрии и установившего некоторые положения естествознания [2], выдающуюся роль в развитии античной математики сыграл великий представитель эллинской культуры философ и математик, известный всем своей теоремой из геометрии прямоугольного треугольника, Пифагор (ок. 580 - ок. 500 до н.э.).

В научной школе Пифагора процветала числовая мистика. Приняв количественные соотношения за сущность всех вещей и оторвав их от материальной действительности, пифагорейцы пришли к идеализму. Пифагор учил, что мерой всех вещей являются числа и соотношения между ними. По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как «дружба», «справедливость», «радость» и т. д., находят объяснение в числовых зависимостях, для которых они являются только образами или копиями. Числам пифагорейцами явно приписывались мистические свойства.

Среди выдающихся физиков, внесших значительный вклад в развитие теоретических представлений химии [3], выделяется французский математик и физик Андре Мари Ампер (1775-1836), в честь которого названа единица измерения силы электрического тока, имеющий именные закон (параллельные проводники с электрическими токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в

противоположных — отталкиваются), теорему (об эквивалентности магнитного поля тока и магнитного листка), правило (если левую руку расположить так, чтобы перпендикулярная составляющая вектора магнитной индукции входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были ориентированы по направлению тока, то отогнутый на 90 градусов большой палец покажет направление силы Ампера) и силу (действующую на проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле, пропорциональную длине проводника, вектору магнитной индукции, силе тока и синусу угла между вектором магнитной индукции и проводником), включенные в содержание среднего и высшего образования учащейся молодежи.

В качестве основания для классификации известных в первом десятилетии девятнадцатого века химических элементов А.М.Ампер выделил не отдельное свойство или признак, а совокупность физических и химических свойств, по отношению к которой простое тело, согласно терминологии французского ученого, можно отнести к отдельному роду. Классификация простых тел, предложенная А.М.Ампером, содержала два класса, пятнадцать родов и сорок восемь видов для соответствующего распределения известных газообразных, жидких и твердых веществ.

Российский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) установил, что свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов.

На основе открытого им периодического закона химических элементов профессор Д.И.Менделеев разрешил и соответствующую дидактическую проблему, написав и опубликовав классический труд «Основы химии» в 1869-1871 годах [4].

Принципиально новым в изложении научной информации по химии, предложенным и реализованным профессором Д.И.Менделеевым, было представление множества сведений о химических объектах, процессах и явлениях в форме единой, логически непротиворечивой, целостной системы.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что историческая составляющая естественно - математических дисциплин средних общеобразовательных школ есть необходимый для повышения интеллектуального и творческого потенциалов учащихся дидактический элемент.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значение для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.

3. Каримов М.Ф. Труды по химии, математике и физике А.М.Ампера и их научное и дидактическое значение // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 2. - С. 82 - 85

4. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.

© Каримов М.Ф., Сайпанов А.В., 2017

УДК 377.111.3

Д.Н. Кузнцов

к.т.н., ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) Р.С. Майборода ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы связанные с созданием моделей обучения в высших учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.