Научная статья на тему 'Методологические основы развития педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России'

Методологические основы развития педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая система / профессиональное обучение / профессиональная подготовка / гибкое обучение / профессиональное воспитание / pedagogical system / professional education / professional training / flexible training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Павлович Морозов

Введение. Проблемы, связанные с развитием педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России, актуализированы современным состоянием приемов и методов, направленных на решение задач по борьбе с антиобщественными и криминальными проявлениями, которые являются основополагающими инструментами в правоохранительной деятельности. Многие базовые аспекты педагогической системы профессионального образования (далее – ПСПО) МВД России со временем и под влиянием современного методологического инструментария переосмысливаются и получают новое наполнение в понятийном аппарате. В процессе профессиональной подготовки специалистов МВД России, основанной на процессе замещения неэффективных устаревших методов и приемов, формируются нетрадиционные педагогические технологии. В данной статье рассматривается проблема исследования на основе научных концепций и нормативно-правовой базы целевых установок по формированию личности специалиста. Методы исследования. Автором применялся сравнительный анализ научных работ по данной теме, научно-педагогический анализ состояния нормативно-правовой базы, состояния практики реализации системы образования МВД России, а также использовался принцип научного моделирования. Кроме этого, были реализованы различные варианты анализа (историко-ретроспективный, интерпретативный, контентанализ). Результаты. Результаты исследования представлены в виде авторской модели педагогической системы профессионального образования образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Павлович Морозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases for the development of pedagogical system of professional education in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Introduction. The problems associated with the development of the pedagogical system of professional education in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are actualised by the current state of techniques and methods aimed at solving the tasks of combating anti-social and criminal manifestations, which are fundamental tools in law enforcement activities. Many basic aspects of the pedagogical system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revised over time and under the influence of modern methodological tools and are given new content in the conceptual apparatus. In the process of professional training of specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia, based on the process of replacement of ineffective outdated methods and techniques, non-traditional pedagogical technologies are formed. In this article the problem of research on the basis of scientific concepts and normative-legal base of target settings for the formation of specialist’s personality is considered. Research vethods. A comparative analysis of scientific works on this issue, scientific and pedagogical analysis of the state of the regulatory and legal framework, the state of practice of the implementation of the educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the principle of scientific modelling was used in this article. In addition, different variants of analysis (historical and retrospective, interpretative, content analysis) were implemented. Results. The results of the research are presented in the form of the author’s model of pedagogical system of professional education of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологические основы развития педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России»

Общая педагогика, история педагогики и образования

Научная статья УДК 378.046.4

ёо1: 10.35750/2071-8284-2024-1-172-179

Статья является призером конкурса публикаций в рамках I Всероссийского конгресса «Санкт-Петербургские встречи молодых учёных» 2023 года

Алексей Павлович Морозов

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0002-3557-8000, Saitek127@mail.ru

Ростовский юридический институт МВД России Российская Федерация, 344015, Ростов-на-Дону, ул. Еременко, д. 83

Методологические основы развития педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России

Аннотация: Введение. Проблемы, связанные с развитием педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России, актуализированы современным состоянием приемов и методов, направленных на решение задач по борьбе с антиобщественными и криминальными проявлениями, которые являются основополагающими инструментами в правоохранительной деятельности. Многие базовые аспекты педагогической системы профессионального образования (далее - ПСПО) МВД России со временем и под влиянием современного методологического инструментария переосмысливаются и получают новое наполнение в понятийном аппарате. В процессе профессиональной подготовки специалистов МВД России, основанной на процессе замещения неэффективных устаревших методов и приемов, формируются нетрадиционные педагогические технологии. В данной статье рассматривается проблема исследования на основе научных концепций и нормативно-правовой базы целевых установок по формированию личности специалиста. Методы исследования. Автором применялся сравнительный ана-

© Морозов А. П., 2024

лиз научных работ по данной теме, научно-педагогический анализ состояния нормативно-правовой базы, состояния практики реализации системы образования МВД России, а также использовался принцип научного моделирования. Кроме этого, были реализованы различные варианты анализа (историко-ретроспективный, интерпретативный, контент-анализ). Результаты. Результаты исследования представлены в виде авторской модели педагогической системы профессионального образования образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: педагогическая система, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, гибкое обучение, профессиональное воспитание

Для цитирования: Морозов А. П. Методологические основы развития педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2024. - № 1 (101). - С. 172179; doi: 10.35750/2071-8284-2024-1-172-179.

The article is a prize-winner in the competition of publications within the framework of the I All-Russian Congress "St. Petersburg Meetings of Young Scientists", 2023

Alexey P. Morozov

Graduate

https://orcid.org/0000-0002-3557-8000, Saitek127@mail.ru

Rostov Law Institute of the MIA of Russia 83, Eremenko str., Rostov-on-Don, 344015, Russian Federation

Methodological bases for the development of pedagogical system of professional education in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: Introduction. The problems associated with the development of the pedagogical system of professional education in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are actualised by the current state of techniques and methods aimed at solving the tasks of combating anti-social and criminal manifestations, which are fundamental tools in law enforcement activities. Many basic aspects of the pedagogical system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revised over time and under the influence of modern methodological tools and are given new content in the conceptual apparatus. In the process of professional training of specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia, based on the process of replacement of ineffective outdated methods and techniques, non-traditional pedagogical technologies are formed. In this article the problem of research on the basis of scientific concepts and normative-legal base of target settings for the formation of specialist's personality is considered. Research vethods. A comparative analysis of scientific works on this issue, scientific and pedagogical analysis of the state of the regulatory and legal framework, the state of practice of the implementation of the educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the principle of scientific modelling was used in this article. In addition, different variants of analysis (historical and retrospective, interpretative, content analysis) were implemented. Results. The results of the research are presented in the form of the author's model of pedagogical system of professional education of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: pedagogical system, professional education, professional training, flexible training

For citation: Morozov A. P. Methodological bases for the development of pedagogical system of professional education in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2024. -№ 1 (101). - P. 172-179; doi: 10.35750/2071-8284-2024-1-172-179.

Введение

В настоящее время в стране происходят сложные экономические, политические и иные социальные процессы, которые непосредственно оказывают влияние на состояние общественной безопасности и правопорядка. Сегодня борьба с антиобщественными и криминальными проявлениями не может проводиться одними и теми же приемами и методами.

В системе профессионального образования МВД России выявлена серьезная проблема, связанная с нехваткой квалифицированных кадров, способных после окончания образовательных организаций МВД России работать в правоохранительной сфере.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в недостаточной степени ее изученности и насущной потребности научно-теоретического осмысления.

У обучающихся в вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируются индивидуальные качества и профессиональные компетенции. В этот период происходит развитие стратегического и тактического мышления, умений и навыков выполнения функциональных обязанностей командиров подразделений. Вырабатываются такие личностные качества, как ответственность, инициатива, творчество, способность выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях [5, с. 67-72].

Таким образом, ключевое значение приобретает создание в образовательных организациях МВД России педагогической системы профессионального образования для подготовки квалифицированных специалистов юридического, управленческого, психологического, экономического, педагогического и других профилей высшего и среднего звеньев руководителей в соответствии с актуальными проблемами современного общества.

Проблема исследования состоит в определении роли педагогической системы профессионального образования в структуре МВД России.

Для решения поставленной проблемы автор, ссылаясь на научные изыскания И. В. Гор-линского, разработал педагогическую систему гибкого профессионального воспитания и обучения будущих специалистов (курсантов и слушателей) [1, с. 15-17]. В ней отражены принципы государственной политики в области образования, продублированные в законе «Об образовании» 1996 года. Кроме этого, она подробно описана в книге И. В. Горлинского «Педагогическая система гибкого обучения специалистов в вузах МВД России».

Данная система состоит из подсистемы гибкого профессионального обучения и подсистемы гибкого профессионального воспитания обучающихся и включает следующее:

1. Управление активностью воспитуемых и обучающихся, т. е. управление процессом воспитания и обучения. Речь идет о формировании единой формы взаимодействия преподавателей с курсантами и слушателями.

2. Воспитание и обучение в образовательном процессе должны гармонично сочетаться с практической и теоретической деятельностью. В рабочих программах учебных дисциплин большую часть тем целесообразно начинать с теории, а завершать практической подготовкой, т. е. строить по модульной схеме [14, с. 332-340].

3. Использование внутренних коллективообразующих факторов для формирования специальных отношений между участниками совместной деятельности.

4. Достижение наибольшей эффективности обучающими и воспитательными воздействиями в образовательном процессе, когда курсанты и слушатели выступают не как объект, а как субъект данной деятельности.

5. Создание условий для самовыражения курсантов и слушателей, не только в процессе обучения, но и в нравственно-этических действиях.

6. Учет и соответственное распределение нагрузки на обучающихся.

Истоки сегодняшних реформ ПСПО в образовательных организациях МВД России следует искать в конце восьмидесятых, начале девяностых годов прошлого века.

Данную проблему рассматривали О. А. Мальцева [6, с. 168-171], А. П. Морозов [7, с. 237-240], Т. А. Слободчикова [9, с. 238-242], З. Р. Танаева [10, с. 18-29], Б. А. Федулов [12, с. 34-37], А. М. Фомина [13, с. 415-418], М. В. Шустикова [15, с. 28-31] и другие ученые, которые неоднократно отмечали, что методы, приемы и способы обучения, используемые в образовательных организациях МВД России, устарели.

Кроме того, в исследованиях А. П. Морозова [5, с. 190-193], Ф. К. Зинурова1, Е. В. Па-рахина [8, с. 216-217], В. А. Торопова [11, с. 77-80] представлено обоснование методологических подходов к определению инновационной деятельности в педагогической системе профессионального образования.

1 Зиннуров Ф. К., Марданов Д. Р. Образовательные технологии в системе профессиональной подготовки курсантов учебных организаций МВД России на основе контекстного подхода. - Казань: Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 120.

Методы исследования

В системе профессионального образования в МВД России выделялась педагогическая составляющая [4, с. 37-45]. Вследствие принципа инерции обучение специалистов в 19 90-х годах проводилось с использованием традиционных - устаревших, и потому неэффективных - методик обучения. Кроме того, зарубежный и отечественный педагогический опыт в образовательном процессе не использовался.

Под ПСПО (педагогической системой профессионального образования) понимается определенная совокупность неизменяющихся элементов, необходимых для создания образовательного процесса, обеспечивающего формирование специалиста для подразделений МВД России с необходимыми профессиональными умениями и качествами. Сложившаяся к настоящему времени система подготовки профессиональных кадров, прошедшая глубокую структурную модернизацию, отвечает всем требованиям, предъявляемым МВД России.

Национальная доктрина образования в России включает целеполагание как нормативно-правовой документ, регламентирующий деятельность всех структур системы образования Российской Федерации, в том числе и концепции образования, профессионального образования и педагогическую систему профессионального образования в России. В свою очередь, ПСПО включает три основных составляющих (организационно-управленческая, научно-содержательная и технологическая). Кроме этого, ПСПО содержит в себе подсистему гибкого обучения специалистов в образовательных учреждениях МВД России, подсистему профессионального воспитания, самовоспитания и развития личности будущего специалиста МВД и подсистему подготовки и повышения квалификации преподавателей для образовательных организаций системы МВД России.

Модель ПСПО в учебных заведениях МВД России и направления ее развития включают обновление федеральных государственных образовательных стандартов по циклам дисциплин, интеграцию ПСПО в мировую систему профессиональной подготовки полицейских кадров, адекватных вызовам времени, и новые технологии профессиональной подготовки специалистов МВД России с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.

В положениях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» отражена концептуальная основа педагогической системы профессионального образования. Что же касается федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то они закрепляют научно-содержательную основу ПСПО в образовательных организациях. ФГОС определяют основные требования к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов в образовательных организациях, в том числе и МВД России.

Анализируя нормативно-правовую базу системы образования России, определим принципы ПСПО.

1. Принцип инерционности. Он заключается в сохранении устаревших элементов в структурных составляющих ПСПО.

2. Принцип последовательности и преемственности развития ПСПО. Констатирует необходимость сохранения всех значимых аспектов исторически сложившейся образовательной системы и перенос их в современную систему профессионального образования.

3. Принцип гуманитарности и гуманности. Основывается на идеях педагогики сотрудничества, составляющих партнерские взаимоотношения между обучающимися и педагогами, а также руководителями. В образовательных организациях различных уровней способствует развитию самоуправления и демократизации учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип единства региональной (ведомственной) и федеральной составляющих в ПСПО. Он предполагает использование в ПСПО ФГОС для подготовки сотрудников по разным специальностям (направлениям).

5. Принцип самоуправления, коллегиальности и единоначалия в ПСПО. Реализуется в процессе сочетания целесообразности и необходимости принятия коллегиальных и единоличных решений руководителем учебного заведения.

6. Принцип профессионально-научного развития ПСПО. Он предусматривает взаимодополнение принципов регионального самоуправления и государственного регулирования через развитие форм интеграции науки и практики, разработки и внедрения научно-практических и образовательных программ, использование данных техники и науки в педагогическом процессе.

7. Принцип единства технологического и теоретического развития ПСПО. Определяет необходимость построения ПСПО с обширным использованием различных педагогических технологий и практик воспитания и обучения.

8. Принцип непрерывности в ПСПО. Формирует условия, обеспечивающие последовательное развитие навыков профессиональной подготовки сотрудников полиции и их реализацию в процессе службы.

9. Принцип целостности развития воспитания и обучения слушателей с использованием дифференцированного подхода к различным курсам обучения. Ориентирован на выбор средств и приемов воздействия на обучающихся, а также на выбор методов и форм обучения.

10. Принцип взаимосвязи разных технологий в ПСПО. Сочетание цифровых технологий и технических средств в образовательном процессе.

11. Принцип прогнозирования в развитии ПСПО. Учет и прогнозирование зарубежного и отечественного педагогического опыта в подготовке сотрудников, а также прогнозирование новых педагогических идей.

При использовании вышеперечисленных принципов в образовательных организациях МВД России, по нашему мнению, в ПСПО произойдут существенные позитивные изменения, а именно:

- повысится научный уровень профессионального образования;

- в образовательных организациях МВД России усилится фундаментальность профессионального образования;

- за счет научно обоснованного отбора учебных дисциплин повысится профессионализм, определяющий квалификацию сотрудников;

- станут развиваться и эффективно использоваться педагогические компоненты и психологические технологии, обеспечив личностный рост и специалистов системы МВД России, и самих преподавателей;

- за счет внедрения, использования и совершенствования новых педагогических технологий и методического мастерства преподавателей возрастет качество образования;

- расширится возможность интеграции профессионального образования системы МВД России в мировую систему подготовки полицейских кадров;

- численность обучающихся в образовательных организациях МВД России увеличится;

- усилится практическая составляющая в профессиональной подготовке специалистов.

С учетом реализации определенных педагогических условий, к которым можно отнести использование интерактивных методов обучения, комплексность и системность обучения, процесс формирования профессиональных компетенций значительно ускорится.

Результаты исследования. На первом этапе исследования использован контент-анализ, в результате чего определены состояние данной проблемы в современном педагогическом дискурсе и нормативно-правовая база, касающаяся проблематики исследования.

На втором этапе поставлена цель - выявить качественное своеобразие и дать оценку вклада И. В. Горлинского в развитие теоретических основ проблематики нашего исследования. Гипотеза исследования сводилась к утверждению о том, что автор внес значительный вклад в формирование теоретических основ ПСПО МВД России. Фундаментом нашего исследования явились научные труды И. В. Горлинского, давшие импульс к началу разработки авторской модели ПСПО МВД России.

Наша модель педагогической системы профессионального образования представлена на рис. 1.

Рис. 1. Обсуждени<

ования

Как показано в нашем исследовании, актуальность постановки проблемы определения методологических основ ПСПО определяется следующими факторами. Проведен-

ный нами на первом этапе исследования комплексный анализ педагогической системы профессионального образования, которая сформировалась в конце восьмидесятых -начале девяностых годов в образовательных организациях МВД России, показал, что у преподавателей имелась проблема правильной постановки цели к темам занятий, что, в свою очередь, затрудняло развитие активности обучающихся, снижало их познавательный интерес к теме занятия и ограничивало самостоятельность. В результате таких занятий требуемые знания программного материала обучающимися в полном объеме не были получены. Это также вызывало необходимость введения рубежного контроля дважды в семестр, ужесточение требований к обучающимся со стороны преподавателей (усиление командного стиля), а также расширение школьного метода мониторинга за успеваемостью путем выставления оценок по четырехбалльной шкале. Образовавшиеся формы обучения способствовали установлению новых правил: преподаватель - это начальник, а обучающийся - это подчиненный, и слово преподавателя - закон. Такие правила унижали обучающихся, сковывали их поведение на занятиях. Из-за боязни получить неудовлетворительную оценку обучающиеся обманывали не только преподавателей, но и самих себя, отмалчивались, были пассивны на занятиях [3, с. 240-243]. Безусловно, в тот период уровень профессиональной подготовки курсантов и слушателей нуждался в совершенствовании.

Изучение трудов И. В. Горлинского показало, что в центре его внимания находились проблемы, связанные с интерпретацией условий организации системы гибкого обучения. Представляют интерес практические занятия в режиме «участвующего обучения». Для их проведения приглашались практические сотрудники органов внутренних дел. В настоящее время этот прием используется в системе профессиональной подготовки кадров в МВД.

Заключение

Проведенный анализ дает нам возможность констатировать: большинство перечисленных тенденций образовательного процесса способствуют расширению и развитию всех элементов педагогической системы профессионального образования. Следовательно, это будет содействовать реализации системного подхода к построению целостного педагогического процесса в образовательных организациях профессионального образования МВД России.

В заключение отметим, что в процессе рассмотрения нами вопроса развития педагогической системы профессионального образования мы пришли к следующему выводу: данную систему необходимо модернизировать, точнее, обновить и расширить ее функции. Мы предлагаем выделить в ее составе воспитательную, развивающую, содержательную, управленческую, обучающую и научную функции.

Список литературы

1. Горлинский И. В. Новые технологии в педагогический процесс Академии управления МВД России / Сборник статей учебно-методического сбора профессорско-преподавательского и начальствующего состава Академии управления МВД России (сентябрь 1998 г.). -Москва: Академия управления МВД России, 1998. - С. 15-17.

2. Зиннуров Ф. К., Марданов Д. Р. Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр // Вестник экономической безопасности. - 2019. -№ 4. - С. 400-402.

3. Конко З. У. Исторические этапы формирования и развития системы профессионального образования в МВД России / Документ в современном обществе: соединяя пространство и время : материалы XIV Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 09-10 апреля 2021 года; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. - С. 240-243.

4. Кожевина М. А. Профессиональное образование в истории российской полиции (1718 - начало 2000-х годов) // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2018. -№ 1(68). - 37-45.

5. Морозов А. П. Профессиональная подготовка сотрудников (курсантов и слушателей) в образовательных учреждениях МВД России / XXXV Международные Плехановские чте-

ния: сборник статей участников : в 4 т. РЭУ им. Г. В. Плеханова, 22-24 марта 2022 года. - Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2022. - Т. 2. - С. 67-72.

6. Мальцева О. А. Особенности формирования профессионально-важных качеств сотрудников для предварительного следствия в ходе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России / Актуальные проблемы совершенствования производства предварительного следствия в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 7 апреля 2020 г., Москва, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя 2020. - С. 168-172.

7. Морозов А. П. Исторические аспекты становления образовательного процесса в системе НКВД РСФСР / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 237-240.

8. Парахина Е. В. Инновационные подходы в методике обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки, Иркутск, 10-11 июня 2015 года. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 216-217.

9. Слободчикова Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). -С. 238-242.

10. Танаева З. Р., Деккерт Д. В. Развитие профессионального мастерства сотрудников полиции в условиях дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 4 (53). - С. 18-28.

11. Торопов В. А. Реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной системе МВД России / Проблемы физкультурного образования в силовых ведомствах (структурах): содержание, направленность, технологии, организация : сборник статей по материалам VIII Международного научного конгресса, Санкт-Петербург, 15-16 декабря 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 77-80.

12. Федулов Б. А. Особенности реализации компетентностного подхода в образовательных организациях МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2020. - № 35. - С. 34-37.

13. Фомина А. М. Проблемы формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника системы высшего образования МВД России // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. - № 5(14). - С. 415-418.

14. Чернецкий В. А., Кузьмин В. В., Картавцев Д. А., Ефимова А. А. Актуальность проведения практических занятий у слушателей профессиональной подготовки совместно с сотрудниками практических органов внутренних дел // Педагогический журнал. - 2021. -Т. 11. - № 4-1. 332-340.

15. Шустикова М. В. Особенности воспитательной деятельности курсантов МВД России в современном мире // Успехи гуманитарных наук. - 2021. - № 2. - С. 28-31.

References

1. Gorlinskiy I. V. Novyye tekhnologii v pedagogicheskiy protsess Akademii upravleniya MVD Rossii / Sbornik statey uchebno-metodicheskogo sbora professorsko-prepodavatel'skogo i nachal'stvuyushchego sostava Akademii upravleniya MVD Rossii (sentyabr' 1998 g.). - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1998. - S. 15-17.

2. Zinnurov F. K., Mardanov D. R. Sredstva realizatsii kontekstnogo podkhoda pri podgotovke kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii v protsesse podgotovki i prove-deniya delovykh igr // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2019. - № 4. - S. 400-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Konko Z. U. Istoricheskiye etapy formirovaniya i razvitiya sistemy professional'nogo obra-zovaniya v MVD Rossii / Dokument v sovremennom obshchestve: soyedinyaya prostranstvo i vre-mya : materialy XIV Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yekaterinburg, 09-10 aprelya 2021 goda; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. Yel'tsina; Rossiyskiy gosu-

darstvennyy professional'no-pedagogicheskiy universitet. - Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2021. - S. 240-243.

4. Kozhevina M. A. Professional'noye obrazovaniye v istorii rossiyskoy politsii (1718 - nachalo 2000-kh godov) // Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. - 2018. - № 1(68). - 37-45.

5. Morozov A. P. Professional'naya podgotovka sotrudnikov (kursantov i slushateley) v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii / XXXV Mezhdunarodnyye Plekhanovskiye chteniya: sbornik statey uchastnikov : v 4 t. REU im. G. V. Plekhanova, 22-24 marta 2022 goda. -Moskva: Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet im. G. V. Plekhanova, 2022. - T. 2. - S. 67-72.

6. Mal'tseva O. A. Osobennosti formirovaniya professional'no-vazhnykh kachestv sotrudnikov dlya predvaritel'nogo sledstviya v khode professional'noy podgotovki v obrazovatel'nykh organi-zatsiyakh MVD Rossii / Aktual'nyye problemy sovershenstvovaniya proizvodstva predvaritel'nogo sledstviya v sovremennykh usloviyakh razvitiya ugolovno-protsessual'nogo zakonodatel'stva: sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Moskva, 7 apre-lya 2020 g., Moskva, Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya 2020. - S. 168-172.

7. Morozov A. P. Istoricheskiye aspekty stanovleniya obrazovatel'nogo protsessa v sisteme NKVD RSFSR / Pedagogika i psikhologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh or-ganov: integratsiya teorii i praktiki : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii, Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2023. - S. 237-240.

8. Parakhina Ye. V. Innovatsionnyye podkhody v metodike obucheniya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii / Sovershenstvovaniye professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv : materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchen-noy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. i prazdnovaniyu 20-letiya ob-razovaniya kafedry fizicheskoy podgotovki, Irkutsk, 10-11 iyunya 2015 goda. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2015. - S. 216-217.

9. Slobodchikova T. A. Osobennosti pedagogicheskoy obrazovatel'noy sistemy vuzov MVD Rossii // Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2018. - № 1 (155). - S. 238-242.

10. Tanayeva Z. R., Dekkert D. V. Razvitiye professional'nogo masterstva sotrudnikov politsii v usloviyakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - 2022. - № 4 (53). - S. 18-28.

11. Toropov V. A. Realizatsiya osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm v obrazovatel'noy sisteme MVD Rossii / Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya v silovykh vedom-stvakh (strukturakh): soderzhaniye, napravlennost', tekhnologii, organizatsiya : sbornik statey po materialam VIII Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, Sankt-Peterburg, 15-16 dekabrya 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2022. - S. 77-80.

12. Fedulov B. A. Osobennosti realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii // Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 35. - S. 34-37.

13. Fomina A. M. Problemy formirovaniya professional'noy kompetentnosti nauchno-ped-agogicheskogo rabotnika sistemy vysshego obrazovaniya MVD Rossii // Vestnik nauki. - 2019. -T. 4. - № 5 (14). - S. 415-418.

14. Chernetskiy V. A., Kuz'min V. V., Kartavtsev D. A., Yefimova A. A. Aktual'nost' provedeniya prakticheskikh zanyatiy u slushateley professional'noy podgotovki sovmestno s sotrudnikami prak-ticheskikh organov vnutrennikh del // Pedagogicheskiy zhurnal. - 2021. - T. 11. - № 4-1. 332-340.

15. Shustikova M. V. Osobennosti vospitatel'noy deyatel'nosti kursantov MVD Rossii v sovre-mennom mire // Uspekhi gumanitarnykh nauk. - 2021. - № 2. - S. 28-31.

Статья поступила в редакцию 16.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 01.03.2024.

The article was submitted September 16, 2023; approved after reviewing November 8, 2023; accepted for publication March 1, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.