Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЁННОСТЬ КУРСАНТОВ В ПРОФЕССИЮ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВНОЙ РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЦИИ'

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ КУРСАНТОВ В ПРОФЕССИЮ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВНОЙ РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВОВЛЕЧЁННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бантюков Игорь Борисович, Трабо Валерий Николаевич

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессионально ориентированное обучение как фактор адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к предстоящей профессиональной деятельности в качестве специалиста в подразделениях органов внутренних дел является важнейшей основой профессиональной надёжности будущего специалиста и существенно влияет на эффективность его служебной деятельности. Одним из важных аспектов подготовки специалистов является вовлечённость курсантов в профессию уже на ранней стадии обучения. Данное обстоятельство определило цель настоящей работы - исследование динамики вовлечённости курсантов в профессиональную деятельность, мотивации к обучению. В соответствии с намеченной целью поставлены задачи - выявление проблем в организации обучения, активизация познавательной деятельности, индивидуализация обучения. Методы. В исследовании применены следующие методы: теоретические (моделирование, анализ и синтез); эмпирические (наблюдение, сравнение, тестирование); математические (статистические). Результаты. Конечной целью всех педагогических подходов является не вовлечённость курсантов сама по себе, а эффективность обучения и применение результатов освоения новых знаний в реальной профессиональной деятельности. Организация данного процесса требует от современного педагога умения пользоваться в своей деятельности различными операционными системами, электронными библиотеками и программами, а также сетевыми коммуникационными технологиями взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бантюков Игорь Борисович, Трабо Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADET’S INVOLVEMENT IN THE PROFESSION DURING TRAINING AS THE MAIN RESERVE FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF MODERN POLICE

Introduction. The relevance of the research topic is due to the fact that professionally oriented training as a factor in the adaptation of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to their future professional activities as a specialist in the departments of internal affairs bodies is the most essential basis for professional reliability of a future specialist and significantly affects the effectiveness of his performance. One of the important aspects of specialists training is the early involvement of cadets in the profession. This circumstance determined the purpose of the present work - to study the dynamics of cadets’ involvement in professional activities, motivation for training. In accordance with the intended goal, the following objectives have been set - identifying problems in the organization of training, enhancing cadets’ cognitive activity, and individualizing training process. Methods. The study applied the following methods: theoretical (modeling, analysis and synthesis); empirical (observation, comparison, testing); mathematical (statistical). Results. The ultimate goal of all pedagogical approaches is not cadets’ involvement in itself, but the effectiveness of training and the application of the results of mastering new knowledge in real professional activities. The organization of this process requires a modern educator to be able to use various operating systems, electronic libraries and programs, as well as interactive network communication technologies in his activities.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЁННОСТЬ КУРСАНТОВ В ПРОФЕССИЮ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВНОЙ РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЦИИ»

Научная статья УДК 37.047

doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-170-175

Мгорь Борисович Бантюков

кандидат юридических наук https://orcid.org/0000-0003-4419-6220, bantig2021@mail.ru

Валерий николаевич Трабо

https://orcid.org/0000-0003-1195-8161, topgun24196503@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Вовлечённость курсантов в профессию в период обучения - основной резерв повышения эффективности деятельности современной полиции

Аннотация. Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессионально ориентированное обучение как фактор адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к предстоящей профессиональной деятельности в качестве специалиста в подразделениях органов внутренних дел является важнейшей основой профессиональной надёжности будущего специалиста и существенно влияет на эффективность его служебной деятельности.

Одним из важных аспектов подготовки специалистов является вовлечённость курсантов в профессию уже на ранней стадии обучения.

Данное обстоятельство определило цель настоящей работы - исследование динамики вовлечённости курсантов в профессиональную деятельность, мотивации к обучению. В соответствии с намеченной целью поставлены задачи - выявление проблем в организации обучения, активизация познавательной деятельности, индивидуализация обучения.

Методы. В исследовании применены следующие методы: теоретические (моделирование, анализ и синтез); эмпирические (наблюдение, сравнение, тестирование); математические (статистические).

Результаты. Конечной целью всех педагогических подходов является не вовлечённость курсантов сама по себе, а эффективность обучения и применение результатов освоения новых знаний в реальной профессиональной деятельности. Организация данного процесса требует от современного педагога умения пользоваться в своей деятельности различными операционными системами, электронными библиотеками и программами, а также сетевыми коммуникационными технологиями взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональное обучение, мотивационная направленность, вовлечённость, ценностно-смысловая сфера, индивидуализация

Для цитирования: Бантюков И. Б., Трабо В. Н. Вовлечённость курсантов в профессию в период обучения - основной резерв повышения эффективности деятельности современной полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 170-175; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-170-175.

Igor B. Bantyukov

Cand. Sci. (Jurid.) https://orcid.org/0000-0003-4419-6220, bantig2021@mail.ru

Valeriy N. Trabo

https://orcid.org/0000-0003-1195-8161, topgun24196503@mail.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Бантюков И. Б., Трабо В. Н., 2023

Cadet's involvement in the profession during training as the main reserve for increasing the effectiveness of modern police

Abstract: Introduction. The relevance of the research topic is due to the fact that professionally oriented training as a factor in the adaptation of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to their future professional activities as a specialist in the departments of internal affairs bodies is the most essential basis for professional reliability of a future specialist and significantly affects the effectiveness of his performance.

One of the important aspects of specialists training is the early involvement of cadets in the profession. This circumstance determined the purpose of the present work - to study the dynamics of cadets' involvement in professional activities, motivation for training. In accordance with the intended goal, the following objectives have been set - identifying problems in the organization of training, enhancing cadets' cognitive activity, and individualizing training process.

Methods. The study applied the following methods: theoretical (modeling, analysis and synthesis); empirical (observation, comparison, testing); mathematical (statistical).

Results. The ultimate goal of all pedagogical approaches is not cadets' involvement in itself, but the effectiveness of training and the application of the results of mastering new knowledge in real professional activities. The organization of this process requires a modern educator to be able to use various operating systems, electronic libraries and programs, as well as interactive network communication technologies in his activities.

Keywords: professional training, motivational orientation, involvement, axiological sphere, individualization

For citation: Bantyukov I. B., Trabo V. N. Cadet's involvement in the profession during training as the main reserve for increasing the effectiveness of modern police // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 170-175; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2170-175.

В процессе обучения педагог обязан привести каждого курсанта к пониманию его перспективы как специалиста и дать возможность почувствовать себя состоявшимся сотрудником органов внутренних дел. Важную роль на этом этапе играет психолого-педагогическое сопровождение курсантов как сотрудников, входящих в профессию.

Сегодня образовательные организации МВД России, как и гражданские вузы, реализуют компетентностный подход к профессиональному обучению.

Преподавание дисциплин производится в информационно-познавательном и поведенческом формате. По мнению Б. Ц. Бадмаева, «человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению каких-то реальных задач. Всё остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается». В описательной части компетенций профессиональные навыки при изучении дисциплин представлены в понятиях «знать», «уметь», «владеть». Чтобы «включить» познавательную деятельность курсанта для эффективного овладения требуемыми компетенциями, важно активизировать его устойчивое волевое желание, его потребность и заинтересованность в информации для дальнейшего преобразования полученных знаний в умения и навыки. Таким образом, степень активного участия курсантов во всём, что свя-

зано с освоением образовательной программы, в процессе профессионально ориентированного обучения играет решающую роль. Термин «вовлечённость» всё чаще используется профессионалами в сфере обучения и развития и всё теснее связывается с положительными изменениями в образовательном опыте обучающегося. Интерес педагогов ведомственных образовательных организаций МВД России к феномену вовлечённости - прямое свидетельство реализации подхода, ориентированного на курсанта -современного сотрудника органов внутренних дел. Вовлечение - это конкретные действия, которые предпринимают педагоги для того, чтобы повысить степень вовлечённости своей целевой аудитории. В данном случае совершенно неважно, о какой целевой аудитории идёт речь, важно, что вовлечённость превращает потребителей учебного контента в соавторов обучения.

Процессу активизации познавательной деятельности уделяли внимание в своих исследованиях С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульхано-ва-Славская, М. М. Силенок, Т. М. Михайлова, Ю. А. Шаранов и др.

Считая вовлечённость в обучение разумным подходом к мотивации, А. Д. Родионова отмечает, что с учётом развития мировых технологий в различных сферах система образования, пришедшая к нам из прошлого столетия, перестаёт соответствовать требованиям времени. В условиях постоянного увеличения объёма учебного материала, нарастающего потока науч-

но-практической информации в различных областях возрастает роль обучающихся в оценке качества образования. В анкетных опросах обучающихся перечисляют следующие проблемы в организации обучения [3].

1.Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

2.Кадровый потенциал.

3.Учебный процесс. Построение занятий, соотношение теории и практики.

4.Уровень мотивации.

5.Инновации как материально-техническое обеспечение.

Большое влияние как на качество профессионально-ориентированного обучения, так и на вовлечённость курсантов в процесс профессионально ориентированного обучения оказывает недостаточное материально-техническое оснащение образовательных организаций МВД России. Педагоги вынуждены использовать всё своё педагогическое мастерство и опыт профессиональной деятельности в период службы в практических подразделениях МВД России, чтобы максимально индивидуализировать образовательный процесс для профессионально ориентированного развития каждого курсанта.

Методы

В чём же в образовательных организациях МВД России проявляется вовлечённость курсантов? Все три аспекта - когнитивный, эмоциональный и поведенческий - работают вместе.

В процессе наблюдения установлено, -если курсант прилежно выполняет все задания, участвует во всех обучающих и научных мероприятиях, но не испытывает эмоциональной вовлечённости в процесс активной работы над материалом, показанный им результат будет формальным. Но чем чётче курсант будет представлять, какие проблемы лично ему помогут разрешить получаемые знания, какие преимущества он получит в результате, что поможет в его будущей профессии исполнять должностные обязанности лучше других, тем больше собственного ресурса он будет вкладывать в процесс обучения. Таким образом, мотивация - это импульс, запускающий и удерживающий состояние вовлечённости.

В то же время педагог способен чётко определить, кому при обучении необходимо уделять больше внимания лично, а кому больше пользы принесёт выполнение самостоятельных заданий. Учёт особенностей личности курсантов при индивидуализации учебной работы очень важен. Имеется ещё один критерий организационного характера - реальность учёта индивидуальных особенностей личности курсантов в рамках дидактических средств [2]. В данном случае применение цифровых технологий и выработка на их основе методов повышения качества образования - хорошее, хотя и не идеальное решение в процессе индивидуализации обучения.

Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации включает три основных блока:

1) официальный сайт образовательной организации;

2) электронную библиотеку;

3) электронную образовательную среду. Наша собственная педагогическая практика учёта индивидуального подхода показывает, что курсанты, вовлекаясь в обучение как непосредственные активные участники образовательного процесса, проявляли интерес к ориентированным на практику заданиям, которые им предлагалось выполнить и обсудить с педагогом, выразить своё отношение к происходящему, предложить свои решения. В этом случае в образовательном процессе у курсантов появлялась сформированная мотивация для участия в профессионально ориентированном действии. Каждый из них ощущал себя участником происходящих событий, желал принять участие в занятии и внести в него свою лепту [1].

Однако важно понимать, что мотивированный курсант - ещё не значит вовлечённый. Чтобы курсант стал действительно вовлечённым, необходимо создать среду, благоприятную не только для учебной, но и для социальной активности. Такая среда складывается из целого комплекса условий:

-отсутствие технических и организационных барьеров в обучении;

-психологически безопасная, открытая образовательная среда;

-связь учебного контента с реальными профессиональными задачами;

-положительное подкрепление успехов на всех этапах обучения;

-возможность взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Стоит отметить, что требования к профессиональному уровню сотрудников органов внутренних дел стимулируют и самих педагогов к активизации своих познавательных процессов в сфере информационно-коммуникативных технологий. Современный педагог обязан в совершенстве знать и уметь пользоваться в профессиональной деятельности различными операционными системами, электронными библиотеками и программами, а также сетевыми коммуникационными технологиями взаимодействия.

В настоящее время на педагога возложена важная воспитательная миссия - формирование мировоззрения курсантов, их отношения к своей будущей профессиональной деятельности. Анализ начального этапа прохождения профессиональной адаптации показывает, что изначально большинство курсантов не имели чёткого представления о структуре органов внутренних дел, куда они пришли для получения профессиональных знаний. Подавляющее большинство курсантов первого года обучения, независимо от факультета, уже в течение первого месяца службы полностью изменили своё представление о системе МВД России. Проведённое нами тестирование позволило выявить негативную динамику показателей отношения к служебной деятельности у курсантов первого года обучения (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей отношения к службе в органах внутренних дел у курсантов до и после начала обучения (первый год обучения)

Изучение научных трудов, тестирование обучающихся, а также наблюдение непосредственно в процессе практических занятий позволили установить, что показатели вовлечённости в профессию у курсантов первого года обучения и последующих значимо отличаются.

Сравнительный анализ показателей свидетельствует о наличии стремления к достижению личных и профессиональных целей, общественному признанию, использованию индивидуального творческого подхода при решении оперативно-служебных задач, а также к расширению социальных контактов.

«В 20-х гг. XX века классик прагматического подхода в образовании и социальный философ Джон Дьюи сравнил педагогику со строительством здания, подчеркнув сложную природу этой сферы знаний, которая находится на стыке науки и искусства. Возводя здание как произведение искусства, мы пользуемся точными научными изысканиями и расчётами. То же происходит в педагогике и андрагогике: применяя точные формализованные подходы и образовательные технологии, каждый педагогический дизайнер с изящным мастерством художника находит баланс между индивидуальными особенностями обучающегося, формированием смыслов, созданием образовательной программы, способами доставки контента и управлением вовлечённостью» [4].

Результаты проведённого исследования позволяют говорить о важности мотивации в учебном процессе и её значимости в повышении эффективности обучения.

Снижение уровня вовлечённости курсантов или хотя бы одного из аспектов (поведенческого, эмоционального, когнитивного) практически сразу сказывается на динамике группы, ухудшает общую атмосферу и настроение курсантов, снижает работоспособность и учебную активность. В этом случае стоит использовать современные достижения педагогического дизайна, основанные на философии социального конструктивизма и когнитивном подходе, и интегрировать работающие практики в образовательную программу [5]:

-связывать новый опыт с имеющимся; -выявлять интересы обучающихся; -организовывать общение и дискуссии; -разрабатывать подходящие упражнения; -использовать современные образовательные и цифровые технологии (адаптивное обучение, видеоконтент, виртуальную реальность, микрообучение, симуляцию, чат-боты); -стимулировать состязательность; -предоставлять регулярную и своевременную обратную связь.

Заключение

Анализ полученных в процессе исследования данных позволил установить, что в период обучения в университете степень вовлечённости курсантов в учебный процесс меняется. По итогам тестирования у обучающихся первых курсов (независимо от факультета) наблюдалась отрицательная динамика. На старших курсах ситуация изменялась в сторону улучшения показателей, и это связано в первую очередь с эффективными педагогическими приёмами, индивидуализацией подхода, мастерством преподавателя, его практическим опытом, владением передовыми методами преподавания и современными технологиями.

Таким образом алгоритм действий, включающий в себя такие составляющие, как выявление проблемы, индивидуализация подхода, активизация познавательной деятельности показал свою эффективность в качестве способа повышения интереса к профессии, мотивации к обучению.

Проведённое исследование позволяет выявить возможности вовлечённости обучающихся в образовательный процесс. Подтверждено влияние данного фактора на повышение качества обучения и дальнейшее развитие умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

«Невзирая на цифровую революцию, фундаментальные конструктивистские принципы обучения остаются неизменными: мы обучаемся, получая и трансформируя опыт, а эффективность усвоения нового опыта зависит от наших усилий и вовлечённости. Педагогика, андраго-

гика и педагогический дизайн благодаря достижениям когнитивных наук могут с достаточной степенью точности предсказать, сколько раз нужно повторить концепцию, чтобы её запомнить. Однако для поддержания уровня вовлечённости необходим творческий динамический подход: время от времени нужно оценивать настроение и интерес слушателей и применять те практики, которые видятся целесообразными в текущий момент» [4].

Вышеизложенное позволяет заключить,

что для усиления вовлечённости в процесс обучения, а также повышения качества подготовки обучающихся к профессиональной деятельности необходимо использование современных цифровых технологий в сочетании с классическими, проверенными методами обучения с учётом эмоционально-психологических факторов и индивидуальных особенностей курсантов в целях закрепления и развития необходимых навыков.

Список литературы

1. Бутко Р. П. Анализ моделей педагогического дизайна для проектирования онлайн-курсов / Наука и практика - 2019 : сборник трудов Всероссийской междисциплинарной научной конференции, Астрахань, 21-26 октября 2019 года. - Астрахань: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 2019. - 70 с.

2. Золотенко В. А., Кислова Н. А. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе профессиональной идентификации и адаптации учащихся образовательных организаций системы МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 3. - С. 155-161.

3. Правдина М. Стили преподавания и вовлечённость студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов // Мониторинг университета. - 2010. - № 3. - С. 2-11.

4. Ширинкина Е. В. Оценка потенциала цифрового обучения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - № 2 (26). - С. 137-142.

5. Ширинкина Е. В. LJM как методика вовлечённости персонала в процессы бизнес-обучения // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2020. -№ 4 (52). - С. 97-106.

6. Гончарова Н. А., Сарсенова А. А. Значение служебной лояльности в обеспечении личностной надёжности сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020) : материалы Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург? Санкт-Петербургский университет МВД России,, 2020. - С. 128-131.

7. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс] // Cyberleninka : сайт. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 28.01.2023).

8. Милайкин Е. О. Виртуальные музеи: история и применяемые технологии // Научный журнал «Студенческий»: электронный научный журнал. - 2017. - № 19 (19) [Электронный ресурс] // СибАК : сайт. - URL: https://sibac.info/journal/student/19/89660 (дата обращения: 28.01.2023).

9. Смирнова О. С. Интерактивный музей - музей живой истории [Электронный ресурс] // Geum.ru : образовательный портал. - URL: http://geum.ru/next/art-262963.php (дата обращения: 28.01.2023).

10. Смородина В. А., Вашкевич А. В. Ключевые аспекты укрепления дорожно-транспортной дисциплины сотрудников органов внутренних дел // Вестник НЦ БЖД. - № 4 (34). - 2017 - С. 74-86.

11. Петров К. Н. Проблемы совершенствования тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». -2022. - № 3. - 143-151.

12. История МВД России [Электронный ресурс] // мвд.рф : официальный сайт. - URL: https:// мвд.рф/history/карта-музеев-МВД-России (дата обращения 28.01.2023).

13. Музей истории Московского уголовного розыска [Электронный ресурс] // Moscowalk.ru: сайт. - URL: http://moscowalk.ru/cao/tverskoi/museum/mur.html (дата обращения: 28.01.2023).

14. Сарсенова А. А. Факторы вовлечённости в деятельность в структуре служебной лояльности курсантов образовательных организаций МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2021. - Т. 6. - № 3. - С. 116-125.

15. Серпилина Е. К. Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России // Молодой учёный. - 2021. - № 52 (394). - С. 315-316.

References

1. Butko R. P. Analiz modeley pedagogicheskogo dizayna dlya proyektirovaniya onlayn-kursov / Nauka i praktika - 2019 : sbornik trudov Vserossiyskoy mezhdistsiplinarnoy nauchnoy konferentsii, Astrakhan', 21-26 oktyabrya 2019 goda. - Astrakhan': FGBOU VO «Astrakhanskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet», 2019. - 70 c.

2. Zolotenko V. A., Kislova N. A. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya v protsesse professional'noy identifikatsii i adaptatsii uchashchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii // Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti. - 2021. - № 3. - S. 155-161.

3. Pravdina M. Stili prepodavaniya i vovlechonnost' studentov GU VSHE v protsess obucheniya: otsenka pozitivnykh effektov // Monitoring universiteta. - 2010. - № 3. - S. 2-11.

4. Shirinkina Ye. V. Otsenka potentsiala tsifrovogo obucheniya // Aktual'nyye problemy ekonomiki i menedzhmenta. - 2020. - № 2 (26). - S. 137-142.

5. Shirinkina Ye. V LJM kak metodika vovlechonnosti personala v protsessy biznes-obucheniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomika i upravleniye». - 2020. - № 4 (52).

- S. 97-106.

6. Goncharova N. A., Sarsenova A. A. Znacheniye sluzhebnoy loyal'nosti v obespechenii lichnostnoy nadozhnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del / Aktual'nyye problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti: kontseptsii, podkhody, tekhnologii (Vasil'yevskiye chteniya - 2020) : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sankt-Peterburg? Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii,, 2020. - S. 128-131.

7. Ketova L. M. Muzeynaya pedagogika kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya // Chelovek v mire kul'tury. - 2012. - № 4 [Elektronnyy resurs] // Cyberleninka : sayt. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (data obrashcheniya: 28.01.2023).

8. Milaykin Ye. O. Virtual'nyye muzei: istoriya i primenyayemyye tekhnologii // Nauchnyy zhurnal «Studencheskiy»: elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2017. - № 19 (19) [Elektronnyy resurs] // SibAK : sayt.

- URL: https://sibac.info/journal/student/19/89660 (data obrashcheniya: 28.01.2023).

9. Smirnova O. S. Interaktivnyy muzey - muzey zhivoy istorii [Elektronnyy resurs] // Geum.ru : obrazovatel'nyy portal. - URL: http://geum.ru/next/art-262963.php (data obrashcheniya: 28.01.2023).

10. Smorodina V. A., Vashkevich A. V. Klyuchevyye aspekty ukrepleniya dorozhno-transportnoy distsipliny sotrudnikov organov vnutrennikh del // Vestnik NTs BZhD. - № 4 (34). - 2017 - S. 74-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Petrov K. N. Problemy sovershenstvovaniya taktiko-spetsial'noy podgotovki kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // Vestnik MGOU. Seriya «Pedagogika». - 2022. - № 3. - 143-151.

12. Istoriya MVD Rossii [Elektronnyy resurs] // mvd.rf : ofitsial'nyy sayt. - URL: https://mvd.rf/history/ karta-muzeyev-MVD-Rossii (data obrashcheniya 28.01.2023). 13. Muzey istorii Moskovskogo ugolovnogo rozyska [Elektronnyy resurs] // Moscowalk.ru: sayt. - URL: http://moscowalk.ru/cao/tverskoi/museum/ mur.html (data obrashcheniya: 28.01.2023).

14. Sarsenova A. A. Faktory vovlechonnosti v deyatel'nost' v strukture sluzhebnoy loyal'nosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. 2021. - T. 6. - № 3. -S. 116-125.

15. Serpilina Ye. K. Uchebnyy stress u kursantov pervogo kursa obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii // Molodoy uchonyy. - 2021. - № 52 (394). - S. 315-316.

Статья поступила в редакцию 29.03.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 24.05.2023.

The article was submitted March 29, 2023; approved after reviewing April 24, 2023; accepted for publication May 24, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.