Научная статья на тему 'Методологические основы психологии законотворчества'

Методологические основы психологии законотворчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / ПРЕДМЕТ / ЗАДАЧИ / СИСТЕМА / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН / ДЕПУТАТ / PSYCHOLOGY OF LAWMAKING / SUBJECT MATTER / PROBLEMS / SYSTEM / LEGISLATIVE ACTIVITY / THE LAW / THE DEPUTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибак И. А.

В статье рассматриваются предмет, задачи и система психологии законотворчества. Подчеркивается, что психология законотворчества – это теоретико-прикладное направление (частная теория) исследований правовой психологии. Обозначено, что определение предмета психологии законотворчества исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Описывается комплекс психических явлений законотворческой деятельности. Подробно раскрываются задачи, обеспечивающие развитие научных концепций и разработку психотехнологий, рекомендаций по повышению эффективности законотворческой деятельности. Приводится система психологии законотворчества, которая должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития психологии законотворчества, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-правовой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT MATTER, PROBLEMS AND SYSTEM OF PSYCHOLOGY OF LAWMAKING

The article considers the problems and system of psychology of lawmaking. It is emphasized, that the psychology of lawmaking is a theoretical and applied direction (the private theory) of researches of legal psychology. It is designated, that definition of subject matter of psychology of lawmaking is extremely important for research and practical activities. The complex of the mental phenomena of legislative activity is described.The problems providing progress of scientific concepts and development of psychotechnology, recommendations on increase of efficiency of legislative activity are revealed. The system of psychology of lawmaking which should be constructed on other principles that meet the objectives of development and progress of lawmaking psychology, and principles that are subordinated to those laws the study of which provides the most fruitful progress of a large range of psychological and legal science.

Текст научной работы на тему «Методологические основы психологии законотворчества»

методологические основы психологии законотворчества SUBJECT MATTER, PROBLEMS AND SYSTEM OF PSYCHOLOGY OF LAWMAKING

УДК 342.53:316.653

И.А. КИБАК,

кандидат психологических наук, доцент (Академия МВД Республики Беларусь)

I.A. KIBAK,

docent of the department of psychology and pedagogics of the MIA Academy of the Republic of Belarus, candidate of science, docent, the Colonel of the police

Аннотация: в статье рассматриваются предмет, задачи и система психологии законотворчества. Подчеркивается, что психология законотворчества - это теоретико-прикладное направление (частная теория) исследований правовой психологии. Обозначено, что определение предмета психологии законотворчества исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Описывается комплекс психических явлений законотворческой деятельности. Подробно раскрываются задачи, обеспечивающие развитие научных концепций и разработку психотехнологий, рекомендаций по повышению эффективности законотворческой деятельности. Приводится система психологии законотворчества, которая должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития психологии законотворчества, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-правовой науки.

Ключевые слова: психология законотворчества, предмет, задачи, система, законотворческая деятельность, закон, депутат.

Abstract: the article considers the problems and system of psychology of lawmaking. It is emphasized, that the psychology of lawmaking is a theoretical and applied direction (the private theory) of researches of legal psychology. It is designated, that definition of subject matter of psychology of lawmaking is extremely important for research and practical activities. The complex of the mental phenomena of legislative activity is described.The problems providing progress of scientific concepts and development of psychotechnology, recommendations on increase of efficiency of legislative activity are revealed. The system of psychology of lawmaking which should be constructed on other principles that meet the objectives of development and progress of lawmaking psychology, and principles that are subordinated to those laws the study of which provides the most fruitful progress of a large range of psychological and legal science.

Keywords: Psychology of lawmaking, subject matter, problems, system, legislative activity, the law, the deputy.

Комплексность, многогранность и мно-гообусловленность предмета психологии законотворчества и ее задач определяют структуру ее научного знания, дифференци-рованность и взаимосвязанность ее разде-

лов и подразделов.

Психология законотворчества, исследуя разнообразные формы психологических явлений в сфере законотворчества, должна подчинить их определенной научно обосно-

ванной системе, объединяющей комплекс и направленность психологических знаний в развитии данной отрасли знания. Система любой отрасли науки (знания) предполагает изложение логики исследования, основных его направлений, структуры знаний, обоснованных видом составляющих его закономерностей. Смежный характер психологии законотворчества, обусловленный ее тенденциями и устремлением, с одной стороны, к правовой психологии, а с другой

- к законотворчеству, вызывает известные трудности в формировании ее системы. Построение последней вследствие комплексного характера изучаемых вопросов зависит от доминирующего начала в системе научных знаний, а также от целей и задач, стоящих перед данным направлением. Построение системы психологии законотворчества по принципам схемы общей психологии означало бы не решение проблемы, а комментирование отдельных психологических закономерностей фрагментарными сведениями из области законотворчества, иными словами

- распыление и рассредоточение проблем собственно психологии законотворчества в константном и поисковом материале правовой психологии.

Итак, система психологии законотворчества должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития данного направления, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-зако-нотворческой науки. Исследования в данной области знаний логически подчинены всем формам и видам законотворческой деятельности, поэтому в их основу кладутся те комплексы психолого-законотворческих знаний, которые объективно существуют.

Важно отметить, что построение системы психологии законотворчества как направления правовой психологии не является одномоментным процессом. Развитие правовой психологии и ее отдельных направлений, возникновение и решение новых проблем вносят коррективы в формирование системы, изменяя в ней соотношение отдельных структурных частей, отражающих движение и совершенствование ее содержания.

Психология законотворчества подразделяется на общую и особенную части. К общей части относятся вопросы науковедческого характера, а именно: предмет науки, определение ее методов, принципов, задач, места в системе наук и собственно системы

области знания. Общая часть включает также вопросы истории психологии законотворчества в плане предпосылок ее возникновения, анализ важных этапов ее развития, тенденции, отраженные в фундаментальных научных трудах, исследования теоретико-методологических основ данного направления. В структуру системы психологии законотворчества последовательно входят те уже сформировавшиеся разделы, по предмету исследования которых и определяются отдельные ее части.

Существующие формы и методы законотворческой деятельности нуждаются в совершенствовании на основе анализа законотворческой практики применения правовых, психолого-педагогических и социальных данных. Предложения о создании закона, который бы регламентировал законотворческую деятельность, должны отражать современные тенденции к комплексному решению законодательных задач, основанному на научных исследованиях эффективности разрабатываемых и применяемых правовых норм. Данная часть охватывает психологию личности депутата как субъекта права и включает в себя: психологию личности депутата в парламентской деятельности (структура личности депутата, психология профессиональной дисциплины в парламентской деятельности); психологию профессиональной деятельности депутатов (психологические условия профессиональной деятельности депутата как профессии, профессионально-психологические качества личности депутата и психология лиц, осуществляющих законотворческий процесс, специфика парламентского мышления в законотворческой деятельности); современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов (психолого-профес-сиональная подготовленность депутата, современные методики психолого-профес-сиональной подготовки депутатов, формирование положительного парламентского имиджа депутатов, психологические аспекты парламентского лидерства). Иными словами, законотворчество, охватывающее отдельные группы лиц и применяемое в отношении конкретных индивидов, требует знания и учета психологических особенностей депутатского корпуса и личности депутата, правильной психодиагностики их направленности, отношения к нравственным ценностям, выяснения и прогнозирования степени положительного воздействия, которое может быть эффективным в том или ином случае.

Особенная часть включает психологическое обеспечение законотворческой деятельности, вмещающее значительный комплекс вопросов, связанных с психологическими сторонами законотворчества. К ним, в частности, относятся актуальные проблемы психологии законотворчества и пути их решения: учет психологического компонента в законопроектах и его гуманизация; социально-психологические факторы в законотворческой деятельности; психология парламентского лоббизма; пси-холого-правовое планирование и прогнозирование законотворческой деятельности. Психологические основы эффективности законотворческой деятельности включают в себя психологические основы подготовки и принятия проекта закона депутатами; психолого-правовые ошибки и причины, встречающиеся в законотворческой деятельности, и методы их устранения; мониторинг общественного мнения в законотворческой деятельности; психологическая экспертиза законопроектов; моральные требования к принятию законопроектов, законодательных решений; современные компьютерно-информационные психотехнологии законотворческой деятельности; психологию в законодательном органе(направления и методы работы психолога, а также инновационную психотехнологическую модель законотворчества). Данный раздел охватывает также вопросы, характеризующие психологические основы отдельных законотворческих действий и т. д.

Особенно актуальны для теории и практики законотворчества психологические исследования. Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной парламентской деятельности депутатов в недрах психологии законотворчества позволит постепенно сформировать отдельные подразделы, которые могут стать разделами и даже выделиться в самостоятельные учебные дисциплины в тех образовательных учреждениях, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих законодательных и государственных органах.

Предмет и систему психологии законотворчества необходимо рассматривать в контексте истории возникновения и развития данного направления. Первые психологические исследования, обращенные к сфере психологии законотворчества, появились в 90-е гг. XX в. В них освещались отдельные

проблемы психологии законотворчества, а именно: социально-психологический аспект формирования законодательного решения, психологические основы эффективности парламентской деятельности, культура парламентской речи.

Разумеется, любая отрасль знания не стоит на месте. Будет развиваться и психология законотворчества. Следовательно, будут появляться в ней и новые, самостоятельные разделы, подразделы. Уточнение их границ, несомненно, будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих вопросов относительно системы психологии законотворчества.

Понятно, что все перечисленные разделы психологии законотворчества должны научно разрабатываться в равной мере. Отсутствует четкая система подготовки кадров парламентских психологов, специалистов с высшим психолого-законотворческим образованием, до сих пор в стране не создан институт психологической экспертизы законопроекта, отсутствует профессионально-психологический отбор участников разработки законопроектов. Однако хочется верить, что эти и другие проблемы будут решаться.

В целом анализ основных разделов психологии законотворчества позволил установить, что совершенствование законотворчества требует не только изучения личности депутата, проведения психологической экспертизы законопроектов, психологического прогнозирования законопроекта, но и исследования основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в законотворческой сфере, а также создания инновационной психотехнологии законотворчества, научно обоснованного единого психологического подхода к законотворческому процессу. Необходимость единого психологического подхода к процессу подготовки законопроекта вытекает из анализа национального и зарубежного законодательства, практического опыта в исследуемой сфере. На этой основе необходимо сформулировать общие правовые и психологические принципы и методы законотворческой деятельности, имеющие значение при формировании эффективного механизма подготовки законопроектов. В связи с этим представляется внедрение специальных психотехнологий и психологических разработок в законотворческую деятельность.

Субъект права законодательной деятель-

ности (депутат) имеет возможность вести непрерывный психолого-законотворческий поиск в условиях парламентской действительности, изменять и совершенствовать как условия организации, подготовки и обсуждения проекта закона, так и психокорректирующие воздействия с целью раскрытия творческого потенциала и развития творческой индивидуальности каждого депутата, перенося удачный опыт из плоскости психологических исканий в законотворческий опыт и наоборот. Это позволяет более профессионально находить обоснование и выход из затруднительной ситуации в процессе подготовки, обсуждения и принятия проекта закона.

Отсутствие научной дисциплины, которая непосредственно занималась бы психологическим обеспечением законотворчества и имела бы дело с синтезом субъективного и объективного, который уже давно существует, но не в полной мере учитывается в законотворческой практике, создает простор для многообразия различных, подчас взаимоисключающих точек зрения. Одна из них

- позиция полностью отрицающих или постепенно сводящих «на нет» роль психологических моментов в законотворчестве. Такая «объективистская» точка зрения в конечном счете приводит к усилению внутренней парламентской напряженности.

На современном этапе развития психологических знаний сама психология становится «древом», на котором разрастается множество ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, имеющих самостоятельный статус. Среди них можно выделить и психологию законотворчества. Естественным следствием явилось и то, что наукой до сих пор не создана фундаментальная концепция психологии правотворчества вообще и законотворчества в частности. Психология законотворчества

- это теоретико-прикладное направление (частная теория) исследований правовой психологии, которое обслуживает субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса и изучает психологические закономерности и механизмы законотворческой деятельности (подготовка и принятие законопроекта), разрабатывает инновационные психотехнологии и рекомендации, направленные на повышение эффективности этой деятельности.

Из изложенного выше видно, что предметом психологии законотворчества являются различные психические явления, индивиду-

ально-психологические особенности личности субъектов права (депутатов), вовлеченных в сферу законотворческой деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней. Определение предмета психологии законотворчества важно для исследовательской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно наметить пути развития данного направления, четко установить задачи этой отрасли знания для выявления конкретных проблем, подлежащих исследованию, так как именно поставленные задачи определяют направление исследования. Выявление задач психологии законотворчества необходимо для определения методов исследования.

Система психологии законотворчества должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития данного направления, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-законот-ворческой науки. Исследования в данной области знаний логически подчинены всем формам и видам законотворческой деятельности, поэтому в их основу кладутся те комплексы психолого-законотворческих знаний, которые объективно существуют.

Психология законотворчества разделяется на общую и особенную части. К общей части относятся вопросы науковедческого характера, а именно: предмет науки, определение ее принципов, методов, задач, места в системе наук и собственно системы науки. Данная часть охватывает психологию личности депутата как субъекта права, а также психолого-профессиональная культура депутатов в контексте законотворческой деятельности. Особенная часть включает психологию законотворчества, изучающую значительный комплекс вопросов, связанных с психологическими сторонами парламентской (законотворческой) деятельности.

В целом исторический анализ основных аспектов психологии законотворчества позволил установить, что совершенствование законодательства (законотворчества) требует не только изучения личности депутата, проведения психологической экспертизы законопроектов, психологического прогнозирования законопроекта, принятия Закона Республики Беларусь «О психологической деятельности в Республике Беларусь» [1, с. 41-42], но и исследования основных психо-

логических явлений, процессов, состояний, нологии, научно обоснованного единого пси-

их особенностей в законотворческой сфере, хологического подхода к законотворческому

а также создание инновационной психотех- процессу.

Литература —

1. Кибак И.А. О необходимости подготовки Закона Республики Беларусь «Об основах экспертной деятельности в Республике Беларусь» // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование : Межвуз. науч.-практ. конф. 28 марта 2002 г. - Минск : НО ООО «Б1П-С», 2002. С. 41-42.

дорожно-транспортные происшествия с летальным исходом

TRAFFIC ACCIDENTS WITH FATALITIES

УДК 351.81

ИОАХИМ БУРГХАИМ,

доктор психологических наук, профессор (Институт общественного управления Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ)

ГВИДО БАУМГАРДТ,

полицайоберрат (Институт общественного управления Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ)

JOACHIM BURGHEIM, GUIDO BAUMGARDT,

The doctor of psychological sciences, the professor The d°ctor of psychological ^fenœ^ the profe^oi" (Institute of public administration Northern (Institute of public administration Northern Rhine-

Rhine-Westphalia (Germany) Westphalia (Germany)

Аннотация: в статье рассматриваются результаты исследования и кластерного анализа причин совершения дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом.

Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом, виновник ДТП.

Abstract: The article deals with the results of research and cluster analysis of the reasons of committing of road and transport accidents with fatalities.

Keywords: traffic safety, traffic accident fatalities, culprit.

1. Работа по обеспечению безопасности дорожного движения как сфера задач деятельности полиции

Наряду с классическими задачами по защите от опасности и осуществлению уголов-

ного преследования, а также борьбы с преступностью, полиция имеет еще и сервисную функцию по отношению к гражданам, которая выражается в стремлении быть ближе к гражданам и получать их признание и соот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.