ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
Аннотация: в статье рассматриваются предмет, задачи и система психологии законотворчества. Подчеркивается, что психология законотворчества — это теоретико-прикладное направление (частная теория) исследований правовой психологии. Обозначено, что определение предмета психологии законотворчества исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Описывается комплекс психических явлений законотворческой деятельности. Подробно раскрываются задачи, обеспечивающие развитие научных концепций и разработку психотехнологий, рекомендаций по повышению эффективности законотворческой деятельности. Приводится система психологии законотворчества, которая должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития психологии законотворчества, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-правовой науки.
Ключевые слова: психология законотворчества, предмет, задачи, система, законотворческая деятельность, закон, депутат.
Summary: the article considers the problems and system of lawmaking psychology. It is emphasized that the psychology of lawmaking is a theoretical and applied direction (the private theory) of researches of legal psychology. It is designated that definition of subject matter of psychology of lawmaking is extremely
И. А. Кибак
important for research and practical activities. The complex of the mental phenomena of legislative activity is described. The problems providing progress of scientific concepts and development of psychotechnology, recommendations on increase of efficiency of legislative activity are revealed. The system of psychology of lawmaking which should be constructed on other principles that meet the objectives of development and progress of lawmaking psychology, and principles that are subordinated to those laws the study of which provides the most fruitful progress of a large range of psychological and legal science.
Keywords: psychology of lawmaking, subject matter, problems, system, legislative activity, law, deputy.
Анализ приведенных закономерностей, которые изучает психология законотворчества, позволяет определить ее предмет в узком и широком смыслах. В первом случае это отрасль знания, которая изучает психологические аспекты законотворческой деятельности, поведения и отношений как специфической сферы социальной жизни и особенности лиц (субъектов права), непосредственно участвующих в законотворческой деятельности. Во втором случае рассматриваются психологические явления общественной и индивидуальной психики, сопряженные с законотворчеством во всех его проявлениях. Ю.В. Чу-фаровский указывал, что юридическая психология должна включать в предмет своего исследования не только реаль-
но существующие правоотношения, но и желаемые, осознаваемые на уровне правосознания. Сущность юридической психологии состоит не только в обслуживании юриспруденции, но и в том, что результаты прикладных психологических исследований могли бы стать основой совершенствования существующих правовых норм, тем более в современных условиях быстро меняющейся общественной практики [2, с. 40]. Приведенные соображения, на наш взгляд, практически свидетельствуют о том, что специфического предмета психологии законотворчества не существует, поскольку использование психологии применительно к проблемам законотворчества и есть психология законотворчества.
В предмет исследования включаются не только поведенческие и когнитивные аспекты психологии субъектов права законодательной деятельности (далее — субъектов права), но и закономерности, механизмы, условия и факторы всего многообразия процессов и явлений, происходящих в законотворчестве.
Предметом психологии законотворчества являются различные психические явления, индивидуально-психологические особенности личности субъектов права (депутатов), вовлеченных в сферу законотворческой деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение лиц.
В сложном комплексе психических явлений законотворческой деятельности следует особо выделить: психические процессы — субъективные ориентировочно-регулирующие компо-
ненты (познавательные, эмоциональные и волевые) законотворческой деятельности; психические состояния—мо-тивационные, эмоциональные, волевые, функциональные формы психической активности, детерминированные условиями законотворческой деятельности; психические свойства личности, являющейся субъектом права (депутатами), и формы их проявления в указанной деятельности; совокупность устойчивых психологических межличностных взаимосвязей, существующих в рамках институциональных и неинституциональных структур как коллективных субъектов права.
Определение предмета психологии законотворчества исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно наметить пути развития данного направления, его методы, определить систему и структурную организацию. По предмету психологии законотворчества можно выделить несколько существенных моментов: понимание того, что психологические компоненты являются неотъемлемой частью законотворческого процесса, которые складывались постепенно и отягощались методологическими крайностями ранних исследователей; проблематика психологии законотворчества развивается не только в рамках самой науки, но и в работах по правовой психологии, социальной психологии, политической психологии, юридической социологии и др. В последние годы появилось немало интересных публикаций, имеющих междисциплинарный характер и раскрывающих закономерности формирования личности в законотворчестве, психологию правового регулирования
законотворческой деятельности, психологию парламентаризма, психологию парламентского лидерства, культуру и технику законотворчества, имидж в политике, качество закона и эффективность законодательства, принятие законодательного решения и т. д. Все эти проблемы входят в круг исследования психологии законотворчества. Однако они пока не получили в ней достаточного освещения и часто воспринимаются специалистами смежных дисциплин вне их законотворческо-психологического звучания.
Психология законотворчества может характеризоваться разным уровнем развития, что объясняется, с одной стороны, потребностями законотворческой практики, а с другой — неравномерностью формирования отдельных сторон исследуемых законотворческих проблем, ограниченностью экспериментальных данных, недостаточно широким привлечением пограничных отраслей знаний, позволяющих комплексно изучать закономерности психики депутата, участников законотворческого процесса и органов, разрабатывающих законопроекты.
Становление психологии законотворчества в качестве самостоятельного направления правовой психологии предопределено тем, что проблемы, относящиеся к ее предмету, не могли быть решены с использованием данных правовой психологии, а требовали выяснения специфических закономерностей, разрешение которых возможно только на стыке правовой психологии и законотворчества. Новая система знаний, позволяющая углубленно исследовать проблемы, которые связаны с закономерностями функциони-
рования психики в законотворческой сфере, создала предпосылки для самостоятельного развития психологии законотворчества. В отличие от закономерностей правовой психологии для закономерностей психологии законотворчества характерно то, что изучаемые ею психические явления выступают следствием принятия законопроектов (правовых норм), специфики их исполнения в условиях правового регулиро-вания,использования их в разнообразных сферах человеческой деятельности и ситуациях, вынуждающих разрабатывать и применять законопроекты.
Законотворческая деятельность как самостоятельная отрасль общественной практики требует изучения той системы психических явлений, которые обусловлены психолого-законотворческим воздействием во всех его формах и проявлениях. Такие психические явления многообразны и порождены особенностями и задачами каждой сферы применения норм права. Интегративная функция психологии законотворчества состоит в преобразовании данных одной отрасли знания для целей другой, причем в этом взаимопроникновении создаются новые проблемы и решения. В сложном процессе взаимопроникновения научных знаний, рождающем новую отрасль, значительное место принадлежит так называемым аксиоматическим данным, составляющим фундамент одной из наук и привносимым в другую в неизменном виде. В равной мере это относится как к аксиоматическим положениям норм закона, так и к данным психологической науки, доказанным глубокими теоретическими исследованиями и апробированным практикой. Например, рекомен-
дации общей психологии относительно закономерностей человеческого восприятия используются в психологии законотворчества в качестве аксиом, создающих необходимые предпосылки для понимания структуры узнавания и в соответствии с этим организации такого законодательного действия, как прогноз последствий, связанных с принятием и введением в общественную жизнь будущего закона. Вместе с тем аксиоматические положения законотворчества позволяют разрабатывать рекомендации об использовании данных психологической науки, которые дают оптимальный ожидаемый социально полезный результат. Психологические закономерности, относящиеся к характеристике произвольных и непроизвольных реакций человека на раздражитель, используются в законотворчестве в качестве аксиоматических, а их интерпретация обусловливает избрание тактических приемов при рассмотрении законопроекта. Знание закономерностей внушения применяется для его нейтрализации в процессе обсуждения законопроекта, при правовой регламентации которых учитываются особенности человеческой психики, негативно влияющие на достоверность и объективность сообщаемой информации по законопроекту.
Влияние психологических и законотворческих аксиом на развитие и исследование пограничных вопросов положительно воздействует на их правильное понимание и применение психолого-правовых норм. Так, психологические аксиомы широко используются при формировании различного рода рекомендаций отдельных норм закона. Аксиомы же правового характера
определяют режим и пределы использования психологических знаний для законотворческой деятельности. Подобный характер взаимопроникновения знаний также является специфической особенностью психологии законотворчества как области научного знания.
Одно из основных препятствий на пути психологических исследований в законотворчестве заключается в том, что до настоящего времени в психолого-юридической науке присутствует боязнь «психологизма» — своеобразная реакция на концепции психологической природы права и обусловленность его происхождения психологическими факторами.
Психология законотворчества — сложная и многогранная область научного знания, где психологические, социальные, политические, правовые и другие компоненты тесно переплетены и находятся в неразрывном функциональном единстве. Как любая новая область научного знания, находящаяся в стадии становления, психология законотворчества требует, прежде всего, теоретико-методологического осмысления собственного места в системе общественных наук, в том числе отраслевых психологических научных дисциплин. Указанное предполагает предметный анализ соотношения с иными научными отраслями: теорией государства и права, политологией, социальной, политической и юридической психологией.
Собственно «психологическая» основа психологии законотворчества несомненна, но не аксиоматична. Сам предмет психологии и предметное поле ее отраслевых профильных направле-
ний — социальной, политической, правовой психологии—дискуссионны. Однако определенные выводы в данном направлении все же могут быть сделаны.
Оформление психологии законотворчества в самостоятельную дисциплину произошло после того, когда стало ясно, что психологические факторы, влияющие на процесс инициирования и принятия законопроектов, правовых решений в рамках Парламента, требуют особого комплексного подхода к их изучению.
Таким образом, исходя из приведенного выше анализа, психология законотворчества — теоретико-прикладное направление (частная теория) исследований правовой психологии, которое обслуживает субъекта права (депутата), участников законотворческого процесса и изучает психологические закономерности и механизмы законотворческой деятельности (подготовка и принятие законопроекта), разрабатывает психотехнологии и рекомендации, направленные на повышение эффективности этой деятельности.
Определив предмет этой отрасли знания, нужно четко установить и задачи психологии законотворчества, так как именно они определяют направление исследования. Выявление задач психологии законотворчества необходимо для определения методов исследования.
Задачей любой науки является конкретизация, суммирование потребностей теории и практики в направленности исследований. Круг задач психологической науки — раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, установление его психических особен-
ностей, определение значения психики, оказание психологической помощи в овладении и целенаправленном ее формировании [1, с. 7-8]. Новое знание о реальных объектах добывается при решении задач трех видов: научных, практических, «промежуточных» между научными и практическими. Они нагляднее всего прослеживаются в отраслевых психологических науках, или науках, находящихся на стыке психологии и юридических наук.
Следовательно, определяя задачи психологии законотворчества, необходимо основываться на конкретных задачах законотворческой деятельности, которые решают субъекты права (депутаты) в своей профессиональной парламентской деятельности. Психология законотворчества ставит перед собой определенные задачи, обеспечивающие развитие научных концепций и разработку психотехнологий, рекомендаций по повышению эффективности данной деятельности. Среди основных задач, которые стоят перед психологией законотворчества, на наш взгляд, можно выделить следующие:
- изучение истории развития и становления психологического знания и его использования в законотворческой деятельности;
- разработку методологии, психологических принципов и методов законотворческого познания, а также исследование психологических закономерностей и механизмов различных форм законодательной деятельности (субъект права (депутат), участники законотворческого процесса (эксперт, консультант и т. д.)), в том числе и адаптированных методик, а также разработанных новых целей психологии законотворчества;
- создание и формирование новой научной картины психологической реальности, которая присуща системе законотворчества, ее парадигм и понятийно-категориального аппарата;
- разработку основных современных направлений и методов работы психологической службы (психолога) в Парламенте и психологической характеристики законотворческой деятельности; раскрытие психологических особенностей личности депутата как субъекта права (профессионально-психологические качества личности депутата; профессиональное мастерство и профессионально-психологическая подготовка и подготовленность депутата; парламентское мышление в законотворческой деятельности; парламентский имидж депутата; психологические механизмы парламентского лидерства);
- проведение психологических исследований по актуальным проблемам парламентской (законотворческой) деятельности; установление особых психологических условий законотворческой деятельности как профессии и истолкование психологических факторов в парламентской деятельности и их стрессово-кризисный потенциал;
- проведение психологической экспертизы законопроектов и их влияние на качество и эффективность подготовки и принятия законопроектов;
- участие в создании системы психологического обеспечения законотворческой деятельности депутатов; разработку форм, методов и инновационных психотехнологий его осуществления (психолого-профессиональное сопровождение законопроекта, субъективные аспекты влияния парла-
ментских структур на процесс принятия законотворческих решений; психологическое консультирование, психологическая помощь депутатам в повышении эффективности подготовки законопроектов в кратчайшие сроки, психолого-законотворческая поддержка, психолого-законотворческая коррекция субъектов права и т. д.);
- использование психологического прогнозирования и планирования в законотворчестве для формирования и создания новой психологической модели законотворчества;
- разработка методик мониторинга общественного мнения в законотворчестве;
- проведение психологических исследований по проблемам парламентского лоббизма и лидерства; мотивы, установки, цели, сопряженные с осуществлением лоббистской деятельности и представительства интересов в рамках Парламента;
- проведение исследований психологии принятия законопроекта и выявление психологических причин и ошибок в законотворческой деятельности;
- исследование и установление взаимосвязи и взаимодействия профессионально-психологической культуры и законотворчества и их влияние на качество и результативность разрабатываемого и принимаемого проекта закона (соблюдение специальных, универсальных и психологических принципов в законотворчестве; психология дезадаптации личности депутата и его стрессово-кризисный потенциал (доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата; психологические факторы в парламентской деятельности и их стрессово-
кризисный потенциал); психотехнику парламентского общения депутатов; технику психологического воздействия в парламентской деятельности; психологию и культуру парламентской речи; этику взаимоотношений в законотворческой деятельности);
- разработку психологической системы профессионально-психологической подготовки субъектов права (депутатов) и участников законотворческого процесса; рекомендаций по осуществлению законотворческой деятельности в духе строгого соблюдения требований законности; про-фессиограмм и психограмм субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса; психологической системы подготовки психологов, специалистов, консультантов и экспертов по законотворчеству, а также оказание научно-практической и методической помощи тем из них, кто непосредственно работает в государственных органах, разрабатывающих законы;
- исследование психологических закономерностей законотворческой деятельности в целях разработки системы мер, способствующих улучшению и качеству проектов законов;
- создание рекомендаций по обучению депутатов, участников законотворческого процесса, работников по обеспечению деятельности постоянных комиссий в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, направленных на формирование профессионально важных личностных качеств;
- разработка и совершенствование методик преподавания спецкурса «Психология законотворчества», методики психолого-законотворческого тестиро-
вания, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке юридических психологов;
- разработка инновационных предложений (рекомендаций) по формированию позитивного общественного мнения о работе законодательного органа;
- внедрение научно обоснованной психотехнологии по совершенствованию законотворческой деятельности на основе анализа теоретико-методологического, психолого-правового материала и законопроектной практики;
- оценка эффективности предложенной инновационной психотехнологии и психологической модели законотворческой деятельности;
- психологическое обеспечение конфликтов в законотворческой деятельности, включающее изучение конфликта на парламентском уровне и его участников; условия прохождения законопроектов, парламентские дебаты и конфликты при голосовании на заседаниях; основные современные подходы и способы разрешения парламентских конфликтов;
- разработка и внедрение инновационных информационных психотехнологий в законотворчество;
- обеспечение вузовского и послевузовского образования и подготовки научно-обоснованного заказа психологических кадров, дипломированных специалистов по право- и законотворчеству, работников Секретариата Палаты представителей и других государственных структур;
- теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и развер-
нутой системы психолого-правового воспитания субъектов права (депутатов) и участников законотворческого процесса;
- рассмотрение психологических основ законотворческой деятельности, основных этапов в целях наиболее эффективного осуществления познавательной деятельности и ее организации;
- изучение зарубежного опыта решения психолого-законотворческих проблем, а также возможных путей его использования в условиях современной Беларуси.
Следует отметить, что наряду с задачами постоянными, связанными с общими закономерностями психологии законотворчества как отрасли знания, могут ставиться временные задачи, обусловленные внешними обстоятельствами (например, заказом законотворческой практики на обосновании учета «человеческого фактора» при подготовке и принятии законопроекта, правового решения и т. д.).
Реализация задач психологии законотворчества требует учета определенных требований. Она должна дать срез состояния и динамики психолого-правовых (законотворческих) явлений, исследовать их с учетом достигнутого уровня развития государства, законотворчества, права и законодательства в целом. Выполненное психологией законотворчества исследование должно устанавливать степень развития психологической стороны психолого-правовых (законотворческих) явлений в историческом контексте и давать конкретный анализ его насущных проблем. Важным требованием к реализации задач психологии законотворчества яв-
ляется анализ факторов, влияющих на правовые (законотворческие) процес-сы.Отправной позицией такого анализа является диалектика социальных процессов, в которой отражены основные причинные связи. В ходе любого проводимого исследования такие положения уточняются и наполняются конкретными фактами.
Выполнение этих задач призвано способствовать дальнейшему совершенствованию законотворческой деятельности, обеспечить субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса научно-обоснованными рекомендациями по овладению значимыми психолого-профессиональными качествами.
В конечном итоге научная разработка и решение психологией законотворчества стоящих перед ней задач направлены на оказание психологической помощи субъектам права (депутатам), участникам законотворческого процесса в повышении качества и эффективности их профессиональной парламентской (законотворческой) деятельности.
Комплексность, многогранность и многообусловленность предмета психологии законотворчества и ее задач определяют структуру ее научного знания, дифференцированность и взаимосвязанность ее разделов и подразделов.
Психология законотворчества, исследуя разнообразные формы психологических явлений в сфере законотворчества, должна подчинить их определенной научно-обоснованной системе, объединяющей комплекс и направленность психологических знаний в развитии данной отрасли знания. Система
любой отрасли науки (знания) предполагает изложение логики исследования, основных его направлений, структуры знаний, обоснованных видом составляющих его закономерностей. Смежный характер психологии законотворчества, обусловленный ее тенденциями и устремлением, с одной стороны, к правовой психологии, а с другой — к законотворчеству, вызывает известные трудности в формировании ее системы. Построение последней вследствие комплексного характера изучаемых вопросов зависит от доминирующего начала в системе научных знаний, а также от целей и задач, стоящих перед данным направлением. Построение системы психологии законотворчества по принципам схемы общей психологии означало бы не решение проблемы, а комментирование отдельных психологических закономерностей фрагментарными сведениями из области законотворчества, иными словами — распыление и рассредоточение проблем собственно психологии законотворчества в константном и поисковом материале правовой психологии.
Итак, система психологии законотворчества должна быть построена на иных принципах, отвечающих задачам становления и развития данного направления, подчиненных тем ее закономерностям, изучение которых обеспечивает наиболее плодотворное развитие значительного круга психолого-правовой науки. Исследования в данной области знаний логически подчинены всем формам и видам законотворческой деятельности, поэтому в их основу кладутся те комплексы психолого-законотворческих знаний, которые объективно существуют.
Важно отметить, что построение системы психологии законотворчества как направления правовой психологии не является одномоментным процессом. Развитие правовой психологии и ее отдельных направлений, возникновение и решение новых проблем вносят коррективы в формирование системы, изменяя в ней соотношение отдельных структурных частей, отражающих движение и совершенствование ее содержания.
Психология законотворчества подразделяется на общую и особенную части. К общей части относятся вопросы науковедческого характера, а именно — предмет науки, определение ее методов, принципов, задач, места в системе наук и собственно системы области знания. Общая часть включает также вопросы истории психологии законотворчества в плане предпосылок ее возникновения, анализ важных этапов ее развития, тенденции, отраженные в фундаментальных научных трудах, исследования теоретико-методологических основ данного направления. В структуру системы психологии законотворчества последовательно входят те уже сформировавшиеся разделы, по предмету исследования которых и определяются отдельные ее части. Существующие формы и методы законотворческой деятельности нуждаются в совершенствовании на основе анализа законотворческой практики применения правовых, психолого-педагогических и социальных данных. Предложения о создании закона, который бы регламентировал законотворческую деятельность, должны отражать современные тенденции к комплексному решению законотворческих задач, основанному на научных
исследованиях эффективности разрабатываемых и применяемых правовых норм. Данная часть охватывает психологию личности депутата как субъекта права и включает в себя: психологию личности депутата в парламентской деятельности (структура личности депутата, психология профессиональной дисциплины в парламентской деятельности); психологию профессиональной деятельности депутатов (психологические условия профессиональной деятельности депутата как профессии, профессионально-психологические качества личности депутата и психология лиц, осуществляющих законотворческий процесс, специфика парламентского мышления в законотворческой деятельности, профессиографический анализ парламентской деятельности); современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов и формированию положительного парламентского имиджа депутата (психолого-профессиональная подготовленность депутата, современные методики психолого-профессиональной подготовки депутатов, формирование положительного парламентского имиджа депутатов, психологические аспекты парламентского лидерства). Иными словами, законотворчество, охватывающее отдельные группы лиц и применяемое в отношении конкретных индивидов, требует знания и учета психологических особенностей депутатского корпуса и личности депутата, правильной психодиагностики их направленности, отношения к нравственным ценностям, выяснения и прогнозирования степени положительного воздействия, которое может быть эффективным в том или ином случае.
Особенная часть включает психологическое обеспечение законотворческой деятельности, вмещающее значительный комплекс вопросов, связанных с психологическими сторонами законотворчества. К ним, в частности, относятся актуальные проблемы психологии законотворчества и пути их решения: учет психологического компонента в законопроектах и его гуманизация; социально-психологические факторы в законотворческой деятельности; психология парламентского лоббизма; психолого-правовое планирование и прогнозирование законотворческой деятельности. Психологические основы эффективности законотворческой деятельности включают в себя психологические основы подготовки и принятия проекта закона депутатами; психолого-правовые ошибки и причины, встречающиеся в законотворческой деятельности, и методы их устранения; специальные профилактические меры предупреждения психологических ошибок в законотворческой деятельности; мониторинг законов и законопроектов; психологическая экспертиза законопроектов; общественное мнение как критерий оценки эффективности законотворческой деятельности; моральные требования к принятию законопроектов, правовых решений; современные информационные психотехнологии законотворчества; психологию в законодательном органе (направления и методы работы психолога, организация и методика парламентского психологического сопровождения депутатов, а также инновационную психотехнологическую модель законотворчества). Данный раздел охватывает также вопросы, характеризующие психологиче-
ские основы отдельных законотворческих действий и т. д.
Особенно актуальны для теории и практики законотворчества психологические исследования. Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной парламентской деятельности депутатов в недрах психологии законотворчества позволит постепенно сформировать отдельные подразделы, которые могут стать разделами и даже выделиться в самостоятельные учебные дисциплины в тех образовательных учреждениях, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих законодательных и государственных органах.
Предмет и систему психологии законотворчества необходимо рассматривать в контексте истории возникновения и развития данного направления. Первые психологические исследования, обращенные к сфере психологии законотворчества, появились в 90-е гг. XX в. В них освещались отдельные проблемы психологии законотворчества, а именно — социально-психологический аспект формирования законодательного решения, психологические основы эффективности парламентской деятельности, культура парламентской речи.
Разумеется, любая отрасль знания не стоит на месте. Будет развиваться и психология законотворчества. Следовательно, будут появляться в ней и новые, самостоятельные разделы, подразделы. Уточнение их границ, несомненно, будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих вопросов относительно системы
психологии законотворчества.
Понятно, что все перечисленные разделы психологии законотворчества должны научно разрабатываться в равной мере. Отсутствует четкая система подготовки кадров парламентских психологов, специалистов с высшим психолого-законотворческим образованием, до сих пор в стране не создан институт психологической экспертизы законопроектов, отсутствует профессионально-психологический отбор участников законотворческого процесса. Однако хочется верить, что эти и другие проблемы будут решаться.
Таким образом, субъект права (депутат) имеет возможность вести непрерывный психолого-законотворческий поиск в условиях парламентской действительности, изменять и совершенствовать как условия организации, подготовки и обсуждения проекта закона, так и психокорректирующие воздействия с целью раскрытия творческого потенциала и развития творческой индивидуальности каждого депутата, перенося удачный опыт из плоскости психологических исканий в законотворческий опыт и наоборот. Это позволяет более профессионально находить обоснование и выход из затруднительной ситуации в процессе подготовки, обсуждения и принятия проекта закона.
В целом исторический анализ основных аспектов психологии законотворчества позволил установить, что совершенствование законодательства (законотворчества) требует не только изучения личности депутата, проведения психологической экспертизы законопроектов, психологического прогнозирования законопроекта, принятия Закона Республики Беларусь «О психо-
логической деятельности в Республике Беларусь», но и исследования основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в законотворческой сфере, а также создание инновационной психотехнологии законотворчества, научно-обоснованного единого психологического подхода к законотворческому процессу. Необходимость единого психологического подхода к процессу подготовки законопроекта вытекает из анализа национального и зарубежного законодательства, практического опыта в исследуемой сфере.
На этой основе необходимо сформулировать общие правовые и психологические принципы и методы законотворческой деятельности, имеющие значение при формировании эффективного механизма подготовки законопроектов. В связи с этим необходимо внедрение специальных психотехнологий и психологических разработок в законотворческую деятельность.
Литература
1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
2. Чуфаровский Ю.В. Методология и теория юридической психологии. — М.: Социал.-полит. мысль, 2003. — 160 с.