УДК^С 373.51+ 372.881.111.1+ 371.64/.69 й0110.54509/22203036_2023_1_144 EDN BNUTMC
Игумнова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Новокузнецк
Igumnova Olga V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokusnetzk
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЭЛЕКТИВНОГО ЯЗЫКОВОГО КУРСА "LEGAL ENGLISH: LAW, CRIME AND PUNISHMENT" (X-XI КЛАССЫ)
METHODOLOGICAL BACKGROUND OF A TEXTBOOK DESIGN FOR A VOCATION-FOCUSED ELECTIVE LANGUAGE COURSE "LEGAL ENGLISH: LAW, CRIME AND PUNISHMENT" (GRADES X-XI)
Введение. В статье представлено исследование по проблеме организации профессиональной ориентации старшеклассников на этапе их профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На данный момент языковые курсы ориентированы на учащихся, демонстрирующих достаточно высокий уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией. Интегрированные профориентационные курсы, в которых иностранный язык используется в качестве содержательной базы для освоения смежных областей гуманитарного знания, а заложенное в нем языковое ядро соответствует базовому уровню иноязычной компетенции, менее представлены на рынке образовательной литературы. Тем не менее наличие таких интегрированных курсов свидетельствует о возможности диверсификации образовательных траекторий старшеклассников как в рамках гуманитарного, так и универсального профиля обучения. Цель статьи - раскрыть этапы проектирования учебного пособия и дать общее представление о методологических подходах и принципах его разработки для профориентационного элективного языкового курса "Legal English: Law, Crime and Punishment".
Методология. В ходе исследования были использованы эмпирические (изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций среднего общего образования, изучение литературы, обобщение опыта разработки курсов по выбору для среднего общего образования) и теоретические (теоретический анализ, постановка
проблемы, конкретизация, обобщение, идеализация, моделирование) методы.
Результаты заключаются в формулировании методологического обоснования разработки учебного пособия (философские основания: диалектический материализм, гуманизм и прагматизм; общетеоретические подходы к отбору учебного материала: системно-функциональный, компетентностный и личностно ориентированный; принципы разработки пособия и его архитектуры, сформулированные в виде нескольких категорий требований к структуре и содержанию учебных материалов). Автором представлены этапы проектирования указанного пособия и принцип размещения в нем информации.
Заключение. Полученные результаты исследования могут быть интересны для разработчиков подобных курсов и призваны решить проблему отсутствия единых требований к учебным пособиям курсов по выбору.
Introduction. The article presents a study on the problem of the organization of the high school students' career guidance at the stage of their subject-oriented educational program in a secondary school. At the moment, language courses are aimed at students with a fairly high level of linguistic performance. Integrated vocation-focused courses where a foreign language is used as a content base for mastering humanitarian knowledge and skills in similar science fields, and where the language core fits the waystage, are less represented on the courseware market. However, the
availability of such integrated courses indicates the possibility of diversifying the high school students' academic path both within the humanitarian and common training. Thus, the purpose of this article is to reveal the design stages of the textbook and provide an overview of the methodological approaches and principles of its development for the vocation-focused elective language course "Legal English: Law, Crime and Punishment".
Methodology. The study was based on the empirical (the study of normative documents regulating the activities of educational organizations of secondary general education, literature study, the generalization of the experience in developing elective courses for the secondary general education) and theoretical (theoretical analysis, problem statement, specification, generalization, idealization, modeling) methods.
Results. Results include the formulation of a methodological basis for the development of a textbook (philosophical underpinnings: dialectical materialism, humanism and pragmatism; general-theoretical approaches to the selection of learning material: system-activity, competence- and person-centered one; the textbook design principles and its architecture couched in the form of several categories of requirements for the structure and content of learning materials). The author submits the design stages of this textbook and the principle of information layout in it.
Conclusion. Factual findings may be of interest to such course designers, and are intended to solve the problem of
the deficiency of standard requirements for the textbooks of elective courses.
Ключевые слова: профессиональная ориентация старшеклассников, интегрированный профориента-ционный языковой курс, проектирование учебного пособия, методологические подходы и принципы разработки учебного пособия.
Keywords: high school students' career guidance, integrated vocation-focused language course, textbook design, methodological approaches and principles of the textbook development.
Введение
Завершающий этап среднего общего образования, согласно действующей нормативно-правовой базе123' представлен уровневой моделью обучения, в которой углубленная (профильная) направленность учебного процесса выполняет профориентационную функцию и подготавливает старшеклассников к сознательному выбору дальнейшего пути собственной профессионализации.
В основной образовательной программе (далее -ООП) предпрофессиональное погружение в сферу предстоящей деятельности, как правило, носит линейный характер и зависит от особенностей школьной образовательной среды, в первую очередь от предметов, подлежащих углубленному изучению (рис. 1).
1 Гуманитарный
■ Языки
■ Литература
■ История
■ Право
Гид-переводчик Журналистика Обществознание Всеобщая история Отдельные аспекты права и др.
Профиль
Дополнительные
курсы
Рис. 1. Проектирование углубленного содержания обучения
1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4/.
2 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями на 12 августа 2022 года). URL: file:///D:/Издания%20мои/На%20 стадии%20подготовки/Проф%20обр%20в%20Рос%20и%20за%20рубежом/октябрь%202022/FG0S_soo_____17_05_2012_N_413.pdf.
3 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования) : письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-30032021-n-vb-51108/.
Практика показывает, что языковые курсы в X-XI классах либо подготавливают к сдаче единого государственного экзамена по иностранному языку [12], либо знакомят учеников со сферами предстоящей профессиональной деятельности [4; 9; 15; 18; 19; 22; 28]. Анализ имеющихся в открытом доступе элективных языковых курсов для старшеклассников выявил следующие перспективные направления работы и проблемные зоны их использования в образовательном процессе.
1. Все элективные курсы по иностранному языку предназначены для учащихся, чья иноязычная компетенция соответствует уровню В1 (не ниже среднего), а лучше - В2 (выше среднего) уровню по общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком. Ученик, освоивший язык на пороговом (А1) и надпороговом (A2/B1) уровнях, заведомо будет менее успешен на данных курсах.
2. Идет активное внедрение предметно-языкового интегрированного обучения (далее - CLIL) в средней школе [2; 6; 7; 11; 13; 16], изначально разрабатывавшегося для высшей школы [5; 21; 25; 27]. Концепция CLIL также ориентирована на наличие у школьников хорошей языковой подготовки, соответствующей уровням B1/B2 - B2. Помимо этого, CLIL базируется на идее сотрудничества двух учителей (иностранного языка и профилирующей предметной области). Соответственно, соруководитель-предметник также должен обладать достаточной языковой и коммуникативной компетенциями для осуществления иноязычного (билингвального) обучения старшеклассников [24]. Таким образом, CLIL больше подходит к школам, практикующим изучение отдельных дисциплин на иностранном языке.
Небольшое количество проанализированных работ использует иностранный язык для изучения смежных областей знаний, например информатика -иностранный язык [1], иностранный язык - информатика, география, история, обществознание [17].
Принимая во внимание тот факт, что углубление в гуманитарном профиле осуществляется не только по иностранному языку, но и по другим дисциплинам, считаем необходимым предусмотреть в ООП курсы по выбору, опирающиеся на базовый уровень владения иностранным языком. В указанных курсах иноязычная информация выступает в роли инструмента познания и расширения представлений об иной избираемой области деятельности.
В качестве элективных подобные языковые курсы также могут быть использованы для универсального профиля обучения с целью диверсификации и инди-
видуализации образовательных траекторий старшеклассников, уточнения ими своих профессиональных интересов и формирования представлений о возможных направлениях послешкольного обучения. Таким образом, базовый уровень владения иностранным языком становится не препятствием на пути профессионализации учащихся, но средством интеграции в предметное поле профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно разрабатывать интегрированные курсы. Под интегрированным характером элективных курсов понимается взаимосвязанное обучение двум предметным областям. В нашем случае -иностранному языку и правоведению. Стоит указать, что такие курсы имеют ряд преимуществ:
1) освоение предметного содержания не требует повышенного уровня владения иностранным языком;
2)поскольку иностранный язык является средством овладения новой информацией по избранному профилю обучения, акцент смещается с необходимости повышения языковой грамотности на практику применения имеющихся знаний в новой сфере деятельности;
3) иностранный язык становится способом знакомства с разными юридическими системами и развития критического мышления при сопоставлении и выявлении сходств и различий отечественной и зарубежной правовых систем;
4) данные курсы краткосрочны;
5) выполняя общеобразовательную и общекультурную функции, они способствуют поддержанию познавательного интереса к двум предметным областям знаний, стимулируют интерес к освоению дополнительного материала и дают возможность скорректировать свое представление о мире труда и собственном месте в нем;
6) сведения о прохождении курса в аттестате размещаются безоценочно в разделе «Спецкурсы без оценки. Индивидуальный проект», но могут косвенным образом повлиять на общий уровень как языковой, так и профильной подготовки старшеклассников.
К перечисленным плюсам указанных факультативов следует добавить, что они оказывают положительное влияние на формирование и поддержание готовности учеников к профессиональному самоопределению.
Возвращаясь к доступной источниковой базе, отметим, что в средней школе формирование представлений о такой области знаний, как правоведение в основном строится на русскоязычной основе [3; 8; 14; 20]. Языковые курсы для указанной области знаний больше всего харктерны для высшей
школы. Встречающиеся элективные языковые курсы знакомят своих участников с общей проблематикой, свойственной юриспруденции. Они не раскрывают особенностей профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Разработка профориентационного элективного языкового курса для школьников, нацеленных на выбор профессии, связанной с УИС, является одним из способов решения выявленной проблемы. Успешность реализации указанного курса зависит от учебно-методического сопровождения, в первую очередь - от учебного пособия.
В связи с этим цель нашей статьи - раскрыть этапы проектирования учебного пособия и дать общее представление о методологических подходах и принципах разработки учебного пособия для профориентацион-ного элективного языкового курса "Legal English: Law, Crime and Punishment".
Методология
В соответствии с указанной целью статьи были отобраны методы выполнения исследования: эмпирические (изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций среднего общего образования, изучение литературы, обобщение опыта разработки курсов по выбору для среднего общего образования) и теоретические (теоретический анализ, постановка проблемы, конкретизация, обобщение, идеализация, моделирование). Указанные методы легли в основу этапов проектирования учебного пособия.
Первый этап - эмпирический. На основании изученной документации правового характера проведен анализ педагогической практики организации учебного процесса на завершающем этапе общего образования. Уточненена специфика разработки элективных курсов для современной средней школы и проведен обзор рынка учебной литературы в соответствии с социальным заказом школы (организация образовательной деятельности с учетом функционирования класса, ориентированного на выбор дальнейшего юридического образования - сфера уголовно-исполнительного права).
Второй этап - теоретический. На основании полученных данных был определен тип элективного курса - интегрированный профориентационный. Проведен отбор методологических подходов к реализации электива (системно-функциональный, ком-петентностный и личностно ориентированный). Дана краткая характеристика учебного пособия как методического ядра курса [26]. Определена цель примене-
ния курса в ООП - формирование профессионально-трудовых, общекультурных, ценностно-мировоззренческих и информационно-коммуникативных компетенций старшеклассников [23]. Выделены принципы организации учебного материала и работы с ним.
Третий этап (теоретико-прикладной) включал собственно проектирование учебного пособия для реализации профориентационного элективного курса "Legal English: Law, Crime and Punishment". На этом этапе:
- определено оптимальное количество модулей курса, целевой компонент каждого модуля, его языковое ядро;
- выделены приоритетные виды речевой деятельности старшеклассников на занятии;
- сформулирована система учебных заданий и определена их взаимосвязь с ранее изученным и изучаемым материалом в базовом курсе иностранного языка и с профилеобразующими дисциплинами гуманитарного профиля (право, обществознание);
- определен профессиографический блок каждого модуля элективного курса.
Результаты
В результате всех этапов проектирования учебного пособия "Legal English: Law, Crime and Punishment" мы получили следующие результаты методологического характера.
Уровневый подход к методологии исследования (рис. 2) позволил уточнить философские основания для разработки учебного пособия от его идеи до принципов построения учебного пособия и его применения в образовательном процессе.
При проектировании пособия мы исходили из следующих постулатов: любое содержание выполняет свою социализирующую, профориентационную, воспитательную функции, если оно отражает современные требования общества к результатам обучения -с одной стороны, и учитывает активность учащегося в самом образовательном процессе - с другой. Следовательно, содержание учебного пособия должно отражать характеристики профессионального труда правоведа, юриста и сотрудника УИС, а также способствовать активным действиям старшеклассников по овладению предметным содержанием курса и развитию его универсальных учебных действий (далее -УУД). Заложенная в идее гуманизма субъектность учащихся направлена на удовлетворение их образовательных, в том числе и профессиональных, интересов. В то же самое время материалы пособия должны отражать прагматическую направленность - знакомство учащихся со сферой предстоящей профессиональной
Философские основания
т
Концептуальные основы
Принципы
I
1. Диалектический материализм
> Социальный детерминизм
> Активное начало личности
2. Гуманизм
> Субъектный характер учебной деятельности
> Удовлетворение познавательных интересов
3. Прагматизм
> Создание условий для накопления индивидуального опыта
1. Системно-функциональный подход
> Содержательная системность
> Системная деятельность (на основе заданий)
2. Компетентностный подход
> Развитие УУД
> Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
3. Личностно ориентированный подход
> Учет возрастных
и психологических особенностей
> Стимулирование познавательной активности
1. Соблюдение концептуальной основы учебного пособия
2. Отсутствие дублирования учебного курса иностранного языка в послешкольном образовании
3. Опора на имеющийся опыт освоения иностранного языка
4. Требования к архитектуре пособия с учетом обще-и частнодидактических принципов и принципов коммуникативного обучения
Рис. 2. Методологические основания проектирования учебного пособия "Legal English: Law, Crime and Punishment"
(уголовно-правовой, уголовно-исполнительной) деятельности и особенностями изучения иностранного языка в высшей школе.
Указанная философская позиция определила приоритетные методологические подходы к разработке пособия "Legal English: Law, Crime and Punishment" и сформировала его общую концепцию.
1. Изложение материала должно носить системный характер. Системность реализуется вертикально и горизонтально. Вертикальный характер предполагает размещение модулей информации в логике от общего (что такое право) к частному (уголовно-исполнительная система зарубежных стран и служебные обязанности сотрудника УИС). Горизонтальный характер системности представлен последовательностью работы с учебным материалом внутри каждого модуля: деление материала на информационные блоки, последовательность предъявления заданий. Предлагаемые задания совмещают в себе общее знакомство с материалом, с осознанием его профес-сиографического потенциала и параллельное совершенствование языковой базы учащихся (их лексико-грамматических навыков), развитие их иноязычной
коммуникативной компетенции, накопление знаний профессионально ориентированного характера.
2. Функциональность (прагматичность) учебных материалов должна быть отражена в развитии мета-предметных умений старшеклассников (УУД): умений систематизировать понятия, делать обобщения, формулировать свое отношение к изучаемому явлению, планировать самостоятельную работу в рамках изучаемого материала.
3. Компетентностный подход также реализуется через систему учебных заданий. Он, как упоминалось выше, направлен на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД и на развитие иноязычной компетенции (ее лингво-страноведческой, социокультурной, дискурсивной и стратегической субкомпетенций).
4. Личностно ориентированный подход к обучению предполагает учет возрастных и психологических особенностей учащихся Х-Х1 классов, их опыта иноязычной коммуникации, профильно направленных интересов и стимулирует старшеклассников осуществлять самостоятельный поиск дополнительной информации по изучаемым разделам пособия.
Будучи основным элементом учебно-познавательной деятельности старшеклассников, проектируемое учебное пособие должно соответствовать нескольким категориям требований.
Первая категория связана с концептуальными основами. Учебное пособие должно способствовать:
- формированию профессиографических навыков старшеклассников: назвать профессию, уточнить ее место в уголовно-правовой сфере деятельности, определить предмет и продукт труда, охарактеризовать рабочее место, выделить требования к личностным (например, организованность, бдительность, ответственность) и профессионально значимым качествам сотрудника, в которых психофизиологические параметры имеют решающее значение (стрессоу-стойчивость и концентрация внимания, высокая работоспособность, устойчивость к монотонной работе, хорошая память, умение работать в команде и т.п.);
- систематизации знаний из области уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии и формированию общего представления об избираемой сфере деятельности, ее значимости для общества;
- развитию исследовательских умений (осуществлять поиск дополнительной информации, оценивать содержание полученных сведений, систематизировать и обобщать их) и пониманию роли иностранного языка при осуществлении информационно-аналитической работы профессионально направленного характера;
- формированию представлений о профессиональной языковой картине мира (уголовно-правовое направление: термины, терминоэлементы, в том числе заимствованные из латинского языка, нетерминологическая лексика, характеризующая сферу уголовно-правовых отношений) и развитию социолингвистической субкомпетенции участников учебного процесса (уместное применение лексико-грамматических навыков в новых ситуациях общения);
- расширению лингвострановедческих знаний учащихся Х-Х1 классов (набор фоновой и безэквивалентной лексики, реалий);
- развитию социокультурной субкомпетенции школьников (речевой этикет) и их социокультурного кругозора (своеобразие языковой картины мира носителей языка);
- повышению читательской грамотности учащихся;
- развитию дискурсивной субкомпетенции старшеклассников (наличие целостности, логичности, связности и содержательности устного выступления, умения следить и вступать в диалог);
- формированию стратегической субкомпетенции иноязычной компетенции учеников: использование вербальных (клише) и невербальных средств фиксации информации и умения их декодирования в виде монологического высказывания.
Второе направление требований гласит: учебное пособие не должно дублировать курс иностранного языка, свойственного юридическим факультетам образовательных организаций высшего образования и юридическим колледжам [10].
Третий блок требований закрепляет обязательную опору на имеющийся опыт освоения иноязычного материала учениками, поэтому учебное пособие должно:
- базироваться на предметных знаниях учащихся по иностранному языку, праву, обществознанию;
- ориентироваться на среднестатистического ученика, способного усвоить иноязычный программный материал на основе имеющегося багажа лексико-грамматических навыков;
- мотивировать старшеклассников к самостоятельной работе по применению полученных новых сведений в ситуациях, приближенных к профессиональным, но в условиях иноязычного общения;
- иметь модульно-блочную структуру [6], при этом каждый блок является отдельной единицей, но в совокупности все блоки формируют общее представление о специфике предмета и условий труда и функциональных обязанностей сотрудника УИС;
- соответствовать принципу избыточности учебного материала (заданий к нему) для возможности более гибкого планирования образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития и образовательных потребностей учеников.
Далее следуют требования к архитектуре пособия. Они сформулированы на базе действующих общедидактических и частнодидактических принципов организации учебного процесса. Таким образом, пособие "Legal English: Law, Crime and Punishment" должно состоять из учебных блоков и заданий языкового и деятельностного характера с учетом принципов:
- общедидактических - сознательности и активности, доступности и посильности, развивающего обучения, учета психолого-возрастных особенностей учащихся, наглядности;
- частнодидактических - текстоцентричного построения информации, многократного повторения материала, управления речевой деятельностью;
- коммуникативного обучения, предполагающих субъект-субъектность взаимодействия.
Архитектура учебного пособия может быть представлена в графической формуле расширяющихся кругов (рис. 3). Смысл строения модулей: каждый модуль является основой для расширения представлений о специфике уголовно-правовых (в том числе уголовно-исполнительных) правоотношений.
В разрабатываемом учебном пособии "Legal English: Law, Crime and Punishment" нами определено 6 модулей: «Введение в право», «Уголовное право», «Преступность несовершеннолетних», «Наказание и исправление», «Исправительные учреждения в англоговорящих странах», «Профессия сотрудника уголовно-исполнительной системы».
Внутреннее деление информации в модуле является типичным для всех шести модулей:
- блок ориентации по материалам модуля (цель и ожидаемые результаты работы с учебным материалом, основные рубрики модуля);
- базовый текст, сопровождаемый заданиями на развитие читательской грамотности, заданиями на формирование профессиографических навыков учащихся и рекомендаций для самостоятельного изучения дополнительного материала по затрагиваемой тематике;
- блок отработки языкового материала;
- блок развития умений устной коммуникации;
- блок самопроверки (языковой аспект- терми-носфера предстоящей профессиональной деятельности; коммуникативный аспект - стимулирование неподготовленной монологической речи; профес-сиографический аспект - профессиографические навыки, полученные по теме).
Задания внутри каждого модуля могут носить как типичный характер, например при отработке языковых явлений, организации устной коммуникации (работа с пословицами, цитатами выдающихся личностей), так и новый, несвойственный другим модулям вид заданий, но отражающий суть изучаемого профессионально ориентированного материала.
Заключение
На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов, касающихся деятельности образовательных организаций среднего общего образования, педагогической литературы и обобщения опыта разработки курсов по выбору для среднего общего образования были выявлены основные тенденции в композиции профилеобразующих дисциплин и учебно-методического сопровождения профилизации. Полученные данные помогли обнаружить достоинства и недостатки имеющихся в распоряжении сред-
ней школы элективных курсов, выявить возможности применения языковых курсов для осуществления профориентации по смежным областям знания.
Мы считаем необходимым разрабатывать проф-ориентационные элективные языковые курсы инте-грированнанного характера. Эффективность реализации подобных курсов обеспечивается рядом сформулированных нами требований к учебному пособию, являющемуся методическим ядром курсов. Структура учебного пособия и его содержательная наполненность опираются на отобранные и обоснованные нами методологические основания.
Представленные результаты исследования могут быть интересны для проектировщиков подобных курсов и призваны решить проблему отсутствия единых требований к учебным пособиям курсов по выбору.
Литература
1. Eremeeva G., Antonova P., Antonova L. The Development of the Elective Course on the Theory of Kolmogorov Complexity in English for Senior Students of Physical and Mathematical Profile // Bulletin of Science and Practice. 2018. Vol. 4, № 2. P. 403-408.
2. Белоусов A. C. Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 420-431.
3. Дмитриева О. Г Рабочая программа по предмету: обще-ствознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс. URL: https://nsportal.ru/ shkola/obshchestvoznanie/library/2018/11/07/rabochaya-programma-po-predmetu-obshchestvoznanie (дата обращения: 20.10.2022).
4. Дороднева Н. В., Ставникова И. С. Особенности изучения русского и английского менталитетов на элективном курсе по иностранному языку (на примере английских и русских фразеологизмов, репрезентирующих образ женщины и муж-
чины) // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 311-315.
5. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М., 2004. 160 с.
6. Колесников А. А. Методика разработки современного учебного пособия для иноязычного профориентационного курса по выбору // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 140-151.
7. Колесников А. А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48.
8. Кротова Э. В. Элективный курс по праву для 10 и 11 классов общеобразовательных школ. URL: https://урок.рф/library/ elektivnij_kurs_po_pravu_dlya_10_i_11_klassov_obsheo_155146. html (дата обращения: 15.11.2022).
9. Кураева А. В. Элективные курсы по иностранному языку как условие определения индивидуальной образовательной траектории обучающегося // Вопросы педагогики. 2020. № 1-1. С. 114-116.
10. Лесохина Т. Б., Зыртылоглу Е. В., Колесникова Ю. К. Профильное обучение в нефилологических классах: требования к элективному курсу иностранного языка // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы третьей Все-рос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2012.
11. Люлюшин А. А., Степашкина О. И. Элективные языковые CLIL-курсы как средство профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени основного общего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021 Т. 26, № 195. С. 153-163.
12. Медведева И. В. Методика разработки элективных курсов по иностранному языку // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 228-232.
13. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю. Проектная деятельность в реализации предметно-языкового интегрированного обучения в школе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 72-79.
14. Пешкова Л. А. Рабочая программа элективного курса «Право в жизни человека» 10-11 класс. URL: https://nsportal. ru/shkola/pravo/library/2021 /04/15/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-pravo-v-zhizni-cheloveka-10-11 (дата обращения: 14.11.2022).
15. Поддубская О. Н. Элективный курс по иностранному языку как составляющая инновационной системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 4-2. С. 234-242.
16. Поляков О. Г, Белоусов А. С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71.
17. Салтыкова М. В. Эффективное использование интернет-ресурсов в развитии исследовательских навыков обучающихся в рамках элективного курса // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8, № 1 (19). С. 88-98.
18. Сафонова В. В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуро-ведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
19. Сафонова В. В. Английский язык. Элективные курсы. «Куль-туроведение Великобритании. Культуроведение США». 10-11 классы. М., 2004. 176 c.
20. Сизикова Ю. А. Рабочая программа элективного курса «Право» 10 класс. URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-elektivnogo-kursa-pravo-10-kla.html (дата обращения: 15.11.2022).
21. Сиротова А. А., Сергеева М. Г, Даллакян А. В. Проектирование предметно-языкового интегрированного пособия для студентов естественно-научных специальностей // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 12-16.
22. Соловова Е. Н. Гид-переводчик: элективный курс по английскому языку: 10-11-е классы. М., 2007. 215 c.
23. Трубина Г. Ф. Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентированной личности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 194-196.
24. Хакимуллина Н. И., Салехова Л. Л. Формирование лингво-информационной компетенции школьника в процессе билингвального обучения информационно-коммуникационным технологиям // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 227.
25. Халяпина Л. П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 46-52.
26. Харисова Л. А. Современный российский учебник: терминологический обзор // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 16-21.
27. Цимерман Е. А., Алмазова Н. И. Профессионально-ориентированное пособие по английскому языку с элементами CLIL для студентов-менеджеров // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 72-79.
28. Шайхутдинова Т. Н. Особенности элективного курса по стилистическому анализу художественного текста на иностранном языке // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 3. С. 262-267.
References
1. Eremeeva G., Antonova P., Antonova L. The Development of the Elective Course on the Theory of Kolmogorov Complexity in English for Senior Students of Physical and Mathematical Profile. Bulletin of Science and Practice, 2018, vol. 4, no. 2, pp. 403-408. (In English).
2. Belousov A. S. Model' predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya kak sredstva professional'noy oriyentatsii uchash-chikhsya starshikh klassov gumanitarnogo profilya obucheniya [The Model of Content and Language Integrated Learning as a Mean of Career Guidance of Secondary School Students of the Humanities Classes]. Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 420-431. (In Russian).
3. Dmitriyeva O. G. Rabochaya programma po predmetu: obshchest-voznaniye (Elektivnyy kurs «Aktual'nyye voprosy obshchestvoz-naniya») 10-11 klass [Work Program on the Subject: Social Studies (Elective Course "Topical Issues of Social Studies") grade 10-11]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoz-nanie/library/2018/11/07/rabochaya-programma-po-predmetu-obshchestvoznanie (accessed 20.10.2022).(In Russian).
4. Dorodneva N. V., Stavnikova I. S. Osobennosti izucheniya russkogo i angliyskogo mentalitetov na elektivnom kurse po inostrannomu yazyku (na primere angliyskikh i russkikh frazeolo-gizmov, reprezentiruyushchikh obraz zhenshchiny i muzhchiny) [Peculiarities of Studying Russian and English Mentality at the Englsh Language Elective Course (on the Example of Russian and English Phraseological Units Representing the Image of Woman and Man)]. Modern High Technologies, 2016, no. 2-2, pp. 311-315. (In Russian).
5. Kasprzhak A. G. Problema vybora: elektivnyye kursy v shkole [The problem of choice: elective courses at school]. Moscow, 2004, 160 p. (In Russian).
6. Kolesnikov A. A. Metodika razrabotki sovremennogo uchebnogo posobiya dlya inoyazychnogo proforiyentatsionnogo kursa po
vyboru [Methodological Basis of Developing a Modern Tutorial for a Vocational Foreign Language Elective Course]. Values and Meanings, 2018, no. 5 (67), pp. 140-151. (In Russian).
7. Kolesnikov A. A. Proforiyentatsionnoye obucheniye kak osoboye napravleniye v integrirovannom yazykovom obrazovanii [Career Guidance in Teaching Foreign Languages]. Foreign languages in School, 2021, no. 5, pp. 40-48. (In Russian).
8. Krotova E. V. Elektivnyy kurs po pravu dlya 10 i 11 klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol [Elective Course in Law for Grades 10 and 11 of Secondary Schools]. Available at: https:// ypoK.p$/library/elektivnij_kurs_po_pravu_dlya_10JJ1_klassov_ obsheo_155146.html (accessed 15.11.2022). (In Russian).
9. Kurayeva A. V. Elektivnyye kursy po inostrannomu yazyku kak usloviye opredeleniya individual'noy obrazovatel'noy trayektorii obuchayushchegosya [Elective Courses in a Foreign Language as a Condition for Determining the Individual Educational Trajectory of a Student]. Questions of Pedagogy, 2020, no. 1-1, pp. 114-116. (In Russian).
10. Lesokhina T. B., Zyrtyloglu E. V., Kolesnikova Yu. K. Profil'noye obucheniye v nefilologicheskikh klassakh: trebovaniya k ele-ktivnomu kursu inostrannogo yazyka [Specialized Training in Non-Philological Classes: Requirements for an Elective Foreign Language Course]. Current Problems of Social Communication. Proceedings of the Third All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhniy Novgorod, 2012. (In Russian).
11. Lyulyushin A. A., Stepashkina O. I. Elektivnyye yazykovyye CLIL-kursy kak sredstvo professional'noy oriyentatsii uchashchikhsya na starshey stupeni osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elective Language CLIL Courses as a Means of Vocational Guidance for Students at the Upper Stage of Basic General Education]. Tambov University Review: Series Humanities, 2021. vol. 26, no. 195, pp. 153-163. (In Russian).
12. Medvedeva I. V. Metodika razrabotki elektivnykh kursov po inostrannomu yazyku [The Methodology for the Development of Elective Courses in a Foreign Language]. All-Russian media academy pedagogical ideas "NOVATION". Series: Student Scientific Bulletin, 2018, no. 1, pp. 228-232. (In Russian).
13. Obdalova O. A., Minakova L. Yu. Proyektnaya deyatel'nost' v realizatsii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya v shkole [Project Activity in the Implementation of Subject-Language Integrated Learning at School]. Foreign languages in School, 2021, no. 5, pp. 72-79. (In Russian).
14. Peshkova L. A. Rabochaya programma elektivnogo kursa «Pravo v zhizni cheloveka» 10-11 klass [The Work Program of the Elective Course "Law in Human Life" grade 10-11.]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2021/04/15/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-pravo-v-zhizni-cheloveka-10-11 (accessed 14.11.2022). (In Russian).
15. Poddubskaya O. N. Elektivnyy kurs po inostrannomu yazyku kak sostavlyayushchaya innovatsionnoy sistemy profil'nogo obu-cheniya v starshikh klassakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Elective Course in a Foreign Language as a Component of the Innovative System of Professional Education in the Upper Grades of a Secondary School]. Modern Studies of Social Issues, 2017, vol. 8, no. 4-2, pp. 234-242. (In Russian).
16. Polyakov O. G., Belousov A. S. Elektivnyy kurs na inostrannom yazyke i professional'naya oriyentatsiya uchashchikhsya star-shikh klassov (na primere gumanitarnogo profilya) [Elective Course in a Foreign Language and Professional Orientation of High School Students (on the Example of a Humanitarian
Profile)]. Foreign languages in School, 2021, no. 5, pp. 64-71. (In Russian).
17. Saltykova M. V. Effektivnoye ispol'zovaniye internet-resursov v razvitii issledovatel'skikh navykov obuchayushchikhsya v ram-kakh elektivnogo kursa [Developing School Students' Research Skills through the Internet Resources within an Elective Course]. Bulletin of BellED, 2021, vol. 8, no. 1 (19), pp. 88-98. (In Russian).
18. Safonova V. V., Sysoyev P. V. Elektivnyy kurs po kul'turovedeniyu SShA v sisteme profil'nogo obucheniya angliyskomu yazyku [The elective course in American Cultural Studies in the System of Specialized English Language Teaching]. Foreign languages in School, 2005, no. 2, pp. 7-16. (In Russian).
19. Safonova V. V. Angliyskiy yazyk. Elektivnyye kursy. «Kul'turovedeniye Velikobritanii. Kul'turovedeniye SShA». 10-11 klassy [English. Elective courses. «Cultural Studies of Great Britain. Cultural Studies of the USA»]. Moscow, 2004, 176 p. (In Russian).
20. Sizikova Yu. A. Rabochaya programma elektivnogo kursa «Pravo» 10 klass [Working Program of the Elective Course «Law» 10th grade]. Available at: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-elektivnogo-kursa-pravo-10-kla.html (accessed 15.11.2022). (In Russian).
21. Sirotova A. A., Sergeyeva M. G., Dallakian A. V. Proyektiro-vaniye predmetno-yazykovogo integrirovannogo posobiya dlya studentov estestvenno-nauchnykh spetsial'nostey [Designing a CLIL Study Guide for Students of Science Majors]. Kazan Pedagogical Journal, 2019, no. 3, pp. 12-16. (In Russian).
22. Solovova E. N. Gid-perevodchik: elektivnyy kurs po angliyskomu yazyku: 10-11-e klassy [Guide-Interpreter: Elective Course in English: Grades 10-11]. Moscow, 2007, 215 p. (In Russian).
23. Trubina G. F. Rol' elektivnykh kursov inostrannogo yazyka v formi-rovanii sotsial'no oriyentirovannoy lichnosti uchashchikhsya [Elective Foreign Language Courses as a Means to Form Socially-Oriented Individual Students]. The World of Science, Culture and Education, 2015, no. 2 (51), pp. 194-196. (In Russian).
24. Khakimullina N. I. Salekhova L. L. Formirovaniye lingvo-informatsionnoy kompetentsii shkol'nika v protsesse bilingval'nogo obucheniya informatsionno-kommunikatsionnym tekhnologiyam [Developement of Lingua Information Competency of Students in the Process of Bilingual Education of Information and Communication Technologies]. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 1, pp. 194-196. (In Russian).
25. Khalyapina L. P. Sovremennyye tendentsii v obuchenii inostran-nym yazykam na osnove idey CLIL [Current Trends in Teaching Foreign Languages on the Basis of CLIL]. Teaching Methodology in Higher Education, 2017, vol. 6, no. 20, pp. 46-52. (In Russian).
26. Kharisova L. A. Sovremennyy rossiyskiy uchebnik: terminolog-icheskiy obzor [Modern Russian Textbook: A Terminological Overview]. Professional Education in Russia and Abroad. 2022, no. 3 (47), pp. 16-21. (In Russian).
27. Tsimerman E. A., Almazova N. I. Professional'no-oriyentiro-vannoye posobiye po angliyskomu yazyku s elementami CLIL dlya studentov-menedzherov [CLIL Elements in Professionally-Oriented Textbook for Students Majoring in Management]. Teaching Methodology in Higher Education, 2017, vol. 6, no. 20, pp. 72-79. (In Russian).
28. Shaykhutdinova T. N. Osobennosti elektivnogo kursa po stilis-ticheskomu analizu khudozhestvennogo teksta na inostrannom yazyke [Features of the Elective Course in Stylistic Analysis of Literary Text in a Foreign Language]. Pedagogical Education in Russia, 2022, vol. 3, no. 3, pp. 262-267. (In Russian).