ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК
А. А. Колесников
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Институт иностранных языков
E-mail: kolesnikow@list.ru
Andrei А.Kolesnikov
Doctor (Education), Associate Professor, Institute of Foreign Languages, Ryazan State University named after S. Yesenin, Dr. Ed., Professor, Russia
УДК 372.881.1 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10031
Методика разработки современного учебного пособия для иноязычного профориентационного курса по выбору
Особую значимость на этапе старшей школы приобретают курсы профориентационной направленности. Дисциплина «Иностранный язык» (далее — «ИЯ») имеет значительный образовательный потенциал в становлении субъекта профессионального самоопределения. При этом острой проблемой является дефицит учебно-методического обеспечения образовательного процесса, позволяющего реализовать становление профориентационной компетенции в пространстве учебного предмета. В данной статье описываются научные основы разработки учебного пособия для иноязычного профориентационного курса по выбору. Обоснованы следующие принципы разработки пособия: принцип организации обучения на основе учебных модулей, принцип взаимосвязанного развития основных компетентност-ных блоков профориентационной компетенции, принцип проектирования содержания в контексте межпредметности и компетентностной интег-ративности, принцип взаимосвязи с профильным предметом «Иностранный язык», принцип формирования базовых (элементарных) профессиональных навыков, принцип учета требований к личностным характеристикам работника, его «фоновым» знаниям, уровню развития межкультурной компетенции, принцип образовательной преемственности структурно-содержательных особенностей обучения ИЯ в классах филологического профиля и организации учебного процес-
Как цитировать статью: Колесников А. А. Методика разработки современного учебного пособия для иноязычного профориентационного курса по выбору // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С.140-151.
са в вузе. Описаны структурно-содержательные особенности модульного учебно-методического комплекса (далее УМК): определены общие характеристики учебных модулей (в основе должен лежать один из значимых / базовых аспектов профессии, содержание модуля должно способствовать формированию всей совокупности компонентов предметной профориентационной компетенции, обеспечивать связь с формальным и информальным типами образования, нацеливать школьников на самостоятельное профориентационное самообучение иностранному языку), подробно рассмотрены типичные учебные фазы модуля профориентационного курса: метакогнитивная фаза, учебно-познавательная фаза, учебно-коммуникативная фаза, деятельностно-моделирующая фаза, фаза контроля и рефлексии. В заключение обобщены основные трудности и проблемы, касающиеся издания и внедрения данных УМК, и предложен ряд возможных решений.
Ключевые слова: учебное пособие, курс по выбору, профориентационное обучение иностранному языку.
Введение
В действующем ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования) нормативно закрепляется статус курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности, которые призваны обеспечить образовательную дифференциацию учебного процесса благодаря построению индивидуальных образовательных маршрутов, что является непременным условием эффективного развития личности обучающегося как субъекта разных видов самоопределения. Особую значимость на этапе старшей школы приобретают курсы профориентационной направленности в связи с резким увеличением личностной ценности профессионального самоопределения старшеклассника. Иностранный язык (далее — ИЯ), являясь одновременно и целью (в рамках соответствующего учебного предмета), и универсальным средством / инструментом учебно-познавательной деятельности, имеет значительный образовательный потенциал в реализации профильного обучения и поддержании становления субъекта профессионального самоопределения [1; 2; 3; 4]. Универсальные возможности предмета ИЯ в сочетании с гибким, индивидуализированным учебным процессом в рамках курса по выбору в особой степени способствуют решению названной задачи.
Постановка проблемы
Одна из основных проблем, возникающих на пути к достижению названной цели,— острый дефицит надлежащего учебно-методического обеспечения образовательного процесса, позволяющего реализовать методически обоснованное и корректное становление особого вида профориентационной компетенции в пространстве учебного предмета: предметной профориентационной компетенции в контексте дисциплины ИЯ (далее — ИПК) [2], развивающейся на базе профильного уровня иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции (далее — ИМКК) [5]. Структура, содержание и уровневая градация названных компетенций подробно раскрыты в наших работах [2; 4; 5]. Таким образом, возникает потребность в разработке методических характеристик учебных пособий для иноязычных проф-ориентационных курсов по выбору, обеспечивающих становление ИПК.
Имеющийся опыт в проектировании теории профориентационного обучения иностранным языкам и в создании учебных пособий проф-ориентационной направленности позволяет нам в этой статье обобщить научные и структурно-содержательные особенности данных пособий, а также описать ряд возникающих проблем и предложить возможные решения.
Научные основы проектирования учебного пособия
При разработке пособия следует опираться на принципы проектирования профориентационных курсов по выбору, выделенные нами в результате комплексного анализа принципов профильного обучения [1; 7], принципов профориентации [6], а также обоснованных ранее принципов профориентационного обучения ИЯ [2; 3; 4]. Остановимся подробнее на данных принципах.
Принцип организации обучения на основе учебных модулей реализует дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. Разработка курса по выбору и соответствующего пособия осуществляется с использованием относительно завершенных учебных единиц — модулей. Модульное обучение обусловливает гибкость и значительную вариативность программы курса, а также возможность построения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Помимо этого, модульный характер позволяет проектировать «полипрофори-ентационные» курсы, нацеливающие старшеклассников на ряд смеж-
ных областей коммуникативно ориентированной профессиональной деятельности. В этом случае модули пособия раскрывают особенности профессиональных сфер, относящихся к определенному коммуникативному типу (например, массовая коммуникация, деловая коммуникация и т.п.). В вводном модуле предложен обзор возможных направлений обучающей профориентации, содержащихся в курсе. Данный модуль обеспечивает возможность выбора последующих модулей на основе профориентационных устремлений старшеклассников, что соответствует требованию профориентационной вариативности.
Принцип взаимосвязанного развития основных компетентностных блоков ИПК (когнитивного, коммуникативного / функционально-речевого, деятельностного / учебно-трудового и проходящего через них ценностно-мотивационного) обусловливает становление старшеклассника как коммуникативной личности (в условиях межкультурной коммуникации, осуществляемой на иностранном языке) и субъекта самоопределения в контексте международной ино- и многоязычной профессиональной деятельности. Реализация данного принципа предполагает наличие в каждом модуле пособия мотивационного, когнитивного и коммуникативно-деятельностного блоков, тесно взаимодействующих друг с другом.
Принцип проектирования содержания в контексте межпредметности и компетентностной интегративности предполагает развитие компонентов ИМКК в сфере практической деятельности благодаря их интеграции с элементарными профессионально ориентированными компетенциями, что усиливает понимание учащимся личностной ценности содержания обучения и его значимости в реальной трудовой деятельности. Например, в пособии могут быть актуализированы знания и умения в области анализа, рецепции и продуцирования разных функциональных типов текста (речевая / дискурсивная компетенция в составе ИМКК) и в дальнейшем использованы для знакомства с жанровой составляющей профессиональной коммуникации (профессионально-коммуникативная компетенция).
Принцип взаимосвязи с профильным предметом ИЯ выражается в профессионально ориентированном углублении в рамках курса по выбору ряда содержательных аспектов профильного учебного предмета «Иностранный язык». Это может заключаться, например, в расширении жанрового разнообразия текстов и т.п. в зависимости от специа-
лизации курса, что обеспечивает связь с уровнем институционального образования.
Принцип формирования базовых (элементарных) профессиональных навыков обусловливает необходимость включения в пособие элементов профессиональных проб, позволяющих осуществлять в первом приближении практическую деятельность.
Принцип учета требований к личностным характеристикам работника, его «фоновым» знаниям, уровню развития межкультурной компетенции предусматривает ориентацию учебного процесса на развитие некоторых базовых профессионально значимых качеств, сравнительный анализ требований к международному специалисту на основе ознакомления с отечественными и зарубежными професси-ографическими источниками на русском и иностранном языках, выдержки из которых должны быть включены в пособие.
Принцип образовательной преемственности структурно-содержательных особенностей обучения ИЯ в классах филологического профиля и организации учебного процесса в вузе определяет важность использования некоторых форм обучения, свойственных подготовке специалистов в высших учебных заведениях, например, лекций, семинаров-практикумов, а также информирования старшеклассника о возможностях продолжения образования в родной стране и странах изучаемого языка.
Структурно-содержательные особенности модульного учебного пособия профориентационного курса по выбору
Учебно-методический комплекс (УМК) профориентационного курса по выбору включает в себя следующие структурные методические элементы:
1) модульное учебное пособие, то есть книгу для учащегося, основная часть которой разделена на тематические блоки (модули) и дополнена практической частью с предложенными в ней профориентационными проектами, профессиональными пробами, практиками и т.п. (может представлять собой отдельный особый модуль, «сопровождающий» остальные модули), а также приложениями (например, рекомендациями по созданию языковых профессионально-ориентированных «продуктов», глоссарием специализированных терминов и пр.);
2) учебно-методические рекомендации / книгу для учителя, которая
состоит из пояснительной записки, общей характеристики курса, содержания и тематического планирования каждого модуля, методических рекомендаций по каждому модулю, методических рекомендаций по построению индивидуальных образовательных маршрутов с учетом содержательных особенностей модулей, описания личностных и метапредметных результатов, а также достигаемого уровня ИПК [4, с. 212-214];
3) по возможности аудиоприложение с записями учебных информативных текстов и несложных аутентичных ситуаций профессионального общения;
4) профориентационное портфолио (может входить в состав учебного пособия), содержание и структура которого описаны в следующих источниках: [2; 4].
Перейдем непосредственно к вопросу о проектировании учебного пособия (на примере структуры одного модуля). В качестве общих требований к учебному модулю нами были выделены следующие [2, с. 292-293; 4, с. 216]:
- учебный модуль в содержательном плане должен основываться на том или ином значимом аспекте профессиональной деятельности, в котором достаточно ярко обнаруживаются особенности профессии;
- модуль обеспечивает дальнейшее развитие всей совокупности аспектов ИПК, опираясь на профильный уровень иноязычной коммуникативной компетенции и базовые (ключевые) компетенции;
- должна быть реализована связь с институциональным (в терминах «Меморандума непрерывного образования» — формальным) и окказиональным (информальным) типами образования (подробнее об особенностях данных образовательных типов [2; 9]), а также осуществлена преемственность со следующим этапом образования;
- модуль мотивирует учащихся к непрерывному автономному проф-ориентационному самообучению с использованием иностранного языка.
Опираясь на проведенные ранее исследования [2; 4], рассмотрим типичные учебные фазы модуля профориентационного курса по выбору (1).
1. Метакогнитивная фаза: мотивация, целеполагание, планирование. Модуль начинается с коллажа, наглядность которого должна давать
первое представление о предмете и задачах раздела. Мотивирование старшеклассников, происходящее в контексте активного целеполага-ния, реализуется на основе постановки проблемных вопросов к коллажу, актуализации знаний, на которые будет опираться обучение. Вопросы должны подвести к обсуждению целей изучаемого модуля, дать школьникам возможность самостоятельно спрогнозировать ожидаемые результаты работы. К каждому модулю прилагается индивидуальная технологическая карта учащегося (речь о ней пойдет ниже), заполнение которой позволяет спроектировать собственный учебный маршрут освоения данного модуля.
2. Учебно-познавательная фаза (включает в себя ознакомительный и тренировочный этапы, обеспечивает погружение в самые основные содержательно-языковые особенности определенной области профессиональной деятельности). Происходит ознакомление с лексико-грам-матическим материалом, клишированными выражениями и моделями высказываний, что нацеливает языковую и речевую субкомпетенции старшеклассника на базовые основы профессиональной коммуникации. Лексико-грамматические упражнения включают в себя знакомые учащимся учебные действия, но применительно к специализированной области: дефиниции (основных профессиональных терминов), морфологический, синтаксический и стилистический анализ, заполнение таблиц, составление лингвистического или лингвокультуро-ведческого поля и др. Вводимая грамматика в обязательном порядке должна соотноситься с изучаемым коммуникативным материалом в контексте профессиональной области. Ввод материала производится посредством учебно-познавательных текстов и/или несложных жанровых текстов профессионального дискурса и сопровождающих заданий. Имеются также русскоязычные тексты, предназначенные для сопоставительного анализа, который может носить как чисто лингвистический характер, так и быть содержательно ориентирован на изучаемый аспект профессии. Кроме того, учебно-познавательная фаза предполагает знакомство с ценностно-этической стороной профессии, осуществление самоанализа на предмет наличия необходимых способностей, готовностей и установок старшеклассника. Ознакомление с базовыми профессиональными жанрами мы также включаем в описываемую фазу.
3. Учебно-коммуникативная фаза (включает в себя предречевой /
условно-коммуникативный и речевой этапы). На этом этапе реализуется так называемая обучающая коммуникация, цель которой состоит в отработке использования лексического, грамматического и речевого материала при выполнении заданий на осмысление и обсуждение насущных профессиональных проблем. В результате этого углубляется знакомство с профессиональным дискурсом. Здесь активно используются такие формы и технологии обучения ИЯ, как групповая работа, обучение в сотрудничестве (например, групповой анализ проблем и опасностей профессии). Профориентационная значимость коммуникативно ориентированных форм учебной деятельности старшеклассников заключается в том, что эти формы позволяют актуализировать все развиваемые виды речевой деятельности — рецептивные, продуктивные, интерактивные (парное и групповое взаимодействие учащихся), медиативные (частичный и полный перевод или передача основного содержания, в том числе при моделировании фрагментов профессиональных ситуаций) — с целью управляемого моделирования решений реальных профессиональных задач. Следовательно, эта фаза ориентирована на развитие функционально-речевой составляющей предметной профориентационной компетенции.
4. Деятельностно-моделирующая фаза. В качестве практико-ори-ентированного итога работы, обеспечивающего «вхождение» в профессиональную деятельность в процессе моделирования ситуации, выступает авторский продукт, который создается непосредственно учащимся. Каждый учебный модуль курса по выбору включает в себя раздел профориентационного проекта, который вовлекает старшеклассников в моделирование профессиональных ситуаций. Такая работа должна обеспечивать приближение к реальной профессионально-ситуативной деятельности за рамками школы — то, что дидакты называют «выходом в социум» или «городом как школой» в концепции продуктивного образования [8]. Данная фаза способствует развитию деятельностной области предметной профориентационной компетенции учащегося.
5. Фаза контроля и рефлексии включает в себя количественный (например, тест) и качественный (например, заполнение рефлексивной карты, досье, портфолио и т.п.) виды контроля. Соотношение тех или иных методов контроля в рамках курса по выбору должно совместно обсуждаться основными субъектами учебного процесса — преподава-
телем и учениками. В раздел контроля (или же в конце пособия) может быть помещена упомянутая нами ранее индивидуальная технологическая карта, в которой отражены краткое содержание модуля (его разделы), способы контроля в каждом разделе, возможное количество набираемых учащимся баллов за тот или иной вид деятельности и их минимальное количество, необходимое для успешного освоения материала модуля. Учащийся должен иметь возможность самостоятельно выбрать образовательный маршрут освоения модуля; для этого необходима дифференциация способов набора баллов, достаточных для получения зачета. Особенности проектирования балльно-рейтин-говой системы курса по выбору, критерии распределения баллов по видам учебной активности и пример технологической карты модуля представлены в [3, с. 71-75, 144-158].
Активная саморефлексия учащегося осуществляется посредством «Многоязычного профориентационного портфолио» — нашей авторской технологии автономного планирования траектории профориен-тационного (само)обучения ИЯ и оценивания уровня ИПК. Основные разделы портфолио можно разместить в приложении к учебному пособию. Подробную характеристику структуры портфолио и описание методики работы с ним [4, с. 119-123].
Дополнительные / факультативные разделы модуля могут включать в себя следующие материалы: стратегии обеспечения автономной учебной деятельности (указания, ссылки на дополнительные специализированные информационные источники на иностранном и русском языках и советы по работе с ними; описания приемов автономного профориентационного самообучения, например ведение тематического словаря профессиональных терминов, способы ознакомительного чтения трудных в языковом плане профессионально ориентированных текстов, ведение специализированной картотеки; ссылки на произведения художественной литературы / художественные фильмы, при обращении к которым читатель/зритель осваивает обсуждаемые аспекты профессии; указания по работе с многоязычным профориентационным портфелем и т.п.); учебно-познавательные материалы, знакомящие учащихся с возможностями дальнейшего обучения по данной специальности и прогнозами относительно перспектив профессии в будущем, а также нацеливающие старшеклассников на самостоятельное исследование тенденций в интересующей их про-
фессиональной области и возможностей продолжения образования в этой сфере.
Заключение: проблемные вопросы и возможные решения
Имеющийся опыт издания и внедрения описанного учебного пособия позволяет предложить ряд рекомендаций по преодолению возникающих трудностей организационно-практического характера. Основная проблема, с которой сталкивается автор подготовленного учебника, заключается в отсутствии интереса издательств к публикации такого пособия в связи с высокими затратами на производство книги и отсутствием окупаемости из-за ограниченной целевой группы (ведь речь идет не о федеральном учебнике с грифом министерства). Выход видится в переводе подобных учебных пособий полностью в электронный формат, что существенно снизит затраты. Учитывая, что производство учебных материалов для курсов по выбору соответствует заложенным во ФГОС требованиям к учебному процессу, мы считаем необходимым появление отдельной государственной программы по поддержке создания электронных учебных пособий для элективных и факультативных курсов. Финансовая поддержка такой программы может помочь не только авторам и издателям, но и школам, позволив, например, получать «пакеты» данных пособий. В один «пакет» могут входить несколько электронных УМК курсов по выбору разной направленности, что обеспечит реализацию вариативности дополнительного образования.
Вторая проблема заключается в необходимости специальной подготовки учительских кадров для работы с пособиями профориен-тационных курсов по выбору. Очевидно, что должны быть организованы курсы повышения квалификации, задачей которых помимо ознакомления учителей с иноязычными учебными пособиями нового (профориентационного) типа будет также являться расширение методической компетенции за счет, во-первых, овладения системой приемов и технологий профориентационного обучения ИЯ с целью формирования ИПК учащихся, а во-вторых, освоения базовых сведений на иностранном языке о содержательной и дискурсивной специфике различных видов профессиональной деятельности / профессиональных областей, которые могут стать предметом профориентационного обучения ИЯ и соответствующих учебных пособий.
Комментарии
1). Здесь и далее мы берем за основу изданное учебное пособие элективного курса (см.: Колесников А. А. Einführung in die Journalistik. Элективный курс на немецком языке: учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углубленным изучением немецкого языка. Рязань: Узорочье, 2010. 184 с.
Литература
1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2007. 168 с.
2. Колесников А. А. Концептуальные и технологические основы профориентационного обучения иностранному языку в системе непрерывного филологического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Том 1. М., 2017. 392 с.
3. Колесников А. А. Профессионально ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, специфика внедрения в практику. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2011. 212 с.
4. Колесников А. А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2018. 400 с.
5. Колесников А. А., Поляков О. Г. Личностно-компетентностная основа филологического образования (иностранные языки) // Язык и культура. 2017. № 40. С. 224-244.
6. Сазонов А. Д., Симоненко В. Д., Аванесов В. С. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
7. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Лернер П. С. Интересы и склонности подростков — основа профессионального обучения (концептуальные подходы) // Новые ценности образования: личностно ориентированная профильная школа. 2005. № 1. С. 5-17.
8. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Лернер П. С. и др. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения М.: Academia, 2014. 208 с.
9. Memorandum über lebenslanges Lernen. Brüssel: Kommission der Europäischen Gemeinschaften, 2000. 43 S.
METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPING A MODERN TUTORIAL FOR A VOCATIONAL FOREIGN LANGUAGE ELECTIVE COURSE
The elective courses of vocational orientation are particularly important at the high school stage. The discipline "Foreign language" has a significant educational potential in the formation of the subject of professional self-determination. At the same time, we face an acute problem now: the lack of educational and methodological support for the educational process. That complexifies the formation of vocational guidance competence in the space of the academic subject. The article describes the scientific basis for the development of a textbook for a foreign-language vocation-focused elective course. The
following principles of the development of the manual are presented: the principle of modular textbook configuration, the principle of interrelated development of the basic blocks of vocational guidance competence, the principle of interdisciplinarity and competency integration, the principle of interrelation with the advanced level foreign language classes, the principle of the formation of initial practical professional skills in the framework of the course, the principle of incorporation of requirements on the specialist's personality, the availability of background knowledge and intercultural competence, the principle of ensuring the educational continuity of the philological profile and higher education. The structural and content features of the modular manual are described: the requirements for the training module are defined (the module should be based on one of the most significant aspects of the profession, be oriented towards the development of all components of vocational guidance competence, include formal and informational types of education, motivate students to further autonomous career guidance work with the use of a foreign language), the typical learning phases of the vocational guidance module are detailed: the metacognitive phase, cognitive phase, the phase of training (simulated) communication, the phase of modelling elements of professional activity, control and reflection phase. The conclusion summarizes the main difficulties and problems concerning the publication and implementation of the textbook; several possible solutions are proposed.
Keywords: tutorial, elective course, vocational foreign language teaching.
References
• Bim I. L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshej stupeni obshche-obrazovatel'noj shkoly. Problemy i perspektivy. M.: Prosveshchenie, 2007. 168 s. [In Rus].
• KolesnikovA. A. Konceptual'nye i tekhnologicheskie osnovy proforientacionnogo obucheniya inostrannomu yazyku v sisteme nepreryvnogo filologicheskogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. Tom 1. M., 2017. 392 s. [In Rus].
• Kolesnikov A. A. Professional'no-orientirovannye ehlektivnye kursy na inostrannom yazyke dlya filologicheskogo profilya: nauchnye osnovy, primer razrabotki, specifika vnedreniya v praktiku. Ryazan': RGU im. S. A. Esenina, 2011. 212 s. [In Rus].
• Kolesnikov A. A. Proforientacionnoe obuchenie inostrannym yazykam v shkole i vuze: ot teorii k tekhnologii. Ryazan': RGU im. S. A. Esenina, 2018. 400 s. [In Rus].
• Kolesnikov A. A., PolyakovO. G. Lichnostno-kompetentnostnaya osnova filologicheskogo obrazovaniya (inostrannye yazyki) // YAzyk i kul'tura. 2017. № 40. S. 224-244. [In Rus].
• Chistyakova S. N., RodichevN. F., Lerner P. S. Interesy i sklonnosti podrostkov -osnova professional'nogo obucheniya (konceptual'nye podhody) // Novye cennosti obrazovaniya: lichnostno orientirovannaya profil'naya shkola. 2005. № 1. S. 5-17. [In Rus].
• Chistyakova S. N., Rodichev N. F., Lerner P. S. i dr. Professional'nye proby. Tekhnologiya i metodika provedeniya M.: Academia, 2014. 208 s.
• Memorandum über lebenslanges Lernen. Brüssel: Kommission der Europäischen Gemeinschaften, 2000. 43 S. [In Rus].
• Sazonov A. D., Simonenko V. D., Avanesov V. S. i dr. Professional'naya orientaciya ucha-shchihsya. M.: Prosveshchenie, 1988. 223 s. [In Rus].