Методологические основы построения модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ
Васильев Александр Валерьевич,
старший преподаватель цикла эксплуатации (и ремонта),
Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Тел.: 89227114492
Аннотация: для реализации модели военно-средовой адаптации курсантов учебных воинских частей Российской армии необходим выбор методологического аппарата. В качестве такого методологического аппарата в нашей работе выступит совокупность системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов, которые смогут выявить структуру модели, охарактеризовав ее военно-средовое содержание и определить специфику деятельности субъектов в данной среде соответственно.
Ключевые слова: методологические основы, модель, адаптация, среда, подход, аппарат, процесс.
Рассмотрев психолого-педагогические и организационные детерминанты военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, т.е. те объективные обстоятельства, с учетом которых мы будем разрабатывать авторскую структурно-функциональную модель, перейдем к выбору методологического аппарата, обеспечивающего выявление сущностных свойств исследуемого феномена [2], которые будут внесены в нашу модель. В качестве такого методологического аппарата выступит совокупность системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов. Их выбор определяется, во-первых, целью исследования - построением структурно-функциональной модели, для которой должны быть определены структурные компоненты, связи между ними, функции, во-вторых, результатом, который планируется достичь и, в-третьих, способами его достижения во взаимодействии субъектов.
Системно-средовой подход позволит выявить структуру модели и охарактеризовать ее военно-средовое содержание, а деятельностно-аксиологический - определить специфику деятельности субъектов в данной среде, направленную на освоение ее ценностей и норм. Относительно последнего отметим, что истинная военно-средовая адаптация невозможна без принятия личностью ценностей этой среды, отражающих ее назначение и специфику, без ориентации в военной деятельности на эти ценности и обогащения новыми ценностями.
Представим результаты реализации указанных подходов к исследованию процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, который будет смоделирован в дальнейшем.
Применительно к образовательному процессу, системно-средовой подход мы понимаем как методологию исследования, обеспечивающую изучение явления как среды, систематизирующей факторы педагогического влияния на формирующуюся личность. Данный подход представляет собой интеграцию двух подходов: системного (В.Г.Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и средового (Ю.С. Мануйлов, З.И. Тюмасева, Г.Г. Шек, В.А. Ясвин и др.). О возможности такой интеграции и высоком исследовательском потенциале системно-средового подхода говорят многие современные ученые. Среди них E.H. Луппова, Е.Г. Митина, Л.А. Споткай, О.В. Суворова, Н.О. Яковлева и др.
Данный подход базируется на понятиях «система» и «среда». Под системой понимают целостную совокупность элементов, которые при объединении обеспечивают возникновение_
эмерджентного свойства не характерного для каждого из них по отдельности (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева). Определение же среды мы уже давали ранее [4].
Оценивая возможности использования данного подхода к исследованию процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил РФ, нам необходимо показать принципиальную применимость данного подхода к предмету нашего исследования. Исходя из того, что военно-средовая адаптация курсантов носит целенаправленный характер, предусматривает организацию и осуществление именно педагогических воздействий, реализуется в трех основных структурных направлениях (мировоззренческом, операциональном и поведенческом), имеет специфическую логику развертывания (рефлексивно-ознакомительный, ориентационно-деятельностный, стабилизационно-ассимиляционный этапы), обеспечивается наличием управленческих, информационных, каузальных связей, а его результатом является новое эмерджентное свойство - адаптированность личности, то исследуемый нами феномен может быть определен как система. Кроме того, адаптация личности курсанта к военной среде и условиям ее функционирования, а также особое содержание военной среды как предмета адаптации, включающее материальный (оснащение), информационный (используемые сведения) и деятельностный (совокупность действий субъектов) компоненты, к каждому из которых должна осуществляться адаптация курсантов, задающие содержательное наполнение адаптационного процесса, что позволяет закономерно применить аппарат средового подхода.
Таким образом, социальная значимость, характер педагогического наполнения и реализация в официально закрепленном процессе позволяет отнести военно-средовую адаптацию курсантов учебных центров ВС РФ к педагогическим системам, которые по сути являются социальными, искусственно созданными и интегрирующими ведущие факторы, направленные на педагогически целесообразное воздействие на личность курсанта.
Учитывая основные положения системного подхода [1], предусматривающие определение элемента, компонента, связей, системообразующих факторов, а также средового подхода [3], обеспечивающего выявление наполнения компонентов среды - материального, информационного и деятельностного, рассмотрим результат применения системно-средового подхода для решения нашей проблемы, которые будут положены в основу разрабатываемой нами модели. Итак, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ:
• является компонентом общей системы подготовки курсантов и реализуется в образовательной среде военного учебного центра ВС РФ;
• характеризуется следующим: ее внутреннее содержание определяют ресурсно-организационный, адаптационно-праксиологический и мониторинговый компоненты; элементом является адаптационное действие преподавателя, выполняемое для достижения запланированной цели; предметное содержание модели включает адаптацию к материальной (техника, оборудование, инвентарь и др.), информационной (используемые сведения, в том числе и составляющие государственную тайну, особенности общения, специфическая терминология и др.) и практической (освоение военно-учетной специальности, взаимодействие с военнослужащими и др.) составляющим военной среды; системообразующим фактором является цель - адаптированность курсантов к военной среде; целостность обеспечивается управленческими, информационными, каузальными связями;
• являясь педагогической системой, соответствующей специфике военной среды, и обеспечивающей адаптацию к ней, обладает свойствами управляемости, открытости, гибкости, целостности, динамичности и вариативности.
Системно-средовой подход, позволивший представить конструктивные особенности процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, тем не менее, не
позволяет выявить внутренне наполнение данного процесса, показать специфику деятельности его субъектов и тех ценностных новообразований, которые должны составить основу адаптированности курсантов к военной среде. Поэтому системно-средовой подход мы дополняем деятельностно-аксиологическим. Определив в качестве методологического основания не просто деятельностный, а деятельностно-аксиологический подход, мы стремились сориентировать исследование на изучение деятельности, направленной на освоение ценностей, обусловливающих базовые идейные установки существования и функционирования воинской среды, адаптацию к которой должен осуществить каждый курсант.
Деятельностно-аксиологический подход в нашем исследовании мы понимаем как методологию, обеспечивающую изучение явления как деятельности, в рамках которой осуществляется освоение и присвоение определенных ценностей. Данный подход интегрирует возможности деятельностного (Н.Е. Варшавская, Н.Л. Караваев, М.В. Шептуховский, И.В. Шубина, Н.О. Яковлева и др.) и аксиологического (Л.В. Вершинина, С.В.Данилов, A.B. Кирьякова, М.И.Лукьянова, С.И. Маслов, ТА Маслова и др.) подходов. Применение именно деятельностно-аксиологического подхода осуществлялось A.A. Артемьевым, В.М. Видгофом, Е.В. Киприяновой, H.A. Морозковой, Е.П. Якуба и др.
Ключевыми для данного подхода являются понятия «деятельность - структурно и операционально организованная активность любых систем для достижения определенных целей» и «ценности - значимые универсальные цели и идеалы как человеческой деятельности, так и ее различных видов».
Для нас важно рассмотреть и систематизировать ценности, осваиваемые курсантами в период подготовки в учебном центре ВС РФ. Как мы уже говорили, курсант учебного центра - это личность, сформированная в физическом и психическом плане, с устоявшейся системой ценностей и личностным опытом. Поэтому, принимая во внимание особенности ценностной сферы курсантов, мы выделяем из всей совокупности ценностей 3 группы, непосредственно связанные с военно-средовой адаптацией:
1. ценности воинской службы (Родина, суверенитет государства, верность присяге, дисциплина, военная тайна, требования Уставов и др.);
2. ценности воинского взаимодействия (субординация, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование, храбрость, личность и здоровье военнослужащего и др.);
3. ценности деятельности по военно-учетной специальности (оружие, военная техника, качественное выполнение деятельности и боевых задач и др.).
Анализ научной литературы показал, что деятельностно-аксиологический подход может использоваться для изучения военно-средовой адаптации курсантов учебных центров, поскольку, во-первых, адаптационный процесс предполагает активную деятельность всех субъектов: и преподавателей, и курсантов, и, во-вторых, военно-средовая адаптация заключается в усвоении курсантами новых военных ценностей, которые должны стать для них исходными нормами деятельности и поведения при выполнении воинского долга. Таким образом, данный подход позволяет исследовать практический аппарат военно-средовой адаптации курсантов учебных центров, отобрать его методы, средства, адекватные реальным условиям подготовки курсантов в учебном центре, а также выделить ведущие ценности, инвариантные для процесса военно-средовой адаптации.
Реализация деятельностно-аксиологического подхода к изучению предмета нашего исследования позволила выявить его свойства, а именно, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров:
• является компонентом деятельность преподавателя по подготовке курсантов к
самостоятельному решению задач в соответствии с военно-учетной специальностью;
• как деятельность: а) предусматривает активное участие субъектов - преподавателя, осуществляющего адаптационные воздействия на курсанта, и самого курсанта, усваивающего нормы и ценности военной среды, новые способы деятельности; б) предполагает использование комплекса методов: разъяснение, беседа, пример, убеждение, поощрение и др. (мягкая форма военно-средовой адаптации курсантов), а также принуждение, приказ, требование, контроль, наложение взысканий, наказание и др. (жесткая форма военно-средовой адаптации курсантов); в) позволяет использовать материальные (наглядность, военная техника и оборудование, военная литература, экспонаты музея воинской славы, история и др.) и идеальные (традиции, ритуалы, атмосфера, требования, усвоенные знания и информация и др.) средства адаптации;
• как аксиологическая система: обеспечивает освоение курсантами, как минимум, трех групп ценностей: ценностей воинской службы, воинского взаимодействия, деятельности по военно-учетной специальности.
Таким образом, реализация совокупности системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов позволила выявить ключевые характеристики исследуемого процесса, которые с учетом психолого-педагогических и организационных детерминант будут положены в основу нашей авторской модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.
1. Артюхов, В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы/ В.В. Артюхов,- М.: ЛИБРОКОМ, 2010.- 224 с.
2. Васильев, A.B. Военно-средовая адаптация курсантов учебных центров как педагогический феномен [Текст] / A.B. Васильев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, - 2015.- № 10.- С. 32-36.
3. Мойсейчук, СБ. Программно-средовой подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса / СБ. Мойсейчук // Искусство и культура. - 2013. - № 2(10). - С. 116-120.
4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич.- Минск: Современная школа, 2010.- 928 с.