Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1637
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BUDGET PLANNING / BUDGET EXPENSES / PLANNING METHODS / NORMATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Пошеченков Павел Сергеевич

В статье рассматриваются теоретические основы формирования расходов бюджета, их значение и классификация, изучается сущность и принципы бюджетного планирования, а также проводится анализ основных методов планирования расходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF PLANNING BUDGET EXPENDITURES

In the article considers the theoretical foundations of the formation of budget expenditures, its significance and classification, studies the essence and principles of budget planning, and analyzes the main methods of budget expenditure planning.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА»

6. Dobrynin A.P., Chernyh K.YU., Kupriyanovskij V.P., Kupriyanovskij P.V., Sinyagov S.A. Cifrovaya ekonomika - razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu tekhnologij (bim, plm, cad, iot, smartcity, bigdata i drugie)// International journal of openin formation technologies. - 2016. - T.4. - №1. -S. 4-11.

7. Sajfullina L.D. Upravlenie chelovecheskim kapitalom v sisteme cifrovyh ekonomicheskih otnoshenij // Fundamental'nye issledovaniya. - 2018. - N° 11-1.-S. 92-96.

8. Timirgaleeva R.R., Grishin I.YU. Cifrovaya ekonomika: postroenie i optimizaciya biznes-processov // NovaInfo.Ru (Elektronnyj zhurnal.) - 2016. -№ 56-1 // URL: https://novainfo.ru/article/9101.

9. Cifrovaya ekonomika i ee rol' v upravlenii sovremennymi social'no-ekonomicheskimi otnosheniyami / CHizhova, L.I. ZHuravleva, I.A. Monastyrskaya i dr.; pod red. prof. E.N.CHizhovoj. - Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. - 392 s.

10. Chernuhina G.N. Sovremennye tekhnologii upravleniya v cifrovoj ekonomike// Vestnik Akademii. - 2017. - №4. - S.24-28.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (renatimir@gmail.com). TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Management in Yalta, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

УДК 336.144

МАТЮНИНА М.В., ПОШЕЧЕНКОВ П.С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Ключевые слова: планирование бюджета, расходы бюджета, методы планирования, нормативное регулирование.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования расходов бюджета, их значение и классификация, изучается сущность и принципы бюджетного планирования, а также проводится анализ основных методов планирования расходов бюджета.

MATYUNINA, M.V., POSHECHENKOV, P. S. METHODOLOGICAL BASES OF PLANNING BUDGET EXPENDITURES

Keywords: budget planning, budget expenses, planning methods, normative regulation.

In the article considers the theoretical foundations of the formation of budget expenditures, its significance and classification, studies the essence and principles of budget planning, and analyzes the main methods of budget expenditure planning.

Расходы бюджета представляют собой ведущее звено финансовой системы государства. Они занимают важное место в политической и экономической жизни любой страны. Бюджетные отношения - это отношения между органами любого уровня власти бюджетной системы, касающихся вопросов закрепления и разграничения бюджетных полномочий, а также соблюдения всех прав и обязанностей, ответственности в области составления, утверждения, исполнения бюджета и бюджетных процессов. Благодаря бюджету любое государство может сосредотачивать финансовые ресурсы на наиболее важных участках социального и экономического развития, использовать бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.

Расходы бюджета представляют собой денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач государственного управления и местного самоуправления. Расходы бюджета играют важнейшую роль в регулировании экономики страны. На структуру и величину расходов бюджета влияет множество факторов:

- государственное устройство;

- политика государства (внешняя и внутренняя);

- общий уровень экономики;

- уровень благосостояния населения и др.

Большое значение расходы бюджета имеют в решении социальных проблем. Многие важные отрасли социального обслуживания граждан (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение) финансируются из бюджетных средств.

Планирование расходов бюджета помогает государству оценивать состояние развития экономики, учитывая роль расходов бюджета и его влияние на разные стороны хозяйствования, так как расходы страны способствуют обновлению производственных фондов, разработке и внедрению передовых достижений науки в производство.

Согласно положениям ст. 6 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации -основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1]. Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1]. Формирование расходов бюджета осуществляется по определенным расходным обязательствам, в соответствии с разграничениями полномочий федеральных органов, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления. Их исполнение должно проводиться в очередном финансовом году за счет средств принятого бюджета [1; 7].

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется в многочисленных видах расходов. Каждый из них обладает и количественной, и качественной характеристикой. Качественная характеристика отражает экономическую природу и разрешает установить назначение расходов бюджета. Количественная характеристика позволяет установить их величину.

Многообразие видов расходов бюджета обусловлено следующими факторами:

- уровнем социально-экономического развития государства;

- разветвленностью связей бюджета и национальной экономики;

- административно-территориальным устройством страны;

- формами предоставления бюджетных ресурсов и др.

Сочетание данных факторов приводит к той или иной системе расходов бюджета любой страны на всех этапах социально-экономического развития.

Чтобы определить роль и значение бюджетных расходов в экономической жизни проводят классификацию по некоторым признакам. Использование данных, которые сгруппированы по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть действительную картину движения бюджетных средств и влиять на экономические и социальные процессы [2]. Сопоставление плановых и отчетных показателей, анализ и сравнение соответствующих данных предоставляют возможность делать выводы и рекомендации по использованию бюджетных фондов, направлению основных денежных потоков на экономическое и социальное развитие [3].

По роли в общественном воспроизводстве расходы бюджета подразделяются на две части: первая часть связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, вторая часть используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

По экономическому содержанию можно выделить текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы - это часть расходов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, органов местного самоуправления, и другие расходы, которые не включены в капитальные расходы [2]. Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджета, которая обеспечивает инвестиционную и инновационную деятельность и другие расходы, направленные на расширение воспроизводства, при осуществлении которых создается и увеличивается имущество [2; 8].

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает функции, выполняемые государством - экономическую, социальную, оборонную и др.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы: 1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана природной среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства массовой информации; 9) здравоохранение и спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты.

Данная классификация четко отражает роль государства в разных отраслях жизни общества.

В обозначенных группах расходов дополнительно могут выделяться расходы на исполнение важнейших общегосударственных программ. Выделение денежных средств по определенным видам целевых программ обеспечивает приоритетную концентрацию средств бюджета и их использование по самым главным направлениям, которые предусмотрены органами

государственной власти. Каждую из вышеперечисленных групп расходов можно разделить по целевому и ведомственному признакам.

По целевому признаку можно рассмотреть расходы, которые подразделяются на конкретные затраты. Классификация по целевому назначению помогает рационально использовать бюджетные средства, она является базой для производства эффективного контроля за использованием бюджетных вложений [3]. По ведомственному признаку в каждой группе расходов выделяется соответствующее министерство, другое юридическое лицо или государственное учреждение, которое получает бюджетные вложения. Данный признак классификации расходов бюджета показывает изменения в структуре расходов, которые связаны с изменением системы управления [3; 9].

По территориальному признаку расходы бюджета подразделяют на:

1) расходы федерального бюджета;

2) расходы бюджетов субъектов федерации;

3) расходы местных бюджетов.

Классификация позволяет сопоставлять расходы по отчетам об исполнении бюджета. Это способствует экономному расходованию средств, соблюдению финансовой дисциплины, а также контролю за исполнением финансового плана.

По своему содержанию нормы бюджетного права подразделяют на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают структуру бюджетной системы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, перечень доходов бюджета, расходов бюджета, а также распределение и перераспределение их между различными бюджетами. Бюджетные процессуальные нормы - это нормы, которые регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Общую часть бюджетного права составляют нормы, которые закрепляют общие принципы, общие методы деятельности государственных органов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.

Законодательные органы осуществляют контроль за исполнением бюджета. Существуют 3 формы контроля: предварительный; текущий; последующий.

У законодательного органа есть право отклонять отчет об исполнении бюджета, не соответствующего закону, обращаться в прокуратуру с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

Бюджетное планирование представляет собой научно обоснованный процесс централизованного распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода во время составления бюджета по всем звеньям бюджетной системы [5].

Экономическая сущность планирования - централизованное распределение и перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода по всем звеньям финансовой системы, основываясь на общенациональной социально-экономической программе развития государства в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней [5].

Принципы бюджетного планирования заключаются в:

- регулировании бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресном целевом характере направления бюджетных средств;

- непрерывности планирования годового бюджета;

- стабильности финансовых показателей (налоговых ставок, норм, смет);

- балансовом методе.

Основы бюджетного планирования определены в Конституции РФ и в законах государства. Бюджетное планирование ведут органы государственной власти и управления [5].

Бюджетный процесс включается в бюджетное планирование, как его главная форма. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, региональных и местных бюджетов. Государственное и бюджетное устройство страны, бюджетные права соответствующих органов власти и юридические лица определяют содержание бюджетного процесса.

В бюджетный процесс включаются 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении и его утверждение.

Все перечисленные стадии бюджетного процесса являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и отражают как экономические процессы, так и политическую культуру общества.

Задачи бюджетного планирования следующие:

- организация составления финансовых планов, согласование их с главными направлениями экономического и социального развития;

- определение полного объема финансовых ресурсов, разбивка этих ресурсов по различным отраслям и получателям бюджетных средств;

- выявление степени участия каждого из субъектов бюджетного процесса в финансовом обеспечении, предоставлении денежных средств для финансирования развития территорий, государственных мероприятий и др.

Планирование расходов бюджета начинается с составления проекта бюджета органами исполнительной власти. Органы представительной власти вносят корректировки при рассмотрении законопроекта бюджета. Исходный пункт бюджетного планирования представляет собой определение полного объема доходов, который должен поступить в бюджет в последующем году. Государство может полностью контролировать расходы, в отличие от большинства доходных статей, которые зависят от внешних условий. К этим условиям можно отнести объем ВВП, размер налоговой базы, темп экономического роста. Государство может регулировать ставки налогов, условия и порядок их взимания, но возможности изменения ограничены, так как для этого требуются законодательные процедуры.

Планирование расходов бюджета основывается на бюджетном прогнозировании. Прогнозированию необходим анализ уже достигнутых показателей и учет объективных закономерностей разных этапов развития экономики при различных внешних условиях.

Основные методы бюджетного планирования: балансовый метод; экономико-математические методы; метод экономического анализа; нормативный; программно-целевой; индексный; методы моделирования; метод экстраполяции; метод прогнозирования и другие [6].

Основным методом в бюджетном планировании является балансовый, по причине того, что в нем отражается, в качестве основного баланса доходов и расходов, содержание бюджета [6].

Экономико-математические методы дают возможность обеспечивать вариативность решений, моделировать самые оптимальные пропорции.

При помощи метода экономического анализа можно сравнивать плановые и фактические показатели, а также выявлять основные направления движения бюджетных средств, вскрывать причины неполного сбора средств, определять степень их эффективного использования [6; 10].

Самый используемый метод в Российской Федерации - нормативный метод. Он позволяет определить целевые расходы бюджета в пределах прогнозированных доходов [6].

Для обеспечения государственных целевых программ средствами используется программно-целевой метод [6].

Анализ динамики уровня инфляции, уровня реальной заработной платы, реальных доходов составляет основу индексного метода.

При методе моделирования закладывают в модель различные условия развития социально-экономических процессов. При выборе ошибочного варианта прогноза метод моделирования может быстро исправить произведенные отклонения [6; 10].

Метод экстраполяции использует направления развития прошлых, текущих этапов для планирования будущих [6].

При методе экспертного прогнозирования совмещаются в прогнозировании аналитические выводы экспертов и имеющиеся статистические данные. Данный метод используется при невозможности достоверно определить развитие социально-экономических условий извне [6].

Основная доля в расходах бюджетов на всех уровнях приходится на финансирование бюджетных учреждений. Финансирование осуществляется на основании смет.

Смета представляет собой главный финансовый план бюджетной организации. В нем отражается полный объем финансовых средств, целевое направление этих ресурсов, а также их поквартальное распределение. Таким образом финансируются органы государственной власти и управления, а также учреждения непроизводственной сферы - здравоохранения, образования, социальной защиты.

Бюджетные учреждения включают расходы в смету, используя бюджетную классификацию. Данные расходы бюджетных организаций включают в себя однотипные виды расходов, которые конкретизируют использование бюджетных ресурсов: расходы по оплате труда; начисления на зарплату; командировочные выплаты и иные выплаты, которые предусматривает законодательство; трансферты населению; расходы по оплате товаров, работ и услуг по заключенным контрактам; хозяйственные расходы; капитальные расходы.

Детализация бюджетных расходов необходима для усиленного контроля за целевым использованием этих расходов финансирующими органами.

Расходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают по причине распределения фонда денежных средств государства и использования его по целевому, отраслевому и территориальному назначению. Экономическая сущность расходов бюджета проявляет себя в огромном количестве видов расходов, каждый этот вид можно охарактеризовать качественной и количественной стороной. Качественная характеристика устанавливает экономическую природу, общественное назначение любого вида расходов бюджета, а количественная характеристика устанавливает их величину. Расходы бюджета делятся на текущие, которые обеспечивают текущие потребности страны, и капитальные, которые обеспечивают расширенное воспроизводство, прирост запасов и другое.

Бюджетное планирование доходов, бюджетное планирование расходов направлено, в итоге, на составление проекта бюджета, в непосредственном составлении и исполнении которого участвуют все органы государственной власти и управления.

Литература и источники

1. Расходы бюджетов субъектов РФ, их оптимизация [Электронный ресурс]. URL: https://works.doklad.ru/ view/fUI5i09xtQg.html (Дата обращения 10.11.2019)

2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/ preview/2554453/page:3/ (Дата обращения 10.11.2019)

3. Финансовое планирование в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/ preview/2554453/page:21/ (Дата обращения 11.11.2019)

4. Основы планирования расходов государственного бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://economuch.com/ munitsipalnyie-finansyi-gosudarstvennyie/osnovyi-planirovaniya-rashodov-47157.html (Дата обращения 10.11.2019)

5. Планирование бюджетных расходов [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/finance/00327749_0.html#text (Дата обращения 12.11.2019)

6. Классификация расходов бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://economuch.com/osnovyi-finansov-ekonomika/klassifikatsiya-rashodov-byudjeta-58561.html (Дата обращения 12.11.2019)

7. Планирование расходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ finance/00416614_1 .html (Дата обращения 10.11.2019).

8. Сущность и принципы бюджетного планирования [Электронный ресурс]. URL: http://nuru.ru/fin/031.htm (Дата обращения 11.11.2019)

9. МатюнинаМ.В. Цифровая экономика: развитие и перспективы // Стратегии социально-экономического развития северного региона Крыма в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 78-82.

10. Matyunina, Marina V. Diffusion of Innovation in the Digital Economy. Selected Papers of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation "Information Systems and Technologies in Modeling and Control" (ISTMC'2019). May 2019, pp. 26-32.

References and Sources

1. Raskhody byudzhetov sub"ektov RF, ih optimizaciya [Elektronnyj resurs]. URL: https://works.doklad.ru/ view/fUI5i09xtQg.html (Data obrashcheniya 10.11.2019)

2. Metodologicheskie osnovy planirovaniya i prognozirovaniya byudzhetov [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfile.net/ preview/2554453/page:3/ (Data obrashcheniya 10.11.2019)

3. Finansovoe planirovanie v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfile.net/ preview/2554453/page:21/ (Data obrashcheniya 11.11.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Osnovy planirovaniya raskhodov gosudarstvennogo byudzheta [Elektronnyj resurs]. URL: https://economuch.com/ munitsipalnyie-finansyi-gosudarstvennyie/osnovyi-planirovaniya-rashodov-47157.html (Data obrashcheniya 10.11.2019)

5. Planirovanie byudzhetnyh raskhodov [Elektronnyj resurs]. URL: https://revolution.allbest.ru/finance/00327749_0.html#text (Data obrashcheniya 12.11.2019)

6. Klassifikaciya raskhodov byudzheta [Elektronnyj resurs]. URL: https://economuch.com/osnovyi-finansov-ekonomika/klassifikatsiya-rashodov-byudjeta-58561.html (Data obrashcheniya 12.11.2019)

7. Planirovanie raskhodov federal'nogo byudzheta [Elektronnyj resurs]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ finance/00416614_1.html (Data obrashcheniya 10.11.2019).

8. Sushchnost' i principy byudzhetnogo planirovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://nuru.ru/fin/031.htm (Data obrashcheniya 11.11.2019)

9. Matyunina M.V. Cifrovaya ekonomika: razvitie i perspektivy // Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya severnogo regiona Kryma v ramkah programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii»: materialy II Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 78-82.

10. Matyunina, Marina V. Diffusion of Innovation in the Digital Economy. Selected Papers of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation "Information Systems and Technologies in Modeling and Control" (ISTMC'2019). May 2019, pp. 26-32.

МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте (matjunina@ukr.net)

ПОШЕЧЕНКОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ - студент Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте (mara777kuya@mail.ru)

MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta (matjunina@ukr.net)

POSHECHENKOV, PAVEL S. - student, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta (mara777kuya@mail.ru).

УДК 338.3

МАЛИНИН В.Л., ТАРАСОВА И.И. КОЭФФИЦИЕНТ ПРОЕКТНОЙ ПРИМЕНИМОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА

Ключевые слова: коэффициент проектной применимости технологии, аддитивные технологии, бюджет, качество, сроки.

В статье дается описание сравнительно простого, но эффективного в применении коэффициента, который может быть использован для экспресс-анализа применимости той или иной технологии для выполнения производственного проекта. С учетом того, что качество реализации проекта оценивается по трем независимым показателям: срочность, качество и стоимость, а на практике бывают ситуации, когда идеальные технологии отсутствуют и приходится выбирать наилучшее из доступного, авторы предлагают коэффициент проектной применимости технологии.

MALININ, V.L., TARASOVA, II. COEFFICIENT OF DESIGN APPLICABILITY OF TECHNOLOGIES AND ITS USAGE FOR EXPRESS ANALYSIS

Keywords: coefficient of design applicability of technologies, additive technologies, budget, quality, terms.

In the article describes a simple, but effective in application coefficient, which can be used for express analysis of the applicability of a particular technology for the implementation of an industrial project. Taking into account that the quality of the project is evaluated according to three independent indicators: urgency, quality and cost, and in practice there are situations when there are no ideal technologies and you have to choose the best available, the authors propose the coefficient of design applicability of the technology.

Выполнение разнородных проектов (при схожести проектов вопрос выбора технологии для их реализации является не такой острой задачей; базовые принципы такого выбора рассмотрены в [1]) вызывает необходимость принимать оперативные решения по применению различных технологий по их реализации. Таким образом, становится актуальным вопрос создания простого наглядного инструмента, который позволял бы оперативно и эффективно принимать решение об эффективности использования той или иной технологии.

Стоит отметить, что если мы зажаты сильно в рамках технического задания с невозможностью его коррекции, то критерий применения технологии может быть упрощен до уровня «соответствует/не соответствует ТЗ». Однако, ряд проектов допускают возможность менеджеру проекта так перераспределять ресурсы, что можно в рамках общего технического задания возможно варьирование различных технологий для реализации проекта.

Известно, что качество реализации проекта оценивается по трем независимым показателям: срочность, качество и стоимость. Очевидно, что идеальная технология будет та, с помощью которой проект реализуется с максимально возможным качеством и минимальными сроками и затратами. Однако, в практике бывают ситуации, когда идеальные технологии отсутствуют и приходится выбирать наилучшее из доступного. Для решения данной задачи и предназначен предлагаемый в настоящей статье коэффициент проектной применимости технологии (КППТ).

Цель работы: ввести понятие и обосновать практическое применение коэффициента проектной применимости технологии (КППТ).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• Дать определение и обосновать численные величины коэффициента

• Провести апробацию применения данного коэффициента для решения практических задач

• Сделать вывод о сфере применения данного коэффициента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.