Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGET SYSTEM / BUDGETING MODEL / RESULTATIVE BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Костылева Яна Александровна

В статье рассмотрена бюджетная реформа, в которой планирование расходов напрямую связано с достигаемыми результатами. Выделены особенности результативного бюджетирования. Даны рекомендации для повышения эффективности бюджетного процесса. По мнению авторов, учитывая накопленный в России опыт программного бюджетирования и опыт других стран для достижения положительных результатов реформ, необходимо сосредоточиться на повышении качества государственных программ, создании законодательной базы для многолетнего бюджетного планирования и усиления контроля Федерального Собрания за бюджетным процессом, усиления ответственности органов исполнительной власти за реализацией государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Костылева Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTATIVE BUDGETING IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article considers budget reform, in which expenditure planning is directly related to the results achieved. It highlighted the features of effective budgeting. It given the recommendations to improve the efficiency of the budget process. According to the authors, considering the accumulated in Russia experience of program budgeting and the experience of other countries in order to achieve positive reform results, it is necessary to focus on improving the quality of government programs, creating a legislative framework for multi-year budget planning and strengthening the Federal Assembly’s control over the budget process, strengthening the responsibility of executive authorities for the implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Bezopasnost' «podklyuchennoj» mediciny v 2020 godu: obzor i prognozy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://securelist.ru/healthcare-predictions-2020/95246/.

2. Departament zdravoohraneniya goroda Sevastopolya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://sevdz.ru/media/virtualnaya-poliklinika/.

3. Karpov O.E., Akatkin Yu.M., Konyavskij V.A., Mikerin D.S. Cifrovoe zdravoohranenie v cifrovom obshchestve. M., 2016.

4. Kiberbezopasnost' v zdravoohranenii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/healthcare-safeguarding-data/4474/.

5. «Medicinskij informacionno-analiticheskij centr» (GBUZS «MIAC»). [Elektronnyj resurs]. URL: https://sevmiac.ru.

6. Ocenka urovnya razvitiya cifrovoj ekonomiki v gorode Sevastopole / Pod red. T.V. Ershovoj, YU.E. Hohlova. - M.: Institut razvitiya informacionnogo obshchestva, 2018. - 98 s.

7. Timirgaleeva R.R. Ocenka gotovnosti gorodov i gorodskih sistem k realizacii koncepcii «umnyj gorod» v ramkah razvitiya cifrovoj ekonomiki // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2020. - № 2. - S. 174-178.

8. Myzrova K.A., Tuganova E.A. Cifrovizaciya zdravoohraneniya kak perspektivnoe napravlenie razvitiya Rossijskoj Federacii // Voprosy innovacionnoj ekonomiki. - 2018. - T. 8. - N° 3.

9. Cifrovizaciya zdravoohraneniya: sovremennyj kontur Moskva, FGBU «Koordinacionnyj centr Mezhpravitel'stvennoj komissii po sotrudnichestvu v oblasti vychislitel'noj tekhniki», 2020. URL: https://minsvyazcc.ru/doc/reports/13032020.pdf.

10. Timirgaleeva R.R., Morozova V.G. Formirovanie modeli vzaimodejstviya elementov struktury hozyajstvennogo kompleksa goroda Sevastopolya na osnove tekhnologij cifrovoj ekonomiki // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - № 29(3). - S. 337-341.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Management in Yalta, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

УДК 336.143

МАТЮНИНА М.В., КОСТЫЛЕВА Я.А.

РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: бюджетная система, модель бюджетирования, результативное бюджетирование

В статье рассмотрена бюджетная реформа, в которой планирование расходов напрямую связано с достигаемыми результатами. Выделены особенности результативного бюджетирования. Даны рекомендации для повышения эффективности бюджетного процесса. По мнению авторов, учитывая накопленный в России опыт программного бюджетирования и опыт других стран для достижения положительных результатов реформ, необходимо сосредоточиться на повышении качества государственных программ, создании законодательной базы для многолетнего бюджетного планирования и усиления контроля Федерального Собрания за бюджетным процессом, усиления ответственности органов исполнительной власти за реализацией государственных программ.

MATYUNINA, M.V., KOSTYLEVA, Y.A.

RESULTATIVE BUDGETING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: budget system, budgeting model, resultative budgeting.

In the article considers budget reform, in which expenditure planning is directly related to the results achieved. It highlighted the features of effective budgeting. It given the recommendations to improve the efficiency of the budget process. According to the authors, considering the accumulated in Russia experience of program budgeting and the experience of other countries in order to achieve positive reform results, it is necessary to focus on improving the quality of government programs, creating a legislative framework for multi-year budget planning and strengthening the Federal Assembly's control over the budget process, strengthening the responsibility of executive authorities for the implementation of government programs.

В последние годы в Российской Федерации проводятся бюджетные реформы, направленные на наиболее эффективное управление бюджетными средствами в соответствии с приоритетными задачами политики государства.

До относительно недавнего времени наиболее часто применяемой моделью управления общественными финансами являлось затратное планирование. Этот подход характеризуется таким методом планирования и распределения ресурсов, при котором связь между ресурсами и прямыми результатами их использования очень слаба, т.е. затратное бюджетирование ориентировано в первую очередь на имеющиеся ресурсы. Его основной целью традиционно являлось обеспечение целевого использования бюджетных средств на основе индексации затрат по выборочным направлениям использования на основе бюджетной классификации [1]. Однако многолетний опыт использования данной модели показал ее крайнюю неэффективность, что, на наш взгляд, связано с недостаточным уровнем инициативы и ответственности нижнего звена государственного аппарата, а также невысокой заинтересованностью бюрократии в экономии средств государственных финансов.

В этой связи было решено ввести новую модель управления бюджетными средствами, которая должна принципиально отличаться от традиционного бюджетирования, базируемом на

сметном финансировании. Отправной точкой проводимой бюджетной реформы стала «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации» [2], главным содержанием которой является достижение высокого уровня эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. В целом, нет никаких сомнений в том, что утверждение концепции реформирования бюджетного процесса является началом в регулировании процедуры по внедрению эффективного бюджетирования в практику современного финансового планирования.

Результативное бюджетирование постоянно эволюционирует. В каждой стране результативное бюджетирование имеет свои особенности, причем сегодня не существует универсальных методик, инструментов и процедур. Тем не менее, возможно выделить ряд элементов, которые отличают результативное бюджетирование от прочих концепций бюджетирования. В своей наиболее общей форме результативное бюджетирование - это система формирования (исполнения) бюджета, которая отражает взаимосвязь между запланированными (выполненными) бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Целью данной бюджетной модели является проверка соответствия затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных эффектов, оценка значимости и экономической и социальной результативности тех или иных видов деятельности, которые финансируются из бюджета страны. Результативное бюджетирование на первое место ставит стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных организаций. Все это достигается при помощи мобилизации ресурсов через подходящие программы.

Применение результативного бюджетирования позволяет нам определять решение следующих задач:

1. Распределение средств бюджета, основываясь не на видах затрат, а на стратегических

целях.

2. Предоставление услуг, в которых действительно нуждается население.

3. Осуществление контроля за издержками бюджетного обслуживания при помощи выбора программ, что будет наиболее экономичным

4. По результатам оценки эффективности и результативности расходов проведение сравнения программ расходов, а также выбор наиболее экономичных программ.

5. Сравнение качества услуг с аналогичными услугами в других странах, регионах и городах.

6. Повышение обоснованности и прозрачности расходов бюджета.

7. Определение позитивного социального эффекта от услуги, а не только от цены ее предоставления.

8. Перевод внимания с внешнего контроля за целевым расходованием бюджетных средств на увеличение внутренней ответственности, а также внутреннего контроля за эффективностью произведенных затрат.

9. Анализ последствий принятых решений по объему и структуре статей расходования бюджетов.

Для формирования результативного бюджетирования затраты всех подразделений региональных органов и муниципалитетов должны быть разбиты по видам деятельности, которые будут направлены на решение государственных задач, установленных перед ними. Для каждого вида деятельности разрабатывается соответствующая программа. Программа должна содержать подробное описание целей и задач, необходимых ресурсов для их достижения, показателей эффективности исполнения поставленной программы и процедур измерения соответствующих показателей. Бюджетные заявки при результативном бюджетировании составляются по целям и планам представленных программ.

Формат проекта бюджета, предоставляемый администрацией региона или муниципалитета представительному органу, при результативном бюджетировании сильно отличается от формата бюджета, который составлен при помощи постатейного метода. Первая часть содержит постановку ключевых моментов, целей и задач, а также описание необходимых результатов, обоснование целевых значений результативных показателей, которых необходимо достичь в различных секторах различными исполнителями.

Теперь рассмотрим несколько отличительных моментов затратного планирования от результативного по ключевым элементам данной классификации (Таблица 1).

Таблица 1

Затратное бюджетирование Результативное бюджетирование

Распределение финансовых средств

В соответствии с основным видами затрат По утвержденным программам, предусматривающим достижение запланированных результатов

Период планирования бюджета

Краткосрочное (обычно 1 год) Среднесрочное (обычно 3 года)

Основа бюджетного планирования

Планирование осуществляется на основе потребностей в тех или иных ресурсах; учитывается индексация расходов прошлого периода. Планирование основывается на результатах. Для этого планируются необходимые мероприятия.

Контроль за исполнением программы бюджета

В основном преобладает внешний контроль, осуществляемый вышестоящими уровнями или специализированными ведомствами. Основное внимание уделяется мониторингу за исполнением расходования бюджетных средств. Нижние уровни правительства получают большую ответственность за принятие решений. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. В приоритете стоит не контроль за расходованием бюджетных средств, а достижение поставленных целей и задач

Уровень ответственности за достижением цели программ бюджета

Умеренный уровень делегирования ответственности. Отдельные члены госаппарата на разных уровнях имеют мало возможностей делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность использования бюджетных средств. Достаточный уровень децентрализации и делегирования полномочий. После того как государство выделило важнейшие приоритеты, поставило цели и выделило на них финансовые ресурсы, отдельные звенья государства получают возможность в значительной степени самим определять, каким образом эти цели могут быть достигнуты наилучшим образом.

Источник: составлено автором на основе данных [3].

По сравнению с моделью затратного бюджетирования, результативное бюджетирование имеет ряд преимуществ:

— постоянное получение наиболее полной информации о выполнении государственных задач, а также использовании финансовых ресурсов в различных сферах деятельности государства;

— возможность эффективного распределения бюджетных средств между конкурирующими статьями расходов из-за получения более полной и точной информации о результатах реализации программ в соответствии с приоритетными направлениями политики государства;

— экономия финансовых средств за счет оптимизации работы госаппарата;

— возможность сравнивать несколько подготовленных вариантов решений с точки зрения ожидаемых конечных результатов и затрат;

— создание предпосылки для усиления контроля за деятельностью министерств и ведомств путем установления показателей эффективности и сравнения фактических результатов с запланированными;

— выявление и упразднение дублирующих друг друга программ, а также неэффективных программ.

Основным принципом результативного бюджетирования, является предоставление максимально возможной свободы, особенно при выборе той или иной комбинации исходных ресурсов для достижения поставленного результата. Сама концепция результативного бюджетирования включает в себя распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) выполняемыми ими бюджетными программами и основывается на среднесрочной направленности социально-экономической политики и в пределах, прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов [3].

В соответствии со ст. 34 БК РФ [4], принцип результативности и эффективности означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Результативное планирование, обеспечивает непрерывный кругооборот «планирование-выпуск-результат-планирование».

Оценка эффективности расходной части бюджета является последним звеном, а также исходной информационной базой стратегического и среднесрочного бюджетного планирования. Наряду с опросами населения и анализом показателей, для оценки результативности расходов используется процедура сравнения определенных показателей финансового и социально-экономического развития в регионе, которые имеют характеристики территорий со сходными показателями экономической структуры, и природно-климатическими условиями [5; 6; 7]. Сам процесс принятия решения включает в себя следующие шаги:

1. Определение той части населения, на которую будет ориентирована данная программа.

2. Определение результатов, которые необходимо достичь.

3. Выбираются индикаторы для измерения эффективности данных программ.

4. На основании выбранных индикаторов строятся графики отслеживания, которые выделяют существующие тенденции (тренды) и цель.

5. Для каждого графика отслеживания проводится анализ, в процессе которого выясняется, какие факторы влияют на выявленные негативные тенденции и цели, а также в чем причина их появления.

6. Определение партнеров для решения проблемы.

7. Определение путей достижения поставленной цели.

8. Разработка стандартов, на основании которых можно будет расставить приоритеты.

9. Составление плана действий и бюджет программы.

10. Проведение оценки результатов программы, позволяющий проанализировать степень достигнутого.

Учитывая накопленный в России опыт программного бюджетирования и опыт других стран, для достижения положительных результатов реформ, направленных на повышение эффективности бюджетирования в Российской Федерации, необходимо сосредоточиться на следующем:

1. Повышение качества государственных программ.

2. Создание законодательной базы для многолетнего бюджетного планирования и усиления контроля Федерального Собрания за бюджетным процессом.

3. Усиление ответственности органов исполнительной власти за реализацией государственных программ.

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в областях социально-экономического развития, а также осуществления государственного управления. Данные положения позволяют осуществить результативное бюджетирование.

Литература и источники

1. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т.1. - М., 2017. - 597 с.

2. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88769/d811075220c84f699888e92be6e381be30164209/ (дата обращения 01.05.2020).

3. НезамайкинВ.Н. Финансовое планирование и бюджетирование. Учебное пособие. Н.А. Платонова. - М.: Инфра-М, 2016. -96 с

4. БК РФ Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9d0dc5bffbe52f6f95e97813e0ef420708952b4e/ (дата обращения 27.04.2020).

5. Шаховская Л.С. Бюджетирование: теория и практика. - М., 2017. - 416 с.

6. Матюнина М.В., Пошеченков П.С. Методологические основы планирования расходов бюджета // Современная научная мысль. -2020. - № 2. - С. 178-183.

7. Матюнина М.В. Теоретические аспекты бухгалтерского учета валютных операций // Современная научная мысль. - 2020. -№ 1. - С. 160-164.

References and Sources

1. Afanas'ev M.P. Byudzhet i byudzhetnaya sistema. V 2 t. T.1. - M., 2017. - 597 s.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.05.2004 №2 249 (red. ot 06.04.2011) «O merah po povysheniyu rezul'tativnosti byudzhetnyh raskhodov». Koncepciya reformirovaniya byudzhetnogo processa v Rossijskoj Federacii v 2004 - 2006 godah// -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88769/d811075220c84f699888e92be6e381be30164209/ (data obrashcheniya 01.05.2020).

3. Nezamajkin V.N. Finansovoe planirovanie i byudzhetirovanie. Uchebnoe posobie. N.A. Platonova. - M.: Infra-M, 2016. - 96 s

4. BK RF Stat'ya 34. Princip effektivnosti ispol'zovaniya byudzhetnyh sredstv // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9d0dc5bffbe52f6f95e97813e0ef420708952b4e/ (data obrashcheniya 27.04.2020).

5. Shahovskaya L.S. Byudzhetirovanie: teoriya i praktika. - M., 2017. - 416 s.

6. Matyunina M.V., Poshechenkov P.S. Metodologicheskie osnovy planirovaniya raskhodov byudzheta // Sovremennaya nauchnaya mysl'. -2020. - № 2. -S. 178-183.

7. Matyunina M.V. Teoreticheskie aspekty buhgalterskogo ucheta valyutnyh operacij // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2020. - №2 1. - S. 160-164.

МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте (matjunina@ukr.net).

КОСТЫЛЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент Гуманитарно-педагогической академии, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (филиал в г. Ялте) (kostyleva4@yandex.ru).

MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch), Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta (matjunina@ukr.net).

KOSTYLEVA, YANA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (branch in Yalta) (kostyleva4@yandex.ru).

УДК 338.1

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ИЛЬЯСОВА А.Н. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, субъект хозяйствования, рейтинговая оценка, комплексный подход.

В статье проведен анализ существующих методов оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности. Доказана необходимость применения комплексного подхода, основанного на структуризации оценки и на определении иерархии факторов конкурентоспособности предприятия. Для анализа конкурентоспособности субъекта хозяйствования предложена комплексная рейтинговая оценка, основанная на открытой информации о его деятельности. Приведен алгоритм сравнительной рейтинговой оценки конкурентоспособности субъекта хозяйствования по его финансовому состоянию. Предлагаемая методика позволяет определить количественные значения показателей, ранжировать их по весу, выявить имеющиеся резервы и увидеть реальное положение конкретного субъекта хозяйствования на рынке. Комплексная рейтинговая оценка включает экспертные оценки при проведении расчетов и основана на доступной для внешних экспертов и инвесторов информации.

TIMIRGALEEVA, R.R., ILYASOVA, AN.

COMPLEX METHOD OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A BUSINESS ENTITY

Keywords: competitiveness, methods of competitiveness assessment, business entity, rating assessment, complex approach.

In the article analyzes the existing methods of assessing the competitiveness of business entities. It proved the necessity of application of the complex approach based on structuring of an estimation and on definition of hierarchy of factors of competitiveness of the enterprise. To analyze the competitiveness of the business entity, it proposed a comprehensive rating assessment based on open information about its activities. It resulted the algorithm of comparative rating assessment of competitiveness of the business entity on its financial condition. The proposed method allows us to determine the quantitative values of indicators, rank them by weight, identify existing reserves and see the real position of a particular business entity in the market. The comprehensive rating includes expert assessments in the calculations and is based on information available to external experts and investors.

Актуальность проблемы обеспечения конкурентоспособности любого субъекта хозяйствования растет в условиях дальнейшего развития рыночной экономики. Решение данной проблемы представляется возможным не только на основе мирового опыта, но и при условии понимания субъектам и хозяйствования необходимости использования научно-практического инструментария. Данные аспекты определяют необходимость исследования конкурентоспособности субъектов хозяйствования (СХ), методов ее анализа, формирования и развития. Для определения конкурентоспособности используются разнообразные методики, которые являются основой разработки конкурентных стратегий развития как отдельных предприятий, так и отраслей, и регионов. В современной мировой и отечественной литературе теоретические проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследуются достаточно активно [1-7], однако у авторов пока нет единой точки зрения на само понятие конкурентоспособности и на методику ее оценки. Исследователи в своих работах выделяют лишь отдельные аспекты проблемы оценки конкурентоспособности, а необходим комплексный подход, основанный на структуризации оценки и на определении иерархии факторов конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.