Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
566
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ДАННЫХ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / DIGITAL ECONOMY / HEALTHCARE SECTOR / DIGITAL ECONOMY TECHNOLOGIES / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / PERSONAL DATA PROTECTION / BIG DATA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна

В статье выявлены проблемы и обозначены перспективы цифровой трансформации сферы здравоохранения города федерального значения Севастополя. Сделан анализ системы управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Определены основные цели цифровой трансформации сферы здравоохранения регионов. Доказана важность процессов автоматизации внутренних бизнес-процессов в реализации цифровой трансформации субъекта хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REGIONAL HEALTHCARE SYSTEM

In the article identified the problems and outlined the prospects for the digital transformation of the healthcare sector in the federal city of Sevastopol. It analyzed the management system for the implementation of the national program «Digital Economy of the Russian Federation». It determined the main goals of the digital transformation of the healthcare sector of the regions. It proved the importance of the processes of automation of internal business processes in the implementation of the digital transformation of a business entity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 332.1: 338.49

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., МОРОЗОВА В.Г. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ1

Ключевые слова: цифровая экономика, сфера здравоохранения, технологии цифровой экономики, медицинская информационная система, защита личных данных, большие данные.

В статье выявлены проблемы и обозначены перспективы цифровой трансформации сферы здравоохранения города федерального значения Севастополя. Сделан анализ системы управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Определены основные цели цифровой трансформации сферы здравоохранения регионов. Доказана важность процессов автоматизации внутренних бизнес-процессов в реализации цифровой трансформации субъекта хозяйствования.

TIMIRGALEEVA, R.R.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REGIONAL HEALTHCARE SYSTEM

Keywords: digital economy, healthcare sector, digital economy technologies, medical information system, personal data protection, big data.

In the article identified the problems and outlined the prospects for the digital transformation of the healthcare sector in the federal city of Sevastopol. It analyzed the management system for the implementation of the national program «Digital Economy of the Russian Federation». It determined the main goals of the digital transformation of the healthcare sector of the regions. It proved the importance of the processes of automation of internal business processes in the implementation of the digital transformation of a business entity.

Всеобщая самоизоляция, которая имела место в период пандемии, и связанный с этим переход на удаленную работу, перенос всей социально-общественной жизни в «online» выявили степень оснащенности регионов информационно-коммуникационными технологиями. Сложившаяся ситуация показала готовность бизнеса и предприятий к работе в режиме «online» и напрямую коснулась системы здравоохранения, показав отсутствие во многих регионах оснащенности медицинских учреждений современными цифровыми технологиями, позволяющими осуществлять перекрестный электронный документооборот, реализовывать широкомасштабную телемедицину и все опции, которые несет в себе цифровая медицина. Вместе с тем, в этот период значительно ускорилась разработка и внедрение проектов, входящих в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Однако ни одна Национальная программа страны не может быть реализована без ее регионов, а все регионы РФ, в том числе и город федерального значения Севастополь, требуют реновации сферы здравоохранения в направлении ее цифровой трансформации.

Данные аспекты определили цель статьи - выявить проблемы, перспективы и угрозы цифровой трансформации сферы здравоохранения города федерального значения Севастополя и предложить пути ее развития.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, 4 июня 2019 года решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». О важности реализации данной программы говорит и сформированная для ее реализации система управления, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с указанным документом, система управления представляет собой матричную структуру и включает целый ряд подразделений и структур. Особенностью сформированной системы является включение в ее состав не только представителей органов власти, но и наличие Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», которая сформировала рабочие группы из представителей

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.

заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, центров компетенций, проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и иных организаций.

Ответственность за реализацию федерального проекта «Цифровые технологии» несет специально созданный Департамент координации и реализации проектов по цифровой экономике, на который возложен ряд важных функций:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере координации и реализации проектов по цифровой экономике;

- координация разработки, реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».

Учитывая, что ключевым понятием государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» является понятие цифровая экономика, необходимо четко определиться с этимологией данного понятия [7, 10]. В рамках данного исследования под цифровой экономикой будем понимать экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях, связанную с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимыми и сбываемыми ими цифровыми товарами, и услугами».

В числе основных целей цифровой трансформации, на которые мы будем опираться в данном исследовании, выделим создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. Данное направление предполагает развитие сетей связи и системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Город федерального значения Севастополь, как и другие регионы Российской Федерации, принимает активное участие в реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Для управления национальной программой определены восемь направлений цифровой экономики до 2024 года, в том числе, раздел «Здравоохранение».

Перед здравоохранением цифровая экономика ставит три основные задачи:

- создание новых способов ведения документации, баз данных о пациентах, а также обеспечения доступа к этим данным;

- внедрение телемедицины и применение информационных систем для лечения пациентов, что и подразумевает Закон о телемедицине (телемедицинские консультации, консилиумы и дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов);

- применение математических методов и методов искусственного интеллекта при обработке медицинских данных (автоматизация операционных процессов, алгоритмов и протоколов лечения) [8].

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» включает направление (подпрограмму) «Информационные технологии и управление развитием отрасли, которое включает в себя Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Данный проект запланирован для реализации в период с 01.01.2019 по 31.12.2024.

Отметим, что цифровое здравоохранение представляет собой часть государственной отрасли, которая в совокупности организационных, юридических, экономических, медицинских, научных и технических мер, на базе медицинских организаций всех уровней и форм собственности дополнительно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе предоставление медицинской помощи. То есть, цифровое здравоохранение осуществляет меры государственной поддержки по развитию цифровой медицины, реализует ее цифровую трансформацию и обеспечивает функционирование и развитие экосистемы цифровой медицины

[3].

Цифровая трансформация сферы здравоохранения невозможна без автоматизации внутренних бизнес-процессов в учреждениях здравоохранения, которая обеспечит централизацию медицинской информации о пациентах и доступ к ней, а также удаленное консультирование, автоматическую обработку данных диагностических и лабораторных

обследований. Все это возможно на основе использование облачных, веб и мобильных технологий, которые и обеспечивают новый уровень доступности медицинских услуг для граждан во всех населенных пунктах. Процесс цифровой трансформации подразумевает также системное внедрение передовых технологий в медицину, благодаря чему население будет обеспечено более высоким качеством услуг по оформлению электронных больничных листов и телефонному обслуживанию пациентов, сокращение использования труда медицинского персонала, повышение качества предоставления медицинских услуг. Ожидается повышение эффективности работы службы скорой и неотложной медицинской помощи, повышение качества медицинского обслуживания пациентов за счет использования электронных медицинских назначений и рецептов.

Немаловажным направлением совершенствования системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинского обслуживания за счет единой системы передачи, хранения и обмена диагностическими изображениями, осуществления дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов путем проведения медицинских консультаций с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Отдельным направлением развития системы здравоохранения является повышение качества услуг и эффективности взаимодействия женских консультаций, перинатальных центров и органов власти в сфере здравоохранения, а также повышение производительности труда врачей, экономия времени на создание записей с помощью технологии распознавания речи. В целом, реализация программы цифровой трансформации приведет к повышению эффективности управления системой здравоохранения региона, а также качества и доступности медицинских услуг, что в комплексе способствует решению важной задачи любого государства - здоровое население.

По сути, у цифровой трансформации можно выделить два направления. Одно направление связано с автоматизацией и роботизацией существующих бизнес-процессов для минимизации участия в них человека. Второе направление представляет собой масштабирование формируемой системы управления и создание экспоненциальной организации, которая представляет собой организацию, масштабируемость которой как минимум в десять раз выше, чем у других организаций, работающих в той же сфере.

Рассматривая проблемы и перспективы цифровой трансформации медицины города Севастополя, отметим, что важнейшим этапом является внедрение электронной медицинской карты (ЭМК), внедрение которой позволит обеспечить мгновенный и безопасный доступ к информации для авторизованных пользователей и выходить за рамки стандартных клинических данных, собранных в кабинете врача, а также может включать более широкие параметры для заботы о пациенте, содержать историю его болезни, диагнозы, лекарства, планы лечения, даты иммунизации, аллергии, рентгенологические изображения, а также результаты лабораторных исследований и анализов. Кроме того, карты помогают в автоматизации и оптимизации рабочих процессов вовлеченных сторон (пациент, врач, государственные органы, страховые компании). Важным преимуществом ЭМК является возможность делиться информацией с другими поставщиками медицинских услуг и организациями (лаборатории, медицинские специалисты в других регионах и странах, учреждения медицинской визуализации, аптеки, пункты неотложной помощи, школы и клиники на рабочих местах). Сегодня уже недостаточно иметь просто ЭМК, уже разработано и получает активное использование мобильное приложение, позволяющее пациенту видеть всю информацию в телефоне.

В Севастополе, как и в других регионах РФ уже начался переход на электронный документооборот. В медицинских учреждениях данные о пациенте, историю его болезни и назначаемое ему лечение вносятся во время приема в специальную базу, доступ к которой имеет его лечащий врач, однако сам пациент не имеет непосредственного доступа ко всей этой информации в электронном виде. В Москве с января 2020 года открыт доступ для каждого жителя города к его личной электронной медицинской карте, где он может беспрепятственно ознакомиться с результатами анализов, историей приема у того или иного врача, выписанными рецептами и рекомендованным лечением [9]. Альтернативой ЭМК в Севастополе станет разработанная в ГБУЗС «МИАЦ» «Виртуальная поликлиника», доступная для всех жителей города. Благодаря данному сервису жители региона смогут не только записаться к врачу, но и следить за своим здоровьем онлайн - вести дневник здоровья и отслеживать динамику изменения

основных показателей, просматривать свои медицинские документы. Гражданам, состоящим на диспансерном учете, будет доступна информация об их заболеваниях - дата постановки на учет, дата последнего и ближайшего посещения лечащего врача, назначенные мероприятия. Кроме того, врач сможет получать данные из дневника здоровья хронического больного, что позволит проводить более качественную оценку его состояния.

Уже в этом году жители Севастополя смогут увидеть в личном кабинете свою прививочную карту, информацию о диспансеризации и медицинских осмотрах, флюорографии, вести календарь приема лекарственных препаратов и оставить оценку врачу после приема. Родителям в помощь будет добавлена медицинская карта ребенка. Кроме того, пациенты получат возможность самостоятельно вносить данные в «Виртуальную поликлинику», например, о результатах визитов к врачам частных клиник [2].

Руководящими органами Севастополя анонсировано, что уже в текущем году станут доступны «Телемедицинские консультации», которые могут широко использоваться в тех случаях, когда первичный осмотр пациента в очной форме был проведен ранее и вторичное уточнение диагноза не требуется. В мае 2020 года в ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», ГБУЗС «Городская больница № 4» уже опробовалась система «Удаленное консультирование. Врач-пациент». За 2019 год медицинские учреждения обеспечили компьютерами, серверным оборудованием, внедрили материально-техническую базу здравоохранения. Кроме того, произведено подключение медицинских организаций к защищенной сети передачи данных, в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 10.06.2020 № 636 в промышленную эксплуатацию введена краудсорсинговая платформа Департамента здравоохранения города Севастополя, позволяющая реализовать ряд важных целей, среди которых:

- совершенствование работы учреждений сферы здравоохранения города;

- повышение качества и доступности медицинской помощи;

- решение практических проблем, возникающих у жителей Севастополя при взаимодействии с системой здравоохранения;

- формирование механизма общественного обсуждения для получения лучших идей и привлечения к разработке стратегии развития регионального здравоохранения знаний и экспертного потенциала жителей города [5].

Безусловно, проведена большая работа в области цифровой трансформации медицины Севастополя, о чем свидетельствует хотя бы то, что горожане имеют возможность записаться на прием к врачу через интернет, воспользовавшись личным кабинетом. Вместе с тем, еще многое предстоит сделать. Так, в перспективе оснащение всех медицинских учреждений широкополосным доступом в Интернет, строительство к 2022 году медицинского кластера в Севастополе, где будет возможно реализовать множество проектов цифровой трансформации, внедрение во все медицинские организации «Региональный коммуникационный сервис». Данная технология направлена на минимизацию риска утечки данных, что особенно актуально и важно для информационной безопасности граждан.

При внедрении цифровых технологий в ту или иную отрасль общественной жизни необходимо понимать, насколько данные нововведения будут востребованы. По данным Росстата за 2019 год в городе Севастополе доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в интернет, составляет 83% от общего числа домохозяйств, что значительно превышает среднероссийский уровень и приближается к среднему уровню для стран ЕС. Уже на протяжении нескольких лет этот показатель держится на высоком уровне. В основном эксперты оценивают уровень оснащенности домохозяйств Севастополя интернетом и его использование как продвинутый. Безусловно, технологии, позволяющие населению коммуницировать с врачами в удаленном формате, будут весьма востребованы в регионе [6].

Внедрение и широкое использование передовых технологий должно сопровождаться разработкой систем защиты данных граждан от их утечки третьим лицам. Во все медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя передана для внедрения система защиты от несанкционированного доступа, которая соответствует требованиям ФСТЭК Российской Федерации и позволяет достичь необходимого уровня защищенности в медицинских информационных системах. Диапазон ее функций включает в себя

защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, аудит действий пользователей, а также контроль целостности данных.

Опыт реализации программ по цифровой трансформации показал, что большое внимание необходимо уделять защите личных данных от их передачи заинтересованным третьим лицам. И это понятно, поскольку медицинские данные пациента могут быть использованы злоумышленниками для обмана человека и его родственников. Это может быть и незаконная продажа медикаментов, шантаж, получение незаконным путем иной личной информации. Кроме того, доступ к внутренней информации о пациентах позволяет не только копировать, но и изменять записи в медицинских картах. Это может привести к целевым атакам на отдельных пациентов с целью исказить диагноз. Согласно данным статистики, искаженный диагноз гораздо чаще становится причиной возникновения серьезных последствий для пациента, чем даже недостаточная квалификация персонала. Согласно прогнозам компании «Kaspersky», специализирующейся на цифровой безопасности, возрастет число атак на медицинские учреждения и медицинское оборудование в регионах, где только начинается цифровая трансформация здравоохранения.

Еще одной угрозой цифровой трансформации системы здравоохранения является то, что при внедрении цифровых технологий медицинские учреждения становятся по сути промышленными инфраструктурами, что приводит к утрате доступа к внутренним данным (к электронной медицинской карте пациента, о которой говорилось ранее) или внутренним ресурсам (речь идет о, например, подключенном медицинском оборудовании в медицинском учреждении) и может стать серьезным препятствием на пути к постановке диагноза, а также забрать много времени при оказании медицинской помощи. Кроме того, есть угроза роста числа целевых атак на медицинские исследовательские институты и фармацевтические компании, проводящие инновационные исследования, которые стоят очень дорого. Поэтому некоторые группировки, специализирующиеся на краже интеллектуальной собственности, все чаще атакуют подобные организации. Также особую опасность составляют уязвимости в имплантированных медицинских устройствах, которыми являются, например, нейростимуляторы. И, как отмечают специалисты, создание централизованных сетей, носимых и имплантируемых медицинских устройств (например, кардиостимуляторов) приведет к появлению новой угрозы: единой точки входа для атаки на всех пациентов с такими устройствами [1].

Для предотвращения данных угроз необходимо на федеральном уровне утвердить правовую ответственность не только за кражу личных медицинских данных, но и за несоблюдение медицинскими организациями надлежащих требований, призванных повысить уровень защищенности данных. Также каждая медицинская организация, использующая мобильные и облачные технологии для обслуживания пациентов и работы сотрудников, должна обеспечивать высочайшую степень безопасности данных, для чего необходимо внедрить комплексные высокоэффективные меры цифровой безопасности, которые позволят должным образом не только управлять данными, но и защищать их. Следует отметить, что на международном и всероссийском уровнях уже проведена большая работа по исследованию уязвимостей и их нейтрализации для медицинских систем, поэтому целесообразно использовать уже существующие разработки ведущих 1Т-компаний. Если будет создана безопасная среда, граждане смогут не переживать за сохранность их конфиденциальной информации и будут готовы сотрудничать с медициной, предоставляя данные для анализа и дальнейшего применения опыта их лечения в медицинской практике по всему миру [4].

Что касается города федерального значения Севастополя, то здесь уже проведена большая работа по цифровизации медицины, наблюдается рост востребованности передовых технологий в медицинских учреждениях, проводятся различные тренинги и семинары с использованием устройств дистанционной работы. Кроме того, медицинский персонал осваивает современные телекоммуникационные приемы работы с пациентами. Однако для того, чтобы в Севастополе активно и успешно продвигалась цифровая трансформация медицины, необходимы кадры соответствующей квалификации, в том числе, разработчики специального программного обеспечении. Кроме того, при реализации проектов цифровой трансформации системы здравоохранения большое внимание еще на стадии разработки данных проектов следует уделить вопросам информационной безопасности, просветительской работе, связанной с интернет-

грамотностью медицинского персонала и населения. Грамотное и эффективное решение данных вопросов позволит Севастополю стать одним из ведущих регионов России по степени цифровизации и доступности медицинских услуг.

В целом цифровые технологии должны улучшать качество оказания медицинской помощи, снижать нагрузку на врача, оптимизировать экономические и целевые показатели системы здравоохранения. Однако на данном этапе развития цифровых технологий еще не оправданно решение о замене работы врачей на систему принятия решений с применением искусственного интеллекта.

Важный на сегодня вопрос - это работа с накопленными в системе здравоохранения большими данными, среди которых врачебные записи, данные лабораторных исследований, диагностики. Совершенно очевидна необходимость развития цифровых технологий в направлении создания единой унифицированной базы этих данных в виде платформы, на которой будет собираться информация со всех лечебных учреждений Севастополя для последующей разметки и правильной интерпретации данных нейросетью.

Кроме того, необходимо, чтобы процессы разработки программ защиты базы данных от постороннего вмешательства и внедрения передовых технологий в медицину реализовывались синхронно на всех этапах - как на этапе их создания, так и на этапе их практического применения на региональном уровне. Также необходимо учесть множество этических аспектов, присущих цифровой медицине, в том числе связанных с защитой пациента и контроля доступа к его персональным данным. Для этого при разработке платформы нужно предусмотреть возможность создания глобального цифрового контура, позволяющего быстро расти новым технологическим решениям, а также механизма защиты персональных данных пациентов и сохранения врачебной тайны, как этого требует законодательство.

Еще один важный вопрос - документооборот, который занимает практически более 80% времени врача, в том числе, на заполнение форм в системе ЕМИАС для страховой компании. При этом непосредственно на консультацию, за которой пациент приходит, у врача практически не остается времени, пациент в итоге получает консультацию в самом конце приема, а назначения, если они не рецептурные, оформляются на листке бумаги. Поэтому оптимизация медицинского документооборота так и остается нерешенной проблемой, хотя уже на уровне стартапов есть разработки в виде готовых цифровых платформ, которые позволяют интегрировать всех участников процесса в единую информационную систему: страховые компании, лечебно-профилактические учреждения, врачей, пациентов и регуляторов.

Таким образом, развитие медицины ускорится за счет цифровизации. Расходы на оказание медицинских услуг будут снижаться, а их качество - расти. «Умное» здравоохранение должно развиваться по модели виртуального госпиталя, где врачи и пациенты могут взаимодействовать в том числе удаленно, а вся необходимая информация моментально доступна онлайн. Севастополю необходимо направить усилия на внедрение этих разработок.

Литература и источники

1. Безопасность «подключенной» медицины в 2020 году: обзор и прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: https://securelist.ru/healthcare-predictions-2020/95246/.

2. Департамент здравоохранения города Севастополя. [Электронный ресурс]. URL: https://sevdz.ru/media/virtualnaya-poliklinika/.

3. Карпов О.Э., Акаткин Ю.М., Конявский В.А., Микерин Д.С. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. М., 2016.

4. Кибербезопасность в здравоохранении. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/healthcare-safeguarding-data/4474/.

5. «Медицинский информационно-аналитический центр» (ГБУЗС «МИАЦ»). [Электронный ресурс]. URL: https://sevmiac.ru.

6. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова. - М.: Институт развития информационного общества, 2018. - 98 с.

7. Тимиргалеева Р.Р. Оценка готовности городов и городских систем к реализации концепции «умный город» в рамках развития цифровой экономики // Современная научная мысль. - 2020. - № 2. - С. 174-178.

8. Мызрова К.А., Туганова Э.А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Т. 8. - № 3.

9. Цифровизация здравоохранения: современный контур Москва, ФГБУ «Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники», 2020. URL: https://minsvyazcc.ru/doc/reports/13032020.pdf.

10. ТимиргалееваР.Р., МорозоваВ.Г. Формирование модели взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя на основе технологий цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 337-341.

References and Sources

1. Bezopasnost' «podklyuchennoj» mediciny v 2020 godu: obzor i prognozy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://securelist.ru/healthcare-predictions-2020/95246/.

2. Departament zdravoohraneniya goroda Sevastopolya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://sevdz.ru/media/virtualnaya-poliklinika/.

3. Karpov O.E., Akatkin Yu.M., Konyavskij V.A., Mikerin D.S. Cifrovoe zdravoohranenie v cifrovom obshchestve. M., 2016.

4. Kiberbezopasnost' v zdravoohranenii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/healthcare-safeguarding-data/4474/.

5. «Medicinskij informacionno-analiticheskij centr» (GBUZS «MIAC»). [Elektronnyj resurs]. URL: https://sevmiac.ru.

6. Ocenka urovnya razvitiya cifrovoj ekonomiki v gorode Sevastopole / Pod red. T.V. Ershovoj, YU.E. Hohlova. - M.: Institut razvitiya informacionnogo obshchestva, 2018. - 98 s.

7. Timirgaleeva R.R. Ocenka gotovnosti gorodov i gorodskih sistem k realizacii koncepcii «umnyj gorod» v ramkah razvitiya cifrovoj ekonomiki // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2020. - № 2. - S. 174-178.

8. Myzrova K.A., Tuganova E.A. Cifrovizaciya zdravoohraneniya kak perspektivnoe napravlenie razvitiya Rossijskoj Federacii // Voprosy innovacionnoj ekonomiki. - 2018. - T. 8. - N° 3.

9. Cifrovizaciya zdravoohraneniya: sovremennyj kontur Moskva, FGBU «Koordinacionnyj centr Mezhpravitel'stvennoj komissii po sotrudnichestvu v oblasti vychislitel'noj tekhniki», 2020. URL: https://minsvyazcc.ru/doc/reports/13032020.pdf.

10. Timirgaleeva R.R., Morozova V.G. Formirovanie modeli vzaimodejstviya elementov struktury hozyajstvennogo kompleksa goroda Sevastopolya na osnove tekhnologij cifrovoj ekonomiki // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - № 29(3). - S. 337-341.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Management in Yalta, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

УДК 336.143

МАТЮНИНА М.В., КОСТЫЛЕВА Я.А.

РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: бюджетная система, модель бюджетирования, результативное бюджетирование

В статье рассмотрена бюджетная реформа, в которой планирование расходов напрямую связано с достигаемыми результатами. Выделены особенности результативного бюджетирования. Даны рекомендации для повышения эффективности бюджетного процесса. По мнению авторов, учитывая накопленный в России опыт программного бюджетирования и опыт других стран для достижения положительных результатов реформ, необходимо сосредоточиться на повышении качества государственных программ, создании законодательной базы для многолетнего бюджетного планирования и усиления контроля Федерального Собрания за бюджетным процессом, усиления ответственности органов исполнительной власти за реализацией государственных программ.

MATYUNINA, M.V., KOSTYLEVA, Y.A.

RESULTATIVE BUDGETING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: budget system, budgeting model, resultative budgeting.

In the article considers budget reform, in which expenditure planning is directly related to the results achieved. It highlighted the features of effective budgeting. It given the recommendations to improve the efficiency of the budget process. According to the authors, considering the accumulated in Russia experience of program budgeting and the experience of other countries in order to achieve positive reform results, it is necessary to focus on improving the quality of government programs, creating a legislative framework for multi-year budget planning and strengthening the Federal Assembly's control over the budget process, strengthening the responsibility of executive authorities for the implementation of government programs.

В последние годы в Российской Федерации проводятся бюджетные реформы, направленные на наиболее эффективное управление бюджетными средствами в соответствии с приоритетными задачами политики государства.

До относительно недавнего времени наиболее часто применяемой моделью управления общественными финансами являлось затратное планирование. Этот подход характеризуется таким методом планирования и распределения ресурсов, при котором связь между ресурсами и прямыми результатами их использования очень слаба, т.е. затратное бюджетирование ориентировано в первую очередь на имеющиеся ресурсы. Его основной целью традиционно являлось обеспечение целевого использования бюджетных средств на основе индексации затрат по выборочным направлениям использования на основе бюджетной классификации [1]. Однако многолетний опыт использования данной модели показал ее крайнюю неэффективность, что, на наш взгляд, связано с недостаточным уровнем инициативы и ответственности нижнего звена государственного аппарата, а также невысокой заинтересованностью бюрократии в экономии средств государственных финансов.

В этой связи было решено ввести новую модель управления бюджетными средствами, которая должна принципиально отличаться от традиционного бюджетирования, базируемом на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.