МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. Укрсиилась организационная самостоятельность, гибкость и мобильность коллектива, проявляемая в частности в создании и деятельности проблемных микро1рупп, выборе содержания научно-методической работы и т.д., что расширяет круг вопросов его (коллектива) компетенции.
3. Возрос интеллектуальный уровень коллектива, который позволяет оперативно решать сложные задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности.
4. Выросло профессиональное мастерство педагогического коллектива, улучшились культура мировоззренческая, мышления, общения, речи, педагогическая этика, возросла общая культура учителей.
5. Сформированы творчески работающие коллективы учителей и учеников.
6. Наблюдается повышение уровня знаний, общеучебных умений учащихся, уровня их развития и воспитанности, что является интеграгив-ным результатом проведенного педагогического эксперимента.
Анализ результатов аттестации педагогических работников школы на протяжении ряда лет показывает в динамике позитивный рост педагогов, результативность их деятельности.
Доказательством того, что в результате эффективного внутришкольного управления научно-методической работой в школе трудится творче-
ский коллектив учителей с высоким профессиональным педагогическим потенциалом, является воспитание творческой личности, творческой индивидуальности, умеющей воплощать свои замыслы в жизнь. Деятельность педагогов школы сфокусирована на личности ученика, па развитии его природных задатков и способностей, на создании обстановки социальной защищенности и отношений содружества и сотворчес тва.
Таким образом, системная внутришкольная научно-методическая работа позволяет достигать высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. В связи с этим руководителю образовательного учреждения очень важно определить место научно-методической работы во внутри-школьном управлении.
Литература
1. Лебедев В.В. Управление развитием образовательной деятельности учителя: Дис. ... канд. пед. наук.-М., 2003.-201 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998. - 256 с.
3. Моисеева A.M. Программно-целевое управление развитием образования. - М., 2001. - 158 с.
4. Файоль А. Общее промышленное управление. -М.: Книга, 1929.- 122 с.
5. Габдулин ГГ. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. - М., 1987. - 186 с.
УДК 371.7
Методологические основы педагогического обеспечения формирования сознательного отношения школьников к своему здоровью*
Н.Н. Хандогая
Изменения социально-экономических, политических, культурно-духовных условий жизни социума оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности и особенно на воспитание и формирование жизненных ценностей. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие разностороннего развития и становления личности, способной адаптироваться в сложной социокультурной обстановке.
The changes of social-economical, political, cultural-spiritual life conditionals of society influence all the spheres of life activity and especially education and formation of life values. The problem of children's health improving is regarded as an important condition of multifaceted development and formation of personality, which can adapt to difficult social-cultural situation.
ХАНДОГАЯ Наталья Нураддиновна - 'зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №1 г. Ленска.
* Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №,3 10. Заказ №276
ХАНДОГАЯ
Действительность в России такова, что коренным образом изменились социально-экономические, политические, культурно-духовные условия жизни социума. Это оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности и особенно на воспитание и формирование жизненных ценностей.
О неблагополучном состоянии здоровья населения России знали и говорили давно. Но сегодня проблема стоит наиболее остро. Особенно беспокоит здоровье школьников. К сожалению, в современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше средств выделяется на образование вообще и охрану здоровья школьников в частности.
У школьников стало меньше возможностей с пользой заниматься своим здоровьем в своё свободное время. Возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов и родителей учащихся. Год от года увеличиваются учебные нагрузки, досуг всё чаще отдастся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Проблемы токсикомании и наркомании, массовое потребление подростками пива принимают массовый характер. На другой уровень вышла проблема сексуального поведения подростков [1].
У школьников не сформированы такие понятия, как здоровье, собственное здоровье, здоровый образ жизни, здоровьссбереженис и др. При решении этих проблем школе не приходится рассчитывать ни нг помощь родителей, ни на систему государственного здравоохранения [2\.
В современных условиях модернизации образования основная ориентация должна быть связана с усилием внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.
С учетом слабого состояния здоровья современных детей актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Поэтому задача укрепления здоровья детей может рассматриваться как важное условие разностороннего развития и становления личности, способной адаптироваться в сложной социокультурной обстановке.
Как считают С.Ю Лебсдченко и Е.А. Шульгин, чтобы сформировать ценностное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих, следует не только говорить о его значении для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчсства, саморегуляции, культу рос собранного отношения к здоровью, прививая школьнику привычки и навыки, которые избавляют' человека от тяжелых напряжений, т.е. формировать культуру здоровья.
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье.
Анализ психолого-педагогической, физиологической литературы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В.Давыдов, М.М. Безруких, Е.Е. Данилова, Л.Б. Дыхан, С.П.Ефимова, Л.М. Фридман, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин) показал, что младший школьный возраст благоприятен для формирования у дегей способности к длительной целенаправленной деятельности и является сензитив-ным для:
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля ;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения.
Сенситивные особенности развития детей данного возраста, обоснованная возможность реализации принципа свободы в развитии их личности (В.В. Зайцев) и в то же время такие психологические особенности младших школьников, как вера в истинность всему, чему их учат, склонность к подражанию и исполнительность (Н.С. Лейтсс), являются важными предпосылками формирования культуры здоровья именно в младшем школьном возрасте. В среднем и старшем школьном возрасте делать это уже поздно.
Однако необходимо, чтобы учитель имел серьёзную подготовку в означенной сфере. Основываясь на утверждении С.Л. Рубинштейна, важнейшим признаком готовности будущего учителя к профессиональной деятельности является наличие у него потребности в саморазвитии, в овладении здоровьесберсгающими технологиями через осознание своей причастности к сохранению и формированию здоровья своих воспитанников.
Только учитывая все эти моменты, учитель сможет сформировать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и в качестве конечной цели — культуру здоровья личности.
74
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Несмотря на то, что формально ценность здоровья признаётся всеми педагогами, упоминаний о задаче здоровьесбережения почти не встречается по следующим причинам:
Во-первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства учёных-педагогов и практиков не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обучение, воспитание, личностное развитие.
Во-вторых, принцип «Не навреди!» - важнейший в здоровьссбсрсгающей педагогике - имманентно присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся условие. В реальной практической работе большинства образовательных учреждений или не уделяется должного внимания вопросам здоровьссбсрежения, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования.
В-третьих, постановка этой задачи определяет необходимость выработать критерии оценки сё решения, т.е. диагностику влияния образовательного процесса на здоровье.
Комплексные программы заботы о здоровье учащихся используются во всех развитых странах мира.
Например, программа здравоохранения в школах США включает 8 основных модулей:
1. Школьная среда (School environment).
2. Образование детей в сфере здоровья (Health education).
3. Программы и практические руководства но физической активности (Physical activity programs and practiccs).
4. Школьное питание (Nutrition services).
5. Медицинские услуги в школе (School health services).
6. Психологическое и социальное консультирование (School counseling, psychological and social services).
7. Повышение квалификации работников школ в области здравоохранения (School-site health promotion for staff).
8. Активное участие семьи и общества (Family and community involvement).
Перекликается с профилактическими программами и комплексный подход к укреплению и охране здоровья учащихся и в России, где
обязательными компонентами государственной политики в этом направлении являются:
1) научно-методическое обеспечение;
2) законодательная база, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
4) использование здоровьссбсрегающих образовательных технологий;
5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
6) эффективное медицинское обеспечение в школе [3].
Но ознакомление с современным характером исследований позволяет сделать вывод о том, что проблема ценностного отношения к собственному здоровью в современных условиях ещё недостаточно теоретически разработана. В итоге складывается ситуация, требующая особого внимания со стороны педагогов-исследователей.
Внедрение в учебный процесс здоровьссбсрегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. С помощью мониторинга состояния здоровья можно диагностировать функциональное состояние их организма . Система слежения здоровья и развития предполагает оценку динамики показателей медико-психолого-псдагогического статуса школьника.
Получение наглядной информации способствует формированию активной позиции, мотивации на здоровье. Оценка функционального состояния и его динамика в реальном времени позволяют преподавателям, учащимся и родителям оценивать и ставить задачу на улучшение своего здоровья.
Литература
1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Авто-реф. дис. - М., 2000.
2. Васильков В.Л. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. -Ханты-Мансийск, 2003.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3
75