БЕРЕЗКИНЛ
- осуществление мониторинга качества образования по заказам различных потребителей;
- информирование представителей социальной и образовательной систем о состоянии качества образования.
Таким образом может быть обеспечен г осударственно-общественный контроль качества образования, гарантировано получение гражданами страны качественного образования.
Литература
1. Гузаиров МБ. Рационализация управления системой непрерывного управления на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества: Дне. ... доктора нед. наук. - М., 1998. -286 с.
2. Третьякова ТВ Аттестация качества образования // Наука и образование. - 2005. - №2. -С. 66-72.
УДК 371.2
Управление внутришкольной научно-мегодической работой как условие профессионального развития учителя*
З.К. Бсрезкина
Для совершенствования управления научно-методической деятельностью среднего образовательного учреждения необходимы организационно-педагогические условия, которые помогут создать творческую атмосферу и повысят уровень профессиональной компетентности учителей, при этом существенное значение имеет личностный фактор повышения квалификации. В содержании организационно-педагогического обеспечения следует предусматривать реализацию взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов (начальный, процессуальный и результативный). Одним из важнейших условий повышения эффективности научно-методической работы является организация ее как целостной системы.
In this article it is said that organization-pedagogical conditions are necessaiy for development of management of the secondary educational establishment, which help to set up creative atmosphere and grow up the level of professional teachers ' competence , persona! factor of raising of qualification has essential meaning. It is necessaiy to foresee the realization of correlation stage (primary, process and result) in the content. The organization of scientific- systematic work as the system is one of the important conditions of raising of efficiency of the scientific- systematic work.
Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих воспитанников. В настоящее время требуется профессионально-компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами, новым педагогическим мышлением и новым видением школы, ученика, окружающего мира.
БЕРЕЗКИНЛ Зоя Кирилловна - зам. директора по научно-методической работе школы „Ч°5 им. И.О. Кри-вошапкина г.Якугска.
* Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкое разнообразие новых учебных программ и учебников вынуждает педагогов заниматься самообразованием, всесторонне анализировать, определять достоинства, прежде чем их выбрать.
В настоящее время важно научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Все это требует умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал. Помочь им в этом призвана методическая служба средних образовательных учреждений.
УПРАВЛЕНИИ ВНУТРИ1ИКОЛБНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧКСКОЙ РАБОТОЙ
Повышение » последнее время социальной ответственности учителя делает актуальным еще один аспект содержания методической работы -общекультурный. Проблемы данного направления теснейшим образом связаны с частномсто-дичсскими и психологическими затруднениями в педагогической практике.
Для создания творческой атмосферы в школе и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников необходимо создание соответствующих организационно-педагогических условий.
Одно из условий - совершенствование системы программно-целевого управления повышением профессиональной компетентности учителей. Программно-целевым является такое управление, которое предполагает не любое, а достаточно строгое определенное понимание цели. В то же время есть основания полагать, что программно-целевое управление является некоторой методологией, которая в отличие от более частных методов и приемов задаст, прежде всего, общую стратегическую ориентацию, выбор особого направления исследований и практической управленческой деятельности. Поскольку управление всегда в той или иной степени связано с постановкой некоторых общих (для определенных групп совместно действующих людей) целей и обеспечением их выполнения, можно сказать, что программно-целевое управление развивает' наиболее сущностные черты управления как деятельности [1-3].
Современная система повышения квалификации учителей (с позиции образовательного менеджмента) должна отвечать таким требованиям, как: прогносгичность (принципиальная ориентация на динамичные изменения потребностей образования); многовариантность (многообразие образовательных услуг); адаптивность (способность к гибкой переориентации содержания форм и методов обучения с учетом индивидуальных запросов), доступность. В содержании организационно-педагогического обеспечения процесса повышения профессионального уровня учителей необходимо предусматривать реализацию следующих этапов, которые должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены:
1. Начальный этап - создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей посредством учета потребностей личности. С этой целью на данном этапе необходимо осуществлять диагностику возможностей школы и изучение индивидуальных потребностей учителей.
2. Процессуальный этап - организация деятельности всех субъектов школы с целью повышения квалификации учителей.
3. Результативный этап - оценка и самооценка результатов сформированное™ профессионального уровня педагога.
Следует всегда помнить, что лучший метод побуждения учителей к высшим достижениям -это умелое и успешное руководство. Традиционное представление об управленческом цикле связывается с идеями А. Файоля, который предложил рассматривать управление как непрерывный процесс, разделенный на последовательно связанные области и функции: планирование, организация, руководство, координация и контроль [4- 5].
В школоведении считается общепринятой цикличность внугришкольного управления, а цикл управления воспринимается как система последовательных и взаимодействующих функций. Имея строго свое место в управленческом цикле, каждая функция должна взаимодействовать с другими в такой мерс, что результаты осуществления одного вида деятельности должны усваиваться следующей функцией и являться предпосылкой для ее функционирования. Только при этом условии обеспечивается действенность всего процесса управления.
Внутришкольнос руководство - это целенаправленное влияние субъектов управления школой на подчиненных им работников школы, побуждающее руководимых к эффективной совместной деятельности. Руководство людьми -главное содержание деятельности всех субъектов управления школой. Руководство можно рассматривать как ключевое действие в системе внутришкольного управления. Все другие управленческие действия приобретают смысл и реальность не сами по себе, но как средства управления людьми, составляющими школьное сообщество.
С точки зрения процесса управления повышением квалификации учителей профильных классов необходимы процедуры, которые бы обеспечивали единство теоретических и практических получаемых учителем новых знаний и умений.
Таким образом, важнейшим условием повышения эффективности научно-методической работы является организация ее как целостной системы. Также к числу важнейших условий, непосредственно обусловливающих эффективность научно-методической работы, относятся осуществление диагностики профессиональной деятельности педагогического коллектива и
ЬНРЕЗКИНА
обеспечение положительной мотивации научно-методической работы.
Деятельность организации должна строиться па базе обоснованных принципов, которыми директор должен руководствоваться при принятии решений и выполнении всех других управленческих функций. Принципы внутришкольно-го управления - это основные руководящие положения, на которые ориентируется руководитель в процессе управления школой. Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса.
- гуманизации - позволяет создать благоприятные условия для раскрытия личностных возможностей педагогов;
- преемственности и непрерывности - способствует созданию системы непрерывного повышения квалификации учителей, поэтапному развитию их профессиональной компетентности;
- интеграции - обеспечивает объединение воспитательно-образовательного потенциала субъектов, участвующих и организующих повышение квалификации педагогов;
- фундамент ализации - содействует теоретической подготовке, методологической подготовленности учителей, овладению культурой научного исследования;
- субьектности - ориентирует на формирование активной субъектной позиции учителя, направленной на саморазвитие, самообразование, самовоспитание и самоактуализацию в профессиональной деятельности;
- практико-ориентированной направленности - помогает приобрести опыт оптимального решения педагогических задач в инновационной деятельности.
В целях создания творческой атмосферы в школе и оптимальных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников необходимо постоянно совершенствовать систему внутришкольного управления. Грамотно поставленная работа делает управление каждой подсистемой школы чувствительной как к изменениям в ней, так и к се изменениям. Основную роль играет внутришко-льный контроль, так как он является неотъемлемой частью управленческого цикла. В наибольшей степени контроль необходим как основной способ получения информации для принятия управленческих решений. По результатам анализа данных контроля руководитель школы имеет возможность вырабатывать управленческое решение и провести регулирование.
В настоящее время в средней общеобразовательной школе № 5 им. И.О. Кривошапкина г. Якутска в условиях профилизации используются разнообразные пути повышения квалификации, такие как: работа в методическом объединении школы; курирование молодого учителя опытным наставником; учеба на разнообразных курсах, посещения лекций и создание творческих групп; участие в фестивалях педагогического мастерства, психолого-педагогичсскнх семинарах, научно-практических конференциях и педагогических чтениях и активная работа в Клубе молодых учителей.
На наш взгляд, продуктивными формами и средствами повышения квалификации учителей являются ролевые игры и мозговые атаки, которые проводятся с целью кратковременной активизации аналитической прогностической деятельности педагогов. Данные формы и средства адекватны эвристическому и проблемному методам научно-методической работы при реализации образовательной функции.
Также в качестве одной из форм активизации профессионального потенциала учителя является работа семинаров. Получаемые в ходе подготовки к семинару умения направлены на обслуживание процесса приобретения знаний: умение работать с литературой и организовывать свой самостоятельный труд, оформить разными способами полученный материал, написать конспект, реферат, аннотацию, рецензию и т.п., четко и лаконично представить и защитить свои идеи, вести дискуссию, полемику.
Таким образом, эффективное внутришкольнос управление научно-методической деятельностью привело к созданию целостной системы внутри-школьной научно-методической работы школы, которая: 1) способствует росту профессиональной компетентности, педагогического мастерства, научно-методического потенциала педагогов, развитию и совершенствованию их общей и профессиональной культуры, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы; 2) создаст условия для сплочения педагогического коллектива, имеющего единые позиции, общие ценности, традиции.
В ходе эксперимента в школе произошли значительные изменения. Наиболее важные из них, на взгляд автора:
1. Гуманизм и демократизм действия, опора на данные диагностики, свобода выбора методов и средств обучения и воспитания сделали учебно-воспитательный процесс, ориентированный на сотрудничество педагогов и учащихся.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. Укрсиилась организационная самостоятельность, гибкость и мобильность коллектива, проявляемая в частности в создании и деятельности проблемных микро1рупп, выборе содержания научно-методической работы и т.д., что расширяет круг вопросов его (коллектива) компетенции.
3. Возрос интеллектуальный уровень коллектива, который позволяет оперативно решать сложные задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности.
4. Выросло профессиональное мастерство педагогического коллектива, улучшились культура мировоззренческая, мышления, общения, речи, педагогическая этика, возросла общая культура учителей.
5. Сформированы творчески работающие коллективы учителей и учеников.
6. Наблюдается повышение уровня знаний, общеучебных умений учащихся, уровня их развития и воспитанности, что является интеграгив-ным результатом проведенного педагогического эксперимента.
Анализ результатов аттестации педагогических работников школы на протяжении ряда лет показывает в динамике позитивный рост педагогов, результативность их деятельности.
Доказательством того, что в результате эффективного внутришкольпого управления научно-методической работой в школе трудится творче-
ский коллектив учителей с высоким профессиональным педагогическим потенциалом, является воспитание творческой личности, творческой индивидуальности, умеющей воплощать свои замыслы в жизнь. Деятельность педагогов школы сфокусирована на личности ученика, па развитии его природных задатков и способностей, на создании обстановки социальной защищенности и отношений содружества и сотворчес тва.
Таким образом, системная внутришкольная научно-методическая работа позволяет достигать высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. В связи с этим руководителю образовательного учреждения очень важно определить место научно-методической работы во внутри-школьном управлении.
Литература
1. Лебедев В.В. Управление развитием образовательной деятельности учителя: Дис. ... канд. пед. наук.-М., 2003.-201 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998. - 256 с.
3. Моисеева A.M. Программно-целевое управление развитием образования. - М., 2001. - 158 с.
4. Файоль А. Общее промышленное управление. -М.: Книга, 1929.- 122 с.
5. Габдулин ГГ. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. - М., 1987. - 186 с.
УДК 371.7
Методологические основы педагогического обеспечения формирования сознательного отношения школьников к своему здоровью*
Н.Н. Хандогая
Изменения социально-экономических, политических, культурно-духовных условий жизни социума оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности и особенно на воспитание и формирование жизненных ценностей. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие разностороннего развития и становления личности, способной адаптироваться в сложной социокультурной обстановке.
The changes of social-economical, political, cultural-spiritual life conditionals of society influence all the spheres of life activity and especially education and formation of life values. The problem of children's health improving is regarded as an important condition of multifaceted development and formation of personality, which can adapt to difficult social-cultural situation.
ХАНДОГАЯ Наталья Нураддиновна - зам. директора но учебно-воспитательной работе школы №1 г. Лснска.
* Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №,3 10. Заказ №276