Literatura
1. Kanavcev M.V., Popova A.L., Nuttunen P.A. Social'nyj inzhiniring v usloviyah global'noj ehkonomiki // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. - 2017. - № 32. - S. 73-77.
2. Ignat'eva G. Strategiya cocial'noe partnerstvo: formy i tekhnologii // Social'noe partnerstvo. -2010. - № 4. - S. 28-30.
3. Sadkov V.G., Kuznecova O.B., Starikova L Stanovlenie, problemy i povyshenie obshchestvenno-ehkonomicheskoj ehffektivnosti instituta social'nogo partnerstva v regionah Rossii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2012. - № 5. - S. 7-16.
4. Volkova O.A., Grebenikova YU.A. Sistema social'noj zashchity naseleniya regiona na osnove mezhsektornogo social'nogo partnerstva: modeli vzaimodej stviya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 2 (62). - T. 2. - S. 45-52.
5. Koksharova A.A. Formy mezhsektornogo social'nogo partnerstva na municipal'nom urovne i ocenka ih ehffektivnosti // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N.Tatishcheva. Seriya «Gumanitarnye nauki i obrazovanie». - 2014. - Vyp.3. - S.167-169.
6. Nuttunen P.A., Popova A.L. Harakteristiki chelovecheskih resursov, obuslovlivayushchie razvitie mestnogo samoupravleniya na sel'skih territoriyah //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - № 43. - S. 225-230.
УДК 339.13.012.42
Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, belinska@yandex.ru), Канд. экон. наук А.В. ЧАЙКОВСКАЯ
(ЧОУ ВО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», sasha_chaikovska@list.ru),
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
Северо-Западный регион, и в частности Ленинградская область, обладает значительным туристским потенциалом. Наличие культурно-исторических достопримечательностей, значительные рекреационные возможности, территориальная специфика расположения формируют устойчивые предпосылки развития туристского рынка. В 2016 году Ленинградскую область посетил 1274591 турист, что больше показателя предыдущего периода на 4% [1]. По итогам 2016 года, согласно результатам Национального рейтинга развития событийного туризма России, Ленинградская область заняла шестое место [2].
Цель исследования. Увеличение туристического потока повышает социально-экономическую привлекательность региона, формирует новые возможности для расширения рынка трудовых ресурсов, капитального строительства, дорожной инфраструктуры. С позиции макроэкономического подхода эффективное развитие туристской деятельности выступает основой для роста показателя валового регионального продукта, который отражает сумму прямых и косвенных поступлений в бюджет региона. Формирование стратегических планов развития субъектов Российской Федерации строится на разработке программ развития составных элементов регионального бюджета.
Материалы, методы и объекты исследования. Термин «туристская инфраструктура» имеет различные толкования в отечественной литературе. Так, под этим понятием подразумевается «комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих нормальную деятельность предприятий туристской индустрии и производство туристических услуг...» [3]; «комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей., обеспечивающих нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование., а также
жизнедеятельность предприятий индустрии туризма» [4], «совокупность путей сообщения, .... а также иные объекты и коммуникации, системы связи, учреждения сферы обслуживания....» [5]. Единым критерием отнесения того или иного элемента городского хозяйственного комплекса к туристской инфраструктуре является его принадлежность к туристическому рынку. При этом влияние на развитие собственно рынка туристических услуг рассматриваемые элементы оказывают как прямо, так и опосредованно, посредством мультипликативного экономического эффекта. Соответственно, первоочередной задачей повышения социально-экономического потенциала региона является развитие региональной инфраструктуры туризма, понимаемой как совокупность предприятий региона, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) [6]. Первая группа показателей включает в себя элементы информационной, экологической, транспортной, коммунальной, инженерной обеспеченности. К объектам инфраструктуры сферы услуг относятся предприятия гостеприимства, объекты культурного наследия, предпринимательские структуры, осуществляющие предоставление и распространение услуг.
В качестве показателя, характеризующего развитие сельского туризма, выступает индекс развития туристской инфраструктуры (!и):
у т р £
где }} - количественные показатели, характеризующие элементы
производственной инфраструктуры и инфраструктуры сферы услуг с учетом весомости каждого элемента; Р] - результаты анализа; /] - вес исследуемого элемента;
Я f. - качественные показатели, характеризующие элементы производственной инфраструктуры и инфраструктуры сферы услуг с учетом весомости каждого элемента; Рг - результаты анализа;
/г - вес исследуемого элемента. Определение весомости проводится на основе данных предварительного опроса экспертов в области сельского туризма, включающих представителей государственных органов власти, руководителей туристических предприятий, средств размещения, культурно-массовых учреждений; 2 - количество рассматриваемых в моделе показателей.
Статистические данные по рассчитываемым показателям характеризуют количественную сторону эффективности развития туристской инфраструктуры. Качественными методами оценки являются:
— метод экспертных оценок;
— бенчмаркинг;
— метод Дельфи;
— опросы и интервьюирование.
Выбор способа качественной оценки определяется с учетом специфики исследуемых элементов. Так, метод экспертных оценок позволяет проводить ранжирование совокупности количественных и качественных характеристик объекта. Использование опросов может выступать как элемент экспертной оценки, или использоваться отдельно, в качестве индикатора «совокупного мнения» потребителя. Механизмы бенчмаркинга открывают широкие возможности для проведения оценки конкурентных преимуществ предприятий сферы сервиса и исследуют весь комплекс показателей, характеризующих уровень качества оказываемых услуг. Метод Дельфи может использоваться как инструмент метода
экспертных оценок или применяться для выработки единого мнения о специфике «узких мест» в деятельности того или иного элемента туристской инфраструктуры. Для проведения анализа полученных данных используется шкала оценивания, позволяющая трактовать результаты в диапазоне от «отличных» (среднее значение показателя равно 5) до «неудовлетворительных» (при среднем значении - 0).
Для приведения анализируемых показателей в сопоставимый вид, с учетом математической интерпретации модели, необходимо провести нормирование всех показателей на основе балльной оценки. Для этого отбирается ряд эталонных показателей, которые определяются после проведения анализа социально-экономической среды региона, целевых показателей программ стратегического развития региона, «лучших практик» в сфере агротуризма в других городах, регионах. Шкалирование степени отклонения исследуемого показателя от норматива определяется на основе качественных методов оценки. Наиболее рациональным представляется проведение оценки по пятибалльному показателю, при этом на «пять» оценивается показатель, равный нормативному, на «ноль» - отличный от нормативного более чем на 50%. В итоге суммарный показатель индекса туристской инфраструктуры будет колебаться в диапазоне [0;1].
Практическое наполнение показателя индекса туристской индустрии определяют:
1. Для элементов производственной инфраструктуры:
- доходы предприятий в сфере информационных технологий;
- уровень негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;
- объем возводимых транспортных сетей, пассажиропоток, загруженность дорог;
- степень годности основных фондов в коммунальном хозяйстве, количество
коммунальных аварий;
- количество дорожно-транспортных происшествий, нападений на 10 000 населения.
2. Для элементов инфраструктуры сферы услуг:
- доходы объектов размещения, суммарная пропускная способность;
- количество музеев, выставочных центров, зоопарков и других мест культурного посещения, число их посещений на 1000 человек;
- доходы объектов общественного питания, пропускная способность предприятия общественного питания;
- доходы предприятий, оказывающих туроператорские и турагентские услуги населению в сфере агротуризма.
На рисунке представлена блок-схема расчета интегральной оценки показателя туристской инфраструктуры.
Определение интегральной оценки туристской инфраструктуры является элементом выработки управленческого решения в рамках формирования социально-экономической стратегии региона. Методология разработки управленческого решения основывается на определении задач в рамках решаемой проблемы, сборе информационной базы, используемой для дальнейшего анализа, отбора наиболее презентативной информации, определении используемых для анализа моделей (расчетных формул, аналитических зависимостей и т.п.), выборе критериев, проведении анализа и выработке рекомендаций по применению в управленческой практике.
Представленная модель, с точки зрения методологии оценки макроэкономических показателей, является аддитивной и направлена на изучение эффективности отдельных ее элементов.
Рис. Алгоритм расчета интегрального показателя туристской инфраструктуры
Для проведения анализа динамики показателей туристской инфраструктуры необходимо рассчитывать темп роста, то есть сравнивать отчетное значение индекса туристской индустрии со значением этого показателя в предыдущий период:
Тьл. = ~ (1)
п лр.
Отношение интегрального показателя туристской инфраструктуры в отчетном (рассматриваемом) периоде к базовому (предшествующему) определяет эффективность региональной политики в области развития туристской отрасли. Результаты поэлементного анализа позволяют скорректировать стратегии развития отдельных направлений туристской инфраструктуры.
Интегральный показатель производственной инфраструктуры (production infrastructure) рассчитывается по формуле:
Для определения количества предприятий в сфере информационных технологий (Ri.t.), уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую среду (Ve), объем возводимых транспортных сетей (Vt.n. ), количества коммунальных аварий (Va.u), количества дорожно-транспортных происшествий (Va.t.10000), нападений на 10 000 населения (Va.10000) используются данные статистических служб за базовый (анализируемый) период и предшествующий.
Пассажиропоток (Tp) рассчитывается отдельно по каждому виду транспорта: общественный, грузовой, личный, - и определяется количеством выполненных пассажиро-километров, характеризует объем выполненных пассажирских и грузовых перевозок с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры и грузы, и рассчитывается по формуле:
где 1} длина перегона между остановочными пунктами 1 и 0+1);
+ Г| ~ количество выполненных пассажирских перевозок. Загруженность движения (01) определяется частным от интенсивности движения (N1) и пропускной способности дороги (Р) [6]:
Степень износа основных фондов (Sf.a.) рассчитывается как отношение остаточной стоимости к первоначальной стоимости основных средств. Под основными средствами понимается жилищный фонд города; данными о степени его годности и износа располагают комитет по управлению городским имуществом, жилищный комитет, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Интегральный показатель инфраструктуры сферы услуг (infrastructure of service sector) рассчитывается по формуле:
= — - " _ ~ 'V.::::- _ Л- _ ^'г.-. (5)
Данные о доходах объектов размещения (Яа.£), количестве музеев, выставочных центров и пр. (Уе.1ооо), доходах предприятий общественного питания (Яре.) и предприятий, оказывающих услуги туроператора и турагента (Ш.а.), аккумулируются в статистических базах данных по региону.
Суммарная пропускная способность (Бах) зависит от количества мест в гостинице или обеденном зале ресторана средства размещения, вместимости объекта показа и сложности предоставляемых услуг, их ассортимента, продолжительности обслуживания одного туриста или группы туристов, производительности оборудования, режима работы предприятия, производительности труда персонала, цен на реализуемые услуги.
Суммарная пропускная способность определённого вида предприятий туристской инфраструктуры региона может быть рассчитана следующим образом [7]:
С _ „ 1 max 1с JPJ /¿-\
-г ■— , (6)
где ц- среднее планируемое количество туристов в группе (чел.); Ят ах - пропускная способность объекта за год (количество групп); Тс - количество часов работы объекта в сутки (час./сутки);
Кс - коэффициент неравномерности движения туристских групп в течение суток (отношение максимального количества групп к среднесуточному за год);
Кг - коэффициент часовой неравномерности движения групп туристов (отношение максимального часового количества туристских групп к среднечасовому за сутки).
Среднее планируемое количество туристов в группе определяется по формуле:
ц = Е"=1 ртл,' (7)
где р/ - относительная частота посещения /-го объекта показа; т/ - вместимость /-го объекта показа (чел.);
ji - коэффициент, учитывающий процент загрузки i-го объекта показа (в среднем, равный 0,5 - 0,75);
n - количество объектов показа.
Пропускная способность объекта инфраструктуры зависит от h следующих основных факторов [7]:
- времени пребывания туристских групп на объекте инфраструктуры;
- интервалов времени между туристскими группами, устанавливаемых для подготовки объекта;
- количества вспомогательных объектов;
- неравномерности прибытия групп на объект.
Количество часов работы объекта инфраструктуры в сутки Тс зависит, главным образом, от графика его работы и его удаленности от дестинации. В частности, при наличии ночного движения и отсутствия ограничения времени работы объекта (например, гостиница) Тс = 24. Величина Тс может быть определена и на основе данных статистики.
Пропускная способность предприятий общественного питания (Бс) характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени. Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала, числа мест и продолжительности приема пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляемых блюд, типа предприятия. Пропускную способность обеденного зала (Fd.r.) можно рассчитать по формуле:
Ъ,.-5^. (8)
где Tc - продолжительность работы предприятия за день, мин.
Vp - число мест;
t - время приема пищи одним посетителем, мин.
Для расчета пропускной способности отдельного предприятия общественного питания необходимо умножить показатель Fd.r. на количество обеденных залов:
^=1: = :^-: (9)
Для проведения шкалирования изучаемых показателей необходимо разделить их на количественные (quantitative) и качественные (qualitative). Так, к количественным показателям ■ = ■ ? ■ относятся:
- доходы предприятий в сфере информационных технологий;
- объем возводимых транспортных сетей;
- количество коммунальных аварий;
- количество дорожно-транспортных происшествий, нападений на 10 000 населения.
- доходы объектов размещения, суммарная пропускная способность;
- количество музеев, выставочных центров, зоопарков и других мест культурного посещения, число их посещений на 1000 человек;
- доходы объектов общественного питания, пропускная способность предприятий общественного питания;
- доходы предприятий, оказывающих туроператорские и турагентские услуги населению.
Показателями, которые измеряются качественными значениями (S^-i в рассматриваемой модели выступают:
- уровень негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;
- пассажиропоток, загруженность дорог;
- степень годности основных фондов в коммунальном хозяйстве.
Для проведения анализа динамики показателей туристской инфраструктуры необходимо рассчитывать темп роста, то есть сравнивать отчетное значение индекса туристской индустрии со значением этого показателя в предыдущий период:
T,t, = ^ (Ю)
Отношение интегрального показателя туристской инфраструктуры в отчетном (рассматриваемом) периоде к базовому (предшествующему) определяет эффективность региональной политики в области развития туристской отрасли. Результаты поэлементного анализа позволяют скорректировать стратегии развития отдельных направлений туристской инфраструктуры.
Результаты исследований. Разработка и реализация стратегии развития на предприятиях индустрии гостеприимства формирует рост эффективности всего сегмента туристской инфраструктуры. Повышение уровня удовлетворенности предоставляемыми гостиничными и ресторанными услугами стимулирует рост количества посещений региона, является импульсом для развития экскурсионного потенциала. Потребность в совершенствовании деятельности предприятий, составляющих основу туристской инфраструктуры, формирует направления разработки и дальнейшего совершенствования стратегических программ развития по отдельным направлениям хозяйственной деятельности региона. Использование относительного показателя, характеризующего эффективность туристской инфраструктуры региона, позволяет проводить комплексную оценку динамики отдельных элементов инфраструктуры и осуществлять прогнозное планирование. Отклонения от достигнутых значений факторных показателей определяют степень эффективности стратегий различных направлений деятельности в туристской области. Практической реализацией полученных результатов выступают организационные решения в сфере реализации оперативного управления региональным бюджетом. При этом вырабатываемые решения должны быть основаны на учете изменений в научно-техническом, социальном, информационном секторах экономики региона.
Выводы. Анализ динамики показателя туристской инфраструктуры за несколько ретроспективных периодов позволяет формировать устойчивые вероятностные зависимости между показателями, формирующими расчетные значения. С финансовой точки зрения развитие туристской инфраструктуры влияет на увеличение размера валового внутреннего продукта региона и повышение социально-экономических показателей эффективности его развития.
Литература
1. Новости Ленинградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ivbg.ru/7824259-leningradskuyu-oblast-edut-vsyo-bolshe-turistov.html (дата обращения: 25.12.2017).
2. Ленинградская область Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://47news.ru/articles/127242/ (дата обращения: 25.12.2017).
3. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в РФ: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Книгодел, 2009. - 152 с.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Изд. Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 544 с.
5. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
6. Величкина А. В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 2. - 239 с.
7. ОДМ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). - М., 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/data 2/1/4293787/4293787897.htm (дата обращения: 25.12.2017).
Literatura
1. Novosti Leningradskoy oblasti [Elektronniy resurs]. Regim dostupa. URL: https://ivbg.ru/7824259-leningradskuyu-oblast-edut-vsyo-bolshe-turistov.html (data obrasheniya: 28.12.2017).
2. Leningradskaya oblast. Oficialniy sayt [Electronniy resurs]. Regim dostupa URL: http://47news.ru/articles/127242/ (data obrasheniya: 28.12.2017).
3. Ismaev D. K. Organizacia viezdnogo turizma s RF: uhebnoe posobie. - 2 izdaniee - M.: Knigodel 2009. - 152 s.
4. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm. - M-SPb.: « Izd. Dom GERDA», Izdatelstvo Nevskiy fond", 2014. - 544 s.
5. Bogolyubov V. S., Orlov V. P. Economika turizma. - M.: Academia, 2005. - 192 s.
6. Velichkina A.V. Ocenka razvitiya turistskoy infrastructure regiona. // Economicheskie I socialnie peremeni: facti, tendencii, prognoz. - 2014. - No. 2. - s. 239.
7. ODM 218.2.020-2012. Metodicheskie rekomendacii po ocenke propusknoy sposobnosti avtomobilnoih dorog. Federalnoy dorognoe agentsnvo (Rosavtodor) - M., 2012. [Electronniy resurs]. Regim dostupa: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293787/4293787897.htm (data obrasheniya: 28.12.2017).
УДК 332.62.633
Доктор биол. наук В.Л. БОГДАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГУ, lab.naz.eco@gmail.com) Аспирант И.В. МОШКОВ (ФГБОУ ВО СПбГУ, trilo@bk.ru) Канд. экон. наук В.В. ГАРМАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, garmanovv@mail.ru)
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ - ХМАО
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) располагает крупными запасами разнообразных полезных ископаемых и является основным нефтегазоносным регионом Российской Федерации. На его территории открыто более 400 нефтяных и газонефтяных месторождений. Наиболее крупные месторождения нефти и газа в округе - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское [1]. Округ играет важную роль в экономике страны, являясь одним из главных регионов-доноров для федерального бюджета. По поступлению налогов и иных платежей в систему бюджета этот регион занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. Вместе с тем добыча энергоресурсов здесь сопряжена с существенной нагрузкой на земельные ресурсы. Изложенная выше информация о значимости рассматриваемого региона, состоянии вопросов землепользования, а также освещения экологических проблем на территории, подвергнутой интенсивному техногенному воздействию в данном регионе, делает представленную статью весьма актуальной.
Цель исследования - изучить систему землепользования в Ханты-Мансийском автономном округе и выявить основные экологические проблемы, связанные с добычей энергоресурсов.
Исходя из этого стоят следующие задачи: провести анализ структуры земельного фонда ХМАО и динамики площадей категорий земель; выявить земельные отношения,