Научная статья на тему 'Методологические основы координации инновационного процесса: маркетинговый подход'

Методологические основы координации инновационного процесса: маркетинговый подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / КООРДИНАЦИЯ / МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИЙ / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE PRODUCT / COORDINATION / MECHANISM OF COORDINATION / MARKETING / MARKETING OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буруби Мохамед Рамзи

Инновационный процесс характеризуется разнородностью его участников, что дает рассматривать его через призму маркетинга отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки механизма координации инновационного процесса. Предложенный механизм координации отношений, складывающихся между участниками инновационного процесса на его различных стадиях, подразумевает разработку методической базы по управлению внедрением маркетинговых инструментов координации инновационной деятельности. Следовательно, возникает необходимость в уточнении элементов механизма координации и формулировки принципов координации инновационных процессов на основе положений маркетинга отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Provisions of the Marketing Approach to Coordination of the Innovation Process

The innovation process is characterized by the heterogeneity of its participants, which makes it possible to consider it through the prism of relationship marketing. In this regard, there is a need to develop a mechanism for coordinating the innovation process. The proposed mechanism of coordination of relations between the participants of the innovation process at its various stages involves the development of a methodological framework for the management of the implementation of marketing tools for the coordination of innovation. Consequently, there is a need to clarify the elements of the mechanism of coordination and formulation of the principles of coordination of innovative processes based on the provisions of marketing relations.

Текст научной работы на тему «Методологические основы координации инновационного процесса: маркетинговый подход»

Буруби Мохамед Рамзи,

Аспирант кафедры Маркетинга и коммуникаций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр-кт, 49 fiyu.olen@list.ru

Инновационный процесс характеризуется разнородностью его участников, что дает рассматривать его через призму маркетинга отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки механизма координации инновационного процесса. Предложенный механизм координации отношений, складывающихся между участниками инновационного процесса на его различных стадиях, подразумевает разработку методической базы по управлению внедрением маркетинговых инструментов координации инновационной деятельности. Следовательно, возникает необходимость в уточнении элементов механизма координации и формулировки принципов координации инновационных процессов на основе положений маркетинга отношений.

Ключевые слова: инновационный процесс; инновационный продукт; координация; механизм координации; маркетинг; маркетинг отношений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД

Задача повышения инновацион-ности российской экономики является одной из насущных, требуя принятия мер не только на государственном уровне, но и на уровне субъектов инновационной деятельности. Оценивая состояние инновационного развития в России в последние годы, можем отметить, что государством принят и продолжает реализовываться существенный комплекс мер, охватывающий все элементы национальной инновационной системы. Несмотря на это, по ключевым показателям инновационного развития, Россия все еще отстает от других инновационно развитых стран. К примеру, согласно результатам одного из общепризнанных международных исследований — глобальному индексу инноваций (The Global Innovation Index(GII)), проводимому Всемирной организацией интеллектуальной собственности, по данным на 2018 год, Россия занимала 46-ое место в мире*.

Хотя позиции России в мировом рейтинге инноваций за последние годы улучшаются, остается множество проблем,требующих дальнейшего разрешения. Как было отмечено выше, такие проблемы кроются не только на макро- и мезоуровнях управления инновационными процессами, но и на уровне повышения эффективности взаимодействия субъектов инновационного процесса.

Одной из специфичных черт инновационного процесса является значительная разнородность его участников. Исследователи справедливо отмечают, что инновационный процесс — это единственный процесс, объединяющий науку, технику, управление, экономику и бизнес [1].

Многообразие и разнородность участников инновационного процесса, действующих для достижения единой цели, также ведет к следующим характерным для такого процесса особенностям:

♦ различной степени вовлеченности участников инновационного процесса в него;

♦ различным пониманием задач и вклада в достижение конечной задачи участниками инновационного процесса;

♦ различными интересами (запросами) участников инновационного процесса.

Процесс разработки инновационного продукта, объединяя множество разнородных участников, ведет к созданию качественно нового типа взаимодействия и интеграции с целью снижения неопределенности, коммерциализации инновационного продукта, обеспечения его конкурентоспособности и снижения издержек — межотраслевой интеграции. Связывая межотраслевую интеграцию с вопросами обеспечения конкурентоспособности, исследователи отмечают: «...межотраслевая интеграция как база системной конкурентоспособности предопределяет: интеграцию собственности,

* The Global Innovation Index 2017. Innovation Feeding The world. [Электронный ресурс] URL - https://www.globalinnovationindex.org/ gii-2017-reporthttps://www.globalinnovationindex.org/gii-2017-report (дата обращения 01.10.2017); The Interactive Database Indicators [Электронный ресурс] URL - https://www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator https://www.globalinnovationindex.org/gii-2018-report (дата обращения 12.04.2019).

труда и капитала; оптимальное взаимодействие экономических и политических институтов; модернизацию экономики в условиях НТП и глобализации; приоритет инноваций в обновлении основных фондов; расширенное воспроизводство на основе внедрения научно-технических достижений» [2].

Концентрация значительного числа участников в рамках единого инновационного/экономического/инвестиционного/предпринимательского «пространства» создает трудности в организации партнерских связей между ними. Преодоление таких проблем требует:

♦ синхронизации принимаемых участниками инновационного процесса мер;

♦ согласования интересовсубъек-тов инновационного процесса;

♦ определения характеравзаимо-зависимости партнеров;

♦ оценки результативности вклада каждого субъекта инновационного процесса в реализацию отдельных этапов создания инновационного продукта.

Все эти требования могут быть реализованы на основе создания механизма координации участников инновационного процесса. При этом, полагаем, что в основе такого механизма, учитывая степень разнородности интересов участников инновационного процесса, должны лежать идеи концепции маркетинга отношений. Значимость развития методологических основ координации участников инновационного процесса подтверждается результатами исследований, согласно которым в последние годы растет активность организаций в направлении коопераций при осуществлении инновационных процессов (рис.).

Отметим, что, несмотря на актуальность обозначенной научной и прикладной проблемы, она исследована в незначительной степени. В этом смысле можем выделить отдельно две группы трудов:

♦ посвященных общим вопросам координации участников инновационного процесса, в том числе публикации Д.Н. Беглова [3], О.В. Богачевой [4], Н.С. Зинчик [5], Н.Н. Куликовой [6], А.В. Ку-рочкина [7], Е.А. Мидлера [8], Т.Ф. Палей [9] и других.

♦ посвященных различным аспектам межорганизационной координации на основе теоретических положений концепции маркетинга, в том числе трудов таких авторов, как А.Г. Будрин [10], С.П. Кущ [11], Ю.Ф. Попова [12], К. Прахалад [13], В.В. Ра-даев [14], О.А. Третьяк [15], М.Ю. Шерешева [16] и др. Лишь небольшая часть трудов

посвящена некоторым аспектам координации инновационных процессов на основе принципов маркетинга отношений [17, 18, 19]. Таким образом, учитывая сказанное, возникает необходимость создания методологических основ управления инновационными процессами с учётом интересов всех участников таких процессов, что возможно на основе идей маркетинга отношений.

В состав методологии традиционно включают [20]:

1. Характеристики исследуемой деятельности, в том числе:

♦ особенности;

♦ принципы;

♦ условия;

♦ нормы деятельности.

2. Логическую структуру деятельности:

♦ субъект;

♦ объект;

♦ предмет;

♦ формы;

♦ средства;

♦ методы;

♦ результаты деятельности.

3. Временную структуру деятельности:

♦ фазы;

♦ стадии;

♦ этапы.

Учитывая характер настоящего исследования, приведем лишь некоторые методологические аспекты координации инновационной деятельности на основе идей маркетинга отношений.

Прежде всего требуется раскрыть особенности координации инноваций на основе маркетинговой концепции. Интересной в этом контексте видится трактовка А.Г. Будрина, в которой сделана попытка раскрытия сущности (и особенностей) маркетинговой координации инновационной

В основном собственны ми силами 41,1

Путем изменения или модификации продукции, разработанной другой организацией 8,0

В основном другими организациями

Совместно с другими организациями 29,8

Рис. Кооперация при разработке инноваций в России, % от общего числа организаций, имевших готовые технологические инновации в течение последних трех лет

Источник: Индикаторы инновационной деятельности: 2016: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

24,7

деятельности как «согласования действий и решений всех участников инновационного процесса исходя из ориентации на потребности потребителя, которые будут удовлетворяться продуктом — инновационным или созданным с использованием инновационных технологий» [17; 107]. Но данное определение раскрывает особенности координации инновационной деятельности. Координация же инновационных процессов на основе положений маркетинга отношений имеет свои особенности.

Эти особенности состоят прежде всего в использовании узкоспецифичных групп координирующих воздействий на участников инновационного процесса. Кроме этого, для координации инновационных процессов на основе положений маркетинга отношений, характерно следующее:

♦ целеполагание на основе учета потребностей конечных потребителей;

♦ координация осуществляется целенаправленно и требует создания специального координирующего органа, обеспечивающего реализацию и контроль большей части координирующих воздействий;

♦ взаимодействие между субъектами инновационного процесса на основе координации с учетом положений маркетинга отношений характеризуется длительностью и взаимовыгодным характером для всех участников;

♦ координирующие воздействия охватывают все элементы комплекса маркетинга: мероприятия по анализу, решения в отношении комплекса элементов маркетинга-микс, вопросы ценообразования, формирования стратегии сбыта и распределе-

ния инновационного продукта, стратегий стимулирования сбыта и продвижения инновации. Содержание механизма координации инновационных процессов на основе положений маркетинга взаимодействия можно, по мнению автора, представить следующими элементами:

1. Регламентирующей подсистемой, определяющей цели, задачи, функции, принципы, требования и правила координации.

2. Ресурсной подсистемой, устанавливающей порядок финансирования, материального и трудового обеспечения процессов координаци.

3. Характером организации функционирования координирующего органа, определяемым:

♦ выбором организационной или организационно-правовой основы функционирования органа координации;

♦ выбором способа функционирования такого органа;

♦ утверждением организационной структуры маркетингового координационного органа.

4. Применяемыми методами и инструментами координации:

♦ организационными: регламентирование, нормирование, мотивация, стандартизация и др.

♦ экономическими: стимулирование, целеполагание и др.

5. Объектами координации:

♦ производственными инновационными организациями;

♦ обеспечивающими инновационными организациями;

♦ вспомогательными инновационными организациями.

6. Координирующими воздействиями, выбор которых осуществляется в зависимости от стадии инновационного процесса, цели воздействия и объекта воздействия.

К числу методологических основ координации инновационных процессов на основе положений маркетинга взаимодействия, требующих уточнения, можем отнести также принципы или основополагающие утверждения, лежащие в основе использования инструментов маркетинговой координации инновационного процесса. Учитывая междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы, нами предлагается следующий комплекс принципов координации инновационных процессов на основе положений маркетинга взаимодействия:

♦ единства цели — субъекты инновационного процесса признают приоритет стратегических целей разработки инновационного продукта и руководствуются им при принятии решений, связанных с межорганизационным взаимодействием;

♦ эффективного целеполагания — означает, что задачи в отношении координации должны являться конкретными, достижимыми, измеримыми, определенными во времени;

♦ приоритета интересов конечного потребителя над интересами участников инновационного процесса — межорганизационное взаимодействие участников инновационного процесса в качестве первоочередной рассматривает задачу удовлетворения потребностей конечных потребителей инновационного продукта. Таким образом, интересы участников инновационного процесса становятся вторичными по отношению к запросам конечных потребителей;

♦ всестороннего учета интересов участников инновационного процесса — принятие оперативных решений в ходе реализации

М. Буруби. Методологические основы координации инновационного процесса: маркетинговый подход

инновационного процесса не противоречит интересам его участников, кроме случаев, когда такие решения могут внести значимый вклад в улучшение потребительских характеристик инновационного продукта; ♦ маркетинговой обоснованности принимаемых решений — принятие управленческих и иных решений субъектов инновационного процесса осуществляется на основе результатов марке-

тингового анализа по приоритетным направлениям разработки и коммерциализации инновационного продукта.

♦ адаптивности, предполагающий обеспечение своевременного реагирования участников инновационного процесса на изменение состояния факторов внешней среды;

♦ финансовой обоснованности, означающий, что принимаемые решения преследуют получение

конкретных экономических выгод и результатов. Таким образом, сформулированные в настоящем исследовании особенности, приведенные элементы и разработанные принципы координации инновационных процессов на основе положений маркетинга взаимодействия формируют методологические основы механизма координации инновационных процессов на основе концепции маркетинга.

ИСТОЧНИКИ

1. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие — Пенза: Из-во Пенз. Гос. Ун-та, 2003. - 189 стр.

2. Новикова Н.А. Межотраслевая интеграция и системная конкурентоспособность экономики России // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2008. — Т. 3. — № 1 (34). — С. 195-198.

3. Беглов Д.Н. Координация инновационных и инвестиционных процессов: теоретико-методологический аспект: монография. Мин-во образования и науки Российской Федерации, Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. — 138 с.

4. Богачева О.В., Смородинов О.В. Роль координационных механизмов в стратегическом управлении наукой и инновациями в современных условиях // Инновации. — 2015. — № 7 (201). — С. 37—45.

5. ЗинчикН.С. Управление сетевыми структурами инновационно-активных предприятий / В сб.: Проблемы инновационного развития промышленного предприятия: сборник научных трудов кафедры производственного менеджмента и инноваций. А.Г. Бездудная (отв. ред.) [и др.]. — Санкт-Петербург, 2015. — С. 36—42.

6. КуликоваН.Н. Координация межорганизационных взаимоотношений при формировании цепочки ценностей в электронной промышленности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2016. — № 2. — С. 151 — 168.

7. КурочкинА.В. Координационная сетевая модель инновационной политики: структурные характеристики и эффективность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. —

2014. — № 1. — С. 102—110.

8. МидлерЕ.А. Национальная инновационная система как институциональная платформа инноваций: способы координации // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. — 2013. — №4(46). — С. 71—81.

9. Палей Т.Ф. Инновационный менеджмент. Изд. 2-ое, перераб. доп. — Казань: Изд-во «Фолиантъ», 2011. — 162 с.

10. БудринА.Г. Теория и методология рыночного взаимодействия предприятий на основе концепции маркетинга отношений: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05.- — Санкт-Петербург, 2008. — 333 с.

11. Кущ С.П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках: Монография. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. унта, 2006. — 272 с.

12. Попова Ю.Ф. Сетевые отношения на промышленных рынках: результаты исследования российских компаний // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2010. — Вып. 1. — С. 139—165.

13. Prahalad C, Ramaswamy V. Co-opting Customer Competence / С. Prahalad, // Harvard Business Review. — 2000. — № 78. — P. 79—87.

14. РадаевВ.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011. — 384 с.

15. Третьяк О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Т. 4. — № 2. — С. 129—144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. — М.: ТЕИС, 2006 — 320 с.

17. БудринА.Г. Маркетинговая координация инновационной деятельности. Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства // Ученые записки диссертационного совета Д 212.354.16. — 2015. — № 1. — С. 100—112.

18. Будрин А.Г., Буруби М., Бурас А. Роль маркетинга в управлении инновациями // Вестник науки и образования. —

2015. — № 7 (9). — С. 48—53.

19. БудринА.Г., СоловьеваД.В., СолдатоваА.В., ЕмцоваМ.Г. Маркетинговая инновационная инфраструктура рынка и координация инновационных процессов // В сб. Актуальные аспекты развития инновационной мезоэкономики. Сборник статей по материалам международной научно-практической заочной конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016. — С. 187—193.

20. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: СИН- ТЕГ, 2007. — 668 с.

Methodological Provisions of the Marketing Approach to Coordination of the Innovation Process Bouroubi Mohamed Ramzi,

Рost-graduate student of the Marketing and Communications Department, Saint Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics; Kronverksky Av. 49, St. Petersburg, 197101, Russia (fiyu.olen@list.ru)

The innovation process is characterized by the heterogeneity of its participants, which makes it possible to consider it through the prism of relationship marketing. In this regard, there is a need to develop a mechanism for coordinating the innovation process. The proposed mechanism of coordination of relations between the participants of the innovation process at its various stages involves the development of a methodological framework for the management of the implementation of marketing tools for the coordination of innovation. Consequently, there is a need to clarify the elements of the mechanism of coordination and formulation of the principles of coordination of innovative processes based on the provisions of marketing relations.

Keywords: innovative process; innovative product; coordination; mechanism of coordination; marketing; marketing of relations.

REFERENCES

1. Dorofeev, V.D.; Dresvyannikov, V.A. (2003) Innovative management, manual. Penza: Penza State University Publ., 2003, 189 p.

2. Novikova, N.A. (2008) Cross-sectoral integration and systemic competitiveness of the economic of Russia. Bulletin of Saratov State Technichal University, 2008, vol. 3, No. 1, pp. 195-198.

3. Beglov, D.N. (2010) Coordination of innovation and investement processes: theoretical and metodological aspect. Ministry of education and science of Russia Federation, Bashkir State University, Ufa: RIC BashGU Publ., 2010, 138 p.

4. Bogacheva, O.V.; Smorodinov, O.V. (2015) The role of coordination mechanisms in strategic management of science and innovation in modern conditions. Innovations, 2015, No. 7, pp. 37-45.

5. Zinchik, N.S. (2015) Management of network structures of innovation-active enterprises. In Collection: Problems of innovative development of industrial enterprise: collection of scientific works of the Department of production management and innovation. Eds A.G. Bezdudnaya and others. Saint Petersburg, 2015, pp. 36-42.

6. Kulikova, N.N. (2016) Coordination of inter-organizational relationship in the formation of value chains in the electronic industry. Economics: yesterday, today, tomorrow, 2016, No. 2, pp. 151-168.

7. Kurochkin, A.V. (2014) Coordination network model of innovation policy: structural characteristics and efficiency. Bulletin of Saint Petersburg University, Series 6. Politology. International relations, 2014, No. 1, pp. 102-110.

8. Midler, E.A. (2013) National innovation system as an institutional innovation platform: ways of coordination. Scientific works of Donetsk National Tecnical University. Series: economical, 2013, No. 4, pp. 71-81.

9. Paley, T.F. (2011) Innovative management. Issue 2, rev. and exp. Kazan': Foliant Publ., 2011, 162 p.

10. Budrin, A.G. (2008) Theory and methodology of market interaction of enterprises based on the concept of marketing relations. Sainkt Petersburg, 2008, 333 p.

11. Kushch, S.P. (2006) Marketing of relations on industrial markets: monografy. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publishing House, 2006, 272 p.

12. Popova, Yu.F. (2010) Network relationships in industrial markets: a study of russians companies. Bulletin of Saint Petersburg University. Series Management, 2010, Issue 1, pp. 139-165.

13. Prahalad, C.; Ramaswamy V. (2000) Co-opting Customer Competence. Harvard Business Review, 2000, No. 78, pp. 79-87.

14. Radaev, V.V. (2011) Who holds power in consumer markets: retailand supplier relationships in modern Russia. Moscow: NIU Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2011, 384 p.

15. Tretyak, O.A. (2006) Evolution of marketing: stages, priorities, conceptual base, dominating logic. Russian periodical of management, 2006, Vol. 4, No. 2, pp. 129-144.

16. Sheresheva, M.Yu. (2006) Inter-firms networks. Moscow: TEIS Publ., 2006, 320 p.

17. Budrin, A.G. (2015) Marketing coordination of innovative activity. Interaction marketing and economics of entrepreneurship. Scientific notes of the dissertation CouncilD 212.354.16, 2015, No. 1, pp. 100-112.

18. Budrin, A.G.; Burubi, M.; Buras, A. (2015) The role of marketing in innovation management. Bulletin of science and education, 2015, No. 7, pp. 48-53.

19. Budrin, A.G.; Solovyeva, D.V.; Soldatova, A.V.; Emtsova, M.G. (2016) Marketing innovation infrastructure of the market and coordination of innovation processes. In Collection: Actual aspects of development of innovative mesoeconomic. Collection of articles on the materials on the international scietific and practical correspondence conference, Khabarovsk State University economic and law, 2016, pp. 187-193.

20. Novikov, A.M.; Novikov, D.A. (2007) Metodology. Moscow: SIN- TEG Publ., 668 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.