ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2017. Вып. 47. С. 11-17
Склярова Татьяна Владимировна, д-р пед. наук, доцент декан Педагогического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408 [email protected]
Агеева Антонина Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель ПСТГУ Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407 [email protected]
Методологические основы исследования
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т. В. Склярова, А. В. Агеева
Охарактеризованы ведущие научные подходы к исследованию структуры и содержания учебных пособий для начального православного образования. В качестве основных названы культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы для изучения литературы по начальному религиозному образованию. В статье рассматривается как совокупность названных подходов и предлагаемых методов позволяет обнаружить средства, которыми достигаются учебные цели и задачи; определять, учебные ли это цели и задачи; выявлять способы деятельности по усвоению учебного материала. Детально охарактеризованы методы контент-анализа по принципу построения синквейна и инверсии учебных задач. Материалы статьи могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования, стать ориентирами для авторов учебных пособий, могут быть положены в основу разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей.
Актуальность. Установление подходов и методов изучения учебных пособий для начального православного образования, адекватных современной методологии педагогических исследований, с одной стороны, и целеполаганию религиозного образования в православной традиции, с другой, определяют дискурс нашего исследования. Его актуальность обусловлена следующими факторами: • появлением в период с 1992 г. по настоящее время значительного числа учебных пособий, нацеленных на начальное изучение основ православной веры (Катехизис, Закон Божий, Основы православия и др.);
* Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Начальная ступень православного образования: конструирование содержания, принципы разработки учебных пособий и методик преподавания», реализуемого при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ 05-0616/КИП 2.
• востребованностью книг для начального православного образования как детей, так и взрослых, широкой читательской аудиторией с различным образовательным и культурным уровнем подготовленности;
• стандартизацией православного образования, развитием институции современных воскресных церковноприходских школ, становлением института экспертизы учебных пособий по религиозному образованию в православной традиции (деятельность Издательского Совета РПЦ, Синодального отдела религиозного образования и катехизации).
Названные факторы в совокупности с преимущественно инициативным характером издания (и переиздания) книг для начального православного образования в последние 25 лет определили проблему нашего исследования.
Целью настоящего исследования является поиск методологических основ анализа книг для начального православного образования детей.
В ходе исследования мы опирались на идеи Н. Б. Баранниковой, В. Г. Без-рогова, В. Г. Бейлинсона, М. В. Тендряковой, М. А. Козловой, Г. В. Макаревич, К. А. Маслинского об учебной книге как особом виде литературы, о специфике учебной литературы для начального образования и сформулированные ими принципы историко-педагогического, семантико-педагогического и историко-культурного исследования.
Ключевые идеи, положенные в основу данного исследования
Учебная книга для начального образования представляет собой продукт педагогический культуры, который транслирует ценности, предъявляет культурный канон, демонстрирует образы взрослого человека и ребенка и иерархию их отношений, предлагает нормы одобряемого и порицаемого поведения, формирует образ прошлого и проект будущего.
Педагогическое исследование учебной книги для начального религиозного образования требует применения совокупности разнообразных подходов, каждый из которых позволяет проводить анализ и получать информацию о книге присущими данному подходу методами и инструментарием. Кратко охарактеризуем те подходы, которые полагаем ведущими в процессе изучения учебных книг для начального религиозного образования.
Анализ культурного канона учебника, эстетических средств выражения заложенных создателями книги идей возможен в рамках культурологического подхода. «Учебник, как плоть от плоти породившей его культуры, отражает и выражает ее характеристики, отличающие ее от других»1. Тексты, иллюстрации, композиция учебника, предъявляемые образцы и нормы поведения, ценностные ориентиры и эстетические эталоны — все названные характеристики учебной книги отражают культурный канон, которому явно или имплицитно следовали ее создатели. Анализу и описанию культурного канона учебного пособия для начального православного образования помогут ответы на следующие вопросы: насколько
1 Безрогое В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
выражен стиль изложения основного текста? Какому культурно-историческому периоду времени соответствуют изображения? Какие эстетические приемы использованы при оформлении книги? Какие образцы и нормы поведения предлагаются в качестве поощряемых и порицаемых? Насколько и в чем конкретно выражены ценностные ориентиры? Что или кто представляет собой образцы прекрасного и безобразного?
Вектор ценностных ориентаций можно изучить при помощи метода определения ключевых и вспомогательных понятий, построением и аргументацией их иерархии, описанием сопровождающей эмоциональной окраски.
Применение литературоведческого подхода позволяет понять позицию автора и образ читателя изучаемой книги.
Основные вопросы, помогающие выявить позицию автора: обозначена ли четко авторская позиция или нет? Если обозначена, то какими способами и приемами? Если не обозначена, по каким признакам мы можем определить имплицитную позицию автора? Предварительный анализ отдельных учебных пособий для начального православного образования детей позволил нам сделать вывод о том, что большинство этих книг выражают авторскую позицию в трех основных ролях — пастырь, учитель, собеседник. Каждая позиция нацелена на решение определенных задач и раскрывается в основном в стиле подачи материала, его содержании и значительно реже в иллюстративном материале. Задача пастыря — проповедь, «духовная профилактика», воспитание «образцового прихожанина». Задача учителя — научить, донести важный с его точки зрения материал и объяснить его значимость. Задача собеседника — разобраться вместе с ребенком в интересующем его материале. Более глубокий анализ авторской позиции и средств ее выражения возможен при помощи литературоведческих методов и приемов, что стало одной из задач наших дальнейших исследований.
Определить субъекта восприятия информации (образ читателя) учебного пособия для начального православного образования можно при помощи следующих вопросов: есть ли прямые обращения создателей книги к читателю? В единственном или множественном числе обращается автор к читателю или читателям? Делает ли автор предположения о том, что интересно читателю? Указывает ли автор на то, что полезно и необходимо знать читателю? Предлагает ли автор читателю что-либо сделать? Эту деятельность читателю предстоит выполнять в одиночку или вместе с кем-то? Проведенный анализ имеющихся учебных пособий для начального православного образования детей позволил нам сделать вывод о том, что основные адресаты такого рода литературы — ребенок в воцерковленной семье; невоцерковленная семья, желающая познакомить ребенка с основами веры; ребенок-учащийся воскресной школы; ребенок или дети, интересующиеся изучением православия. Почти половина пособий для начального изучения детьми православия может быть отнесена к жанру книг для семейного чтения. Дальнейшее изучение каждой из названных позиций потенциального читателя в конкретной учебной книге может проводиться методом сопоставления того, на какой читательский ресурс опирается автор и решение каких проблем он предлагает.
Психолого-педагогический подход позволяет охарактеризовать степень соответствия предлагаемого учебной книгой контента возрастным особенностям
потенциальных читателей, качеству дидактического инструментария, аппарата ориентировки читателя в материале и методам организации деятельности по усвоению содержания. Проверка на соответствие классическим педагогическим принципам доступности, наглядности, последовательности изложения в совокупности с деятельностным подходом может быть использована в качестве исследовательского инструментария для анализа контента учебной книги на соответствие возрастным особенностям потенциального читателя. Учебные цели в книге реализуются в основном посредством такого инструментария, как: собственно структура и содержание текста, иллюстрации, дидактический инструментарий (определяемые понятия, вопросы и задания) и аппарат ориентировки (В. Г. Бейлинсон)2.
Работа учебного текста проявляется на пяти связанных между собой уровнях:
• первый уровень паспортизации и атрибуции. Текст знакомит читателя с тем, о чем или о ком и с какой целью идет повествование в пособии; как предъявляемое содержание связано с общим контекстом обучения, какими способами интегрируется в него;
• второй уровень понятий и фактов — текст учебной книги определяет вводимые понятия, излагает связанные с ними факты, демонстрирует, как предъявляются причины и следствия, характеризует целое и его составные части;
• третий уровень — аксиологический — текст выражает нормы, правила, ценностные установки; в нем приводится оценка фактов и событий (причин/ следствий), предъявляемых на втором уровне; вводятся критерии приводимой оценки;
• четвертый уровень — критический — текст знакомит читателя с критикой имеющихся данных, фактов, интерпретаций, связанных с вторым уровнем;
• пятый уровень — деятельностный — текст предлагает читателю варианты того, что и как делать с изложенным на втором-третьем-четвертом уровнях; определяет смыслы и порядок предлагаемой деятельности3.
Анализ эксплицитных учебных целей пособия может быть проведен методом инверсии решаемых в нем учебных задач. Для этого нужно последовательно ответить на вопросы:
• кто или что становится объектом или предметом изложения, какова цель повествования, насколько оно связано с общим контекстом обучения?
• какие понятия и факты излагаются, как предъявляются причины и следствия, каким образом характеризуется целое и его составные части?
• какие ценностные ориентиры и установки предъявлены в тексте; включены ли в учебный контент нормы, правила, оценка фактов и событий, характеристика причин и последствий, обозначенных на втором уровне; приведены ли критерии оценки и насколько они адекватны рассматриваемым фактам?
• представлены ли материалы, содержащие критические взгляды имеющихся данных, интерпретаций, изложенных на втором уровне?
2 См.: Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
3 См.: Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110
• содержат ли тексты пособия информацию о том, какую деятельность можно реализовать посредством материалов, представленных на втором, третьем и четвертом уровнях; приведены ли в пособии последовательность предлагаемой деятельности и ее смыслы?
Исследование структуры и содержания учебного текста может быть реализовано методом контент-анализа, модифицированным А. В. Агеевой для целей изучения литературы, предназначенной для начального православного образования.
Контент-анализ учебного текста по принципу синквейна. Поскольку предметом анализа в первую очередь становятся ключевые и вспомогательные понятия, встречающиеся в учебной книге, нужен определенный классификатор, позволяющий распределять и структурировать их. В основу такого классификатора может быть положен принцип синквейна. Дидактический синквейн помогает прояснить отношение учащегося к изучаемой теме, для исследователя учебного контента синквейн поможет определить отношение автора к вводимому понятию. Посредством создания синквейна на материале учебного пособия можно установить, какое понятие вводится автором (первая строчка), какие признаки этого понятия автор полагает главными (вторая строчка), какова его область действия (третья строчка), каково декларируемое в тексте отношение к нему (четвертая строчка).
Таблица 1
Характеристика вводимых в учебном пособии понятий
Понятие част.
изучаемые элементы текстуальный дискурс част. %
признаки понятия (прилагательные)
область действия понятия (глаголы, деепричастия)
отношение христианина к данному понятию (по мнению автора учебника)
слова-синонимы и слова-символы
Как видно из табл. 1, вспомогательным методом становится анализ текстуального дискурса, позволяющий выявить семантическую окраску используемых понятий, а также основные и вспомогательные понятия. К вспомогательным понятиям относятся связанные с основными понятиями слова или выражения, иллюстрирующие один или несколько признаков основного понятия и зачастую не имеющие собственных ярко выраженных признаков и четко обозначенной области действия.
Исследование учебных книг для начального религиозного образования потребует применения особого подхода, который позволит анализировать их содержание на предмет адекватности выражения вероучительных положений той религии, на знакомство с которой нацелена книга. Для маркировки данного подхода и его методов будем использовать термин теологический (богословский), используя определение К. О. Польскова: «богословский метод в широком понимании — это
соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции, с целью выявления его предельных (сотериологических) смыслов»4. Опора на теологический подход в исследовании учебных пособий для начального православного образования способствует соотнесению наличного содержания книги с этическими, эстетическими, культурно-историческими и морально-нравственными установками и положениями, присущими данной религиозной традиции. Применение теологического подхода позволяет выделять собственно религиозный материал, а также этнокультурные и фольклорные элементы в содержании учебного пособия, которые зачастую бывают представлены в качестве материалов религиозного содержания (например, при изучении православной традиции такими антипримерами могут служить материалы духовных стихов — сказания о том, как апостолы Петр и Павел ходили по Руси; повествования о многочисленных народных обычаях, связанных с таинствами крещения, венчания, чином отпевания и т. п.).
Таким образом, методологическими основами анализа книг для начального православного образования детей становятся культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы. Использование совокупности названных подходов и предлагаемых в их рамках методов позволяет охарактеризовать, какими средствами учебник отражает учебные цели и задачи; определить учебные ли эти цели и задачи; прояснить способы деятельности по усвоению того материала, который он содержит, и в целом описать, достигается ли учебный результат и при помощи каких способов.
Приведенные выше характеристики ключевых подходов к исследованию учебных пособий для начального религиозного образования могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования такого рода литературы, послужить методологическими ориентирами для авторов в процессе создания учебного контента, а также могут быть положены в основание разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей в условиях воскресной школы.
Ключевые слова: начальное религиозное образование, православное образование, учебные пособия, методология исследования учебной литературы.
Список литературы
Безрогое В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория
и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110 Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.
4 Польское К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.
St. Tikhon's University Review. Sklyarova Tatiana,
Series IV: Pedagogy. Psychology. Doctor of Sciences in Education, Professor,
2017. Vol. 47. P. 11—17 St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities,
408, 9/2, Jlovaiskaya str., 109651, Moscow, Russian Federation
Ageeva Antonina, Candidate of Sciences in Education, Senior Lecturer, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 407, 9/2, Jlovaiskaya str., 109651, Moscow, Russian Federation
Methodological Grounds for the Study of Textbooks for Children's Elementary Orthodox Education
T. Sklyarova, A. Ageeva
This article describes leading scientific approaches to the study of the structure and content of textbooks for elementary Orthodox education. The main approaches to the study of literature dealing with elementary religious education are culture-oriented, literature-oriented, psychological and pedagogical, activity-oriented, theological. The article examines how the entirety of the above-mentioned approaches and proposed methods allows the scholar to identify instruments by means of which he or she can achieve goals and objectives in education; determine whether these goals and objectives are really educational; discover ways of activity in comprehending the study material. The article scrutinises methods of content-analysis on the principle of developing cinquain and inversion of study tasks. Materials of the article can be employed to carry out expert analysis or reviewing, can become reference points for authors of textbooks, can be taken as a basis in developing integrated teaching aids for elementary Orthodox education of children.
Keywords: primary religious education, Orthodox education, teaching aids, methodology of study of educational literature.
References
Bezrogov V. G., Kosheleva O. E., "Metodo-logicheskie aspekty sravnitel'nyh issledo-vanij v izuchenii uchebnoj literatury", in: Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika, 2013, 4 (13), 15.
Bejlinson V. G., Arsenal obrazovanija. Ucheb-nye knigi: proektirovanie i konstruirovanie, Moscow, 2005.
Vjazemskij E. E., Strelova O. Ju., Kak prepo-davat' istoriju v sovremennoj shkole: teorija i metodika, available at: http://his.1september. ru/article.php?ID=200602110 Pol'skov K. O., "K voprosu o nauchnom bogo-slovskom metode", in: Voprosy filosofii, 2010, 7, 97.