Научная статья на тему 'Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей'

Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / SUBJECTIVE POSITION OF STUDENT / RELIGIOUS VALUES / TEACHING RELIGION / EDUCATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна

В статье охарактеризовано многообразие подходов к изучению субъектной позиции учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях. Обнаружена парадоксальная закономерность: педагоги предлагают формировать субъектную позицию учащихся не в учебной, а в других видах деятельности поисковой, творческой, исследовательской, экспертной. Автор статьи характеризует учебную деятельность учащегося как опыт его самоизменения, что позволяет соотнести ее с религиозными ценностями. В православной христианской традиции учеба рассматривается как частный случай покаяния. Необходимыми условиями развития субъектной позиции учащегося названы получение удовольствия от учебы и осознание смысла учебной деятельности в будущем. Становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей способствует конструирование учебных материалов, реализующее названные условия. Учебный материал определен автором как особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе; она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенного учебного предмета (или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a subjective position of students in the process of studying religious values

The article describes the variety of approaches to the study of the subjective position of students in modern psychological and pedagogical research. Discovered a paradoxical pattern: teachers offer to form a subject position of students not in training, but in other activities search, creative, research, expert. The author of the article characterizes the activity of learning as an experience of self-transformation of the learner, allowing it to be related to religious values. In the Orthodox Christian tradition, the study is considered as a special case of repentance. Necessary conditions for the development of the subjective position of a student named getting pleasure from learning and awareness of the meaning of educational activity in the future. The formation of the subjective position of a student in learning religious values contributes to the design of training materials, implementing these conditions. The training material is defined by the author as a special way structured information, which is used in educational process; reveals, embodies and illustrates the contents of a particular academic subject (or part thereof), and also contains the ways of its mastering and playback.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей»

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 4 (39). С. 22-28

Склярова Татьяна Владимировна, д-р пед. наук, ПСТГУ tsklyarova@mail.ru

Развитие субъектной позиции учащихся

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ1

Т. В. Склярова

В статье охарактеризовано многообразие подходов к изучению субъектной позиции учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях. Обнаружена парадоксальная закономерность: педагоги предлагают формировать субъектную позицию учащихся не в учебной, а в других видах деятельности — поисковой, творческой, исследовательской, экспертной. Автор статьи характеризует учебную деятельность учащегося как опыт его самоизменения, что позволяет соотнести ее с религиозными ценностями. В православной христианской традиции учеба рассматривается как частный случай покаяния. Необходимыми условиями развития субъектной позиции учащегося названы получение удовольствия от учебы и осознание смысла учебной деятельности в будущем. Становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей способствует конструирование учебных материалов, реализующее названные условия. Учебный материал определен автором как особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе; она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенного учебного предмета (или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.

Актуальность исследования

Проблема преподавания религиозных культур в современной российской школе актуализирует целый спектр исследований психолого-педагогической направленности. Поиск методических решений является, на наш взгляд, последним звеном в цепи выявления того, с какой целью и как преподавать знания о религии современным детям. Основополагающим вопросом здесь является вопрос о целях преподавания этих знаний. Целеполагание в педагогике связано с поиском и обретением смысла той информации и деятельности, которые предстоит усвоить учащемуся. Системно-деятельностный подход, заложенный в основание Федеральных государственных стандартов образования, призван обеспечить формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Принципы развивающего обучения, таким образом, задают формат включения информации о религии и ее культуре в содержание современного

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10300.

22

образования. В данной статье предпринята попытка ответа на вопрос В. И. Сло-бодчикова: «Какую задачу развития ребенка призвано решить преподавание религиозной культуры в современной школе?».

Постановка проблемы

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нацелены на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Каким образом осуществлять духовно-нравственное воспитание, зависит от мировоззренческой установки преподавателя. Кто-то полагает духовность напрямую зависящей от этических категорий, для других это прежде всего эстетика, третьи считают основанием духовности мораль. Следовательно, поиск универсального содержания образования, способствующего духовно-нравственному развитию учащихся, должен привести к обретению оснований, одинаково удовлетворяющих представителей различных точек зрения. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», введенная в 2012 г. в содержание школьного образования и реализуемая пока только в 4-х классах, — одна из попыток решения этой проблемы. Ценности каждой религиозной культуры, сформулированные и сохраненные в корпусе теологического (богословского) знания, обладают конкретным содержанием, которое отражает мораль, этику и эстетику этой культуры. Таким образом, знакомясь с содержанием религиозной культуры, учащийся усваивает знания о конкретной духовной традиции, имея возможность соотнести ее ценности с собственным опытом. Этот процесс однозначно оказывает воздействие на духовно-нравственное развитие учащегося. Открытым остается вопрос: «При каких условиях преподавание религиозной культуры в школе будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся?»

Направления и методы решения проблемы

К настоящему времени опыт преподавания основ религиозных культур в российских школах насчитывает уже более 20 лет. В начале 1990-х гг. открывающиеся конфессиональные средние учебные заведения — православные, мусульманские, еврейские школы и гимназии, — стали вводить в содержание своих учебных планов соответствующие предметы. Параллельно педагоги решали задачи интеграции знаний о религии в содержание других школьных предметов. Поиски методических инструментов приводили к пониманию, что традиционными методами в современной школе эту задачу решить невозможно. Субъектный подход к организации учебной деятельности обращал внимание педагогов на необходимость использования иных методик взаимодействия с учащимися в процессе изучения религиозной культуры. Одним из примеров такого творческого подхода явилась деятельность Городской экспериментальной площадки «Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе традиционных российских ценностей», созданной по приказу Департамента образования г. Москвы №1090 от 11.06.2010. В проект вошли творческие группы педагогов пяти образовательных учреждений Москвы, а его руководителем стала Битянова М. Р., кандидат психологических наук, директор Центра психологиче-

ского сопровождения образования «Точка ПСИ». В качестве научного консультанта была приглашена автор этой статьи.

Ключевая проблема, объединившая участников проекта, — выявление условий становления субъектности учащегося в процессе изучения ценностей религиозной культуры. В связи с тем что все школы-участники ориентировались на знакомство с традициями православной культуры, поиск решения проблемы был локализован в пространстве православного богословия и культуры. Выявление условий становления и развития субъектной позиции учащихся осуществлялось посредством теоретического анализа имеющейся литературы и обобщением практического опыта педагогов — участников эксперимента. В настоящей работе будут освещены результаты аналитического обзора имеющихся исследований этого явления в современной психолого-педагогической литературе.

Субъектная позиция учащегося в современных психолого-педагогических исследованиях

Проведенный нами обзор определений субъектной позиции учащегося показал разнообразие имеющихся подходов. Субъектную позицию определяют через активное и осознанное отношение к учебной деятельности; сознательную установку и осознанный мотив в учебе; способность к авторству в учебе; усвоение учебного материала и соотнесение его с содержанием собственного опыта2. По нашему представлению, только последнее определение дает возможность диагностировать сформированность субъектной позиции учащегося педагогическими, а не психологическими методами. Отношение, способности, установки и мотивы выявляются при помощи психологических методик, а усвоение учебного материала и соотнесение его с личным опытом — чисто педагогическая задача. Таким образом, первой ступенью формирования субъектной позиции является усвоение учебного материала. Большинство авторов предлагают формировать субъектную позицию учащихся посредством организации их самостоятельной работы, поисковой работы, творческой деятельности, исследовательской деятельности, реализацией коммуникативных практик — игр, театральных постановок, реконструкций3; а также включения учащихся в экспертную деятельность4. Однако В. Т. Кудрявцев и Г. К. Уразалиева совершенно справедливо отмечают, что в названных формах работы доминирует ситуативная форма включения ребенка в «готовую» деятельность, которая фактически исключает субъектность5. Собственно учебная деятельность, как опыт самоизменения, преобразовательной деятельности над предметом и самим собой (Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов), в качестве формирующей субъектность практически не рас-

2 Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. URL: http://www. values-edu.ru/wp-content/uploads/2012/04/subject2008.pdf

3 Ученик — субъект образовательного процесса / А. Н. Тубельской, Г. А. Бирюкова, ред. М., 2005.

4 Субъектная и авторская позиция ребенка...

5 Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. С. 9.

сматривается. Предложенная группой ученых (Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкий, И. Ю. Кулагина) методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов выявила палитру отношений детей и подростков к собственно учебной деятельности6. Авторы этой работы предложили характеристики трех позиций в отношении учащихся к учебной деятельности: субъектной, объектной и негативной. Субъектная позиция в учебе связана с активным и осознанным отношением к учебной деятельности, в «котором присутствует баланс между удовольствием и наличием смысла в будущем»7. Объектная позиция связана с готовностью выполнять то, что предлагает педагог, игнорировать и не развивать собственные интересы в деятельности, а также проявляется в ориентировках на похвалу взрослых. Негативная позиция проявляется в отрицании ценности учения, как со стороны достижений, так и в содержательном плане. Результаты цитируемого исследования таковы — субъектная позиция наиболее выражена в третьем классе, и ее выраженность снижается к подростковому возрасту (7 класс), далее к юношескому возрасту (10 класс) остается неизменной в своей представленности. Объектная позиция также снижается к подростковому возрасту, но продолжает падать и к юношескому возрасту. Негативная позиция растет пропорционально возрастам.

Полученные результаты имеют большое значение для педагогической практики. Получение удовольствия от учебы и обретение смысла реализуемой учебной деятельности в будущем оказывается уделом немногих школьников, чья субъектная позиция сохраняется к завершению школы. Таким образом, педагогическая задача — создавать условия, при которых удовольствие и смысл учебы будут постоянными спутниками школьных уроков.

Парадокс учебной деятельности и духовно-нравственное развитие учащегося

Парадокс учебной деятельности заключается в том, что, усваивая знания, учащийся ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Учебная деятельность обращает взор человека на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

В теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова рефлексия рассматривается как один из компонентов теоретического мышления, которое, наряду с анализом и планированием, получает свое развитие в учебной деятельности. Г. А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. По мнению данного автора, главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться — это умение выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей. Проблема трансформации интеллектуальной рефлексии в личностную характеристику, использования приобретенной рефлексивной способности не только при рассмотрении оснований собственных учеб-

6 Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 98—109.

7 Там же. С. 102.

ных действий в условиях урока, но и в других, важных для ребенка контекстах жизни до настоящего времени не рассматривалась в теории учебной деятельности. Полагаем, что изучение ценностного содержания религиозной культуры, раскрывающей для ученика смыслы жизни и смерти человека, образы его отношений с другими людьми, миром и самим собой, позволяют трансформировать интеллектуальную рефлексию в личностную характеристику. Важным показателем процесса обучения, таким образом, становится изменение духовного опыта человека. В христианской традиции изменение образа мысли, «перемена ума» определяется понятием метанойя (греч. ц£т&У01а), означающим перемену в восприятии человеком самого себя и окружающего мира. На русский язык это понятие переводится словом «покаяние». Православная традиция рассматривает обучение как частный случай покаяния. Определенная таким образом связь учебной деятельности и духовно-нравственного развития учащегося показывает в том числе и область применения знаний о религиозной культуре, которые призваны содействовать задачам развития ребенка.

Конструирование учебных материалов по религиозной культуре

Принципы развивающего обучения предполагают, что становление субъ-ектности учащегося связано с тем, что он «не довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции, а под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос "откуда мы это знаем?" вполне естественен для такого ребенка)»8. Получение «готового» знания от учителя заменяется в системе развивающего обучения самостоятельным выявлением искомой закономерности на материале анализа одного-двух случаев, предложенных педагогом для работы. Субъектная позиция ученика позволяет ему «выделить специфически учебную задачу из общего "потока" предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя при этом инициативу»9. Копирование образцов заменяется в системе развивающего обучения освоением навыка анализа своих и чужих действий, способностью самостоятельно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности. На смену традиционной вопросно-ответной форме взаимодействия педагога с учениками приходит инициируемый учащимися диалог или дискуссия с преподавателем. Организуемая таким образом учебная деятельность на уроках основ религиозных культур есть первое условие реализации духовно-нравственного воспитания учащихся. При такой организации процесса преподавания учитель не является уникальным носителем нового знания. Он вместе с учащимися «открывает» пространство и смыслы религиозной культуры. Ключевое значение в данном случае приобретает использование не столько традиционных учебников и учебных пособий, сколько материалов, иллюстрирующих и объясняющих те вопросы и проблемы, которые интересуют учащихся. Рассуждая о современном арсенале образования, В. Г. Бейлинсон

8 Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Становление субъекта деятельности... С. 13.

9 Там же.

указывает на приоритетное значение организации различных видов деятельности по усвоению предметных понятий и фактов10. Для усвоения нового знания в учебном процессе можно использовать информационные материалы, полученные из свободных источников (интернет, популярная и художественная литература и т. п.). Эти материалы могут быть названы учебными, если они способствуют соотнесению изучаемых понятий и фактов с организуемыми видами деятельности по их усвоению. Определим учебный материал как особым образом структурированную информацию, которая используется в учебном процессе: она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенной учебной дисциплины (или ее части), а также содержит способы ее усвоения и воспроизведения.

Таким образом, становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей будут способствовать творческие формы взаимодействия с педагогом с опорой на учебные материалы. Вопросы отбора и группировки учебных материалов выходят на первый план в процессе профессиональной подготовки педагога к преподаванию религиозной культуры и требуют отдельного исследования.

Ключевые слова: субъектная позиция учащегося, религиозные ценности, обучение религии, учебные материалы.

The formation of a subjective position of students

IN THE PROCESS OF STUDYING RELIGIOUS VALUES

T. Sklyarova

The article describes the variety of approaches to the study of the subjective position of students in modern psychological and pedagogical research. Discovered a paradoxical pattern: teachers offer to form a subject position of students not in training, but in other activities — search, creative, research, expert. The author of the article characterizes the activity of learning as an experience of self-transformation of the learner, allowing it to be related to religious values. In the Orthodox Christian tradition, the study is considered as a special case of repentance. Necessary conditions for the development of the subjective position of a student named getting pleasure from learning and awareness of the meaning of educational activity in the future. The formation of the subjective position of a student in learning religious values contributes to the design of training materials, implementing these conditions. The training material is defined by the author as a special way structured information, which is used in educational process; reveals, embodies and illustrates the contents of a particular academic subject (or part thereof), and also contains the ways of its mastering and playback.

10 Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. М., 2005. С. 49.

27

Keywords: subjective position of student, religious values, teaching religion, educational material.

Список литературы

1. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. М., 2005.

2. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98—109.

3. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. URL: http://www. values-edu.ru/wp-content/uploads/2012/04/subject2008.pdf

4. Ученик — субъект образовательного процесса / А. Н. Тубельской, Г. А. Бирюкова, ред. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.