УДК 334
Прудни^ва Л.А.
От. препoдаватель Cеваcтoпoльcкий государственный университет
МЕТOДOЛOГИЧЕCКИЕ OCНOВЫ ИCCЛЕДOВАНИЯ ПРOЦЕCCOВ ЛOГИCТИЗАЦИИ CУБЪЕКТOВ ХOЗЯЙCТВOВАНИЯ
В ^атье раccматриваютcя теoретичеcкие пoлoжения лoгиcтики, выпoлнен анализ coвременных научных иccледoваний пo oпределению снятий лoгиcтизация, лoгиcтичеcкий штенциал и лoгиcтичеcкая ^ратегия. В работе обосновано положение о том, что ^ратегию лoгиcтизации необходимо раccматривать как дoминирующую функцшнальную cтратегию.
Ключевые слова: управление материальными пoтoками; лoгиcтика; лoгиcтичеcкий пoдхoд; лoгиcтизация; лoгиcтичеcкий менеджмент; лoгиcтичеcкий пoтенциал.
Обобщение теоретических положений логистики и рассмотрение предприятия как системы дает возможность сформировать методическую основу исследования процессов логистизации в деятельности субъектов хозяйствования.
Термин «логистизация» применяется многими исследователями, а именно: Крикавского Е. В., Неруш Ю. М., Оемененко А. И., Сергеевым В.И., Тридед А. М., Фроловой Л.В., однако отсутствует согласованность мнений ученых в трактовке данного понятия. Этот термин был введен в 1999г. доктором экономических наук, профессором Семененко А. И. [1]. В экономической литературе представлены такие трактовки понятия «логистизация»:
- Семененко А.И.: база снижения затрат на всем пути продвижения товара от производителя к потребителю, концептуальная основа оптимизации производственно-коммерческой деятельности, условие конкурентоспособности современного предприятия; тотальная организация логистических систем и цепей на основе теории логистики;
- Чубанова М.: систематическая многоуровневая модернизация хозяйствования на основе инновационно-ориентированных концепций логистики, обеспечивающие оптимизацию всей совокупности потоковых процессов;
- Фролова Л. В.: формирование потоковых процессов и потоков в экономической деятельности предпринимательских структур различного иерархического уровня на основе сквозной оптимизации всех процессов, которые образуют и обслуживают потоки материальных и нематериальных ценностей;
- Ноордин А. Дж.: логистизация управления предприятиями предполагает не только переход на управление предприятием на основе бизнес-процессов, но и большее внимание к управлению их изменениями. Реинжиниринг бизнес-процессов в работе рассматривается как совокупность методов и средств, предназначенных для стратегического улучшения основных показателей деятельности предприятия путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов;
- Хасаншин И. А.: метод организационно-аналитической оптимизации производственно-коммерческой деятельности, путем внедрения логистического подхода в деятельности субъектов хозяйствования.
Таким образом, рассмотрев существующие подходы к трактовке термина «логистизация», можем отметить, что логистизацию необходимо рассматривать как практическое внедрение теоретических положений логистики в управлении современным предприятием. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем рассматривать логистизацию
предприятия как систематическую организационно-аналитическую модернизацию управления предприятием как логистической системой, основными инструментами которой является стратегия логистизации, логистическое обеспечение и соответствующая система логистического менеджмента, которая обеспечит достижение комплекса логистических приоритетов предприятия и повышения эффективности его деятельности.
Основными положениями логистизации промышленного предприятия выступят: повышение уровня логистического потенциала; максимально полная реализация логистической компетенции; разработка и реализация стратегии логистизации и стратегического планирования логистической деятельности. Для эффективного внедрения процессов логистизации в деятельности предприятия параллельно необходимо использовать средства и инструменты для их осуществления, а именно логистическое обеспечение и систему логистического менеджмента.
Рассматривая процессы логистизации необходимо обратить внимание на логистический потенциал предприятия как на одну из главных предпосылок развития и эффективной деятельности предприятия. В научной литературе отсутствует единство и согласованность мнений в определении понятия «потенциал». Этот термин происходит от лат. «рotentia», означает силу, мощь, возможность, которая способна проявиться при определенных условиях. Довольно часто в литературе встречается такое понятие как потенциал предприятия. Согласно функциональным подходом к рассмотрению потенциала предприятия основными его составляющими выделяют: управленческий потенциал; антикризисный потенциал; конкурентоспособный потенциал; стратегический потенциал; инновационный потенциал; кадровый потенциал; финансовый потенциал; маркетинговый потенциал; логистический потенциал. То есть неотъемлемой частью структуры потенциала предприятия как системы выступает логистический потенциал.
Анализ современных научных исследований по определению понятия «логистический потенциал» обнаружил слабую теоретическую базу на уровне предприятия. Отсутствует единое теоретическое определение этого понятия. По мнению Гаджинского А. М. основной потенциал логистики проявляется через рационализацию управления материальными потоками. Ларина Р. Р. представляет сущность потенциала логистики в виде максимальной возможности предприятия использовать передовой опыт в сфере логистики. Петенко И. В. и Усиков С. М. представляют логистический потенциал в способности реализовывать логистические функции с максимально возможным конечным результатом и минимально необходимыми затратами. Федонин А. С. рассматривает логистический потенциал как максимальную производительность (функциональную способность) системно интегрированных подразделений, которые охватывают все виды деятельности, в отношении перемещения в пространстве и движения во времени персонала, материалов, готовых изделий, энергии и информационных потоков. Маренкова Г. А. трактует логистический потенциал как совокупность ресурсов, обеспечивающих способность предприятия к эффективному осуществлению логистических операций, и как возможность для достижения поставленных целей с оптимальными затратами.
Систематизируя рассмотренные определения логистического потенциала, можно отметить, что он представляет собой совокупность внутренних возможностей предприятия, предоставляющие субъекту хозяйствования достигать поставленных целей звеньями логистической системы и осуществлять максимально эффективную логистическую деятельность.
В современных конкурентных условиях функционирования предприятий существенное значение для обеспечения конкурентноспособности предприятия в рыночной среде имеет его особая компетенция и внешняя среда, в которой осуществляется его производственно-хозяйственная деятельность. Обобщение словарных определений термина «компетенция» позволяют сделать вывод, что он характеризуется совокупностью особых навыков,
технологий и т.д., которые обеспечивают предприятию уникальное эффективное решение определенных задач и целей. Кэмпбелл Д., Стоунхаус Д. и Хьюстон Б. отмечают, что компетенция является свойством, которая присуща всем или большинству предприятий отрасли, обусловливается ресурсами и воплощает в себе навыки, технологии или ноу-хау. Ключевая компетенция проявляется в том случае, если предприятие использует свои ресурсы и компетенции лучше конкурентов.
Учитывая специфику процесса логистизации, рассмотрим сущность логистической компетенции в деятельности предприятия. По мнению ученых Тридед А. Н. и Танькова К.М., компетенции логистики — это способность производственно-сервисной системы обслужить потребителей на более высоком уровне по сравнению с конкурентами в условиях минимизации общих затрат. К основным сферам логистических компетенций производственных предприятий Бауэрсокс Д., Джонсон Д., Миротин Л. Б. и Павлов В. А. относят следующие: поддержка стандартов обслуживания потребителей; управления закупками; управление запасами; управления процедурами заказов; управления производственными процедурами-операциями; физическое распределение.
Отдельтная группа ученых, среди которых Цисельский М.А. и Крикавский Е. В. в качестве основных, выделяют такие компетенции: создание и управление стратегическими альянсами, применение экспериментального маркетинга, создания глобальной марки и сети дистрибуции, инвестирование в ключевые компетенции и установление стандартов.
Модель ключевых компетенций предприятия выступает своеобразным стандартом описания основных средств достижения им устойчивых конкурентных преимуществ. Основным ее признаком является четкое направление на удовлетворение потребностей потребителей и неспособность воспроизведения конкурентами. На данный момент, концепция ключевых компетенций логистики находится все еще на стадии осмысления. Следует отметить, что в современных условиях динамических изменений рыночной среды для обеспечения эффективного функционирования предприятий особого внимания требует взаимосвязь их внутрисистемных компетенций с формированием оптимальной сети распределения продукции и рациональной организацией хозяйственных связей с логистическими посредниками. При этом следует ориентироваться на систематизацию действий в рамках интеграционного подхода. В рамках логистической системы основное назначение логистической компетенции проявляется в сочетании высоких степеней логистической компетенции каждого ее элемента, становится ключевым фактором успеха системы в целом. Для машиностроения одними из основных компетенций можно отметить: долговременные гибкие партнерские отношения между всеми участниками логистической системы, поскольку стабильность особенно важна для эффективного функционирования предприятия; выбор оптимального пакета аутсорсинговых услуг, в значительной степени сказывается на снижении уровня затрат предприятия; организация, разработка и внедрение средств комплексной автоматизации производства, что способствует повышению качества и уменьшению себестоимости продукции и тому подобное.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что логистическая компетенция выступает одним из практических аспектов логистизации в пределах производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Основным средством эффективного формирования и реализации процессов логистизации предприятия является разработка стратегии логистизации, сущность которой базируется на логистической стратегии.
В научной литературе по логистике отсутствует единство взглядов в вопросе определения содержания понятия «логистическая стратегия». Приведем определения данного понятия, предложенные отечественными и зарубежными учеными и специалистами в данной сфере. Так, Алесинская Т.В. утверждает, что логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепочкой поставок и позволяет реализовать уже сложившуюся стратегию
предприятия в целом. Харрисон Алан, Ван Хоук Ремко подчеркивают, что логистическая стратегия — это набор управляющих принципов, движущих сил и отношений, которые сложились, которые помогают информировать всех сотрудников о целях, планов и указаний, направленных на достижение целей , и которые закрепляются за сознательное поведение и на интуитивном уровне в течение всех этапов логистической цепи. Крикавский Е.В. рассматривает логистическую стратегию как одну из функциональных стратегий предприятия (наряду с производственной, финансовой, маркетинговой, стратегией развития и др.), которые идентифицируются в логистических системах и основывается на следующих целях: оптимизация уровня запасов, минимизация времени перемещения материалов и изделий, обеспечения высокого уровня логистического сервиса, минимального акцептованного уровня общих затрат в логистической канале. Миротин Л.Б, Ташбаев И.Е. представляет логистическую стратегию как правила принятия решений, направляющих процесс развития логистической системы организации; обобщенная модель действий, которая необходима для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия; набор правил для принятия решений, которыми служба логистики предприятия руководствуется в процессе своей логистической деятельности.
По мнению Родникова А.Н. логистическая стратегия — стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия) размещения капиталовложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирование долговременных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу. Семененко А.И. считает, что логистическая стратегия — стратегия экономической (предпринимательской) структуры, т.е. обобщенная модель действий, необходимая для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации. Сергеев В.И. утверждает, что логистическая стратегия — долгосрочное, качественно определенное направление логистики, который касается форм и средств ее реализации на фирме, межфункциональной и межорганизационный координации и интеграции, сформирован высшим менеджментом компании согласно корпоративных целей. Сток Дж., Ламберт Д.М. характеризуют логистическую стратегию как долгосрочный план действий, который начинается с определения целей и стратегий обслуживания потребителей, решение по которому принимаются иерархически и в итеративном режиме (от стратегических до структурных) и включает интегрирование восьми ключевых элементов (обслуживания потребителей, проектирование цепей поставок, стратегии формирования сети, проектирование состава и его операций, управление транспортировкой, материальный менеджмент, информационные технологии, управление организацией и изменениями). Таран С. А. подчеркивает, что логистическая стратегия позволяет добиться цели с минимальными затратами, благодаря стратегии, согласованной в различных подразделениях и принятой в компании, руководитель логистического подразделения знает, какие задачи стоят перед его подразделением; как и когда их нужно выполнять; какие будут расходы и затраты и кто участвует в их реализации [2].
Обобщение существующих подходов к трактовке понятия «логистическая стратегия» позволяет сформировать следующие выводы:
- логистическая стратегия базируется на ряде аспектов, формирующих ее суть, а именно: временном (долгосрочное планирование), стратегическом (взаимосвязь логистики с корпоративной стратегией), интегративной (интегрирования всех логистических элементов), экономическом (оптимизация движения потоков) и информационном (формирование эффективных информационных сетей);
- по содержанию логистическая стратегия включает в себя цели, критерии их достижения и мероприятия по рациональному управлению и координации потоковых процессов для достижения бизнес-стратегии предприятия;
- логистическая стратегия решает задачи по управлению поставками, запасами и сбытом в логистической системе;
- основным назначением логистической стратегии является поддержка корпоративной (маркетинговой, операционной) стратегии предприятия;
- положительный эффект от применения логистической стратегии заключается в снижении уровня затрат при достижении максимально возможного уровня удовлетворения потребностей потребителей.
Исходя из вышеизложенного, предлагается стратегию логистизации рассматривать как доминирующую функциональную стратегию, которая имеет комплексный характер, соответствует общекорпоративной (деловой) стратегии предприятия, способствует внедрению процесса его логистизации и обеспечивает достижение определенных логистических преимуществ.
Комплексность стратегии логистизации связана с интегрированным характером процесса логистизации, охватывающим все звенья логистической системы. Назначение стратегии логистизации видим в: сбалансированности логистических и общекорпоративных целей предприятия; улучшении логистической составляющей бизнеса и укреплении стратегических позиций предприятия в целом, основанное на концепции логистики, построении интегрированной структуры логистической системы и ориентации всех звеньев логистической цепи на конечный результат, с целью получения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятием благодаря логистическим компетенциям.
Целевой аспект стратегии логистизации концентрирует внимание на ключевых проблемах логистики; предоставляет возможность их конструктивного анализа; концентрирует ресурсы на приоритетных направлениях деятельности и на достижении максимально возможных результатов; позволяет конкретизировать цели отдельных элементов системы, избежать диспропорции функционирования системы в целом; предоставляет возможность создать такую структуру управления на предприятии, которая будет максимально контролировать на всех уровнях.
Положительный эффект интегративного аспекта проявляется в: повышении производительности предприятия; эффективной реструктуризации предприятия; закреплении хозяйственных связей; комплексном функционировании действий всех элементов системы; концентрировании ресурсов согласно наиболее эффективных направлениям технологической политики; экономном решении соответствующих задач использования производственной и логистической инфраструктур; повышении стимула для получения наиболее эффективного конечного результата.
Стратегический аспект распространяется на функциональные и общекорпоративные задачи, процесс определения стратегических компетенций, долговременную перспективу развития предприятия.
Логистический менеджмент на предприятии представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микрологистической системы. При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления предприятием и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Логистическая стратегия является интегральным элементом стратегии маркетинга. При этом эффективность маркетинга в фирме можно представить композицией трех основных составляющих:
эффективности логистической цепи или канала (в системе дистрибуции), потребительской и торговой франшиз (привилегий) [3].
Эффективная реализация стратегии логистизации и логистического менеджмента выступает источником формирования дополнительных конкурентных преимуществ предприятия; позволяет сформировать оптимальную логистическую систему; создать рациональную организационную структуру; снизить уровень расходов, в частности логистических; позволяет сформировать систему тотального контроля качества; повысить квалификационный уровень персонала; создать интегрированную систему информационного обеспечения; повысить уровень адаптированности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды. Практическое внедрение стратегии логистизации возможно при условии налаживания эффективной организации соответствующего комплекса управленческих работ по поводу анализа, внедрения и контроллинга процессов логистизации предприятия, эффективность которой обеспечивается системой принципов логистического менеджмента и системой средств формирования эффективного логистического обеспечения.
Литература
1. Семененко А. И. Логистика. Основы теории / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. — СПб : Издательство «Союз», 2009. — 544 а
2. Таран С. А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации / Таран С. А. — М. : Изд-во «Альфа_Пресс», 2010. — 312 а
3. Чеботарев А. А. Логистика и маркетинг. Маркетологистика / А. А. Чеботарев, А. Д. Чеботарев. — М. : Экономика, 2005 [Електронний ресурс]. — Режим доступа : http://www.intalev.ru/agregator/logistika/id_1082/ .