Научная статья на тему 'Особенности инновационно-логистического управления развитием экономики региона'

Особенности инновационно-логистического управления развитием экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ECONOMY / MANAGEMENT / LOGISTICS / INNOVATIONS / POTENTIAL / INNOVATIVE POTENTIAL / LOGISTIC POTENTIAL / LOGISTIC APPROACH / LOGISTICS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенков А.И., Федотенков Д.Г., Прокудин М.Ю.

С созданием инновационной инфраструктуры возрастает и инновационный логистический потенциал, являющийся неотъемлемой частью инновационного потенциала региона. В данной статье раскрываются сущность логистического потенциала и его важнейшая составляющая «логистический менеджмент». Уточнена дефиниция к термину «логистический потенциал".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INNOVATIVE LOGISTICS MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The innovative logistic potential which is an integral part of the innovation potential of the region increases with the creation of innovative infrastructure. This article reveals the essence of logistic potential and its most important component "logistics management". The definition to the term "logistic potential" is also precised.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационно-логистического управления развитием экономики региона»

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

А.И. Грищенков, Д.Г. Федотенков, М.Ю. Прокудин

С созданием инновационной инфраструктуры возрастает и инновационный логистический потенциал, являющийся неотъемлемой частью инновационного потенциала региона. В данной статье раскрываются сущность логистического потенциала и его важнейшая составляющая «логистический менеджмент». Уточнена дефиниция к термину «логистический потенциал».

Ключевые слова: экономика; управление; логистика; инновации; потенциал; инновационный потенциал; логистический потенциал; логистический подход; логистический менеджмент.

Интеллектуальный ресурс, наукоемкие и информационные технологии являются главным залогом в обеспечении высокого, устойчивого и качественного экономического роста, который может быть обеспечен только на основе инновационной экономики. Во многих развитых странах становление инновационной экономики в существенной мере обусловлено изменением экономической роли инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов.

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, опирающимся на использование научного и интеллектуального потенциала, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Особым элементом в этом процессе выступает его инвестиционное обеспечение, и рационализация в использовании финансовых средств. Приток частных, государственных или смешанных инвестиций способен обеспечить выход на более высокий уровень хозяйствования. Из опыта многих развивающихся стран, мы видим что, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций.

Для нашего государства вопрос перевода экономики страны на инновационный путь остается еще в стадии своего развития. Для осуществления этой идеи необходим механизм, позволяющий в корне перестроить всю сферу общественных отношений в целях успешного развития инновационной экономики. «Переход к экономике знаний требует формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках». Дать импульс инновационному развитию экономики страны должны регионы, к такому выводу пришли участники второго Форума регионов России «Инновационная модель развития», прошедшего в феврале 2011 года [1]. Регионы как двигателя инновационной деятельности рассматриваются во всем мире, но существует и необходимость усиления регионального аспекта развития инноваций. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации.

В условиях современного мира экономическое развитие регионов зависит от их научного и инновационного потенциала, определяемого уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии.

По нашему мнению важнейшей частью в управлении инновационным потенциалом региона может служить логистический подход. Так как в современных условиях

хозяйствования перед предприятиями встает задача устойчивого экономического роста, который может быть решен только при условии компетентного управления потоковыми процессами. Поэтому залогом успешной организации логистической деятельности предприятия является внедрение в работу предприятия концепции логистики, логистических системам, методов их моделирования [2]. Сегодня некоторые вопросы и проблемы применения логистических подходов остаются недостаточно освещенными, в связи с отсутствием методики и процедуры их применения. Все это придает особое значение к созданию системы управления инновационным потенциалом региона, решение вопросов формирования и методического обеспечения, а также их практического использования на основе применения логистических подходов [3].

Логистико-ориентированный подход к управлению предприятием нацелен на обеспечение устойчивости функционирования предприятия на рынках производителей, поставщиков и потребителей [2]. Существующие некоторые расхождения между теоретической частью логистики и их практическим применением по нашему мнению можно уменьшить с помощью логистического потенциала. Само понятие потенциал тесно связано со структурой целей и определяется как «совокупность возможностей» предприятия.

Промышленность и машиностроение, играют важную роль в реализации научно-технического прогресса всех сфер экономики, и обеспечивают инновационную составляющую развития. На наш взгляд, в последнее время эти процессы реализуются на низком уровне, что приводит к необходимости поиска новых способов и средств, которые могут улучшить состояние отечественных промышленных предприятий, повысить их устойчивость. Активизация логистической деятельности промышленных предприятий является одним из способов, основной базой которой выступает потенциал логистики. Одной из составляющих логистического потенциала является логистический менеджмент.

В условиях серьезного изменения макроэкономической ситуации перед предприятиями встает особая задача удержать устойчивый экономический рост, который можно решить только при условии компетентного управления потоковыми процессами. Залогом такой успешной организации логистической деятельности предприятий могут являться использование в работе концепций логистики, логистических систем, и методов их моделирования.

С созданием инновационной инфраструктуры возрастает и инновационный логистический потенциал. Логистический потенциал является неотъемлемой частью инновационного потенциала региона, так как в современных рыночных условиях ему отводится особое место. Все это связано с ускоренными темпами развития логистики в России и использованием ее различных инструментов. На (рис. 1) приведена структура инновационного потенциала региона.

Рисунок 1. Структура инновационного потенциала региона

Современные исследования увязывают способность региона к инновациям с его логистическим потенциалом. Однако только небольшое количество публикаций

посвящается методикам оценки логистического потенциала. Для решения подобной задачи, во-первых, следует идентифицировать экономическую категорию «логистический потенциал», а во-вторых, наполнить ее конкретным функциональным содержанием для практического применения. Существующие в современной литературе определения понятия логистический потенциал разнообразны, не унифицированы и каждый исследователь вкладывает в него собственное содержание (табл. 1).

Таблица 1

Понятие логистический потенциал с позиции различных авторов

№ Авторы Определение

1 Горяинов А.Н. Логистический потенциал предприятия - максимальная производительность (функциональная способность) системно интегрированных подразделов, можно говорить о том, что потенциал транспортного подраздела может оцениваться производительностью [4]

2 Афанасенко И.Д. Борисова В. В. Инновационный потенциал логистики - способность логистической цепи (сети) или ка-кой-либо функциональной области логистики осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) ту или иную инновацию [5]

3 Сергеев В.И. Потенциал логистики на современном предприятии позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. Логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами предприятия, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж [6]

4 Гриценко С.И. Логистический потенциал - способность экономического субъекта при наличии благоприятных условий оптимизировать структуру ресурсов и рационально их использовать для достижения поставленной цели [7]

5 Кузнецова Н.П Под логистическими потенциалом понимает способность экономического субъекта для достижения поставленных целей оптимизировать новые формы управления системами поставок, формировать инновационные логистические цепи (сети) и каналы сбыта [3].

6 Логистика фирмы Потенциал логистики - стратегический фактор в условиях усиления конкуренции [8]

7 По материалам сайта «Экономика и менеджмент» Под потенциалом логистики следует считать комплементарную совокупность возможностей предприятия, реализация которых подкреплена ресурсами, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения целей логистической деятельности промышленного предприятия [2].

По нашему мнению под потенциалом логистики следует понимать комплексную совокупность всех возможностей предприятия, исполнение которых подкрепляется имеющимися в наличии ресурсами, и которые в свою очередь могут быть использованы в достижении целей логистической деятельности промышленного предприятия.

Суть логистического потенциала состоит в наибольшей возможности предприятия использовать все передовые наработки в сфере логистики.

Считаем возможным представить потенциал логистики как общую сумму методического, трудового, материального, финансового, информационного и временного потенциала, без которых обеспечение логистической деятельности предприятия невозможно.

Как мы уже говорили выше, среди важных составляющих логистического потенциала является логистический менеджмент, который имеет скрытые резервы в развитии предприятий. Задача логистического менеджмента состоит в оптимизации потоковых процессов с целью минимизации затрат, которые связаны с процессом товародвижения.

Управление материальными потоками в логистике связано с планированием, оперативным регулированием, учетом, контролем и анализом. Данные процедуры реализуются логистическими процедурами и процессами в определенных логистических системах с помощью логистического управления [2].

Отдельные аспекты теории и практики логистического управления нашли отражение во многих работах отечественных и зарубежных ученых. Большинство отождествляет концепцию логистики с логистическим управлением. Только некоторые ученые разграничивают эти утверждения.

Понятие «логистический менеджмент» среди отечественных экономистов одним из

первых ввел, Е.В. Крикавский. Он рассматривал логистический менеджмент как менеджмент в логистических системах на основе теории логистики, считая, что сущность этого термина основывается на интеграции логистики и менеджмента в форму «логистико-менеджмента» как комплексной локализованной системы управления материальными и информационными потоками. Крикавский поясняет, что «в понятии «логистический менеджмент» слово (логистический) как прилагательное означает менеджмент, но функционирующий обязательно на основах теории логистики» [2]. По нашему мнению автор, рассматривая взаимозависимость выделенных сфер и функций менеджмента, не может отказаться от мысли, что логистика является отдельным, хотя и интегрированным сущностным элементом системы менеджмента. Он выделяет логистический менеджмент в отдельный элемент наряду с производственным, финансовым, маркетинговым менеджментом. Но с позиции эффективного управления это не совсем корректно, в связи с тем что, логистический менеджмент охватывает логистические процедуры, распространенные в разных сферах деятельности, в частности в системах логистических звеньев «производство - реализация -потребление».

Известные американские специалисты по логистике и маркетингу Д. Дж. Бауерокс и Д. Дж. Клосс, в своих исследованиях касающихся рассматрению широкого круга вопросов, от практических приемов логистики до методов внедрения логистического менеджмента в деятельность предприятий, отметили, что сущность логистического менеджмента состоит «в создании и налаживании таких систем управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства и запасов готовой продукции, которые были бы опорой для выработки оптимальной деловой стратегии хозяйственной единицы»[2].

Сущность логистического управления рассматривали и российские ученые. В.М. Стаханов и В.Б. Украинцев, полагают что, «логистическое управление есть синтез основных управленческих функций, в частности, планирования, организации, контроля и регулирования потоковых процессов в хозяйственных структурах для достижения общесистемных целей с наименьшими затратами» [2]. Л.Г. Белоусов в своих исследованиях ограничивает логистический менеджмент коммерческим посредничеством и сводит его к «определению, принятию и организации выполнения управленческих решений по логистическим операциям в логистических системах коммерческого посредничества». При этом логистический менеджмент связывается с логистическими операциями и системами, вместе с тем, имеет место ограниченность коммерческим посредничеством.

Все выше предложенные концепции логистического менеджмента предприятия достаточно основательны, но не всегда четкие и конкретные.

Требуется уточнить объект логистического менеджмента. Объектом логистического управления является логистический поток как совокупность материального, информационного, финансового и сервисного потоков в каждой логистической системе на протяжении логистической цепи.

Изучение данного вопроса показало, что требует совершенствования теоритическая часть логистического управления. Интерес отечественной экономики заключается не в ожидании западной теории менеджмента, а в самостоятельной разработки не только теоретических основ логистического управления, но и методов практического применения его в экономике России. Данная необходимость определяется актуальностью исследования методологических основ логистического управления предприятием и выявления основных отличий логистического управления от традиционного.

По нашему мнению эффективное управление будет обеспечивать единая система, которая объединяет единую функцию управления разрозненными входными, выходными и внутренними материальными потоками.

Таким образом, оценка использования потенциала логистики предприятия приобретает большое значение как необходимое условие активизации логистической деятельности, поскольку интенсификация использования логистического потенциала

предприятия возможна при наличии нереализованных ее возможностей или неиспользованных ресурсов. Только оперативность оценки потенциала позволит нам выявить скрытые резервы в развитии предприятий, и это, на наш взгляд, позволит увеличить отдачу от применения современного экономического инструментария.

The innovative logistic potential which is an integral part of the innovation potential of the region increases with the creation of innovative infrastructure. This article reveals the essence of logistic potential and its most important component "logistics management". The definition to the term "logistic potential" is also precised.

Keywords: economy; management; logistics; innovations; potential; innovative potential; logistic potential; logistic approach; logistics management.

Список литературы

1. Инновационная модель развития: Материалы II Форума регионов России, 2011.

2. Логистический менеджмент и логистический потенциал предприятия [Электронный ресурс] URL: http://topknowledge.ru/logistika/3999-logisticheskij-menedzhment-i-logisticheskij-potentsial-predpriyatiya.html.

3. Кузнецова Н.П. Логистический потенциал как фактор инновационной активности региона // Вестник ОрелГИЭТ 2012 №1(19) С. 73-80.

4. Горяинов, А.Н. Транспортный потенциал и резервирование в системе управления логистикой предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistics-gr.com/ index.php?option.

5. Афанасенко, И. Д. Логистика снабжения [Текст]: учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

6. Сергеев, В.И. Логистика фирмы [Электронный ресурс] / В.И. Сергеев. - Режим доступа: http://www.adviss.ru/ otdel_logistiki/logistika_firmy.

7. Гриценко, С.И. Стратегия развития транспортно-логистических кластеров в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/12102009_gritsenkosi/5.

8. Портал логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adviss.ru/ otdel_logistiki.

Об авторах

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Федотенков Д.Г. - аспирант кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского

Прокудин М.Ю. - аспирант кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.