Научная статья на тему 'Методологические основы исследования процесса формирования гуманитарной культуры в вузе'

Методологические основы исследования процесса формирования гуманитарной культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каверин Борис Иванович, Чижик Пётр Иванович

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА; ЛИЧНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ; ВУЗ; СТУДЕНТ; КУРСАНТ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ; ГУМАНИЗАЦИЯ; ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования процесса формирования гуманитарной культуры в вузе»

Каверин Борис Иванович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и религиоведения ФГБВОУ ВПО В«Военный университетВ» Министерства

обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: (499) 684-13-56.

Чижик Пётр Иванович - доктор философских наук, профессор, доцент кафедры философии и религиоведения ФГБВОУ ВПО В«Военный университетВ» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: (499) 684-13-56. E-mail: pi.chizik@yandex.ru

Каверин Б.И., Чижик ПИ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Одной из основных задач деятельности современного вуза является формирование общей и профессиональной культуры студентов (курсантов) и профессорско-преподавательского состава. Культура личности студента (курсанта), преподавателя, а также и организатора учебно-воспитательного процесса существует в их духовном мире однотипно - как особые показатели сознания, мировоззрения и социальных качеств. Культура личности складывается из культуры духовного мира и его проявлений: культуры поведения, культуры общения, культуры общегражданской и профессиональной деятельности. В данной динамике обнаруживается степень единства и совершенства знаний, навыков и умений личности.

Для каждого человека осуществляющего свою деятельность среди других людей в обществе, исходное значение приобретает гуманитарная культура, умение строить многообразные отношения с людьми и осуществлять деятельность, согласующуюся с общепринятыми нравственными, правовыми, экономическими и другими нормами, личными и общественными интересами.

Человек формирует в себе человеческое содержание только через социализацию, становится личностью в обществе, в среде себе подобных. Гуманитарная культура выражает меру социализации личности.

Гуманитарная культура может быть определена как состояние духовности и видов социальной активности людей, которое сформировано под воздействием наук об обществе и социальной практики, раскрывает человеческое измерение общественных отношений и культуры.

Гуманитарная культура в образовательном процессе характеризует социальный статус общественных наук в обществе и системе образования, их качество и способность сформировать у субъектов и объектов образовательного процесса социальную картину мира, гуманистически ориентированный духовный мир. Гуманитарная культура подчёркивает

особое место общественных наук и всей совокупности знаний об обществе и человеке в жизнедеятельности людей, роль обществознания в историческом социокультурном развитии, в способности и возможности человека вариантно мыслить и действовать, осуществлять ответственный выбор.

Методология анализа гуманитарной культуры и процесса её формирования в ходе образования может быть очерчена следующими проблемами.

Во-первых, необходимо определить сущность, признаки, содержание и структуру гуманитарной культуры, её предназначение и функции, место в системе культуры российского общества, в духовном мире личности и формах её социальной активности.

Во-вторых, рассмотреть соотношение и взаимодействие технической и гуманитарной культур в культуре постиндустриального, информационно-гуманистического общества.

В-третьих, проанализировать формирующее воздействие общепрофессионального и специально-профессионального циклов учебных дисциплин в вузе на общую и профессиональную культуру студентов (курсантов), на полноту их духовного мира и направленность мировоззрения.

В-четвёртых, обосновать особое значение гуманитарно-культурных признаков личности в определении ею смысла жизни, своего места и роли в отечественной и мировой культуре, необходимость их совершенствования на всех этапах непрерывного образования.

В-пятых, изучить возможности формирования гуманитарной культуры современного и перспективного уровней в процессе вузовского и послевузовского образования, состояние деятельности субъектов непрерывного образования в сфере гуманитарной культуры; предложить вариант теоретической модели оптимизации процесса формирования гуманитарной культуры в современном отечественном непрерывном образовании.

Методологическое исследование гуманитарной культуры призвано также актуализировать проблемы содержательно-структурного и функционального аспектов, уровней, способов и форм проявления гуманитарной культуры. Важнейшей остаётся проблема философского содержания гуманитарной культуры студента (курсанта), её закрепления в сознании и мировоззрении, проявления в общении и деятельности.

Гуманитарная культура раскрывает многовариантность духовного освоения мира человеком, культуры общества, взаимодействий его субъектов. Если естественнонаучная и научно-техническая картины мира исходят из стремления унифицированно, единообразно объяснить природное бытие, то в гуманитарном анализе доминирует многовариантность человеческой жизни, право человека на своё мнение о себе и других, о государстве и обществе, о культуре. Гуманитарная культура связана с активностью человека и других субъектов общества в преобразовании среды обитания на основе гуманизма, в

совершенствовании общественной жизни, не только с активностью, но и ответственностью за выбор типа мышления и действий, за принятые решения.

Содержание гуманитарной культуры сложно и динамично проявляется в духовном мире человека, а также выступает элементом истинной культуры практической жизни людей. Это знания, эмоционально-чувственные и волевые состояния человека, фиксируемые сознанием, потребности и интересы, идеалы и цели, ценностные ориентации, нормы и принципы жизни, убеждения и верования, которые формируются в духовном мире, прежде всего, в результате освоения социально-гуманитарных наук: философии, культурологии, истории, политологии, социологии, экономических и правовых дисциплин, религиоведения, эстетики, этики, психологии, педагогики и многих других.

Количество гуманитарных дисциплин, которые включены сегодня в учебные планы вузов как обязательные или элективные курсы, исчисляется десятками. Их изучение студентами (курсантами), качество преподавания являются своего рода фундаментом формирования современной гуманитарной культуры в духовном мире каждого обучающегося и обучающего. При этом исходную основу формирования гуманитарной культуры современной российской молодёжи в процессе непрерывного образования составляют многовековая история отечественной культуры, богатство содержания, разнообразие форм и способов трансляции от поколения к поколению. Элементы гуманитарной культуры, закрепившиеся в сознании и мировоззрении индивида, позволяют ему создавать положительную мотивацию к социальной практике. Она становится возможной и реальной потому, что человек уже обладает необходимыми социальными качествами, которые возникают на основе гуманитарных компонентов сознания и мировоззрения.

Важно отметить, что процесс формирования гуманитарной культуры как стороны духовного мира человека всегда опосредуется социальной практикой и потенциальными возможностями каждого отдельного индивида, поэтому рассматриваемый процесс противоречив и неоднозначен по своему содержанию и результатам. Складываются неодинаковые уровни гуманитарной культуры у разных людей: высокий, средний или низкий. Студент (курсант), освоивший систему гуманитарных дисциплин в вузе и получивший по ним положительные аттестации, имеет в духовном мире реально существующую гуманитарную культуру.

Её проявление на практике бывает различным. В современном российском обществе на характер проявления гуманитарной культуры обучающейся молодёжи существенно воздействует: материально-экономическая ситуация в стране; особенности государственно-политического управления; уровень и качество жизни граждан; степень защищённости российских граждан, их безопасность, мера включённости в отечественные

культурологические потоки; состояние права и соблюдение правовых норм различными категориями граждан; возможности проявления каждым индивидом своих способностей, предпочтений, ценностных ориентаций и других качеств как гражданина.

Следует подчеркнуть, что в последние десятилетия существенно возросла значимость экономической, менеджментной, политико-правовой, духовно-нравственной, художественно-эстетической культуры, культуры свободы совести и других составляющих гуманитарной культуры. Сформировались новые требования к их содержанию, качеству, формам и способам проявления.

В связи с этим необходимо радикально повысить общую культуру российских граждан, существенно активизировать формирование гуманитарной культуры с целью преодоления коррумпированности общества, снижения индивидуальной агрессивности и возрождения определяющей роли нравственности в семейных и других видах общественных отношений.

Для российского общества сегодня важно снизить до минимума стремления многих граждан решать свои задачи в обход закона или путём его нарушения с использованием различных форм насилия, игнорирования интересов и свобод других граждан.

Статус социально-гуманитарных наук и их воздействие на практическую жизнь российских граждан требуют более внимательного и дифференцированного к ним отношения как со стороны государственных институтов, так и самих граждан. Достаточно высоким можно считать сегодня статус экономических (как гуманитарных), правовых, социологических, психологических, педагогических наук, менеджмента, наук, изучающих сервисную и торговую сферы, международные отношения, иностранные языки, когда они составляют профессиональную подготовку специалистов.

Следует отметить некоторый подъем социального статуса исторических наук, особенно отечественной истории, а также культурологии, эстетики, этики, социальной антропологии. Философия также сохраняет свой высокий социально-гуманитарный, интеллектуальный и гуманистический статус общемировоззренческой и общеметодологической науки. Она необходима каждому человеку для формирования научной картины мира, постижения бытия и смысла жизни, предназначения человека, неразрывности прошлой, настоящей и будущей истории человечества, его цивилизаций и культур.

Гуманитарная культура в поведении, общении и деятельности людей существует как гуманизм, социальное равенство и справедливость, трудолюбие, неприятие форм вооружённого насилия при разрешении социальных противоречий, ориентация на сохранение дара человеческой и природной жизни в целом и применительно к каждому индивиду, к представителю флоры и фауны. Гуманитарная культура в жизни людей - это толерантность, соотносительная реализация свобод индивидов, самостоятельность и

независимость этнических общностей, слоёв населения и групп, регионов и т.п.

Гуманитарная культура на практике - это миротворчество, мироустроение на основе взаимного уважения народов и государств, это отрицание войн и терроризма, признание за народами права самостоятельно определять свою судьбу, организацию жизни, её государственно-правовые, экономические, нравственные и иные формы. Гуманитарная культура сегодня существенно актуализирована взаимодействием глобальных и регионально-государственных культурных и цивилизационных процессов.

В духовности населения гуманитарная культура представлена в первую очередь национальными и национально-государственными формами. Наличие общих гуманитарно-культурных признаков в мировом обществе пока выражено недостаточно. Об этом свидетельствуют многочисленные локальные войны, военные и вооружённые конфликты, международный терроризм, сохранение отчуждённости между различными странами и народами, нездоровое соперничество в решении возникающих проблем общественного развития.

Гуманитарная культура как состояние духовности людей сегодня связана также с осмыслением роли научно-технического развития в современном обществе, в цивилизационном совершенствовании народов.

Формирование информационного общества только на основе научно-технической культуры содержит опасность необратимого нарушения экологической среды обитания людей, подчинения человека технике и технологиям, переориентация научно-технического процесса от человека на обеспечение материальных условий его жизни, утраты гуманистической компоненты социального развития.

Исследование формирования и проявления гуманитарной культуры в процессе непрерывного образования является наиболее перспективным направлением. Оно нацелено на то, чтобы оказать действенную помощь, прежде всего, молодому поколению граждан России. Им предстоит создавать информационно-гуманитарное и гуманистическое общество XXI в., в котором человек и его жизнь станут ведущими ценностями. Молодым поколениям предстоит также сохранить богатую и своеобразную отечественную культуру, стать главными субъектами её дальнейшего развития.

Гуманитарная культура должна выступать одним из элементов и признаков духовной культуры личности, социальных общностей, всего общества. Она во многом определяет внутреннюю мотивацию социальной активности людей. Особенно важным является её анализ в соотношении с сознанием, мировоззрением и социальными качествами субъектов. В головах индивидов гуманитарная культура не может существовать иначе, как закрепляясь в элементах их духовного мира. Она выступает вполне конкретной характеристикой

содержания сознания, особенностей и направленности мировоззрения, гуманистической деятельности на основе социальных качеств личности.

Можно сказать, что гуманитарная культура выражает качество социализации духовного мира современного человека, оценённой через гуманизм и миролюбие, сопереживание и сочувствие, справедливость и законность и иные ценности духовного порядка.

Наиболее активным элементом духовного мира людей выступает мировоззрение. Оно формирует внутреннюю мотивацию социальной активности человека с учётом конкретной практической обстановки и социальных качеств индивида.

Мировоззрение - это и стержень духовной культуры личности. Конечно, человек может поступать сообразно ситуации или под влиянием аффектов, но такая активность нетипична для него. Основную часть своих поступков и действий человек осмысливает и оценивает, управляет ими.

В этих процессах мировоззрению принадлежит решающая роль. Мировоззрение выступает не только сферой духовного мира личности (где закрепляется гуманитарная культура), но и своеобразным интегративным её основанием. Гуманитарный компонент культуры личности студента (курсанта) или преподавателя формируется, конечно, под влиянием социальной практики, на основе её осмысления. Однако изучение гуманитарных дисциплин в вузе, освоение гуманитарного знания собственными способами формируют гуманитарную культуру «сверху», от сознания и мировоззрения человека. Важным для понимания гуманитарной культуры является положение о том, что мировоззрение человека включает естественный, антропологический и социальный аспекты. Оно существует на обыденно-практическом, житейском и абстрактно-логическом, теоретическом уровнях. Мировоззрение по направленности может быть светским, религиозным или смешанным, а также мифологическим, религиозным, научным и оккультным.

В мировоззрении существенное воздействие на гуманитарную культуру оказывают, выступая одновременно и элементами её содержания, мировоззренческие социальные и антропологические знания, идеалы, нормы и принципы жизни, убеждения, социальные потребности и интересы.

Культура гуманитарного содержания мировоззрения определяет принципиальность и ответственность жизненной позиции человека, характер его отношений с другими людьми и с природой.

Исследование данных элементов содержания и направленности мировоззрения студента (курсанта) или преподавателя позволяет измерить их степень социальной зрелости, устойчивость характера, осуществить коррекцию формирования элементов гуманитарной культуры в процессе непрерывного образования, наметить новые ориентиры.

Изучение социально-гуманитарных наук помогает человеку определить свое место и роль в культуре общества, хотя на формирование такой позиции воздействует множество иных позитивных и негативных факторов. Гуманитарная культура существенно конкретизируется, углубляется и упорядочивается в ходе освоения наук об обществе и человеке. Она более осознанно и прочно соединяется с интересами и идеалами человека, становится неотделимой от его ценностных ожиданий и ориентаций.

Элементы гуманитарной культуры в мировоззрении и всем духовном мире личности объединяет и интегрирует философия.

Философия как наука о всеобщем совместно с математикой, синергетикой и другими дисциплинами всеобщего характера формирует в гуманитарной культуре понимание единства бытия природы, бытия человека и бытия общества, а также своеобразие их существования, но философская картина мира, в отличие от системно-математических моделей, более персонифицирована. Через философию человек представляет себя деятельно-ценностным центром бытия, космосом в миниатюре, мерой всех вещей. Философия формирует глобальную ответственность человека за своё бытие в мире и за сам мир в той степени, в какой люди активно используют и преобразуют окружающее их бытие, хотя и не всегда удачно.

Житейская философия или научное освоение философских знаний образуют не всегда заметный, но чрезвычайно важный элемент мировоззрения и всей культуры духовного мира личности: фиксируются и ценностно осмысливаются важнейшие исходные основы его бытия - «Я и Я», «Я и общество (другие)», «Я и природа».

Нет необходимости доказывать, что от содержания и направленности этих позиций зависит вся стратегия жизни человека, её смысл и ценность.

Гуманитарная культура основывается на чрезвычайно многообразных философских знаниях о бытии человека. Наверное, нет ни одного философа, ни одной философской школы или направления, которые не обращались бы к человеку и его месту в мире. Такие знания являются богатейшей основой гуманитарной культуры. Важны для неё философские идеи о взаимодействии человека и общества, человека и природы; знания об обществе и человеческом измерении социального развития. Гуманитарный смысл имеет философия истории, включающая философские проблемы социального познания и постижения, философское осмысление деятельности человека; содержание и направленность общественного прогресса. Эти и многие другие философские знания составляют не только мировоззренческую позицию человека, социальной общности, но и образуют главное содержание духовного уровня гуманитарной культуры, который детерминирует гуманитарную практику.

Можно выделить множество разновидностей философского знания, которые составляют ядро мировоззрения людей, выступают духовной основой гуманитарной культуры. В совокупности философские знания и позиции людей - это их мудрость, интеллектуальная, мировоззренческая и методологическая зрелость общества. Вне таких духовных ценностей сложно сформировать современную гуманитарную культуру. Философские знания и позиции постоянно проявляют себя как глубинные, основополагающие духовные ценности, а также критерии совершенства гуманитарной культуры.

Философия в мировоззрении людей и их гуманитарной культуре соотносится и взаимодействует с научной и другими формами картины мира. Картина мира может быть определена как любая, достаточно полная и обобщённая совокупность знаний о бытии или о его части - бытии природы, бытии человека и общества.

Научная картина мира - ведущий элемент современной картины мира. Это систематизированная совокупность философско-теоретических, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученных науками на конкретном этапе развития общества. Степень связи научной картины мира с положением человека в обществе и в природе может раскрывать главные стороны гуманитарной культуры.

Значение приобретают не только сами знания, но также и их роль в формировании сознания человека, в осмыслении его сути.

Мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает только обыденным или только теоретическим, только светским или только религиозным. В нем присутствуют различные ценностные знания, идеалы, позиции, убеждения и верования, нормы и принципы жизни, но доминантной всегда является вполне конкретная совокупность знаний и точек зрения. В этом смысле научное гуманитарное мировоззрение только по основному содержанию является таковым. В мировоззрении также «живут» и проявляются обыденно-практические знания, мифы, заблуждения, верования, даже убеждения в необходимости лжи, мистика и т.п. У специалиста-гуманитария главную роль играют знания о человеке и обществе, специалиста в области техники - научно-технические знания, которые при необходимости должны быть обогащены гуманитарными знаниями. Тогда гуманитарная культура будет представлена полно у всех категорий специалистов научной картины мира и будет равноценно формироваться в процессе преподавания учебных дисциплин.

Признаки и особенности философии формируют в мировоззрении людей:

а) ценностные знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам бытия, сознания человека, его взаимодействий с обществом и природой на уровне

высоких абстракций и обобщений;

б) целостное восприятие и осмысление объективного и субъективного мира, их неразрывность, а вместе с тем и относительную самостоятельность бытия природы, бытия человека и бытия общества;

в) понимание отношений между людьми, между людьми и природой в самом главном и существенном - через человека, его качество жизни, потребности и интересы, права и свободы, смысл жизни и ответственность; через человека как главную цель и ценность социально-исторического развития.

Данные положения также составляют необходимую основу и содержание гуманитарной культуры.

Проблема неразрывного единства гуманитарной мировоззренческой культуры студентов (курсантов) с философией в целом понимается в вузах традиционно положительно. Она стала риторической проблемой и формой аксиоматического знания, ориентира учебно-воспитательного процесса. Однако в настоящее время со стороны, в частности, естествоиспытателей, технических специалистов и вузовских руководителей возникают попытки пересмотреть данное положение в пользу приоритетности узкопрофессиональной подготовки студентов.

В такой по сути технократической ориентации выше обозначенная аксиома сопоставляется с другой, не менее значимой: главное - готовить специалистов-профессионалов высокого качества. И в таком соотношении гуманитарной культуры, мировоззрения обучающихся и их философской подготовки, с одной стороны, и качественной подготовкой специалистов, с другой стороны, видны различные философские, именно философские, ориентации. Сторонники профессионализма только условно озабочены качественной подготовкой студентов по специальности и профессии, в то время как гуманитарии ответственны за общую культуру студентов, за то, чтобы в общей культуре определяющей стала гуманитарная составляющая. На деле же каждый специалист естественных, технических и социально-гуманитарных наук в учебно-воспитательном процессе формирует, как профессиональную, так и общую культуру студентов. Если профессионализм выпускника вуза проявляется в его знаниях по профессии и специальности, в соответствующих навыках и умениях, то общая культура выпускника характеризует его как современного человека, чьё мировоззрение и социальные качества соответствуют эпохе и культуре общества.

Гуманитарная культура в общей культуре личности, как и в профессиональной культуре позволяет человеку строить отношения с другими людьми на основе гуманизма и многих других императивов, так необходимых сегодня. Для современного российского общества

необходимы не только качественные специалисты, ответственные профессионалы, общественные деятели, но и просто хорошие люди в огромном богатстве этого простого и понятного термина. Гуманитарная культура - это чувствование и понимание человеком в себе человеческого. Его возможно сформировать на основе профессионального обучения, хотя, возможно, оно будет намного более глубоким и устойчивым, принципиальным, если закрепится в духовном мире на основе общей культуры.

Изучение дисциплин социально-гуманитарного профиля в вузе позволяет сформировать у студентов (курсантов) основы общей культуры, более верно соотнести необходимость формирования в себе общегражданских и профессиональных качеств, поэтому общекультурная и профессиональная подготовка - две стороны единого процесса формирования современного, подготовленного к жизни в обществе и природе человека, способного осуществлять качественную профессиональную деятельность.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что философия сохраняет и сегодня свой статус системообразующей науки в познании, ядра мировоззрения человека и общества, основы формирования и проявления гуманитарной культуры. Философия исторически меняет своё содержание, приоритетные темы осмысления, не теряя при этом своей специфики, особых признаков, которые и в будущем будут вызывать к ней интерес. Философское знание необходимо каждому человеку для постижения тождества над бытием. В этом, на наш взгляд, и состоит наиболее глубокая сущность всей, особенно гуманитарной, культуры человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.